Объективное влияние цвета на личность




Работа с рисунком

конспект

Разработана специальная техника диагностической и психокоррекционной работы с рисунком.

После окончания представления образа пациенту дается домашнее задание нарисовать пережитое, выбрав такой лист бумаги (любой величины, формата) и такие средства для рисования, какие хочется пациенту.

Рисование оказалось особенно полезно в работе с людьми,

v имеющими недостаточно развитую фантазию,

v испытывающими трудности вербального выражения,

v скованных запретами и комплексами, а также

v переполненных силой образа. Если в первом случае рисунок стимулирует фантазию, то в последнем оказывает ограничивающее и систематизирующее воздействие.

Обсуждение рисунка происходит, как правило, в начале следующего сеанса.

Эмоциональные проявления отслеживаем по продавливаниям на обратной стороне рисунка. Например,

Продавливания, соответствующие

v прямым линиям, уколам, толчкам и острым углам, как правило, говорят

Ø о проявлении агрессии, а

v повторяющиеся круговые движения обычно свидетельствуют

Ø о тревоге и страхе. При этом важно, где расположены эти круговые движения. Например,

§ многократное круговое очерчивание вокруг рта часто соответствует

· оральным и вербальным страхам. Эти наблюдения сделаны на большом статистическом материале.

Психотерапевту необходимо обращать внимание и на свои чувства, которые возникают при рассмотрении рисунка, ибо это - обязательное условие анализа контрпереноса.

При анализе рисунка используется и ряд других объективных диагностических критериев.

v это величина и формат выбранного листа бумаги.

Ø Большие листы бумаги (больше формата А4) выбирают, как правило,

§ люди с завышенными представлениями о себе,

§ склонные к нарциссизму и истерическим реакциям, а также

§ дети.

§ В экстремальных случаях пациент даже продолжает рисовать за пределами листа бумаги на столе.

Ø Маленькие листы бумаги (меньше формата А4) обычно выбирают

§ пациенты с депрессивной и навязчивой структурой личности, а также

§ имеющие заниженную самооценку, "маленькие" и "скромные".

v как пациент отрезает бумагу. Некоторые

Ø подолгу ровняют края. Это один из признаков эпилептоидности.

Ø сначала по линейке отчерчивают линию отрыва и лишь после этого обрезают лист бумаги. Это признак педантичности, ригидности.

v наличие специально нарисованных рамок.

v Рамка может

Ø свидетельствовать

§ о стремлении отгородиться от внешнего мира, что, в свою очередь, обусловлено страхом, тревогой и неуверенностью, защитой от которых как раз и служит рамка.

Ø быть также образована из незанятого цветом пространства по краям листа бумаги, что тоже говорит

§ о страхе и неуверенности по отношению к внешнему миру. Важно, с какого края рисунка находится рамка.

v Смещение изображения

Ø в верхнюю часть рисунка отражает

§ завышенный уровень притязаний;

Ø в нижнюю - заниженный и низкую самооценку.

Левая сторона рисунка соответствует

Ø эмоционально-интуитивной сфере личности, а

правая - интеллектуально-рациональной. В соответствии с этим, с какой стороны рисунка рамка - в той сфере пациент испытывает наибольшую неуверенность.

v горизонтальное или вертикальное положение листа бумаги.

Ø Горизонтальный формат

§ о стремлении охватить одновременно как можно больше областей в жизни.

§ Это характерно для экстенсивного типа личности. Часто на рисунке изображается несколько предметов, дорога и т. п.

Ø Выбор вертикального формата свидетельствует

§ о целеустремленности, о способности сконцентрироваться на каком-то деле.

§ Это интенсивный тип личности. Обычно на рисунке изображается один, поднимающийся вверх предмет.

v средства, которые выбираются для рисования.

Ø выбор материала должен быть свободный. И если из всех материалов пациент выбирает, например,

Ø простой карандаш - это говорит

§ о страхе перед самовыражением красками (страх перед неопределенностью). Часто для таких пациентов свойственны навязчивые черты.

Ø Тушь (особенно черная), как правило,

§ соответствует агрессивности.

Ø шариковую ручку - это говорит

§ о навязчивой, слишком конкретной личности, для которой рисование шариковой ручкой служит определенной защитой.

Ø Признаком внутренней раскованности и нарастания степени выраженности внутренней свободы может служить следующая последовательность выбора изобразительных средств:

 

- цветные карандаши,

- восковые мелки,

- пастель,

- гуашь,

- акварель.

§ В этом ряду признаком наиболее раскрепощенной и свободной личности может быть выбор акварели, когда пациент уверенно чувствует себя, несмотря на размытый и нечеткий характер линий. С другой стороны,

§ рисование цветными мелками и карандашами позволяет менее уверенному пациенту опираться на четкие линии.

При обсуждении рисунка пациента можно спросить:

§ "Где Вы чувствуете себя лучше? В какую сторону Вы бы пошли?"

Ø самое важное пациент бессознательно располагает

§ в центре или на первом плане, как бы, потом, он сам ни комментировал свой рисунок.

v Характер перспективы

Ø Отсутствие перспективы у взрослых пациентов может быть

§ связано с психотическими нарушениями. Известно, что на рисунках больных шизофренией перспектива искажена или вообще отсутствует.

Ø изображение линии горизонта. Если взрослый пациент оставляет

§ пропущенный участок между " небом " и " землей " - это может говорить о расщеплении психической структуры, разрыве между "верхом" и "низом".

v При анализе рисунка необходимо учитывать все необычные, элементы, утрирования, диспропорции, отсутствие определенных частей тела и т. д. Интерпретация этих признаков проводится в соответствии с принципами классических рисуночных тестов (например, теста "Несуществующее животное").

v Символика цвета

Ø цвет отражает различные эмоции человека.

Ø один и тот же цвет может одновременно вызывать сразу множество различных, часто противоположных переживаний.

Ø при анализе, важно расспросить пациента,

§ какое впечатление производит на него рисунок в целом и отдельные его части,

§ нравится ли ему тот или иной цвет и т. д.

Функции цветов

ЗЕЛЕНЫЙ = 2

Ø Обеспечивает гибкость воли, что позволяет настойчиво продолжать работу, несмотря на трудности или сопротивление. Выполненная до конца работа усиливает самоуважение.

КРАСНЫЙ = 3

Ø Обеспечивает силу воли, которая требует деятельности. Удовольствие от того, что реализуется намерение.

ЖЕЛТЫЙ = 4 Обеспечивает спонтанное чувство удовлетворения от работы или воспоминаний о ней, оптимизм в работе, готовность начать новую деятельность.

Восемь цветов Восемь цветов
Основные   Синий Дополнительные   Фиолетовый
  Зеленый   Коричневый
  Красный   Черный
  Желтый   Серый

Исследования ученых по психофизиологическому влиянию на личность показывают, что цвет влияет на пульс, мышечное напряжение и существенно влияет на эмоциональную часть личности (см. табл.)

Цвет Артериальное давление Пульс, дыхание Мышечная напряженность Влияние на эмоциональную часть личности
Красный увеличивает ускоряет увеличивает возбуждает
Оранжевый Слегка увеличивает Слегка ускоряет Увеличивает Стимулирует
Желтый Не изменяет Не изменяет Не изменяет Уравновешивает
Зеленый Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Уравновешивает
Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает
Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Тормозит
Фиолетовый Сильно снижает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Угнетает

Объективное влияние цвета на личность

· зависит от качества цвета, количества цвета, времени влияния, особенностей НС, возраста, пола других факторов.

Красный = 3 цвет

· воспринимается как теплый цвет, он влияет внутренне как жизненный, живой, беспокойный цвет, который не имеет, однако легкомыслия желтого = 4.

· Возбуждает НС, вызывает учащение дыхание и пульса и активирует работу мышечной системы.

· Как бы пылает внутри себя.

· В сочетании с черным дает

o коричневый

§ холодный оттенок красного, теряет активность красного;

§ тупое, твердое, не способное к движению.

· В сочетании с желтым дает

o оранжевый («жовтогарячий»)

§ постоянно сохраняет серьезность

· в сочетании с синим дает

o Фиолетовый

§ цвет, как бы охлажденный красный;

§ звучит малость болезненно, как что-то потушенное и грустное.

Синий цвет оказывает тормозное действие на НС.

У каждого человека восприятие цвета разное, один и тот же цвет для разных личностей имеет многоплановое смысловое и психофизиологическое значение.

Цвета имеют возбуждающие, угнетающие, успокаивающие характеристики. Так, например, желто-коричневый цвет кажется нам сухим,

Зеленовато-синий – влажным,

рожевий – сладковатым,

красный – теплым,

оранжевый – кричащим,

фиолетовый - тяжелым,

желтый – легким.

Такое действие цвета нельзя объяснять ассоциациями. Оно вызвано синестезией, т.е. возбуждением одного органа чувств при раздражении другого.

Красный, желтый, оранжевый – цвета экстраверсии, т.е. импульс, обращен кнаружи.

Группа синего, фиолетового, зеленого наоборот, для пассивной интроверсии и импульсов, обращенных внутрь.

Равновесие белого и черного рождает серый; природно, серый цвет не может дать ни движения, ни звука.

Серый – беззвучный и обездвиженный, но эта обездвиженность другого характера, чем у зеленого цвета, который рожден двумя активными цветами – желтым и синим. Поэтому серый цвет – это безутешная обездвиженность.

Красный цвет=3

¨ оказывает на человека самое сильное эмоциональное воздействие;

¨ самый теплый цвет.

¨ отражает переживания, с одной стороны,

Ø любовь, страсть, эротическое начало, вдохновение, а с другой,

Ø агрессию, ненависть и опасность.

¨ связан также с тенденцией к самореализации.

¨ в культурно-историческом аспекте связан, в сознании многих людей, с цветом революции.

Синий = 1 и голубой цвет

§ символизируют одухотворенность, разумное начало, мир идей.

§ Это холодные цвета. Считается, что синий цвет

§ выражает потребность в покое, привязанности, единении.

§ это самый интровертированный цвет, он

§ символизирует уход в себя, в свой духовный мир и успокаивает.

§ с одной стороны, можно выделить полюс разумного, рационального начала, а

§ с другой, полюс безумного, иррационального, оторванность от реальной жизни. Вспомним такие выражения, как "воздушные замки", "голубые мечты", "голубые дали".

Культурно-историческая традиция использует красный и синий цвет для половой дифференциации. Так, когда рождается мальчик, его одеяло перевязывают синей или голубой лентой, а одеяло девочки - красной или розовой.

Красный = 3 и желтый = 4 цвет соответствуют экстравертированному типу личности и действуют возбуждающе.

Зеленый цвет = 2

· с одной стороны символизирует витальное начало, рост и надежду. Вспомним, например, выражение "зеленые ростки".

· На другом полюсе находятся такие значения зеленого цвета, как яд, болезнь и незрелость. Яд обычно изображают зеленым, про больного человека говорят: "Ты весь зеленый", - а про недостаточно взрослого: "Ты еще зелен".

Желтый = 4

· это самый экстравертированный цвет,

· символизирующий открытость, активность, стремление к свободе, славе и силе.

· выражает ожидания от будущего.

· символизирует ревность, тщеславие, зависть, жадность, лживость, продажность, маниакальное и бредовое безумие и одержимость. Вспомним такие выражения, как "желтая пресса", "желтый билет", "желтый дом".

Считается, что сексуальность в наибольшей степени проявляется в сочетании красного =3 и желтого = 4 цвета.

Оранжевый цвет

· образуется при соединении желтого = 4 и красного = 3 цвета. В нем воплотились психологических особенности этих цветов.

· характеризует зрелость личности и силу механизмов "Я". В этом отношении это - один из самых благоприятных для психотерапевтического прогноза цветов.

· цвет радости, удовольствия, стремления к достижению и самоутверждению, энергии и силы. Он оказывает благотворное действие на психику человека, снимая напряжение при конфликтах. С другой стороны,

· он вытесняет другие цвета, символизирует потрясение, страсть борьбы, демоническое начало войны.

Фиолетовый = 5 цвет

· это, пожалуй, самый двойственный и противоречивый цвет. В нем соединились возбуждающий и сдерживающий компоненты красного и синего цвета, что рождает особое напряжение фиолетового цвета.

· Это цвет выравнивания и равновесия,

· цвет меры, сдержанности и соответствия,

· цвет знания и интеллекта, цвет величия, мистики и мудрости.

· символизирует волшебство и магию, колдовские чары, мистическое и интуитивно-чувственное постижение сокровенных знаний.

· С другой стороны, он

o способствует эндогенной возбудимости,

o выражает внутреннее беспокойство, которое может означать, как опасность, так и шанс творческого открытия.

· С этим цветом связывают религиозную самоотверженность, святость и смирение, покорность и покаяние.

· В то же время выражает тревогу, волнение и страдание, горе и скорбь, печаль и отречение, покорность и меланхолию.

Коричневый =6 цвет

· соединяет в себе желтый =4, красный = 3 и синий = 1 цвета.

· Это один из самых амбивалентных цветов.

· На одном полюсе можно выделить такие символические значения, как

материнство, плодородие, земля, а

· на другом - грязь, гной, кал.

· воплощает внутренний мир ощущений - в отличие, например,

o от фиолетового цвета, для которого характерен уход в эмоциональный мир,

o или черного и серого цветов, для которых характерен уход в бездействие.

Черный = 7 цвет

· представляет собой смешение всех цветов.

· На одном полюсе спектра его символических значений находятся

o достоинство и торжественность, а

· на другом полюсе - смерть, траур, грех.

· часто соответствует реакции протеста, фрустрации, периоду ухода в бездействие и накопления сил.

· Для черного цвета характерны тревога, снижение эмоциональных контактов. Люди, потерявшие родину, беженцы также часто предпочитают черный цвет.

Белому цвету

· придается очень большое значение при диагностике, особенно если он специально прорисован белой краской или карандашом. В отличие от черного цвета,

· белый образуется не при смешении, а при наложении всех цветов.

· На одном полюсе спектра его символических значений находятся

o чистота, гармония, девственность, непорочность,

o единство начала и конца, а

· на другом – при видение, траур и смерть.

Характерно, что белый цвет символизирует траур не только на Востоке, но и в христианской цивилизации. Можно вспомнить в этой связи "белый саван" или "белые тапочки в гробу".

И есть только один цвет, который, с точки зрения специалистов Института Кататимно-имагинативной психотерапии, имеет одно лишь отрицательное символическое значение. Это серый цвет,

· цвет тумана, неясности и, что особенно важно для психодиагностики,

· цвет депрессии.

Краткую схему символики цвета иллюстрирует таблица 2.

Таблица 2 Символика цвета

+ цвет _
любовь, страсть эротическое начало вдохновение красный агрессия ненависть опасность
разум дисциплина порядок, верность синий безумие иррациональность
открытость активность свобода, слава, сила желтый ревность, зависть жадность, лживость мания, бред
Зрелость личности радость энергия, сила оранжевый вытесняет другие цвета страсть борьбы и войны
Витальное начало рост надежда зеленый Яд болезнь незрелость
равновесие мистика, колдов. чары сокровенное знание покаяние фиолетовый внутреннее беспокойство тревога, отречение меланхолия
материнство плодородие земля коричневый грязь гной кал
достоинство торжественность черный смерть траур грех
чистота гармония белый привидение траур
  серый неясность туман депрессия

 

 

На образование символа влияют

Ø разные факторы (наследуемые и формирующиеся при жизни)

Ø любые события, начиная с внутриутробного развития, родов, развития в младенческом возрасте, особенностей приучения к горшку, времени посещения детского сада и т. д., вплоть до актуальной ситуации, событий последних двух дней.

Аналитические принципы символообразования:

§ сгущения.

· в каждом образе или элементе рисунка одновременно проявляются символические отражения множества различных событий, происшедших с пациентом в разное время.

§ амбивалентности - предполагает

· существование у одного и того же символа прямо противоположных значений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: