Тема: История искусства Древнего Рима, периода Империи




Конспект 19

В середине I в. до н.э. римский сенат утратил свой авторитет. Власть сосредоточилась в руках трех консулов: Гнея Помпея, Красса и Гая Юлия Цезаря. Цезарь был талантливым военачальником и дальновидным политиком. Цезарь стал диктатором, единоличным правителем Рима. В результате заговора он был убит. Имя его стало нарицательным: от него произошло римское слово цезарь (император), русское царь, немецкое кайзер.

К власти пришел Октавиан (усыновленный Цезарем при жизни). Сенат утвердил его власть, присвоил ему почетный титул император и имя Август. Главной опорой власти было войско из 25 легионов. В результате войн он отодвинул границу римской империи к Черному морю. Август стал основателем первой римской императорской династии Юлиев-Флавиев.

Эпоха империи – время грандиозных завоеваний, масштабного строительства, несметных богатств, фантастической роскоши.

Скульптура Архитектура
Октавиан Август
  1. Скульптурный портрет Октавиана Августа Он заботился о том, чтобы оставить о себе благодарную память. Мастеров заботило сходство черт лица; при этом портретная голова могла присоединиться к телу, не имеющего ничего общего с действительной фигурой Августа. 2. Портрет в образе Юпитера Капитолийского Идеальное тело, изваянное по канонам греческой красоты.   3. Статуя Августа из Прима Порто Изображен в тоге и боевых доспехах.     На всех завоеванных территориях римляне строили новые города и перестраивали уже существующие, возводили в них храмы и форумы, дворцы, амфитеатры, триумфальные арки, термы, акведуки. 1. Форум Романум Восстановлен. 2. Форум Августа Территория форума 50х100 м., окруженная колоннадой и высокой стеной. В конце площади стоял храм Марсу-Ультору (Мстителю). На форуме было запрещено проводить народные собрания. С трибуны не звучали речи республиканцев. Сюда допускалась привилегированная знать и отмечались события государственного уровняю  
Император Нерон
3. Портреты Нерона их сохранилось много, интеллектуально ограниченный, жестокий, трусливый и тщеславный. Это видно по его портретам. Скульпторы Рима не умели льстить.   4. Золотой дом (дворец Нерона) Занимал оргомную площадь: склоны трех римских холмов. Залы были обширны и высоки. Помещения были расписаны цветочными гирляндами, венками. Строители применили множество инженерных хитростей: стены могли вращаться вслед солнцу, из отверстий в сводах сыпались лепестки роз. Дворец был окружен садами. В одном из них стояла бронзовая статуя Нерона.  
Император Веспасиан Главная цель насытить вкусы толпы, предложив им разнообразные, часто жестокие зрелища.
  5. Амфитеатр Флавиев (Колизей) На месте Золотого дома Нерона был построен громадный амфитеатр для гладиаторских боев. В плане гигантский эллипс. Арена опиралась на систему террас. Её деревянный настил посыпали песком. Колизей вмещал более 50 человек. Основу конструкции составляют арки и своды. Внешне представлял собой трехярусную ордерную аркаду (это цепь арок, в промежутках между которыми приставлены полуколонны).     6. Триумфальные арки Тита Они строились в ознаменование побед. Арки строили одно- или трехпролетными, оформлялись полуколоннами, скульптурными рельефами, статуями. Памятные надписи помещались на специальном возвышении над антаблементом – аттике.  
  Император Траян Талантливый полководец, первый из провинции достиг высшей власти в империи. Присоединил к Риму Великую Армению и Месопотамию, дошёл до Персидского залива.  
    7. Форум Траяна Архитектор Аполлодор из Дамаска.       Форум был прямоугольным и подчинялся строгой симметрии. Вход был устроен через триумфальную арку. В центре ее – конный памятник Траяну. За площадью располагалась базилика Ульпия., дальше –две библиотеки и мемориальная колонна Траяна. Завершался ансамбль небольшой площадью с храмом императора.  
  Император Адриан, Сохранил территориальные завоевания предшественника.
  Изменился скульптурный портрет. Адриан почитал культуру Древней Греции, т.к. наместником в Греции. В римской скульптуре появилось стремление к идеалу. 4. Антиной в образе Диониса.     Фаворит Адриана, стал символом юношеской красоты. Виртуозная обработка материала. Мрамор тщательно заглаживался, сильно палировался, приобретал блеск драгоценного камня. Но появилась некая жесткость в изображении, контраст теневых и освещенных частей. 8. Храм всех богов. Пантеон Архитектор Аполлодор из Дамаска   Пантеон имеет колоссальные размеры и перекрыт самым большим куполом в древнем мире диаметром 43 м. Храм выстроен в римской бетонной технике (вулканический песок + щебень). Он представляет собой цилиндр, завершенный куполом, при входе – портик коринфского стиля. Цельное и замкнутое пространство освещается из круглого отверстия в зените купола – окулюса. Поверхность купола покрыта углублениями – кессонами, которые зрительно облегчают массу свода. Войдя в Пантеон человек ощущал себя частью огромного римского мира. Впервые в архитектуре, главным стал интерьер.
  Император Марк Аврелий Достойнейшая личность. Он умел держать власть, не совершая кровавых преступлений, и править страной не впадая в крайности. Филосов на троне.
  5. Скульптурный портрет Марка Аврелия. Возникли новые черты. Глаза стали изображать с полуопущенным веком, что ридавало образам оттенок погруженности в себя, отрешенности от житейских забот.   6. Конный монумент Марка Аврелия Император восседает на коне и обращается к подданным. Родоначальник конного памятника. Всадник обозначал повелителя, человека облечённого властью. Найден в эпоху Возрождения и установлен в центре площади Капитолия на фоне Палаццо Сенаторов (по замыслу Микеланджело).        
Император Каракалла Пытался восстановить рушащийся порядок. Властитель варварского происхождения, склонный к жестокости.  
  9. Термы императора Каракаллы Место общения, проведение досуга (включали палестры, библиотеки, лавки). Поддержание чистоты тела. Отапливались и подогревались термы при помощи скрытых под полом и стенах каналов.
     
Династия Северов Эпоха солдатских императоров.
Скульптурный портрет римских императоров. Натура не приукрашена. Выполнены из грубого, шершавого, почти необработанного мрамора, или порфира, что соответствует их натуре. Драматизм достигался техникой исполнения. Использовался бурав. Для обработки мрамора, контраст между теневой и ярко освещенными местами рельефа, что вызывало внутреннюю тревогу.   7. Бюст Каракалы 8. Бюст Филиппа Аравитянина 9. Бюст Максимина Дазы 10. Сирианка Женский скульптурный портрет. Выполнялись из нежного, белого, чуть прозрачного мрамора, настолько отполирован, что он казался скользким, как многие женские прототипы. 10.
  После смерти Диоклетиана, император Константин, прозванный Веиким, издал Миланский эдикт (313г) по которому христианство стало официальной религией Рима.
  Канон- поклонение императору как божеству. В скульптуре позы и жесты скованы, ниспадают складки тог; выражения лиц то высокомерно – брезгливое, то подозрительное. В скульптурных портретах отразились не личные качества, а общее понятие силы, властность, жестокость.   11. Колосс Константина Высота 12,5 м.   Перенес столицу на берега Босфора, в греческий город Византий, который был расширен и обнесен стеной. После 330 г. город – столица, га ним закрепилось название Константинополь. Создавался под влиянием римской и эллинистической архитектуры. Планировка города как военного лагеря, обнесен прямоугольными стенами и проложены под прямым углом широкие мощные улицы, несли печать римской архитектуры.

 

Побежденные когда-то римлянами варварские нардов восставали и побеждали римские легионы. Началась эпоха великого переселения народов: гунны, готы, вандалы. В V в. Рим пал. Завершилось существование античного мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: