СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ




ВВЕДЕНИЕ

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Приднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, носившие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Название таких общностей происходило либо от названий местности (поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).

На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье. По имени старшего брата Кия якобы был назван основанный город.

Актуальность моей темы заключается в том, что в современном российском обществе происходит переоценка общественных, этических норм и ценностей после советского периода. Советские идеалы и ценности были разрушены за период перестройки и становления молодого российского общества в 90-х годах, а новые идеалы и ценности не до конца сформированы. Я считаю, древнеславянское общество может сыграть большую роль в создании современной российской идеологии.

В ходе своей работы я поставила перед собой цель: изучить культуру и нравственность древних славян. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

- рассмотреть религию древних славян

- изучить быт и культуру древних славян

- изучить народное искусство

Культура древних славян может многому научить не только современных русских людей, но и современных людей, принадлежащих другим культурам и национальностям.

БЫТ И НРАВЫДРЕВНИХ СЛАВЯН

БЫТ

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). [2]

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая. [2]

В первый год при подсечно-огневой системе на освояемом участке деревья подрубали, и они высыхали. На следующий год срубленные деревья и пни сжигали, и в золу сеяли зерно. Удобренный золой участок два-три года давал довольно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок. [4]

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили ("перекладывались") на новые участки. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи. [3]

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек. [4]

По археологическим данным мы можем судить в какой-то степени о быте древних славян. Их располагавшиеся по берегам рек поселения группировались в своего рода гнезда из 3—4 поселков. Если между этими поселками расстояние не превышало 5 км, то между «гнездами» оно достигало не менее 30, а то и 100 км. В каждом поселке жило несколько семей; иногда они исчислялись десятками. Дома были небольшие, типа полуземлянок: пол на метр-полтора ниже уровня земли, деревянные стены, глинобитная или каменная печь, крыша, обмазанная глиной и порой доходящая концами кровли до самой земли.

Несколько поселков, вероятно, составляли древнеславянскую общину — вервь. Прочность общинных институтов была настолько велика, что даже повышение производительности труда и общего уровня жизни далеко не сразу привели к имущественной, а тем более социальной дифференциации внутри верви. Прочность общины на первых порах тормозила, несмотря на сравнительно высокий уровень развития производительных сил, расслоение общины и выделение из нее более богатых семей.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь "из варяг в греки". Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. [3]

РЕЛИГИЯ

В основе миросозерцания восточных славян лежало язычество – обожествление сил природы, восприятие природного и человеческого мира как единого целого.

Зарождение языческих культов произошло в глубокой древности – в эпоху верхнего палеолита, около 30 тысяч лет до н.э. [2]

С переходом к новым типам хозяйствования языческие культы трансформировались, отражая эволюцию общественной жизни человека. При этом, что примечательно, самые древние пласты верований не вытеснялись новыми, а наслаивались друг на друга, поэтому восстановление информации о славянском язычестве чрезвычайно сложно. [2]

Сам термин "язычество" литературного происхождения. Произошел от церковнославянского слова "языци", т. е. "народы", "иноземцы". Таким образом, русские книжники эпохи Киевской Руси - христиане по вере - как бы "отгораживались" от народов, еще не крещенных. В современной науке под язычеством понимается комплекс религиозных обрядов, верований, представлений, предшествовавший возникновению "мировых религий" (христианства, магометанства, буддизма) и послуживший их основой.

Славяне-язычники поклонялись стихиям, верили в родство людей с различными животными, приносили жертвы божествам, населяющим все вокруг. Каждое славянское племя молилось своим богам, религия северных (балтийских и новгородских) славян сильно отличалась от религии славян киевских и дунайских. Единых для всего славянского мира представлений о богах никогда не существовало: поскольку славянские племена в дохристианское время не имели единого государства, они не были едины и в верованиях. Поэтому славянские боги не связаны родственными отношениями, хотя некоторые из них и очень похожи друг на друга. Созданный при Владимире Святославиче языческий пантеон - собрание основных языческих богов - также нельзя назвать общеславянским: в основном он состоял из южнорусских божеств, причем их подбор не столько отражал действительные верования киевлян, сколько служил политическим целям. [2]

Каждое восточнославянское племя имело своего бога-покровителя и свои пантеоны богов, у разных племен схожих по типу, но различных по имени. В дальнейшем особое значение приобретает культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.

Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку. [2]

В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

Первоначально сохранялись и тотемические представления, связанные с верой в мистическую связь рода с каким-либо животным, растением или даже предметом.

Кроме того, мир восточных славян был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими и пр. Деревянные и каменные статуи богов воздвигались на языческих святилищах (капищах), где делались жертвоприношения, в том числе человеческие.

В организации культа значительную роль играли языческие жрецы – волхвы.

Языческие праздники были тесно связаны с земледельческим календарем.

Главой языческого культа был вождь, а затем князь. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах – капищах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян, их нравственность. [2]

У славян так и не появилась мифология, объясняющая происхождение мира и человека, рассказывающая о победе героев над силами природы и т.п.

А к X в. религиозная система уже не соответствовала уровню общественного развития славян.


 

СЕМЬЯ

Род, семья были средоточием жизни человека. Обширная общеславянская терминология родственных отношений - одно из лучших тому подтверждений. Наиболее употребительными в славянских летописях являются термины брат, отец, сын, муж, жена, сестра, мать, отрок, дитя (дѣтя), чадо и т.п., то есть слова, характеризующие два наиболее близких поколения, объединенных кровно - родственными связями. Остальные термины родства представлены в летописях значительно реже. При этом термины, обозначающие лиц-родственников мужского пола, употребляются примерно в два раза чаще, чем соответствующие термины, обозначающие лиц женского пола. [3]

Женщины редко упоминаются в летописных источниках. Только мужчина являлся полноправным членом семьи, рода; женщина, как и дети, рассматривалась как существо подневольное, подвластное мужчине.

В славянских семьях в историческую эпоху обычно царили деспотические порядки. Все домочадцы находились в полном подчинении главы дома. В обязанности супруга и отца входило «поучение» домашних, которое состояло в систематических побоях. Считалось, что человек, не бьющий жену, «дом свой не строит» и «о своей душе не радеет». [2]

В славянских семьях существовала как моногамия, так и полигамия. Существование у влиятельных лиц гаремов было обычным в дохристианской Руси. Примером может служить гарем Владимира Святославича, в котором были не только жены, но и наложницы. Однако и по принятии христианства эта традиция не изживает себя сразу, и еще во времена Алексея Михайловича известны случаи полигамии.

Вместе с тем до выхода замуж женщина могла стать наследницей имущества отца, а после смерти мужа, если у нее были дети, становилась главой семейства, вела дела и пользовалась уважением. Иногда, видимо, женщина и сама могла стать настоящим деспотом в семье.

Ребенок занимал в семье подчиненное положение. Это подтверждается и тем, что многие термины, обозначающие ребенка, применялись и по отношению к социально неравноправным слоям населения: челяди, рабам и т.п. Отрок («дитя, подросток, юноша» и «младший дружинник», а также, одновременно, «слуга, раб, работник») буквально значило «не говорящий», т.е. «не имеющий права речи, права голоса в жизни рода или племени».

Относительно возникновения формы ребенок все исследователи единодушны: изменение начального ро- в ре- - результат межслоговой ассимиляции. Форма ребенок, отмечает П.Я. Черных, «известна с начала XVIII века. В словарях, ребенок, ребячий - с 1731 года». [4]

Человек становился полноправным только тогда, когда борода и ус у него «входили в силу», а до тех пор он считался отроком. Интересно отметить, что на древнеславянских миниатюрах и иконах бороды изображались лишь у мужчин, старше тридцати лет. Именно этот возраст считался достаточно зрелым, чтобы человек мог принимать самостоятельные решения, управлять княжеством. Однако с бородой и усами у славян изображаются только представители привилегированных сословий, а городские низы и крестьяне любого возраста считаются людьми подневольными, несамостоятельными, поэтому и изображаются безбородыми. [2]


 

ФОЛЬКЛОР

Славянский фольклор - это живая устная традиция, в меньшей степени претерпевшая изменения под влиянием письменной культуры.

Сокровища славянского фольклора - народные песни, сказки, пословицы и поговорки, былины, духовные стихи - начинают интенсивно собирать и записывать только в первой половине XIX в. [6]

Русские пословицы и поговорки — меткие выражения, созданные русским народом, а также переведенные из древних письменных источников и заимствованные из произведений литературы, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие русские пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Часто существует несколько вариантов пословиц с одной и той же моралью (моральная инварианта). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом. Наиболее древние из дошедших до нас произведений русской письменности, содержащие пословицы, датируются XII веком. [6]

Часто поговорки являются частью соответствующей пословицы: «Два сапога — пара, да оба на левую ногу одеты.» или «Собаку съел, да хвостом подавился.

Вот некоторые примеры пословиц и поговорок:

-Без суда никто да не накажется (зак.).

-Боярин отвечает в вине головою, а князь уделом (стар.).

-В чем застали, в том и судят.

-Где добрые судьи поведутся, там и ябедники переведутся.

-И не видал, и не слыхал, и об эту пору на свете не бывал.

-И твоя правда, и моя правда, и везде правда - а нигде ее нет.

-Кто правду хранит, того бог наградит.

-Кто правого винит, тот сам себя язвит. [6]

Так же к народному фольклору древних славян относятся былины, загадки, приметы, которые широко используются и в современном обществе.

Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). [3]

Для объяснения происхождения и состава былин существует несколько теорий:

- мифологическая видит в былинах рассказы о стихийных явлениях, в богатырях — олицетворение этих явлений и отождествление их с богами древних славян. [2]

- историческая объясняет былины как след исторических событий, спутанных порой в народной памяти.

- теория заимствований указывает на литературное происхождение былин, причём одни склонны видеть заимствования через влияние Востока, другие — Запада. [5]

Загадка — метафорическое выражение, малый жанр фольклора, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего вопрошаемый и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. В древности была одним из видов тайного военного дипломатического языка, объясняла тайну мироустройства. Имела магический характер. [5]


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Культура древних славян отличалась разнообразием и глубокой осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о языческих праздниках сохранились практически во всех христианских праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями славян.

Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей. Особенно это проявляется на уровне культурных традиций отдельных половозрастных групп населения, таких, как мужчины, женщины, дети. Это связано с делением первобытного общества на «возрастные классы». Так, архаичные черты имеют многие детские игры. Текст, сопровождающий игры, часто связан с языческими обрядами. Об этом свидетельствуют, например, слова «осалить» (сделать ритуально нечистым, вывести из игры), «чур», «чурики» (призыв на защиту предка, пращура — «щура») и т. п. Эти выражения дошли до нас, будучи повторенными, часто бессознательно, десятками поколений детей.

При изучении литературы по поставленной задаче я пришла к выводу, что древние славяне обладали довольно высоким уровнем культурного развития, однако их нравственные позиции требуют переосмысления в современных реалиях.


 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. А-Я. — М., 1995. — 414 с. (2-е изд. Отв. ред. С. М. Толстая. — М., 2002. — 509 с.)

2. Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира. — М.: Индрик, 1999. — 325 с.

3. Криничная Н. А. Русская мифология: Мир образов фольклора. — М., 2004.

4. Рыбаков Борис Александрович. Язычество Древней Руси. М: София. Гелиос 2001г.

5. В.Н.Демин. Загадки Русских летописей. М: "Вече" 2001г



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: