План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Падеж имён существительных».
Клейкова Юлия Александровна,
студент-практикант
(русский язык и литература);
402 гр.
Цели урока:
1) Актуализировать ранее полученные знания.
2) Познакомить с различными мнемотехниками запоминания падежей.
3) Познакомить с таблицей падежных окончаний имен существительных, научить пользоваться ею.
4) Познакомить с алгоритмом определения падежей у имен существительных.
Тип урока: урок-закрепление; урок-объяснение нового материала.
Материалы: учебник русского языка для 5 класса (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов), план-конспект урока.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, на доске записано число – Девятнадцатое февраля; на доске записана тема: Падеж имён существительных).
- Открываем тетради, записываем число, тему сегодняшнего урока.
II. Актуализация полученных ранее знаний. Проверка домашнего задания (упр. №517)
- Дома вы должны были вспомнить и повторить падежи имён существительных. Так сколько падежей мы знаем? – 6.
- Давайте перечислим их (выбранный для ответа ученик перечисляет падежи и называет характеризующие их вопросы; учитель под диктовку записывает их на доске):
Падежи
Именительный (кто? что?)
Родительный(кого? чего?)
Дательный(кому? чему?)
Винительный(кого? что?)
Творительный (кем? чем?)
Предложный (о ком? о чем? в ком? в чем?)
- На прошлом уроке Женя рассказал, как он запоминает падежи: «И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». А как запоминали падежи остальные? (Если других вариантов не последует, учитель расскажет о других мнемотехниках:«И ванушка, Р одненький, Д ай В одицы Т епленькой П опить», «И ван Р одил Д евочку В алю Т олстенькую, П узатенькую», «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали»).
- Выберите понравившийся вам вариант. Это поможет запомнить названия и количество падежей. А теперь возвращаемся к домашнему заданию. Вам было предложено просклонять три существительных в единственном числе, определить их склонения и объяснить, как вы это определили.
1) К доске вызывается первый ученик и разбирает существительное «берёза» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания):
Им. п. (кто? что?) берёз а Вин.п. (кого? что?) берёз у
Род.п. (кого? чего?) берёз ы Тв. п. (кем? чем?) берёз ой
Дат.п. (кому? чему?) берёз е Пред. п. (о ком? о чем?) о берёз е
Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:
Берёза - сущ. ж. р., в им. п., в ед. ч. на –а (1-е скл.)
2) К доске вызывается второй ученик и разбирает существительное «вечер» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания, предыдущее существительное стирается после проверки, падежные окончания остаются):
Им. п. (кто? что?) вечер[]Вин. п. (кого? что?) вечер[]
Род.п. (кого? чего?)вечер а Тв. п. (кем? чем?) вечер ом
Дат.п. (кому? чему?) вечер у Пред. п. (о ком? о чем?) о вечер е
Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:
Вечер - сущ. муж.р., в им. п., в ед. ч. на согласный (или с нулевым окончанием) (2-е скл.)
3) К доске вызывается третий ученик и разбирает существительное «оттепель» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания, предыдущее существительное стирается после проверки, падежные окончания остаются):
Им. п. (кто? что?) оттепель[]Вин. п. (кого? что?) оттепель[]
Род.п. (кого? чего?)оттепел и Тв. п. (кем? чем?) оттепель ю
Дат.п. (кому? чему?) оттепел и Пред. п. (о ком? о чем?) об оттепел и
Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:
Оттепель - сущ. ж.р., в им. п., в ед. ч. на согласный с ь (3-е скл.)
- Давайте посмотрим на падежные окончания (они остаются записанными на доске) и составим таблицу падежных окончаний имён существительных (учитель дописывает склонения и другие возможные варианты падежных окончаний). В результате на доске получается таблица:
Падеж | Склонение | |||
I | II | III | ||
Именительный | кто? что? | -а, -я | [], -о, -е | [] |
Родительный | кого? чего? | -ы, -и | -а, -я | -и |
Дательный | кому? чему? | -е | -у, -ю | -и |
Винительный | кого? что? | -у, -ю | -о, -е | [] |
Творительный | кем? чем? | -ой (-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ью |
Предложный | (о) ком? (о) чем? | -е | -е | -и |
- Переписываем таблицу в свои тетради.
- Вспоминаем, какие существительные относятся к 1-му склонению, какие ко 2-му, какие к 3-му.
III. Переход к теме урока: Падеж имён существительных.
- Итак, мы вспомнили с вами все 6 падежей, вспомнили характеризующие их вопросы, посмотрели,как меняется окончание у существительных, и составили таблицу падежных окончаний. Теперь мы познакомимся с алгоритмом определения падежей у имени существительного. Для этого обратимся к теоретическим сведениям на стр. 208 (выбранный ученик читает вслух теоретические сведения).
-Чтобы правильно определить падеж имени существительного, первым делом, мы должны найти слово, к которому относиться существительное, затем поставить от этого слова вопрос к существительному. Давайте потренируемся на упр. №520.
Учитель записывает на доске предложение:
Ячмень сеют, когда цветёт калина.
1) находим слово, к которому относиться существительное «ячмень» - сеют (ставим сверху крестик).
2) ставим вопрос от слова «сеют» к существительному «ячмень» - сеют (что?) ячмень[]
- Вопрос что? и нулевое окончание у существительного мужского рода указывают нам на то, что это именительный падеж (обращаемся к таблице).
- Рассмотрим другой пример (учитель записывает следующее предложение):
Мама очень гордиться ребенком.
1) находим слово, к которому относиться существительное «ребенком» - гордиться (ставим сверху крестик).
2) ставим вопрос от слова «гордиться» к существительному «ребенком» - гордиться (кем?) ребенк ом
- Вопрос кем? и окончание –ом у существительного мужского рода указывают нам на то, что это творительный падеж (обращаемся к таблице).
- Выполняем упр.№521.
Уважать (кого?) друг а, уважение (к кому?) к товарищ у; (родительный, дательный)
Презирать (кого?) лентяя, презрение (к кому?) к лентяю; (родительный, дательный)
Благодарность (за что?) за праздник[], благодарный (кому?) бабушк е; (именительный, дательный)
Радоваться (чему?) успех у, радость (от чего?) от удач и; (дательный, родительный)
Гордиться (кем?) сын ом, гордость (за кого?) за подруг у (творительный, винительный)
(если останется время – разобрать предлоги)
IV. Домашнее задание.
1) упр. 527 письменно.
2) учить таблицу предложных окончаний имен существительных.
Комментарии:
Первая ошибка этого урока заключалась в том, что очень много времени было потрачено на проверку домашнего задания. Екатерина Андреевна сказала, что не было надобности в письменной проверке у доски, так как они сделали все это дома, и нужно было просто быстро опросить их. В результате мне не хватило времени на более подробное изучение падежных предлогов.
Вторая ошибка заключалась в том, что было очень много похожих заданий, которые шли после составления таблицы падежных окончаний. В результате дети быстро заскучали и начинали шуметь и переговариваться каждый раз, когда я ослабляла внимание.