СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (ч. 3 ст. 30) при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права учащихся, учитывается мнение совета учащихся и советов родителей. А поскольку инструкции по технике безопасности представлю собой локальные нормативные акты которые затрагивают право учащихся на безопасность во время пребывания в школе (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"), учет мнения совета учащихся и совета родителей при принятии этих инструкций является обязательным.
Законодательных требований и рекомендаций к инструкциям по технике безопасности для учащихся не содержится ни в каких Федеральных нормативных документах. Поэтому для обеспечения единообразия при разработке инструкций по технике безопасности для учащихся будем следовать рекомендациям по структуре и содержанию инструкций по охране труда.
Раздел 1 – общие требования безопасности. Перечисляя общие требования безопасности, указывают:
Ш условия допуска учащихся к занятиям соответствующими видами деятельности с учетом возраста, состояния здоровья, проведения инструктажей и т.п.;
Ш требования о необходимости соблюдения правил поведения для учащихся; по выполнению режимов обучения и отдыха;
Ш характеристики опасных и вредных факторов, способных воздействовать на учащихся;
Ш требования по обеспечению пожаро- электро- и токсикобезопасности;
Ш определяют порядок уведомления педагогов о случаях травмирования учащихся и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента;
Ш указания об оказании первой (доврачебной) помощи;
Ш правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащиеся при обучении;
Ш ответственность учащихся за нарушение требований инструкций по технике безопасности.
Раздел 2 – требования безопасности перед началом занятий. Описывая требования безопасности перед началом занятий необходимо изложить:
Ш порядок подготовки учащихся к занятиям в конкретном учебном помещении и (или) при выполнении определенных видов деятельности, средств индивидуальной защиты, если их наличие предусмотрено в данном помещении;
Ш порядок проверки исправности оборудования, приспособлений и инструмента, ограждений, сигнализации, блокировочных и других устройств, защитного заземления, вентиляции, местного освещения и т.п.;
Ш порядок проверки наличия и состояния исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты);
Ш требования специальной (предметной) санитарии.
Раздел 3 – требования безопасности во время занятий. При определении требований безопасности во время занятий обязательно излагают:
Ш способы и приемы безопасного участия в образовательном процессе;
Ш правила использования оборудования, приспособлений и инструментов, технических средств обучения;
Ш требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты);
Ш правила безопасной эксплуатации технических средств обучения;
Ш указания по безопасному выполнению конкретных видов образовательной деятельности;
Ш основные виды отклонений от нормативного технологического или санитарного режима и методы их устранения;
Ш действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций.
Раздел 4 – требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. При описании требований безопасности в чрезвычайных ситуациях обращают особое внимание:
Ш на действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям;
Ш на действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании.
Раздел 5 – требования безопасности по окончании занятий. Определяя требования безопасности по окончании занятий, рекомендуется четко изложить:
Ш порядок безопасного отключения, остановки, разборки и профилактики оборудования и технических средств обучения, приспособлений, механизмов и аппаратуры;
Ш порядок уборки своего рабочего места;
Ш требования соблюдения личной гигиены и специальной (предметной) санитарии;
Ш порядок извещения педагога обо всех недостатках, обнаруженных во время образовательного процесса.
Раздел 6 – заключительные положения. При описании заключительных положений указывают:
Ш порядок, сроки и условия внесения изменений и дополнений в данные инструкции;
Ш порядок, сроки и условия их пересмотра, а так же определяют должностных лиц, несущих ответственность за эту деятельность.