Работа с рисунком
конспект
Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком.
После окончания представления образа пациенту дается домашнее задание нарисовать пережитое, выбрав такой лист бумаги (любой величины, формата) и такие средства для рисования, какие хочется пациенту.
Рисование оказалось особенно полезно в работе с людьми,
v имеющими недостаточно развитую фантазию,
v испытывающими трудности вербального выражения,
v скованных запретами и комплексами, а также
v переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем оказывает ограничивающее и систематизирующее воздействие.
Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.
Эмоциональные проявления отслеживаем по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например,
Продавливания, соответствующие
v прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят
Ø о проявлении агрессии, а
v повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют
Ø о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например,
§ многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует
· оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале.
Психотерапевту необходимо обращать внимание и на свои чувства, которые возникают при рассмотрении рисунка, ибо это - обязательное условие анализа контрпереноса.
При анализе рисунка используется и ряд других объективных диагностических критериев.
v это величина и формат выбранного листа бумаги.
Ø Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило,
§ люди с завышенными представлениями о себе,
§ склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также
§ дети.
§ В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.
Ø Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают
§ пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также
§ имеющие заниженную самооценку, "маленькие" и "скромные".
v как пациент отрезает бумагу. Некоторые
Ø подолгу ровняют края. Это один из признаков эпилептоидности.
Ø сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.
v наличие специально нарисованных рамок.
v Рамка может
Ø свидетельствовать
§ о стремлении отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.
Ø быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит
§ о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится рамка.
v Смещение изображения
Ø в верхнюю часть рисунка отражает
§ завышенный уровень притязаний;
Ø в нижнюю - заниженный и низкую самооценку.
Левая сторона рисунка соответствует
Ø эмоционально-интуитивной сфере личности, а
правая - интеллектуально-рациональной. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка рамка - в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.
v горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.
Ø Горизонтальный формат
§ о стремлении охватить одновременно как можно больше областей в жизни.
§ Это характерно для экстенсивного типа личности. Часто на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п.
Ø Выбор вертикального формата свидетельствует
§ о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле.
§ Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.
v средства, которые выбираются для рисования.
Ø выбор материала должен быть свободный. И если из всех материалов пациент выбирает, например,
Ø простой карандаш - это говорит
§ о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты.
Ø Тушь (особенно черная), как правило,
§ соответствует агрессивности.
Ø шариковую ручку - это говорит
§ о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой.
Ø Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств:
- цветные карандаши,
- восковые мелки,
- пастель,
- гуашь,
- акварель.
§ В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны,
§ рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.
При обсуждении рисунка пациента можно спросить:
§ "Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?"
Ø самое важное пациент бессознательно располагает
§ в центре или на первом плане, как бы, потом, он сам ни комментировал свой рисунок.
v Характер перспективы
Ø Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть
§ связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией перспектива искажена или вообще отсутствует.
Ø изображение линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет
§ пропущенный участок между " небом " и " землей " - это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между "верхом" и "низом".
v При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное").
v Символика цвета
Ø цвет отражает различные эмоции человека.
Ø один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний.
Ø при анализе, важно расспросить пациента,
§ какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части,
§ нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.
Функции цветов
ЗЕЛЕНЫЙ = 2
Ø Обеспечивает гибкость воли, что позволяет настойчиво продолжать работу, несмотря на трудности или сопротивление. Выполненная до конца работа усиливает самоуважение.
КРАСНЫЙ = 3
Ø Обеспечивает силу воли, которая требует деятельности. Удовольствие от того, что реализуется намерение.
ЖЕЛТЫЙ = 4 Обеспечивает спонтанное чувство удовлетворения от работы или воспоминаний о ней, оптимизм в работе, готовность начать новую деятельность.
Восемь цветов | Восемь цветов | ||||
Основные | Синий | Дополнительные | Фиолетовый | ||
Зеленый | Коричневый | ||||
Красный | Черный | ||||
Желтый | Серый |
Исследования ученых по психофизиологическому влиянию на личность показывают, что цвет влияет на пульс, мышечное напряжение и существенно влияет на эмоциональную часть личности (см. табл.)
Цвет | Артериальное давление | Пульс, дыхание | Мышечная напряженность | Влияние на эмоциональную часть личности |
Красный | увеличивает | ускоряет | увеличивает | возбуждает |
Оранжевый | Слегка увеличивает | Слегка ускоряет | Увеличивает | Стимулирует |
Желтый | Не изменяет | Не изменяет | Не изменяет | Уравновешивает |
Зеленый | Незначительно уменьшает | Незначительно уменьшает | Незначительно уменьшает | Уравновешивает |
Голубой | Уменьшает | Успокаивает | Уменьшает | Успокаивает |
Синий | Значительно уменьшает | Значительно уменьшает | Уменьшает | Тормозит |
Фиолетовый | Сильно снижает | Сильно успокаивает | Сильно уменьшает | Угнетает |
Объективное влияние цвета на личность
· зависит от качества цвета, количества цвета, времени влияния, особенностей НС, возраста, пола других факторов.
Красный = 3 цвет
· воспринимается как теплый цвет, он влияет внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет, который не имеет, однако легкомыслия желтого = 4.
· Возбуждает НС, вызывает учащение дыхание и пульса и активирует работу мышечной системы.
· Как бы пылает внутри себя.
· В сочетании с черным дает
o коричневый
§ холодный оттенок красного, теряет активность красного;
§ тупое, твердое, не способное к движению.
· В сочетании с желтым дает
o оранжевый («жовтогарячий»)
§ постоянно сохраняет серьезность
· в сочетании с синим дает
o Фиолетовый
§ цвет, как бы охлажденный красный;
§ звучит малость болезненно, как что-то потушенное и грустное.
Синий цвет оказывает тормозное действие на НС.
У каждого человека восприятие цвета разное, один и тот же цвет для разных личностей имеет многоплановое смысловое и психофизиологическое значение.
Цвета имеют возбуждающие, угнетающие, успокаивающие характеристики. Так, например, желто-коричневый цвет кажется нам сухим,
Зеленовато-синий – влажным,
рожевий – сладковатым,
красный – теплым,
оранжевый – кричащим,
фиолетовый - тяжелым,
желтый – легким.
Такое действие цвета нельзя объяснять ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.
Красный, желтый, оранжевый – цвета экстраверсии, т.е. импульс, обращен кнаружи.
Группа синего, фиолетового, зеленого наоборот, для пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.
Равновесие белого и черного рождает серый; природно, серый цвет не может дать ни движения, ни звука.
Серый – беззвучный и обездвиженный, но эта обездвиженность другого характера, чем у зеленого цвета, который рожден двумя активными цветами – желтым и синим. Поэтому серый цвет – это безутешная обездвиженность.
Красный цвет=3
¨ оказывает на человека самое сильное эмоциональное воздействие;
¨ самый теплый цвет.
¨ отражает переживания, с одной стороны,
Ø любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой,
Ø агрессию, ненависть и опасность.
¨ связан также с тенденцией к самореализации.
¨ в культурно-историческом аспекте связан, в сознании многих людей, с цветом революции.
Синий = 1 и голубой цвет
§ символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей.
§ Это холодные цвета. Считается, что синий цвет
§ выражает потребность в покое, привязанности, единении.
§ это самый интровертированный цвет, он
§ символизирует уход в себя, в свой духовный мир и успокаивает.
§ с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а
§ с другой, полюс безумного, иррационального, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как "воздушные замки", "голубые мечты", "голубые дали".
Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки - красной или розовой.
Красный = 3 и желтый = 4 цвет соответствуют экстравертированному типу личности и действуют возбуждающе.
Зеленый цвет = 2
· с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду. Вспомним, например, выражение "зеленые ростки".
· На другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: "Ты весь зеленый", - а про недостаточно взрослого: "Ты еще зелен".
Желтый = 4
· это самый экстравертированный цвет,
· символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе.
· выражает ожидания от будущего.
· символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как "желтая пресса", "желтый билет", "желтый дом".
Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного =3 и желтого = 4 цвета.
Оранжевый цвет
· образуется при соединении желтого = 4 и красного = 3 цвета. В нем воплотились психологических особенности этих цветов.
· характеризует зрелость личности и силу механизмов "Я". В этом отношении это - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов.
· цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение при конфликтах. С другой стороны,
· он вытесняет другие цвета, символизирует потрясение, страсть борьбы, демоническое начало войны.
Фиолетовый = 5 цвет
· это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета.
· Это цвет выравнивания и равновесия,
· цвет меры, сдержанности и соответствия,
· цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости.
· символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенных знаний.
· С другой стороны, он
o способствует эндогенной возбудимости,
o выражает внутреннее беспокойство, которое может означать, как опасность, так и шанс творческого открытия.
· С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние.
· В то же время выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию.
Коричневый =6 цвет
· соединяет в себе желтый =4, красный = 3 и синий = 1 цвета.
· Это один из самых амбивалентных цветов.
· На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как
материнство, плодородие, земля, а
· на другом - грязь, гной, кал.
· воплощает внутренний мир ощущений - в отличие, например,
o от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир,
o или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие.
Черный = 7 цвет
· представляет собой смешение всех цветов.
· На одном полюсе спектра его символических значений находятся
o достоинство и торжественность, а
· на другом полюсе - смерть, траур, грех.
· часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил.
· Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет.
Белому цвету
· придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета,
· белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов.
· На одном полюсе спектра его символических значений находятся
o чистота, гармония, девственность, непорочность,
o единство начала и конца, а
· на другом – при видение, траур и смерть.
Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи "белый саван" или "белые тапочки в гробу".
И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет,
· цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики,
· цвет депрессии.
Краткую схему символики цвета иллюстрирует таблица 2.
Таблица 2 Символика цвета
+ | цвет | _ |
любовь, страсть эротическое начало вдохновение | красный | агрессия ненависть опасность |
разум дисциплина порядок, верность | синий | безумие иррациональность |
открытость активность свобода, слава, сила | желтый | ревность, зависть жадность, лживость мания, бред |
Зрелость личности радость энергия, сила | оранжевый | вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны |
Витальное начало рост надежда | зеленый | Яд болезнь незрелость |
равновесие мистика, колдов. чары сокровенное знание покаяние | фиолетовый | внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия |
материнство плодородие земля | коричневый | грязь гной кал |
достоинство торжественность | черный | смерть траур грех |
чистота гармония | белый | привидение траур |
серый | неясность туман депрессия |
На образование символа влияют
Ø разные факторы (наследуемые и формирующиеся при жизни)
Ø любые события, начиная с внутриутробного развития, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, событий последних двух дней.
Аналитические принципы символообразования:
§ сгущения.
· в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время.
§ амбивалентности - предполагает
· существование у одного и того же символа прямо противоположных значений.