III. Переход к теме урока: Падеж имён существительных.




План-конспект урока по русскому языку в 5-м классе на тему «Падеж имён существительных».

Клейкова Юлия Александровна,

студент-практикант

(русский язык и литература);

402 гр.

Цели урока:

1) Актуализировать ранее полученные знания.

2) Познакомить с различными мнемотехниками запоминания падежей.

3) Познакомить с таблицей падежных окончаний имен существительных, научить пользоваться ею.

4) Познакомить с алгоритмом определения падежей у имен существительных.

Тип урока: урок-закрепление; урок-объяснение нового материала.

Материалы: учебник русского языка для 5 класса (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов), план-конспект урока.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, на доске записано число – Девятнадцатое февраля; на доске записана тема: Падеж имён существительных).

- Открываем тетради, записываем число, тему сегодняшнего урока.

II. Актуализация полученных ранее знаний. Проверка домашнего задания (упр. №517)

- Дома вы должны были вспомнить и повторить падежи имён существительных. Так сколько падежей мы знаем? – 6.

- Давайте перечислим их (выбранный для ответа ученик перечисляет падежи и называет характеризующие их вопросы; учитель под диктовку записывает их на доске):

Падежи

Именительный (кто? что?)

Родительный(кого? чего?)

Дательный(кому? чему?)

Винительный(кого? что?)

Творительный (кем? чем?)

Предложный (о ком? о чем? в ком? в чем?)

- На прошлом уроке Женя рассказал, как он запоминает падежи: «И ван Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». А как запоминали падежи остальные? (Если других вариантов не последует, учитель расскажет о других мнемотехниках:«И ванушка, Р одненький, Д ай В одицы Т епленькой П опить», «И ван Р одил Д евочку В алю Т олстенькую, П узатенькую», «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали»).

- Выберите понравившийся вам вариант. Это поможет запомнить названия и количество падежей. А теперь возвращаемся к домашнему заданию. Вам было предложено просклонять три существительных в единственном числе, определить их склонения и объяснить, как вы это определили.

1) К доске вызывается первый ученик и разбирает существительное «берёза» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания):

Им. п. (кто? что?) берёз а Вин.п. (кого? что?) берёз у

Род.п. (кого? чего?) берёз ы Тв. п. (кем? чем?) берёз ой

Дат.п. (кому? чему?) берёз е Пред. п. (о ком? о чем?) о берёз е

Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:

Берёза - сущ. ж. р., в им. п., в ед. ч. на –а (1-е скл.)

2) К доске вызывается второй ученик и разбирает существительное «вечер» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания, предыдущее существительное стирается после проверки, падежные окончания остаются):

Им. п. (кто? что?) вечер[]Вин. п. (кого? что?) вечер[]

Род.п. (кого? чего?)вечер а Тв. п. (кем? чем?) вечер ом

Дат.п. (кому? чему?) вечер у Пред. п. (о ком? о чем?) о вечер е

Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:

Вечер - сущ. муж.р., в им. п., в ед. ч. на согласный (или с нулевым окончанием) (2-е скл.)

3) К доске вызывается третий ученик и разбирает существительное «оттепель» (на доске остаются записанные учителем падежи и характеризующие их вопросы, ученик, руководствуясь подсказкой и своей тетрадью с домашним заданием, склоняет существительное и выделяет падежные окончания, предыдущее существительное стирается после проверки, падежные окончания остаются):

Им. п. (кто? что?) оттепель[]Вин. п. (кого? что?) оттепель[]

Род.п. (кого? чего?)оттепел и Тв. п. (кем? чем?) оттепель ю

Дат.п. (кому? чему?) оттепел и Пред. п. (о ком? о чем?) об оттепел и

Ученик определяет склонение существительного и объясняет, как он это определил:

Оттепель - сущ. ж.р., в им. п., в ед. ч. на согласный с ь (3-е скл.)

- Давайте посмотрим на падежные окончания (они остаются записанными на доске) и составим таблицу падежных окончаний имён существительных (учитель дописывает склонения и другие возможные варианты падежных окончаний). В результате на доске получается таблица:

Падеж Склонение
I II III
Именительный кто? что? -а, -я [], -о, -е []
Родительный кого? чего? -ы, -и -а, -я
Дательный кому? чему? -у, -ю
Винительный кого? что? -у, -ю -о, -е []
Творительный кем? чем? -ой (-ою), -ей (-ею) -ом, -ем -ью
Предложный (о) ком? (о) чем?

- Переписываем таблицу в свои тетради.

- Вспоминаем, какие существительные относятся к 1-му склонению, какие ко 2-му, какие к 3-му.

III. Переход к теме урока: Падеж имён существительных.

- Итак, мы вспомнили с вами все 6 падежей, вспомнили характеризующие их вопросы, посмотрели,как меняется окончание у существительных, и составили таблицу падежных окончаний. Теперь мы познакомимся с алгоритмом определения падежей у имени существительного. Для этого обратимся к теоретическим сведениям на стр. 208 (выбранный ученик читает вслух теоретические сведения).

-Чтобы правильно определить падеж имени существительного, первым делом, мы должны найти слово, к которому относиться существительное, затем поставить от этого слова вопрос к существительному. Давайте потренируемся на упр. №520.

Учитель записывает на доске предложение:

Ячмень сеют, когда цветёт калина.

1) находим слово, к которому относиться существительное «ячмень» - сеют (ставим сверху крестик).

2) ставим вопрос от слова «сеют» к существительному «ячмень» - сеют (что?) ячмень[]

- Вопрос что? и нулевое окончание у существительного мужского рода указывают нам на то, что это именительный падеж (обращаемся к таблице).

- Рассмотрим другой пример (учитель записывает следующее предложение):

Мама очень гордиться ребенком.

1) находим слово, к которому относиться существительное «ребенком» - гордиться (ставим сверху крестик).

2) ставим вопрос от слова «гордиться» к существительному «ребенком» - гордиться (кем?) ребенк ом

- Вопрос кем? и окончание –ом у существительного мужского рода указывают нам на то, что это творительный падеж (обращаемся к таблице).

- Выполняем упр.№521.

Уважать (кого?) друг а, уважение (к кому?) к товарищ у; (родительный, дательный)

Презирать (кого?) лентяя, презрение (к кому?) к лентяю; (родительный, дательный)

Благодарность (за что?) за праздник[], благодарный (кому?) бабушк е; (именительный, дательный)

Радоваться (чему?) успех у, радость (от чего?) от удач и; (дательный, родительный)

Гордиться (кем?) сын ом, гордость (за кого?) за подруг у (творительный, винительный)

 

(если останется время – разобрать предлоги)

IV. Домашнее задание.

1) упр. 527 письменно.

2) учить таблицу предложных окончаний имен существительных.

 

Комментарии:

Первая ошибка этого урока заключалась в том, что очень много времени было потрачено на проверку домашнего задания. Екатерина Андреевна сказала, что не было надобности в письменной проверке у доски, так как они сделали все это дома, и нужно было просто быстро опросить их. В результате мне не хватило времени на более подробное изучение падежных предлогов.

Вторая ошибка заключалась в том, что было очень много похожих заданий, которые шли после составления таблицы падежных окончаний. В результате дети быстро заскучали и начинали шуметь и переговариваться каждый раз, когда я ослабляла внимание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: