По Литургике для 1-го класса Семинарии 6 глава




В Неделю ап. Фомы - 1 гласа,

в Неделю свв. жен мироносиц - 2 гласа,

в Неделю о расслабленном - 3 гласа,

в Неделю о самаряныне - 4 гласа,

в Неделю о слепом - 5 гласа,

в Неделю свв. Отцев - 6 гласа,

в Неделю Пятидесятницы - 7 гласа,

в Неделю Всех святых - 8 гласа

В седмичные дни Цветной Триоди соединяется с песнопениями Минеи. Некоторые последования Цветной Триоди, как и Постной, печатаются отдельными изданиями.

Песнопения Цветной Триоди так же, как и Постной Триоди, суть произведения различных песнотворцев, имена многих из них остались неизвестными, а имена известных принадлежат V-XIVвв. Знаменитейшие из песнопений Цветной Триоди принадлежат св. Иоанну Дамаскину. Собрание песнопений в одну книгу приписывается тем же лицам, которые составили Постную Триодь.

 

Ирмологий (общие сведения)

 

Ирмологий содержит те песнопения и молитвлсловия (изменяемые и некоторые неизменяемые), которые назначены Церковью для пения, а не для чтения при богослужении. В Ирмологии содержатся извлечения из разных богослужебных книг - главным образом, ирмосы, от которых книга и получила свое наименование. Ирмосы в Ирмологии взяты из канонов Октоиха всех восьми гласов; к этим ирмосам присоединяются ирмосы из Миней и Триодей на великие праздники из тех канонов, которые поются на один глас с канонами Октоиха. Ирмосы расположены в Ирмологии по порядку гласов и песней. Кроме этого главного содержания Ирмология, в нем помещены еще песнопения, которые постоянно или часто поются певцами на литургиях, вечерняк и утренях. Таковы, например, девять Песней Священного Писания, которые поются на утрени с каноном, догматики, Троичны 8-ми гласов, полиелей, величания, антифоны, степенны, прокимны воскресные (утренние) на восемь гласов, припевы на девятой песни канона, которые поются в двунадесятые и некоторые другие великие праздники и др.

Ирмологий составлен в Греческой Церкви и в ХIУ в. был положен на ноты иеромонахом Афонской горы Иосафатом Кукузелем. Первоначальным побуждением к составлению книги послужило, как полагают, то, что ирмосы и величания девятой песни пелись на клиросах, а прочие стихи канона читались среди Церкви. Но так как чтецу и певцам было неудобно обходиться одной книгой, то для удобства поющих и был составлен Ирмологий. С той же целью в нем помещены наиболее употребительные при богослужении песнопения, чтобы можно было не искать их в разных богослужебных книгах. Таким образом, книга Ирмологий была составлена тогда, когда перестали петь тропари канона, что произошло уже после времени св. Иоанна Дамаскина.

 

Служебник.

 

Как для руководства чтецов и певцов назначается Часослов, так для руководства диакона и священника назначается Служебник. В Служебнике содержатся неизменяемые молитвословия и последования священнодействий повседневного богослужения, исполняемых священником и диаконом; таковы службы вечерни, утрени и Литургии. В Православной Церкви совершаются три Литургии: Литургия св. Иоанна Златоуста, Литургия св. Василия Великого и Литургия Преждеосвященных Даров; все они содержатся в Служебнике. Кроме этого основного содержания Служебника, в нем так же, как и в Часослове, имеется дополнительная часть, содержащая чины и молитвы, совершаемые иногда вместо со службами дневного круга. Таковы:

1. Чин благословения колива в честь и память Господних праздников или святых, так как он присоединяется к вечерне после

” Ныне отпущаеши” или к Литургии после заамвонной молитвы.

2. Чин над кутьею в память усопших.

3. Чин литии.

4. Молитвы по причащении.

Кроме этих неизменяемых молитвословий, в Служебнике содержатся краткие изменения молитв. Таковы: отпусты, прокимны, аллилуарии и причастны. Так как на отпустах воспоминаются дневные святые, то в Служебнике содержится Месяцеслов с ознамением ежедневно воспоминаемых Церковью святых.

После Месяцеслова в Служебнике печатаются в особых отделах прокимны, аллилуарии, причастны из Триодей, Октоиха и Общей Минеи.

В конце Служебника находится “ Учительное известие”, в котором излагаются наставления для священника и диакона относительно приготовления к совершению священнодействий, самого совершения их, в особенности Божественной Литургии, разрешаются различные недоуменные случаи, могущие встретиться при совершении Литургии.

Начало Служебника восходит к первым временам христианства, т.к. Литургии св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого представляют собой сокращение Литургии св. ап.Иакова.

В Греческой Церкви Служебник содержит или одни только Литургии (в таком виде он называется литургиарием), или вместе с Литургиями и весь Требник (тогда он называется Евхологион, или Молитвослов).

В Русской Церкви Служебник появился одним из первых среди богослужебных книг. Древние наши Служебники не всегда были согласны между собой. Этим было вызвано исправление Служебника на Соборе 1665 г. Служебник содержит ектении: великую, сугубую, просительную и малую.

 

Чиновник

Для архиерейского служения назначается особая книга, которая называется Чиновник. Он содержит в себе те же чинопоследования, что и Служебник, но с особенностями совершения их архиереем. Кроме этого, Чиновник содержит:

1. Чин поставления чтеца и певца.

2. Чин, бываемый на хиротонию иподиакона.

3. Чин, бываемый на хиротонию диакона.

4. Чин, бываемый на произведение архидиакона и

протодиакона.

5. Чин, бываемый на хиротонию пресвитера.

6. Чин последования, во еже сотворити

протопресвитера.

7. Чин, бываемый на произведение игумена.

8. Чин, бываемый на произведение архимандрита.

9. Воследование како освящати антиминсы архиерею.

10. Чин благословения колива, сиесть, кутии.

 

Требник

В Требнике излагаются священнодействия и молитвословия, которые называются требами и совершаются по нужде, потребности одного или нескольких лиц во время, определяемое обстоятельствами их жизни. Название же треб по преимуществу принадлежит Таинствам, так как они составляют необходимую потребность для христиан.

Требник разделяется на две части, из которых первая излагает последования совершения Таинств, за исключением Евхаристии, для которой он имеет только последование преподания ее больным, а вторая содержит молитвословия на всякую потребу.

По содержанию различается большой и малый Требник. Последний есть сокращение первого.

Требник начинается молитвой жене “ в первый день рождения отрочати”. Затем следуют молитвы жене - родильнице по четыредесяти дней и чин воцерковления отрочати, молитва жене, когда извержет младенца. После этого в Требнике излагаются устав и самые молитвословия и священнодействия таинств Крещения и Миропомазания, таинства Покаяния, таинства Брака, таинства Елеосвящения. Затем последование малого и великого освящения воды, последования об умерших и др.

Вторая часть содержит главным образом молитвословия на разную потребу. Кроме указанного содержания, в Требнике находится Месяцеслов, “сословие имен по алфавиту”, индиктион и зрячая Пасхалия.

Общие сведения о книге молебных пений

Книга молебных пений содержит последования и чины для молебных пений. Из содержащихся в этой книге молитвословий некоторые заимствованы из Большого Требника, а другие содержатся только в этой книге.

Из последований здесь помещены молебные пения во время брани, против супостат благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, последование молебного пения во время бездождия и во время безветрия.

В книге содержатся еще “чины” отличающиеся от “ после-

дований” тем, что в них нет канона. Чины эти следующие:

а) чин благословения в путешествии,

б) чин хотящим по водам плыти,

в) чины благословения судна ратного, воинского знамени, воинских орудий нового корабля,

г) чин на копание нового кладезя и благословение его.

Наконец как бы в дополнение печатается особо молебное пение во время губительного поветрия и смертоносныя немощи с каноном Пресвятой Троице. Ектении и молитвы из этого пения читаются на Литургии во время губительных болезней.

Некоторые полагают, что книга составлена при Петре I, так как на благодарственном молебне, изложенном в книге, читается молитва, принадлежащая видному деятелю петровской эпохи Псковскому архиепископу Феофану Прокоповичу.

 

Иерейский молитвослов

Иерейский молитвослов заключает в себе молитвословия из различных книг, употребляемых в нашей Православной Церкви. В нем помещаются:

во-первых, службы общественного богослужения, которые находятся в Часослове: вечерня, повечерие, утреня, полунощницы, часы;

во-вторых, молитвословия, которые состовляют содержание Акафистника и Канонника, именно: стихири, каноны, акафисты, молитвы;

в-третьих, Месяцеслов, Пасхалия и те песнопения, которые вкратце печатаются при Месяцеслове - тропари, кондаки;

в-четвертых, молитвословия, которые отсутствуют в других богослужебных книгах и содержатся только в Молитвослове, это - службы на всякие прошения.

 

Типикон

 

Эта церковно-богослужебная книга содержит систематическое указание определенного порядка и образа совершения богослужений суточного круга (вечерни, повечерия, утрени, часов, круга (Минея), богослужений св. Четыредесятницы (Триодь Постная) и св. Пятидесятницы (Триодь Цветная). Название “ Типикон” эта книга получила от греческого слова _______________ - образец. Другое, также распространенное название этой книги - “Устав”. На титульном листе Типикона книга озаглавлена: “Типикон, сие есть Устав”. Носила эта книга и другие названия. Св. Савва Освященный (+ 532 г.), которого предание считает автором ныне действующего Устава, так называемого Иерусалимского, назвал свой краткий устав сразу несколькими словами: образец, предание, закон.

Представитель другой формы Церковного Устава, так называемого Студийского, - преподобный Феодор Студит (IX в.) назвал свой устав __________________ - отобраз, очерк.

Полное заглавие Типикона на первом листе такова:

“Типикон сиречь изображение церковного последования во Иерусалиме честных обителех; подобие и в прочих святых Божиих Церквах”. Это название связывает происхождение нынешнего устава с Лаврой преп. Саввы Освященного, находящейся вблизи Иерусалима.

 

Значение Типикона в нашей Православной Церкви

 

Церковный Устав принят Церковью и действует в ней более тысячи лет. Он является плодом богослужебного творчества Отцов. Учителей и подвижников веры и благочестия, которые, по словам митрополита Филарета, “ более нас молились, подвизались, счищали свою внутреннюю и внешнюю жизнь, в которых потому более прояснился образ Божий и открылось чистое созерцание”.

Церковный Устав показывает нам образец, тип богослужения, которому должно следовать в практике исполнения церковных служб. Опираясь на существующий литургический материал, Типикон упорядочивает его и дает руководство к правильному им пользованию, согласно с условиями церковного года. Только благодаря точному исполнению Церковного Устава богослужение будет “благообразно и по чину”, как заповедал это св. ап. Павел (I Кор. 14,40).

Благодаря Церковному Уставу, показывающему образец богослужения, церковные службы сохранили в чистоте и неизменности тот порядок, состав и дух, в которых они были переданы свв. Апостолами. Это - живое предание Церкви от времен свв. Апостолов до наших дней. Следовательно, Церковный Устав является хранителем чистоты Православия, стражем Православия.

Со страниц Устава веет и высоким аскетическим духом великих пустынножителей Египта и Палестины, и в то же время высоким богословствованием свв. Отцов в период Вселенских Соборов. Молитвы и песнопения св. Иоанна Дамаскина, преп. Космы Маюмского и др. свв. Отцов, их священнодействия, обряды, чины, принятые и сохраненные Церковью в Церковном Уставе, составляют неисчерпаемую сокровищницу религиозного воспитания верующих.

При условии точного исполнения Церковного Устава Православное Богослужение является неизменной школой благочестия и религиозного воспитания членов Церкви Христовой.

Благоговейное и точное исполнение Церковного Устава имеет огромное значение и для пастырей, и для паствы. Оно способствует сохранению церковного единства. Поэтому Церковный Устав приобрел в Церкви силу закона внешнего богопочитания. И Святая Церковь смотрит на Церковный Устав не как на обычное произведение человеческого ума, а как на книгу, обязательную для всех православных христиан.

Не случайно поэтому все священнослужители при посвящении в священные степени дают присягу о соблюдении Церковного Устава.

 

Содержание типикона

По своему содержанию Типикон разделяется на два неравных по объему отдела.

Первый отдел делится на три части:

I-я часть - “Общая” (1-47 гл.)

2-я часть - “Частная” (48-51 гл.)

3-я часть - “ Дополнительная” (52-60 гл.)

Второй, гораздо более краткий отдел Типикона - “Храмовые главы” (1-58). В них указаны, как совершать службу в те или другие храмовые праздники и особенно при совпадении храмового праздника с другими праздниками.

59 гл. - припевы на 9-й песни.

60 гл. - Пасхалия.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Последование вседневной вечерни

-------------------------.-------------------------------------------------------------- Священно-и цер- ковнослужителей Последование вечерней Книги

----------------------------------------------------------------------------------------

I 2 3

---------------------------------------------------------------------------------------- Священник по окончании 9-го

часа, облачившись в фелонь, открыв завесу, выходит из

Алтаря северной дверью, ста-

новится перед Царскими вратами

и возглашает:

Священник “Благословен Бог наш...” Служебник Чтец “Аминь”, “Приидите, поклоним-

ся” (3 раза), Часослов Священник “Благослови душе моя Гос-

пода”

Читает тайно 7 светильничных Служебник

молитв, которые находятся в

Служебнике, в самом начале

чина вечерни.

Чтец, окончив 103 пс., про-

износит:

Чтец “Слава, и ныне” “Аллилуия” Часослов

(3 раза). (или След Псалтирь).

В это время священник уходит

в Алтарь, а диакон выходит се-

верными дверями на амвон и про-

износит великую ектению:

Диакон “Миром Господу помолимся” Служебник

Хор Поет:” Господи, помилуй”

Священник Возглас после ектении: Служебник

“Яко подобает Тебе всякая

слава...”

Хор “ Аминь”

Хор “Господи, воззвах”. “ Да ис- Часослов

правится молитва...” (или След.

Псалтирь)

Хор Стихиры на 6 (после стиха Октоих и

беззакония назриши...” Минея; если

2 святых -

только Минея

Хор “Слава и ныне” и поется Богоро- Крестобого-

дичен, а по вторникам и четвер- родичен на-

гам вечером Крестобогородичен. ходится на ря-

Если есть “Славник” в Минее, то ду в Минее

на “И ныне” поется Богородичен

из 2-го приложения.

Хор После стихир поет: “Свете тихий” Часослов

(Псалт.)

Диакон “Вонмем”)

Священник “Мир всем”)

Хор “И духови твоему”)

Диакон “Премудрость вонмем, прокимен) Служебник

глас” (1,2,3...), произносит)

прокимен дня.)

Хор Поет прокимен (2,5 раза) Часослов

(Псалт.)

Чтец “Сподоби Господи...” - ” - “ -

Диакон Просительная ектения “Исполним

вечернюю молитву нашу Господеви” Служебн.

Хор “Господи помилуй” и “Подай Гос-

поди”

Священник “Яко благ и человеколюбец Бог еси...”

Хор “Аминь”

Священник “Мир всем”

Хор “И духови твоему”

Диакон “Главы наша Господеви приклоним”

Хор “Тебе Господи”

Священник “Буди держава царствия Твоего”

Хор “Аминь”

Хор Поет стихиры на стиховне Октоих, стихи

из Часослова

Чтец “Ныне отпущаеши...”, Трисвятое Часослов (Сл.

по “Отче наш...” Псалт.)

Священник “Яко твое есть царство” Служебник

Хор “Аминь”

Хор Тропарь. “Слава и ныне”: Богоро- Минея или дичен из 4-го приложения Минеи. Часослов

Диакон Сугубая ектения: “Помилуй нас Служебник

Боже”

Хор “Господи, помилуй“ (3раза)

Священник “Яко милостив...” Служебник

Хор “Аминь”

Диакон “Премудрость”

Хор “Аминь”. “Утверди Боже...”

 

11.Последование вседневной утрени

 

Священник “Слава святей, и единосущней, и Служебник

животворящей, и нераздельней Тро-

ице, всегда, ныне и присно и во

веки веков”.

(Этот возглас священник говорит

перед Престолом, облачившись в фе-

лонь, и делает кадилом крест.)

 

Чтец Шестопсалмие - шесть псалмов: 3,37, Часослов

62, 87, 102, 142. “Слава в вышних Богу (Псалтирь)

и на земли мир, в человецех благово-

ление” (3 раза). “Господи, устне мои

отверзеши” (2 раза)

Диакон “Миром Господу помолимся”)

Хор “Господи помилуй”)

Священник “Яко подобает Тебе всякая слава,) Служебник

честь и поклонение...”)

Хор “Аминь”

Диакон “Бог Господь и явися нам...”

Диакон Ст. “Исповедайтеся Господеви, яко

благ, яко в век милость Его” (Пс. 117)

Хор “Бог Господь и явися нам...”

Диакон Ст. “Обышедше обыдоша мя, и именем

Господним противляхся им”

Хор “Бог Господь и явися нам...”

Диакон Ст. “Не умру, но жив буду, и повем

дела Господня”

Хор “Бог Господь и явися нам...”

Диакон Ст. ”Камень его же небрегоша зижду-

щии, сей бысть во главу угла, от Гос-

пода бысть сей, и есть дивен во оче-

сех наших”

Хор “Бог Господь...”

Хор “Тропари” (2раза) Минея

“Слава, и ныне”: Богородичен 4-е пр.

Минеи

Чтец Кафизмы Псалтирь

Чтец Седальны Октоих

Чтец 50-й пс. Часослов

(Псалтирь)

Хор Канон. Ирмос 1-й песни Октоих

Чтец Тропари канона Октоих,

Минея

Хор Катавасия Минея

(На вседневной утрени катавасия

поется по 3,6,8,9 песни)

Диакон После 3-й песни катавасии

“Паки и паки” (малая ектения)

Хор “Господи помилуй”

Священник “Яко ты еси Бог наш...”

Хор “Аминь”

Чтец Седален; если 2 святых, ему пред-

шествует кондак и икос 2-му святому. Минея

Хор Ирмосы и тропари 4,5 и 6 песней,

и чтец

Хор В конце 6-й песни катавасия

Диакон Малая ектения - “Паки и паки миром

Господу...”

Хор “Господи помилуй”

Священник “Ты бо еси Царь мира и Спас душ на-

ших, и Тебе славу возсылаем, Отцу и

Сыну и Св.Духу”

Хор “Аминь”

Чтец Кондак (и икос, если он имеется) Минея

Хор Ирмосы и тропари 7 и 8 песней

и (в конце 8-й песни: “Хвалим, бла-

Чтец гословим, поклоняемся Господеви,

поюще и превозносяще во вся веки”),

Хор затем - катавасия.

ПРИМЕЧАНИЕ: во время чтения 8-й песни

канона диакон совершает

каждение.

Диакон “Богородицу и Матерь света в пенех

возвеличим”

Хор “Величит душа моя Господа...” Часослов

(Диакон совершает каждение всего

храма)

Хор Ирмос 9-й песни: тропари канона

(чтец), затем катавасия, и сразу:

“Достойно есть”.

Диакон “Паки и паки...” (малая ектения)

Хор “Господи помилуй”

Священник “Яко Тя хвалят вся силы небесныя

и Тебе славу возсылаем Отцу, и

Сыну и св. Духу, ныне и присно и

во веки веков”

Хор “Аминь”

Чтец Эксапостиларий (или эксапостиларий В конце

и светилен) Октоиха,

Минея

Чтец Хвалительные псалмы: ”Хвалите Господа След. Псал-

с небес” и вседневное славословие тирь (Часо-

слов)

Диакон “Исполним утреннюю молитву...”

Хор “Господи помилуй”

Священник “Яко Бог милости и щедрот и челове-

колюбия еси и Тебе славу возсылаем...”

Хор “Аминь”

Священник “Мир всем”

Хор “И духови Твоему” Служебник

Диакон “Главы наша Господеви приклоним”

Хор “Тебе Господи”

Священник “Твое бо есть еже миловати и спасати Служебник

ны Боже наш...”

Хор “Аминь”

Хор Стихиры на стиховне Октоих

Стихи из

Часослова

Чтец “Благо есть исповедатися Господеви” Часослов

Трисвятое по “Отче наш”

Священник “Яко Твое есть царство и сила и слава”

Хор “Аминь”

Хор Тропарь, на “Слава, и ныне” - Богоро- Минея и ее

дичен 4-е прилож.

“в конец

утрени”

Диакон “Помилуй нас Боже”

Хор “Господи помилуй” (3 раза)

Священник “Яко милостив и человеколюбец”

Хор “Аминь”

Диакон “Премудрость”

Хор “Благослови”

Священник “Сый благословен Бог наш”

Хор “Аминь”. “Утверди Боже...”

Чтец 1-й Час.

 

111. Последование Всенощного бдения (Тип. 2 гл.)

Вечерня

_______________________________________________________________

Воскресные дни Другие дни седмицы

_______________________________________________________________

Отверзаются Царские врата.

Происходит каждение Алтаря и

присутствующих в нем.

Диак.:”Востаните”

Хор “Благослови”

Священник: творя перед Престолом

крест кадилом возглашает:

“Слава Святей...”

Хор “Аминь”

Священнослужители поют в алтаре “Приидите поклонимся”

Хор: пс.103 “Благослави, душе моя: Господа”

Во время пения 103 пс. священник с диаконом

совершают каждение всего храма.

По окончании каждения закрываются Царские врата.

Диакон: произносит великую ектению.

Свящ. “Яко подобает...”

Хор “Аминь”

Хор “Блажен муж...” (1-я кафизма - поют только

избранные стихи, а все остальные стихи чи-

таются).

Диак. произносит малую ектению.

Свящ. возглас

Хор “Аминь”

 

“Господи воззвах...” “Господи воззвах...”

(во глас стирих Октоиха). (во глас 1-й стихиры Минеи).

“Положи Господи...” и сти- Стихиры из Минеи на 8, на-

хиры из Октоиха и Минеи на чиная с припева: “Из глуби-

10, начиная с припева “Из- ны воззвах к Тебе Господи”

веди из темницы душу мою”

 

“Слава” - стихира святому “Слава” - стихира святому

“И ныне” - догматик начина- “И ныне” - Догматик по

ющегося гласа гласу “Славы”

 

Во время пения открываются Царские врата и

совершается вход с кадилом.

Диак. “Премудрость прости”

Хор “Свете тихий...”

Диак. “Вонмем”

Священник “Мир всем”

Хор “И духови Твоему”

Диакон “Премудрость вонмем”

 

Прокимен глас 6-й Прокимен дне (пн., вт....

“Господь воцарися...” и.т.д)

Хор: поет прокимен Хор: поет прокимен

Паремии

Диак. “Рцем вси...”

Свящ. ”Яко милостив...”

Хор “Аминь”, “Сподоби Господи...”

Диак. “Исполним вечернюю молитву...”

Свящ. “Яко благ и Человеколюбец”

Хор “Аминь”

Хор: Поет стиховные стихиры Поет стиховные стихиры

из Октоиха из Минеи

“Ныне отпущаеши...”

Чтец: “Трисвятое”, “Пресвятая Троице...”, “Отче наш”

Свящ. “Яко твое есть Царство...”

(открываются Царские врата)

Хор “Аминь”

Тропарь “Богородице Деве...” Тропарь святому дважды,

(трижды) а третий раз “Богородице Дево”

Хор “Буди Имя Господне...” и 33 пс.

“Благословлю Господа...”

 

Утреня

 

Свящ. “Благословение Господне...”

Хор “Аминь”

Чтец Шестопсалмие (Часослов)

Свящ. С открытой головой читает

утренние молитвы

Диак. произносит великую ектению

Свящ. “Яко подобает...”

Хор “Аминь”

Диак. “Бог Господь...” со стихами

Хор “Бог Господь” (4 раза)

Тропарь воскресный дважды Тропарь святому дважды

(Октоих) “Слава”-тропарь (Минея)

Минеи и “Ныне”:Богородичен “Слава, и ныне”:Богородичен

во глас тропаря (3 -е прило- во глас тропаря (3-е прило-

жение Минеи) жение)

Кафизмы 2 и 3 Кафизмы, положенные на этот

день по Уставу.

 

После каждой кафизмы диакон произносит

малую ектению.

Чтец: седальны после каждой Седальны из Минеи

кафизмы (из Октоиха)

Полиелей: “Хвалите Имя Господне...” (пс. 134,135)

Хор: “Благословен еси Господи”, Величание святому с изб-

“Ангельский собор” (воск- ранными стихами (Псалтирь,

ресные непорочны) Ирмологий)

 

Священнослужители совершают каждение,

Диакон произносит малую ектению,

Свящ, “Яко благословися...”

Хор “Аминь”

Чтец: ипакои гласа из Октоиха Седален после полиелея

из Минеи

Хор поет степенный антифон Степенный антифон 4-го

гласа гласа “От юности моея”

Диак.: произносит воскресный Прокимен святому на

прокимен на утрени утрени

Свящ. Читает воскресное Еван- Евангелие святому на

гелие на утрени утрени

 

Хор “Слава Тебе, Господи...”

“Воскресение Христово...”

“Слава - молитвами апостолов” “Слава - молитвами святого”

“И ныне - молитвами Богородицы” “И ныне - молитвами Бого-

родицы...”

“Помилуй мя Боже...”

“Воскрес Иисус от Гроба...” “Стихира по 50 пс.”

Диак. произносит “Спаси Боже, люди...”

Хор поет 12 раз: “Господи помилуй”

Свящ. “Милостию и щедротами”

Хор “Аминь”

 

Канон

 

1) Воскресный) 1) Богородице (Минея, или

) Часослов, или Октоих)

2) Крестовоскресный) (Октоих) 2) Святому (Минея)

3) Богородице)

4)Святому) (Минея)

 

После каждой песни поется катавасия.

После 3,6,9 песни канона произносится

малая ектения

Чтец после 3-й песни читает Седален с Богородичном

кондак, икос и седален свя- Минеи

тому из Минеи

По 6-й песни - кондак и икос Кондак и икос Минеи

из Октоиха.

По 8-й песни диакон произносит:

“Богородицу и Матерь света в

песнех возвеличим”

Хор: “Величит душа моя Господа...”

После 9-й песни канона и малой

ектении диакон произносит:”Свят

Господь Бог наш”, со стихами

Хор: “Свят Господь Бог наш”

Чтец: эксапостиларий (в конце

Октоиха)

“Слава”- светилен святому Светилен святому

Минеи Минеи

“И ныне - Богородичен Октоиха” “Слава, и ныне” -

Богородичен Минеи

Хор “Всякое дыхание...” и поет “Всякое дыхание...”,

хвалитные стихиры из Окто- хвалитные стихиры из

иха на 6, начиная с припева: Минеи на 4, начиная

“Сотворити в них суд написан” с припева: “Хвалите

Его на силах Его”

“Слава” - евангельская стихира “Слава” - стихира святому

“И ныне” - “Преблагословенна еси “И ныне” - Богородичен

Богородице Дево...”

 

Открываются Царские врата

Свящ.”Слава Тебе показавшему нам свет...”

Хор поет великое славословие “Слава в вышних Богу...”

Хор поет тропарь:

1. “Днесь спасение миру бысть...” Тропарь святому “Слава,

(по нечетн. гл. 1,3,5,7) и ныне” - Богородичен

из 3-го приложения.

2. “Воскрес из гроба...”

(по четн. гл. 2,4,6,8)

Диак. “Помилуй нас Боже...”

Свящ. “Яко милостив...”

Хор “Аминь”

Диак. “Исполним утреннюю молитву...”

Свящ. “Яко Бог милости...”

Хор “Аминь”

Свящ. “Мир всем”

Хор “И духови Твоему”

Диак. “Главы наша Господеви приклоним”

Хор “Тебе, Господи”

Свящ, “Твое бо есть...”

Хор “Аминь”

Диак. “Премудрость”

Хор “Благослови”

Свящ. “Сый благословен...”

Хор “Аминь”, “Утверди Боже...”

Свящ, “Пресвятая Богородице, спаси нас...”

Хор “Честнейшую херувим”

Свящ. “Слава Тебе, Христе Боже...”

Хор “Слава, и ныне... Господи помилуй”

(3 раза)

“Благослови”

Священник произносит полный отпуст

Хор поет многолетие

Чтец: Первый Час.

 

1У. Часы

_______________________________________________________________

Первый час Третий час

_______________________________________________________________

Свящ, “Благословен Бог наш”

Чтец: “Аминь”. “Слава Тебе Боже”

“Царю Небесный”.Трисвятое

по “Отче наш”.

Свящ, “Яко Твое есть царство”

Чтец “Аминь. Господи помилуй”

(12 раз)

“Слава и ныне”

 

“Приидите, поклонимся”(3 раза) “Приидите, поклонимся” (3)

Пс.5 “Глаголы моя...” Пс, 16 “Услыши, Господи...”

Пс.89:”Господи, прибежище” Пс.24: “К Тебе,Господи”

Пс. 100: ”Милость и суд...” Пс.50: ”Помилуй мя, Боже”



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: