Обзор современных принципов и форм организации профориентационной работы с обучающимися




Одна из задач современного дополнительного образования — подготовка обучающихся к выбору профессии и успешному осуществлению профессиональной деятельности в будущем.

Сегодня видение государством системы профориентационной работы в российских образовательных организациях отражено в ряде стратегических документов. Национальный проект РФ «Образование» предусматривает реализацию двух стратегических целей: вхождение России до 2024 г. в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Одним из оснований реализации этих стратегических целей является создание новых подходов к профориентации обучающихся.

Некоторые федеральные проекты, входящие в состав нацпроекта «Образование», посвящены ранней профориентации детей и молодежи. Например, в федеральном проекте «Современная школа» сформулирована задача: к 2024 г. осуществлять реализацию образовательных программ в сетевой форме в 70 % организаций начального, основного и среднего общего и дополнительного образования, что будет способствовать формированию устойчивой профессиональной ориентации обучающихся. По мнению педагогов и руководителей образовательных организаций, сетевое взаимодействие позволяет успешно развивать все направления деятельности современной образовательной организации, а именно: совершенствовать ее материально-техническую базу, развивать методическое обеспечение, повышать квалификацию кадров, осуществлять программы профильного образования, обеспечивать качество образования, организацию воспитательной деятельности, программ профориентации.

В другом федеральном проекте — «Успех каждого ребенка» — на профориентацию направлены проекты «Проектория» и «Билет в будущее». «Проектория» — это сайт по бесплатной профориентации для детей, предлагающий школьникам поучаствовать в решении современных технологических задач от крупных компаний и инженерных вузов. В документе декларируется, что в обмен участники смогут получить образование, стажировку, трудоустройство или другое поощрение от заказчика.

«Билет в будущее» — проект ранней профориентации для учащихся 6–11-х классов. Федеральным оператором проекта является Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Проект предполагает проведение предварительного диагностического тестирования обучающихся, после которого они могут принять участие в профессиональных пробах.

Таким образом, сегодня посредством механизмов стратегического управления образованием сделана попытка закрепить практику профессиональных проб — проведения практико-ориентированных мероприятий, которые позволяют школьникам погрузиться в профессиональную сферу. Задача проф.пробы заключается в том, чтобы сформировать у обучающихся представление о профессии или компетенции. Поэтому деятельность в рамках таких мероприятиях прямо соответствует той практике, которая существует в той или иной сфере работы, без развлекательного или игрового содержания.

На региональном и муниципальном уровнях для реализации целей национальных и федеральных проектов задействованы механизмы целевых программ.

Одним из условий реализации этих программ как раз и является эффективная профориентационная работа в образовательных организациях со ступени начальной школы. На третьем этапе реализации проекта (с 2019 по 2025 г.) предполагается расширение ресурсной базы подготовки инженерных кадров в учреждениях общего и дополнительного образования, совершенствование педагогических методик обучения и организационных подходов к осуществлению сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.

В соответствии с проектом «Билет в будущее» реализуются такие направления профориентационной работы, как:

1) разработка и реализация образовательных проектов и программ профориентационной направленности;

2) взаимодействие профессиональных образовательных организаций с образовательными учреждениями в части проведения профориентационных мероприятий (профессиональные пробы, мастер-классы, презентации);

3) проведение центрами занятости информационно-профориентационных мероприятий с учащимися 8–11-х классов о востребованных профессиях (рабочих специальностях) на региональном рынке труда;

4) информационное сопровождение родительской общественности по вопросам профориентации обучающихся;

5) обеспечение участия обучающихся в федеральном проекте ранней профориентации «Билет в будущее»;

6) организация и проведение соревнований возрастной группы юниоры (до 16 лет) в рамках чемпионатов «Молодые профессионалы» (WordSkills Russia), проходящих также и на территории Республики Татарстан.

Союз WordSkills Russia запустил проект WorldSkills Russia Juniors для ранней профориентации учащихся общеобразовательных организаций по направлениям рабочих специальностей. Как известно, с 2016 г. ежегодно проводятся региональные и национальные соревнования WorldSkills. В г.Набережные Челны с 2020г проводятся соревнования муниципального уровня.

Юниоры принимают участие в корпоративных чемпионатах, победители которых затем участвуют в Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech. Не менее интересным для участников юниорского движения являются вузовские чемпионаты WorldSkills, победа в которых дает возможность представить свою образовательную организацию на Финале межвузовского Национального чемпионата “Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)”.

Участие в активностях WorldSkills может оказаться для участника просто полезным опытом, а может стать основой для профессионального развития по самым разным траекториям. Это может быть достижение статуса высококлассного специалиста по рабочей профессии через учебу в колледже, получение внесистемного образования по новой digital-специальности в сочетании с фундаментальным высшим или онлайн-образованием, либо формирование команды для будущего стартапа.

 

Список литературы:

1. Национальный проект «Образование» 2019–2024: [офиц. сайт Мин-ва просвещения РФ]. URL: https://edu.gov.ru/national-project

2. Блинов В. И., Сергеев И. С. Профессиональные пробы в школьной профориентации: путь поисков // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 1/2. С. 42–45.

3. Васильева О. Н., Коновалова Н. В. Инженерные классы как инструмент профессиональной навигации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 136–143.

4. Зобнина А. А. Условия организации сетевого взаимодействия вуза и школы: опыт и проблемы // Научно-педагогическое обозрение. 2017. № 1. С. 114–125.

5. Молодые профессионалы: [офиц. сайт WorldSkills Russia]. URL: https://worldskills.ru/

6. Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования: приказ Мин-ва образования от 18 июля 2002 г. № 2783 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/901837067

7. Рябцева И. В. Профессиональные пробы как средство предпрофильной подготовки школьников в отечественном и зарубежном опыте // Сибирский педагогический журнал. 2011.№ 4. С. 217–225.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: