НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ БЛАГА - ОБЪЕКТЫ ОЦЕНКИ




Д.А. БЕРЕЗИН

 

 

Нематериальные блага как объекты гражданских прав - блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотделимы от него, неотчуждаемы. Пункт 1 ст. 150 ГК РФ приводит неисчерпывающий перечень данных объектов гражданских прав. Е.В. Гордеюк исследует нематериальные блага в сфере нравственности как объекты брачных правоотношений, выделяя таковыми любовь, уважение, чувства. М.Н. Малеина обосновывает специфику особого нематериального блага - голоса человека. Таким образом, нематериальные блага, как объекты личных неимущественных отношений, представляют собой внутренние ценности их индивида, проявляющиеся в его действиях и поведении.

 

М.Н. Малеина обсуждаемое понятие определяет как "объект субъективного личного неимущественного права, обладающий индивидуальной и социальной духовной ценностью, не имеющий стандартных параметров, не отделимый от личности при жизни физического лица" <4>.

 

С данным выводом трудно не согласиться по следующим причинам. Нематериальные блага неосязаемые, не измеримые, в отличие от материальных благ, трудно определить их количественные и качественные характеристики, они доступны лишь только их носителю, которым, как правило, принято считать физическое лицо. Постороннее лицо может о нематериальных благах конкретного носителя узнать, но не присвоить. Это исключает возможность введения в гражданский оборот обсуждаемого объекта гражданских прав. Социальная духовная ценность нематериальных благ конкретного индивида, представляющая собой индивидуальные, моральные человеческие качества, может выявляться в различных общественных отношениях. Например, при трудоустройстве в ходе собеседования с потенциальным работником и членом трудового коллектива наниматель дает оценку не только его профессиональным качествам, опыту, но и обсуждаемым нематериальным благам, которыми обладает кандидат на определенную вакансию, выявляемым в этом собеседовании. Аналогичную цель имеет следователь (дознаватель, судья) в уголовном процессе, проводя допрос подозреваемого (обвиняемого) или потерпевшего. Данный перечень примеров можно продолжать. Иными словами, нематериальные блага постоянно "живут" в его носителе - человеке с момента рождения или в силу закона и не переходят от него к другому носителю, даже в случае ухода из жизни первого.

Как говорилось выше, трудно определить количественные и качественные характеристики нематериальных благ, следовательно, дать им ту или иную оценку, в том числе определить их стоимость.

Порядок определения стоимости объектов гражданских прав для введения их в гражданский оборот регулирует Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности). Деятельность, связанная с определением стоимости объектов гражданских прав, в соответствии с указанным Законом, осуществляется независимым оценщиком, привлеченным к определению стоимости объекта оценки участниками предстоящего товарообмена. Статья 5 Федерального закона об оценочной деятельности приводит неисчерпывающий перечень объектов оценки и относит к ним объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена их возможность участия в гражданском обороте.

Таким образом, в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности главный критерий объекта оценки - это его оборотоспособность, которая у объектов гражданских прав, относящихся к нематериальным благам, отсутствует. Также не представляется возможным сторонам договора на проведение оценки, как оценщику, так и заказчику, привести точное описание нематериального блага, которое позволило бы осуществить его идентификацию, тем самым дать соответствующую оценку, в том числе в денежном выражении. Нормы Федерального закона об оценочной деятельности позволяют еще раз прийти к выводу о невозможности введения в гражданский оборот и определения стоимости нематериальных благ.

К одной из разновидности нематериальных благ в ГК РФ особо выделены в качестве объектов гражданских прав честь, достоинство, деловая репутация. Это обусловлено тем значением, которое имеют указанные личные блага в быту, деловой жизни, во всей сфере гражданско-правового регулирования. Тем более что законодатель распространяет право на деловую репутацию и в отношении юридических лиц.

 

Таким образом, носителями отдельного обсуждаемого блага, имеющего место в гражданско-правовых отношениях, в том числе в гражданском обороте, именуемого "деловая репутация", могут являться не только физические, но и юридические лица.

Деловая репутация компании является неосязаемым, но очень значимым активом бизнеса, состояние этого ресурса может влиять на стоимость всей компании в целом. В силу предписания ч. 3 ст. 17, ст. 29 Конституции РФ устанавливается возможность выражения каждым своего мнения и убеждений любым законным способом, не нарушающим права и свободы других лиц. Но зачастую такая свобода используется недобросовестно, особенно когда речь идет о предпринимательской выгоде и конкуренции. Причем удар можно получить не только от своих соперников по ведению деятельности, но и от бывших сотрудников. Например, непродуктивный работник компании, не приносящий дохода, был уволен за невыполнение поставленных задач и плана. И он, обиженный, не способный адекватно воспринимать критику в свой адрес, пишет в социальных сетях о том, какая плохая эта компания: что она нарушает законы, ее продукция не соответствует заявленным требованиям, услуги оказываются некачественно, а над сотрудниками издеваются и не платят заработную плату. Эмоциональный отзыв расходится по Интернету, в результате чего компания начинает терять клиентов, которые не хотят иметь дела с такой фирмой, высококвалифицированных сотрудников, которые отказываются работать на таком предприятии, деловых партнеров. В итоге фирма теряет свой доход.

 

Таким образом, деловая репутация хозяйствующего субъекта, к которым относятся не только юридические, но и физические лица, - это неосязаемый объект гражданских прав, являющийся нематериальным активом ее данного носителя, имеющий как социальную, так и экономическую ценность. Дать соответствующую оценку этим ценностям может не только их обладатель, но и постороннее лицо для обладателя этих благ. Например, потребитель открытого конкурентного рынка, выбирая необходимый ему в быту товар, произведенный различными изготовителями, дает им оценку: какого производителя товар будет ему более полезен и какую денежную сумму он готов за него заплатить.

Тем самым отдельные нематериальные блага, представляющие собой деловую репутацию хозяйствующего субъекта, имеют денежную стоимость, которая может определяться в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности. Следовательно, деловая репутация, представляющая собой нематериальное благо, может являться объектом оценки.

Приказом Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 385 утвержден Федеральный стандарт оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)". Подпунктом 3 п. 4 данного стандарта оценки деловая репутация выделена отдельным объектом оценки.

Таким образом, деловая репутация, как одна из разновидностей нематериальных благ, является объектом оценки, в отношении которого в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности может определяться рыночная или иная стоимость, с целью введения объекта оценки в гражданский оборот или использования результата оценочной деятельности в иных целях, предусмотренных Законом.

"Вступление в силу с 1 октября 2013 г. новой редакции ст. 152 ГК РФ, исключившей возможность компенсации морального вреда в случае умаления деловой репутации юридических лиц, не препятствует защите нарушенного права посредством заявления юридическим лицом требования о возмещении вреда, причиненного репутации юридического лица.

Данный вывод следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N 508-О, в котором отмечено, что отсутствие прямого указания в законе на способ защиты деловой репутации юридических лиц не лишает их права предъявлять требования о компенсации убытков, в том числе нематериальных, причиненных умалением деловой репутации, или нематериального вреда, имеющего свое собственное содержание (отличное от содержания морального вреда, причиненного гражданину), которое вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ). Данный вывод основан на положениях ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом".

 

Таким образом, денежная стоимость деловой репутации хозяйствующих субъектов выявляется в способе защиты их нарушенных прав, именуемом компенсацией.

Компенсация (от лат. compensatio от compensare - уравновешивать; возмещать) - возмещение потерь, понесенных убытков, расходов, возврат долга.

 

Таким образом, понятия "компенсация" и "стоимость" включают в себя определенный размер, как правило, в денежном выражении.

Размер компенсации - один из наиболее важных и наименее урегулированных вопросов. Если в практике наблюдаются случаи, когда суд уменьшает размер заявленной компенсации в 9 000 (!) раз, это означает, что и потерпевшие, и суды не имеют четких критериев для определения размера компенсации.

 

Таким образом, вопрос об определении размера компенсации остается неразрешенным. Данный вопрос следует разрешать путем привлечения в судопроизводство независимого оценщика. Оценщик, которому определением суда поручено проведение оценки объекта, привлекается в судопроизводство в качестве эксперта, если предметом спора явилась стоимость, доказывание ее достоверности или, наоборот, может служить результатом профессиональной деятельности независимого оценщика <11> - сведущего лица, содействующего осуществлению и отправлению правосудия. Под компенсацией вреда следует понимать стоимость причиненного вреда, в данном случае деловой репутации, отдельному нематериальному благу хозяйствующего субъекта.

 

"Вместе с тем ГК РФ содержит ряд статей, которые подвергают сомнению неотчуждаемый и непередаваемый характер деловой репутации. Так, согласно п. 2 ст. 1027 ГК РФ "Договор коммерческой концессии" указанный договор предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального использования) с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности (продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем, осуществление иной торговой деятельности, выполнение работ, оказание услуг). Таким образом, данная норма предусматривает передачу деловой репутации пользователю, причем с указанием объема такого использования, что полностью противоречит смыслу, заложенному в ст. 150 ГК РФ.

К числу подобных статей можно отнести также ст. 1042 ГК РФ о вкладе товарищей согласно договору простого товарищества. Согласно п. 1 данной статьи вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело. Это могут быть деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. При этом в п. 2 данной статьи предписано, что вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договоров простого товарищества или фактических обстоятельств. Причем денежная оценка вклада товарищей производится по соглашению между ними. Здесь также предусмотрена передача деловой репутации, к тому же с ее денежной оценкой, что не согласуется с нормой ст. 150 ГК РФ.

В соответствии с п. 6 ст. 38 "Объект налогообложения" Налогового кодекса РФ при определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак, а при определении идентичности работ (услуг) - характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак, что в целом свидетельствует об имущественном характере деловой репутации, поскольку данный объект вполне может иметь денежную оценку.

В качестве примера стоимостной оценки деловой репутации следует привести отдельные нормы Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27 декабря 2007 г. N 153н (далее - Положение). В соответствии с п. 4 данного Положения к нематериальным активам относятся, например, произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин; изобретения; полезные модели; селекционные достижения; секреты производства (ноу-хау); товарные знаки и знаки обслуживания. В составе нематериальных активов учитывается также деловая репутация, возникшая в связи с приобретением предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Приведенные выше нормы свидетельствуют о двойственном характере права на деловую репутацию с учетом ее имущественной составляющей, которая в отдельных случаях может стать объектом передачи, учитываться при налогообложении или отражаться в бухгалтерском учете. В указанном контексте эти нормы противоречат нормам ст. 150 ГК РФ, согласно которым деловая репутация рассматривается в качестве нематериальных благ, не подлежащих отчуждению или передаче. Собственно, отсюда и проистекает двойственный характер деловой репутации, в которой присутствует нематериальный элемент, но все же в известной степени превалирует имущественный элемент, что в целом определяет сущность данного института".

 

Таким образом, отдельные нормы гражданского и иного законодательства, регулирующего порядок осуществления и организации предпринимательской деятельности, определяют одну из разновидностей нематериальных благ - деловую репутацию хозяйствующего субъекта оборотоспособным объектом гражданских прав, имеющим тем самым определенную денежную стоимость. В соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности, федеральными стандартами оценки и другими законодательными и подзаконными актами данный объект гражданских прав является объектом оценки. В отношении его может определяться рыночная, балансовая и иная стоимость. Рассмотренные нормы законодательных и подзаконных актов регламентируют порядок определения стоимости нематериальных благ как нематериального актива, находящегося на балансе хозяйствующего субъекта. Данная стоимость может определяться не только в целях защиты нарушенных личных неимущественных прав как размер компенсации причиненного вреда, но и в целях совершенствования обсуждаемого объекта оценки в период его "жизни" как объекта гражданского оборота?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: