В роли лейпцигского кантора




 

Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки.

Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: «Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра». Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение».

Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству. Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции, в исполнении которых участвуют солисты, хор, оркестр, орган.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, ее находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного.
Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности «Музыкальной коллегии» города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах «Музыкальной коллегии» как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера.
Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки! Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за все приходилось кантору.

 

Единственная отрада


Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.
Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи.

Смерть 65-летнего Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы ее тяжелой жизни ей помог Бетховен.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Документы жизни и деятельности Иоганна Себастьяна Баха: Сборник/Перевод с нем., составитель Ханс Йоахим Шульце.- М.: «Музыка», 1980.

2. Друскин М.С. Иоганн Себастьян Бах. М.: «Музыка», 1982.

3. Друскин М.С. Пассионы и мессы Иоганна Себастьяна Баха.- М.: «Музыка», 1976.

4. Милка А. Шабалина Г. Занимательная бахиана. Вып. 1, 2. - СПб.: «Композитор», 2001.

5. Морозов С.А. Бах. -М.: «Молодая гвардия», 1975. - (Серия «ЖЗЛ»)

6. Сапонов М.А. Шедевры Баха по-русски. -М.: «Классика-XXI», 2005.

7. Форкель И.Н. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастьяна Баха. -М.: «Музыка», 1987.

8. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. - М.: «Классика-XXI», 2011.

ФИЛЬМЫо И.С. Бахе

1. «Антон Иванович сердится» - худ. фильм, в котором Бах является главному герою во сне. (1941, реж. А. Ивановский)

2. «Бах: Борьба за свободу» - худ. фильм 1995 года, реж. С. Гиллард

3. «Иоганн Бах и Анна Магдалена» - худ. фильм 2003 года, реж. Jean-Louis Guillermou

4. «Иоганн Себастьян Бах» (докум. фильм из серии «Знаменитые композиторы»)

5. «Иоганн Себастьян Бах» (докум. Фильм из серии «Немецкие композиторы»)

6. «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество» - докум. фильм Ю. Нагибина в двух частях

7. «Конкурс продолжается» - телеспектакль (1971, реж. Н. Хробко)

8. «Меня зовут Бах» - худ. фильм 2003 года, реж. Dominique de Rivaz.

9. «Молчание перед Бахом» - худ. фильм 2007 года, реж. Пере Портабелья.

10. «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе» - худ. фильм 1980, реж. В. Викас.

11. «Возможная встреча» - телеспектакль (1992, реж. В. Долгачев, С. Сатыренко; в ролях: О. Ефремов, И. Смоктуновский, С. Любшин)

12. «Ужин в четыре руки» - телевизионный художественный фильм 1999 года, реж. М. Козаков. В роли Баха - Евгений Стеблов.

 

26.03.20. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти»;e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте https://vk.com/library_foliant

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: