Подготовка социологического исследования




 

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа:

1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема - это всегда противоречие между знанием (например, о потребностях людей в каких-то результативных практических или теоретических действиях) и незнанием (например, путей и средств их реализации). [6] В связи с этим решение проблемы означает получение нового знания или теоретической модели, которые объясняли бы явление, а также выявление факторов, позволяющих воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Проблема включает следующие компоненты[7]:

1) сущность или содержание проблемы (в чем она заключается?);

2) организационная. и физическая локализация (где выявлена проблема?);

3) владение проблемой (кому известно о проблеме и кого она затрагивает?);

4) временные рамки (с какого времени существует данная проблема? наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает периодически? и т.д.).

Социологическое исследование всегда начинается с некоей проблемной ситуации. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие условий, признаков данной проблемы, прежде всего выяснить, есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа, а потому могут выступать как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета), а также установить достоверность учета и статистики по этому показателю;

4) выделить в проблемной ситуации основные и второстепенные компоненты для того, чтобы определить основное направление исследования;

5) проанализировать уже имеющиеся решения проблем, которые аналогичны изучаемой.

Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Обычно она включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т.д.).

Итак, социолог должен:

1) определить цели и задачи исследования, то есть те общие и частные результаты, которые он намеревается получить;

2) определить предмет и объект исследования.

На этапетеоретической и эмпирической интерпретации понятия исследователь решает три основные задачи:

1) выясняет аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании;

2) проводит анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивает научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций;

3) обеспечивает измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных показателей.

На этом этапе осуществляется перевод проблемной ситуации в формулировку с помощью научных терминов, затем эта формулировка раскладывается на операционные составляющие, проводится их факторная интерпретация, то есть определяется система связей формулировки с внешними и внутренними субъективными факторами. Конечной целью на данном этапе является выработка понятий, которые доступны учету и регистрации.

Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности, называются понятиями-индикаторами.

Формирование гипотезы - заключительная часть теоретической подготовки эмпирического социологического исследования. Гипотеза исследования - это научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

На данном этапе необходимо учитывать следующие моменты:

1. Гипотеза должна быть совместимой с фактами, которых она касается.

2. Для объяснения фактов нужно выдвигать как можно меньше гипотез; связь между гипотезами должна быть как можно более тесной.

3. Из нескольких гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число фактов.

4. Нельзя строить исследование на противоречащих друг другу гипотезах.

5. При выдвижении гипотез необходимо понимать, что выводы будут иметь вероятностный характер.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: