Феномен одиночества в метаантропологии




 

 

Одним из известных представителей современной философии, культурной антропологии, философии и психологии пола, развивающий идеи М. Шелера, П. Тейяра де Шардена, З. Фрейда, Н. Бердяева, отличающийся своим мировоззренческим и методологическим подходом к вопросам психоанализа, открывателем нового направления в современной философской антропологии (метаантропологии), есть Хамитов Н. В. Являясь автором более чем 17-ти изданий научного и художественного направлений, им исследуются детально и глубоко феномен одиночества, обыденные, предельные и запредельные измерения человеческого бытия и сознания, а также тенденции эволюционизирования человека и человечества.

В метаантропологии различаются внешнее и внутреннее, экзистенциальное одиночество. Первая разновидность одиночества является результатом обстоятельств, пришедших в жизнь человека извне. Вторая – следствием личностного развития человека [9, с. 139].

Назип Хамитов выявляет и актуализирует, прежде всего, проблему внутреннего одиночества индивидуума в современном обществе в предельных и запредельных проявлениях его бытия. Фундаментальными причинами существования внутреннего одиночества, по его мнению, являются результат постоянного выхода экзистенции за свои пределы и разделения человеческого рода на два пути бытия – женского и мужского. В конечном счете, Н. Хамитов считает, что внутреннее одиночество человека обнаруживается и преодолевается в трёх фундаментальных экзистенциально-личностных измерениях: обыденном, предельном и запредельном бытии [9, с. 140]. Он актуализирует проблему феномена одиночества путём осознания его, как явления, которое фатально преследует людей скуки (обыденного бытия), преодолеваемое ими в заботах и в праздничности; как неотъемлемой части предельного бытия с самовыражением в виде тоски, влюблённости, ужаса, отчаяния, гнева; как экзистенциала, который может быть свободно выбран индивидуумом и представлять собой уединение, как форму одиночества [9]. На этой основе им разрабатываются и разработаны новые теоретические и практические модели психоанализа, одним из которых есть андрогин - анализ.

По мнению Хамитова Н. В.: «…каждый человек по природе своей бисексуален, но не на внешнем уровне, и даже не просто на уровне поведения, а на глубинно-психологическом - на уровне мировоззрения, души и духа. Каждый из нас носит в глубине своего "Я" психологическую мужественность и психологическую женственность. В высших своих проявлениях они становятся духовностью и душевностью. Эти два начала могут вступить в конфликт. Тогда человек чувствует бесконечное внутреннее одиночество, сколько бы у него не было приятелей или сексуальных партнеров. Но духовность и душевность могут войти в состояние гармонии и, тогда человек испытывает восхитительное чувство внутренней свободы, которое позволяет любить и быть любимым.

.…Помните легенду Платона об андрогинах? Они были равны богам, и боги разорвали андрогинов на мужские и женские половинки, чтобы ослабить их. С тех пор половики ходят по миру, тоскуют и ищут друг друга. Образно говоря, мы помогаем найти свою половинку, но это возможно только через достижение внутреннего единства, возвышающего над повседневностью…» [11].

Одной из стратегий андрогин – анализа есть актуализирующий психоанализ. На начальном этапе происходит исследование психологических травм и комплексов человека, а затем и избавление от них путём гармонизации глубинных мужественности и женственности в личности.

 

РАЗДЕЛ 2. Одиночество как форма душевного равновесия

Сущность, структура, причины и форма проявления

Явления одиночества

Всё, что Вы прочтёте ниже, было написано фактически одним духом и является отражением собственного опыта в наблюдениях за окружающим миром и за самим собой, а также - результатом знакомства с Назипом Виленовичем Хамитовым и его работами. По причине жизненных обстоятельств и собственного невежества в области философии придерживался мнения, что моё субъективное мировоззрение в отношении человеческого бытия может быть мало, кому интересным и более того, будет, скорее всего, не воспринято социумом, т. к. имеет отличную точку зрения от общественной. Как оказалось, одно из направлений современной философии углублённо занимается исследованием феномена одиночества в лице Н. В. Хамитова и после проработки его трудов у меня частично выявилось с ним единство мыслей по многим философским позициям, которое вылилось в желание изложить их на бумаге. За этот психологический толчок искренне признателен Назипу Виленовичу и выражаю ему свою благодарность.

 

 

…«Человек имеет священное право на одиночество» …

Бердяев Н.А. [1]

Прежде всего, хотелось бы дать определение экзистенциалу одиночества в результате анализа его структуры, сущности, всех возможных его форм проявления, причин существования и т. д. Рассмотрим "одиночество", как неотъемлемый осознанный и неосознанный фактор бытия людского, причины его происхождения и формы проявления у индивидуума со сформировавшимся и несформировавшимся сознанием.

Известно, что одиночество это - экзистенциальная ситуация, в пределах которой происходит внешнее или внутреннее обособление человека [8]. Факт его неотъемлемости от человеческого бытия неоспорим. Он прослеживается на протяжении всех эпох существования человечества и упоминается ещё в философии Аристотеля и Платона. Вне зависимости от возраста, пола, местонахождения и социальной принадлежности любому человеку присуще, подсознательно и сознательно знакомо это чувство, которое сопровождается особым внутренним психологическим состоянием или физическим местонахождением по отношению к социуму. Проявлением одиночества есть физическая обособленность, отсутствие необходимости в общении, задумчивость и т. д. Осознанность или неосознанность феномена одиночества зависит от возраста индивидуума и его вменяемости (здравого ума), но сам факт присутствия этого экзистенциала наблюдается, как у детей, так и у взрослых. Назип Хамитов даёт определение одиночеству, как результату «…коллизий коммуникаций, которые порождаются проявлением человека в мире как неповторимой личности…» [9, с. 138]. Причины существования этого феномена он видит в трансцендентности характера человеческого бытия и выходе экзистенциала за свои пределы, а также в разделении человеческого рода на два пути бытия – мужской и женский, в отсутствии между ними гармонии и в проблематичности внутренней коммуникации индивидуума [9, с. 140]. Н. Хамитов анализирует этот вопрос в зависимости от половой принадлежности и возрастной категории, рассматривая индивидуум в юношеском возрасте и старше [8]. Но симптомы одиночества проявляются даже у младенцев и детей до юношеского возраста. Некоторых детей, которые молчаливы, не требуют внимания со стороны других, стремятся к уединению и мало коммуникабельны, не страшит ещё полностью неосознанная ситуация - остаться один и, подсознательно они не чувствуют в этом трагедию. Таких детей – меньшинство. У большинства же других, как представителей индивидуума с несформировавшимся сознанием, подсознательное неприятие факта одиночества проявляется в поведении быть на виду и постоянно вступать в контакт с другими детьми. Это говорит о том, что в момент появления души (рождения младенца) в этом мире в неё уже заложена изначально формула (генокод) феномена одиночества, а также форма проявления и отношения к нему самого индивидуума. У человека со сформировавшимся сознанием причинность существования одиночества уходит корнями в ту же генетическую формулу. Оно сопровождается при этом осознанностью и схожим поведением, как и для случая индивидуума с несформировавшимся сознанием, а также зависит, в первую очередь, от восприятия и отношения самого индивидуума к этому экзистенциалу.

То есть, природой одиночества, как неотъемлемой части нашего бытия, есть следственность проявления генетического кода – программы (алгоритма) заложенного в человека, а причиной проявления этого феномена – внутренне отношение индивидуума к нему и внешние связи, т. е. - внутренняя и внешняя коммуникационность на подсознательном и сознательном уровнях. Замечено, что существует пропорциональная зависимость между степенью развитости обоих видов коммуникабельности человека. Чем более развит один, тем больше второй остаётся в тени. А также, что заложенная изначально концепция восприятия этого феномена индивидуумом с несформировавшимся сознанием будет прослеживаться и по своей сути оставаться прежней в период его взросления и до момента формирования его сознания, а после может чуть менять свой облик под влиянием факторов коммуникации с социумом и своим «Я». Другими словами, ребёнок не бегущий от одиночества, будет компенсировать отсутствие коммуникативности с обществом за счёт физического нахождения в обществе самого себя, а превратившись в индивидуума со сформировавшимся сознанием - за счёт частого коммуницирования с самим собой.

Причина происхождения феномена одиночества и почему он изначально заложен в каждого из нас в уже готовой форме подсознательного отношения к нему нам не известна. Современные психологи и социологи трактуют этот факт, как проявление наследственности и влияние общества на индивидуума. Проблемой происхождения и причинностью возникновения этого феномена занимается направление современной философии, но на сегодня человек вряд ли может дать определённый ответ на этот вопрос исходя из предельных экзистенциалов нашего разума и, скорее всего, он может быть разрешён на уровне запредельного бытия или посредством создателей нашей вселенной. Нам лишь известно, что как экзистенциал, феномен одиночества является неотъемлемой частью предельного бытия каждого индивидуума и в первую очередь проявляет себя в моменты его обособленного физического или психологического уединения.

 

«…Одиночество стало какой то стыдной болезнью. Почему все так его чураются? Да потому, что оно заставляет думать. В наши дни Декарт не написал бы: «Я мыслю – значит, я существую». Он бы сказал: «Я один – значит, я мыслю». Никто не хочет оставаться в одиночестве: оно высвобождает слишком много времени для размышлений. А чем больше думаешь, тем становишься умнее – а значит, и грустнее...»

Бегбедер Ф. [1]

 

 

Исследование явления одиночества у человека с несформировавшимся сознанием занимается психолого-социальное научное направление, а для философии особого интереса не представляет. Потому рассмотрим структуру и сущность одиночества, как экзистенциала в предельном бытие индивидуума со сформировавшимся сознанием, а также – внутреннее и внешнее одиночество как взаимосвязанные элементы и, что из них первично.

Структуру одиночества составляет внутреннее и внешнее одиночество [9]. Сущностью внутреннего одиночества является, прежде всего, психологическое состояние, формирующееся мыслительным процессом и обусловленное мировоззрением индивидуума, которое зависит от его душевных факторов и духовного развития. Основным элементом проявления внутреннего одиночества есть боязнь коммуницировать с самим собой и ощущение внутреннего опустошения. В попытках контактировать со своим «Я» большинство людей со сформировавшимся сознанием, имеющих обыденное мировоззрение, охватывает внутренний дискомфорт, а некоторых даже паническое состояние при одной мысли, что они могут остаться одни. Обыденность их мышления с этой позиции заключается в побеге от внутреннего одиночества посредством физического пребывания с кем-либо рядом (родственники, друзья, знакомые) и тем самым - попыткой заполнить брешь осознанной боязни оставаться один на один со своими мыслями. Такие люди видят трагедию в сопоставлении собственных мыслей со своим "Я" и искусственным образом создают ситуации психологической зависимости от других путём физического общения. Человек боится оставаться один на один с собой, страшится своих мыслей и бежит от мыслительного процесса? Не правда ли парадоксальным оказывается этот факт в эпоху современной философии, когда человеческая мысль прошла не простой путь эволюции и стала характеризоваться, в первую очередь, свободой? Это наталкивает на следующие возможные варианты: человечество в лице большинства людей с обыденным мировоззрением деградирует и изживает само себя, что в первую очередь проявляется через отличительную способность хомо-сапиенса – уметь мыслить; в лице меньшинства человеческая мысль, находясь в предельном бытие, разрешила все его противоречия и изживает себя в попытках переместиться в запредельное бытие. Целью данной работы не является вопрос рассмотрения проблем социального характера. Данная тема регресса или прогресса человечества уже давно стала предметом исследований антропологов и социологов и, не неся философского характера, не подлежит рассмотрению.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: