Ранний экспрессионизм (до 1914 года)




Предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма» (нем. «Der Frühexpressionismus»), связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналов («Der Sturm», «Die Aktion») и клубов («Неопатетическое кабаре», «Кабаре Гну»). В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Авторы этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее.

Первым печатным органом экспрессионистов стал журнал «Der Sturm», издававшийся Гервартом Вальденом в 1910—1932 годах. Через год появился журнал «Die Aktion», в котором в основном печатались произведения «левых» экспрессионистов, близких по духу к социализму и хиллеровскому «активизму». В одном из первых номеров «Die Aktion» в 1911 году было опубликовано программное экспрессионистское стихотворение Якоба ван Годдиса «Конец света» (нем. «Weltende»), принесшее его автору широкую известность. В нем отразились эсхатологические мотивы, характерные для экспрессионизма, предрекавшего скорую гибель мещанской цивилизации.

Раннеэкспрессионистские авторы испытывали различные влияния. Для одних источником стал творчески переосмысленный французский и немецкий символизм (Готфрид Бенн, Георг Тракль, Георг Гейм), в особенности Артюр Рембо и Шарль Бодлер. Других вдохновляло барокко и романтизм. Общим для всех было сосредоточенное внимание к реальной жизни, но не в ее реалистическом, натуралистическом понимании, а в плане философских основ. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения».

Помимо журналов, на раннем этапе появились и первые творческие объединения экспрессионистов: «Новый клуб» и связанное с ним «Неопатетическое кабаре», а также «Кабаре Гну». Наиболее крупными фигурами этого периода являются Георг Гейм, Якоб ван Годдис и Курт Хиллер.

«Раннеэкспрессионистские журналы и авторы, такие как Гейм, Ван Годдис, Тракль и Штадлер столь же мало осознавали себя экспрессионистами, как позже Штрамм или Газенклевер. В литературных кругах перед Первой мировой войной курсировали такие синонимы как „юные берлинцы“, „неопатетики“, „молодая литература“. Кроме того, к молодые прогрессивные движения относили к „футуризму“. Хиллер выдал в качестве нового пароля „активизм“. В противоположность этому иностранный термин „экспрессионизм“ внушает мысль о единстве стиля эпохи или эстетических программ и все же служит собирательным обозначением для разнообразных авангардистских движений и литературных техник, чья главная особенность лежит в их полемической заостренности: антитрадиционализме, антиреализме и антипсихологизме»[4].

Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма — его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В стихотворениях «Война» и «Грядет большое умиранье…», навеянных событиями Марокканского кризиса, позже многие видели предсказания будущей европейской войны. Кроме того, вскоре после его смерти были обнаружены дневники поэта, в которых он записывал свои сны. Одна из этих записей практически точно описывает его собственную смерть[5].

В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, пронизывающее стихи поэта, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность и суггестивная сила стиха, обращение к темам смерти, распада и деградации позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке.

«Экспрессионистское десятилетие» (1914—1924)

Временем расцвета литературного экспрессионизма считаются 1914—1924 годы. В это время в этом направлении работали Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др.

Важное место в этот период занимают «фронтовые стихи» (Иван Голль, Август Штрамм и др.). Массовая гибель людей привела к всплеску пацифистских тенденций в экспрессионизме (Курт Хиллер).

В 1919 году выходит знаменитая антология «Сумерки человечества» (нем. «Die Menschheitsdämmerung»), в которой издатель Курт Пинтус под одной обложкой собрал лучших представителей этого направления. Впоследствии антология стала классической; в XX веке она переиздавалась несколько десятков раз.

Становится популярным политически окрашенный «левый» экспрессионизм (Эрнст Толлер, Эрнст Барлах). В это время экспрессионисты начинают осознавать свое единство. Возникают новые группы, продолжают издаваться экспрессионистские журналы и даже одна газета («Die Brücke»). Курт Хиллер становится во главе «левого» крыла. Он печатает ежегодники «Цель» (нем. «Ziel-Jahrbücher»), в которых обсуждается послевоенное будущее.

Некоторые исследователи экспрессионизма выступают против его деления на «левый» и «правый». Кроме того, в последнее время наметилась переоценка значения ранних этапов развития экспрессионизма. Например, Н. В. Пестова пишет:

«Повышенное внимание к политическому аспекту экспрессионизма со стороны исследователей объяснялось скорее попытками его реабилитации после Второй мировой войны (в которых он вряд ли нуждался) и общей тенденцией политизации и идеологизации экспрессионистского искусства. Не оправдывает себя и не подтверждается поэтической практикой деление экспрессионизма на левый и правый»[3].

Польский экспрессионизм

В польской литературе, как и в Европе вообще, экспрессионистские тенденции проявились еще до того, как были сформулированы теоретические основы этого течения. В этом ключе писали представители неоромантической «Молодой Польши» (Тадеуш Мичинский), а элементы экспрессионистской поэтики можно обнаружить у Станислава Пшибышевского и Вацлава Берента. Окончательно польский экспрессионизм оформился после Первой мировой войны.

В 1917 году писатель Ежи Хулевич начал издавать журнал «Родник» (польск. «Zdrój», выходил до 1922 года). У него не было четкой литературной программы, но сам характер публиковавшихся материалов имел признаки зарождающегося нового течения. Идеи экспрессионизма также высказывал в своих статьях Пшибышевский («Около экспрессионизма», «Экспрессионизм», «Словаки и генезис духа»). В 1918 году группа молодых писателей и поэтов, назвавшаяся «Бунт», устроила выставку в Познани, одновременно опубликовав в качестве приложения к «Роднику» так называемую «Тетрадь Бунта» (польск. «Zeszyt Buntu»). В ней опубликовались: Владислав Скотарек, Август Замойский, Зенон Косидовский и др. С этого момента «Родник» стал все более последовательно придерживаться экспрессионистской программы. В особенности это касалось текстов Яна Стура и Зенона Косидовского. Из-за финансовых проблем журнал был закрыт. После этого экспрессионистское движение в Польше постепенно сошло на нет, лишь иногда проявляя себя в отдельных случайных публикациях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: