В эти годы закладывались основы единой- для всех, а не единообразной (унылой, одноообразной) трудовой школы.
Луначарский считал: там где скука, там и безобразия. «Где идет тяжелый труд, там нужно меньше опасаться этого. Детям должна быть предоставлена полная свобода в организации ученых, гимнастических, музыкальных обществ, театров, в создании всякого рода журналов, политических клубов и т.д.»
Новая школа была бесплатной, широко внедрялись элементы самоуправления. Поощрялось педагогическое новаторство, культивировалось уважительное отношение к личности ребенка. Но иногда новшества переходили границы разумного: из школы изгонялись парты, отменялись оценки, уроки и др.
Происходили и сдвиги и в высшем образовании. Перед революцией в 91 вузе обучалось 112 тыс.студентов. В 1927-1928 г- 148-169 тыс. Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Поступление шло через рабфаки. Так создавалась новая интеллигенция.
- Какие преобразования были проведены советской властью в области образования?
- Какова была главная задача в области просвещения?
- Сделайте общий вывод относительно развития системы образования
2. Развитие литературы. «Сумерки Серебряного века»
Задание 4. Внимательно изучите представленный материал и прокомментируйте приведенные данные.
Величайшее нетерпение поселилось в душах многих революционеров. Потом и кровью они платили за то, чтобы разрушить старый мир. Настало время осуществить девиз: «Кто был ничем, тот станет всем!» Вперед, напрямик, напролом, по остаткам старого мира «пройти Карфагеном!»- как говорил один из героев Ю.Трифонова. Была одна мелочь- не совсем ясно, что делать с теми, кто уже был «чем-то» до революции?
Старая культура должна быть уничтожена. Создадим новую – чисто пролетарскую культуру. Это призывы и идеи Пролеткульта, который рассуждал примерно так: что может дать борющемуся пролетариату пушкинский Евгений Онегин или лермонтовский Печорин? Не лучше ли их создателей сбросить с корабля истории?
В 1925-1932 гг в литературе на роль представителей «чистокровного пролетарского искусства» претендовала РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей). Законы классовой борьбы перебросились в искусство. Критерий был один: «Союзник или враг?»
Даже «Муха-цокотуха» К.Чуковского была подвергнута уничтожающей критике за воспевание мещанского счастья, а знаменитый «Мойдодыр» вызвал бурю протеста. Оказалось, что «сравнение поросенка с трубочистом и трубочиста с поросенком- это сравнение чистоплотного буржуа, чистоту свою покупающего руками пролетариата- трубочиста». Вот аж на что посягнул Корней Чуковский- на пролетарскую культуру и чистоту! Гнать его из писателей!
В 1925 г ЦК партии была прията резолюция: «О политике партии в области художественной литературы», вводился принцип социалистического реализма, т.е. литература была поставлена под контроль новой власти.
Поэтому многие, ценя превыше всего свободу творчества, выбрали удел эмигрантов: Бунин, Куприн, Бальмонт, Гиппиус, Мережковский, Ходасевич, Иванов и др. Но не все…
Часть, уйдя в глубокую духовную оппозицию к большевикам, продолжала традиции русской словесности- Ахматова, Волошин, Замятин, Булгаков и др. Но были и те, кто воспевал Октябрь: Маяковский, Блок.
3. Власть и интеллигенция.
Задание 5. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Большинство российской интеллигенции до революции и особенно после нее не приняло ленинских предложений. к началу 20-х гг в Росси вряд ли насчитывалось более 200 тыс. человек, которые могли считаться интеллигенцией; подавляющая ее часть отправилась в эмиграцию. Конечно, в каждом случае причины отъезда могли быть различные:
А) у Горького и Шаляпина неоднократно устраивались обыски, а их деятельность постоянно наталкивалась на непонимание со стороны Зиновьева, грозившего арестовать близких им людей;
Б) у композитора Глазунова не было даже нотной бумаги;
В) трагически и нелепо оборвалась жизнь поэта и путешественника Николая Гумилева- летом 1921 г его расстреляли за то, что он не донес о существовании офицерского контрреволюционного заговора, от участия в котором категорически отказался.
Г) летом 1922 г без суда, в административном порядке из страны были высланы многие ученые из среды профессоров, агрономов, литераторов. «Среди изгнанных- ректор Московского университета профессор Новиков (зоолог); ректор Петроградского университета профессор Карсавин (философ), группа математиков во главе с деканом математического факультета МГУ Стратоновым, экономисты- профессора Зворыкин, Лодыженский, Прокопович, историки- Кизеветтер, Флоровский, Боголепов, социолог Сорокин, известные философы идеалистического направления- Бердяев, Франк, Ильин, Трубецкой.
Решение о высылке было неожиданным. С точки зрения политической целесообразности. высылка группы интеллигенции представлялась необъяснимой. За высылаемыми профессорами и философами не стояло никаких политических партий. Не были они и лидерами какого-либо движения.
О трагической судьбе русской интеллигенции за границей рассказал М.Булгаков в пьесе «Бег». Но уехали не только русские, и трагедия была не только отдельных людей, но и всей страны. В эмиграции работали ученые с мировым именем: микробиолог С.Н.Виноградский, выдающийся геолог Н.И.Андрусов, почвовед В.К.Агафонов, химики В.Н.Ипатьев и А.Е. Чичибабин, авиаконструктор И.И.Сикорский, один из создателей телевидения В.К.Зворыкин, историк Н.П.Кондаков и многие другие. Уехали на чужбину великие композиторы XX в.- С.В.Рахманинов, А.К.Глазунов, И.Ф.Стравинский, художники- К.А.Коровин, М.Шагал, балерина А.Павлова, писатели и поэты- И.Бунин, В.Набоков, Д.Мережковский и др.
Их жизнь складывалась по-разному: продолжали русские вечера в Париже лучшие балетмейстеры того времени М.Фокин и С.Лифарь, бедствовала М.Цветаева и процветал Ф.Шаляпин, но всех тянуло на родину.
Возвращались немногие… Так зародилось понятие «русское зарубежье».
- Что заставило большевиков принять такое решение?
4. «Сменовеховство»
Одна из характерных черт российской интеллигенции – ее чувство вины и ответственности перед народом. Была ли в стране другая культурная сила, кроме «старой» интеллигенции? С другой стороны отношение Советской власти к «спецам» открывало возможность сотрудничества между интеллигенцией и властью.
В 1921 г в Праге группа эмигрантов издала сборник «Смена вех»
Как же изменились взгляды философов?
1. Предлагалось признать революцию свершившимся фактом.
2. Отказаться от борьбы с советской властью, признать ее в качестве единственно законной и перейти к творческому, деловому сотрудничеству с ней.
3. Большевизм отказался от утопии мировой революции и превратился в национальную власть. Эта власть ставит задачей экономическое развитие государства. На базе возрождения государственной дисциплины она стремиться превратить Россию в великую державу. Эта власть опирается на массы, которые не требуют ничего сверх того, что они уже получили, и сбросят любую другую власть. Станет ли будущая Россия коммунистической или капиталистической- не так важно.
4. Дело интеллигенции- способствовать реализации программы по созданию великой России.
- Как вы думаете, как большевики восприняли эти новые взгляды?
Идеология «сменовеховства» была положительно воспринята лидерами большевиков, т.к. она:
- позволяла расколоть эмиграцию;
- официально освещала результаты октябрьской революции, канонизировала их, ограждая от пересмотра;
«Сменовеховство»с удовольствием восприняла и часть российской интеллигенции. Многие вернулись из эмиграции на родину А.Толстой, С.Прокофьев, М.Цветаева, М.Горький, А.Куприн.
5. Большевики и церковь.
Большие сложности возникли в отношении религии и церкви. Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви означал устранение религиозного сознания.
В 1923 г. XII съезд партии принимает постановление «О постановке антирелигиозной агитации и пропаганды». Широкая программа просветительской работы, строившаяся на уважении религиозных чувств верующих, предполагала создание:
- добровольных антирелигиозных обществ;
- издание атеистической литературы;
- вовлечение трудящихся в атеистическую работу.
Главой Русской Православной церкви стал митрополит Тихон. Церковь помогала во время голода.
Но большевики не смогли смириться с инициативой церкви.
1922 г- декрет о конфискации церковных ценностей в пользу голодающих. Что привело к протесту.
Апрель-июнь 1922 г- судебные процессы против церковных иерархов.
Внутри церкви-раскол. Усилилась антирелигиозная пропаганда. Так партия закрепила за собой монополию на духовную жизнь.
VI. Подведение итогов урока.
«Культуру- в массы!». Именно такой лозунг был выдвинут в 1920-ые гг. Искусство должно быть понято массам и любимо ими. Но вскоре слово понято было заменено на понятно.
- Объясните в чем разница и так ли важна одна буква в слове?
VII. Домашнее задание. Выучить п., ответить на вопросы.