в) Методы нравственного воспитания в дошкольном учреждении и семье. Классификация методов, принципы их отбора.




В педагогике существует несколько подходов к классификации методов воспитания (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, воспитании И.П. Подласый в общей и школьной пе­дагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - в дошкольной пе­дагогике).

Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание. Так, академик Б. Т. Лихачев исходит из логики целостности педагогического про­цесса, а также логики его организации при решении задач нравственного воспитания и самовоспитания. Согласно этому основанию он выделяет три группы методов: мето­ды организации и самоорганизации воспитательного кол­лектива (коллективная перспектива, коллективная игра, соревнование, единые требования); методы доверительно­го взаимодействия (метод уважения, педагогическое тре­бование, убеждение, обсуждение, конфликтные ситуации); методы воздействия (разъяснение, снятие напряжения, ак­туализация мечты, обращение к сознанию, к чувству, к воле и поступку).

В. Г. Нечаева выделяет две группы методов нравствен­ного воспитания дошкольников: организация практическо­го опыта общественного поведения (метод приучения, по­каз действия, пример взрослых или других детей, метод организации деятельности); формирование у дошкольни­ков нравственных представлений, суждений, оценок (бесе­ды, чтение художественных произведений, рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций). И к первой, и ко вто­рой группе автор относит метод убеждения, положитель­ный пример, поощрение и наказание.

Классификация, предложенная В.И.Логиновой, вы­строена на том же основании, что и у В. Г. Нечаевой, - на активизации механизма нравственного воспитания, - но она полнее. Автор предлагает объединить все методы в три группы: методы формирования нравственного поведения (приучение, упражнение, руководство деятельностью); ме­тоды формирования нравственного сознания (убеждения в форме разъяснения, внушение, беседа); методы стимулиро­вания чувств и отношений (пример, поощрения, наказания).

Вероятно, можно избрать и другие основания для клас­сификации методов нравственного воспитания, хотя наибо­лее целесообразна та, которая соответствует его механизму.

Методы дают эффективный резуль­тат лишь при определенных условиях:

- любой метод (группа методов) должен быть гуманным, не унижающим ребенка, не нарушающим его прав. Это от­носится к детям любого возраста - и младенческого, и до­школьного, и школьного;

- метод должен быть реальным, осуществимым, он тре­бует логического завершения. Иногда воспитатели и ро­дители используют прием обещания награды, не задумываясь, реальна ли она. И не выполняют обещанного. В нравствен­ном воспитании каждый метод должен быть весомым, зна­чимым;

- для использования метода должны быть заранее под­готовлены условия, средства. Например, воспитатель при­учает детей к бережному отношению к вещам, игрушкам и для этого хочет использовать метод организации совме­стной деятельности детей - организовать «мастерскую по ремонту игрушек». В этом случае он должен подготовить материалы, которыми дети могли бы работать;

- метод не должен применяться однотипно, шаблонно по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратить­ся в назидание и перестанет приносить нужный результат;

- методы воспитания следует применять тактично. Вос­питанник не должен чувствовать, что его воспитывают. Опосредованное воздействие - большое искусство, кото­рым педагог овладевает, если умеет бережно относиться к ребенку;

- при подборе методов следует учитывать степень слож­ности формируемого качества;

- проектируя, подбирая методы, важно предвидеть воз­можные результаты воздействия их на конкретного ребен­ка. Если воспитатель не уверен в успехе или предвидит стиш­ком сильную реакцию - от выбранного метода следует от­казаться;

- применение методов нравственного воспитания требу­ет терпения и терпимости. Когда дело касается ребенка до­школьного возраста, нельзя рассчитывать на моменталь­ный и постоянный результат. Следует терпеливо повторять уже использованные методы и подбирать новые, с понима­нием относиться к тому, что результат будет достигнут не сразу и, может быть, не совсем в той форме и в том каче­стве, каких мы ожидаем;

- преобладающими в нравственном воспитании до­школьников должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия. Если только опираться на осознание, понимание значимости по­ложительного поведения и не обучать способам такого по­ведения, желаемых результатов не будет.

Так, обратимся к хорошо известному методу примера взрослого как образца для подражания. Рассчитывать на воздействие этого метода без организации наблюдения, а также практики поведения ребенка нельзя. Сами по себе положительные поступки взрос­лого не гарантируют таких же поступков у ребенка;

- методы применяются не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, кото­рые можно и целесообразно использовать в комплексе, слу­жат ведущая воспитательная задача и возраст детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: