Женщина - помощник по образу Божьему




 

Сотворение женщины в Писании обозначено тем, что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Когда же в день шестой Бог закончил Свое творение и посмотрел на созданное Им, то дал всему оценку «хорошо весьма» (Бытие 1:31). В первой главе книги Бытие, которая описывает последовательность сотворения неба, земли и всего что наполняет её, мы замечаем, что Бог на определенном этапе Своего творения давал оценку сотворенному словом - «хорошо». При проверке повторов этого слова выяснилось, что в первой главе в восьми стихах (4, 8, 10, 12, 18, 21, 25, 31) встречается слово «хорошо» (bFwj- иврит, а в греческом тексте kalo/v - греч.), которое имеет значение:

хороший, добрый, красивый, прекрасный, благополучный, счастливый, благой, полезный, приятный, желаемый;

Слово kalo/v - (греч.) подчеркивает гармоничную полноту и законченность, стройность, пропорциональность и соразмерность;

Слово bFwj - (иврит) достаточный для того, для чего он предназначен.‏

В лекциях по предмету «Толкование Ветхого Завета» было отмечено, что Бог словом «тов» - «хорошо» обозначал законченность определенного процесса творения. Это означало, что творение уже приобрело ту совершенную форму, соответствующую и достаточную для исполнения тех функций, для которых оно было сотворено и предназначено. Из Писания следует: в третий день, когда земля приобрела законченный вид «увидел Бог, что [это] хорошо»; когда Бог произвел зелень, траву и деревья на земле «И увидел Бог, что [это] хорошо»; в четвертый день, когда Бог поставил два светила управлять днем и ночью «И увидел Бог, что [это] хорошо». В день пятый, когда Бог наполнил воду рыбами и пресмыкающимися, а твердь небесную птицами по роду их, «И увидел Бог, что [это] хорошо». В шестой день, когда Бог наполнил землю зверями, скотом, гадами по роду их, «И увидел Бог, что [это] хорошо»; и когда Бог сотворил мужчину и женщину и благословил их, а прежде благословил и всякую живность, «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:10-31). Однако первому и второму дню творения Бог не дает никакой оценки, потому что в эти дни ещё не было закончено формирование земли. Именно это объяснение незаконченности в сотворении человека послужило объяснением тому, что Бог сказал «не хорошо»(Бытие 2:18), когда во второй главе книги Бытие мы читаем, что был уже создан Адам, но еще не была сотворена Ева. Другими словами, процесс сотворения человека не был закончен. Джеймс Смит пишет о том, что сотворение женщины означало завершение незаконченной формы: «Без женщины мужчина был незавершенным, неполным».

Кульминацией созидательного процесса явилась женщина. Ева,... становится заключительным аккордом в симфонии создания вселенной. Она представляет собой завершающее прикосновение Великого Художника к Своему шедевру.

Вот ещё богословский взгляд на то, почему Бог сказал «не хорошо» (Бытие 2:18) после всех Его «хорошо». Это может означать привлечение нашего особенного внимания на происходящие события. Существует один из приемов толкования Писания, когда в тексте встречаются противопоставления, которые указывают на значимые или даже поворотные жизненные моменты. В данном случае наше внимание обращено на важность сотворения женщины. Первый раз слово bFwj «хорошо» встречается в четвертом стихе книги Бытие и дает оценку свету, который противопоставляется тьме, бездне, что он «хорош и отделил Бог свет от тьмы». И если провести параллель, то слову «не хорошо» соответствует тьма, которая подобна одиночеству, бездна безысходности в которой может оказаться один человек.

Павел Евдокимов развивает мысль об одиночестве Адама, обращая наше внимание на то, что Бог сотворил Адама так, чтобы он нуждался ни в красоте творения, ни в райском саде, ни в общении с окружающими его животными, а только в одном создании - в женщине, способной его понять и удовлетворить его потребность в общении. Бог позволил испытать человеку проблему одиночества, чтобы осознавать свою потребность в женщине, помощнице. Пастор Кен Ортиз пишет:

«Точно так, как душа человека пуста без Бога, так сердце мужчины было пусто без женщины, которая была задумана Богом как совершенное восполнение того, чего не доставало мужчине».

Современный русский библеист Д. Щедровицкий тоже связывает выражение «не хорошо» с одиночеством, «замкнутостью, самообособленностью человеческой личности. Такое состояние души человека склонно отделяться от всеобщей любви Божьей, лишается возможности самоотдачи и самовосполнения. Подобно органу тела, лишенному кровотока, которому грозит омертвление». Одиночество ограничивает всестороннее развитие личности, успешнее всего происходящего в общении с себе подобными.

Господь уже знал, как будет восполнена нужда мужчины, через какой акт сотворения он обретет полноту. Бог, Который находится в непрерывном общении любви Своего Триединства, подобным образом позволяет миновать бездну одиночества человеку, сделав его одним в двух лицах и в постоянном присутствии Творца.

Чтобы постараться понять глубину Божьего замысла, когда Он сказал: «сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18), мы исследовали слово r}z[e - иврит (в греческом тексте bohqo.n) -,,, которое переведено на русский язык как «помощник». Результаты показали следующее: это слово встречается в 56 стихах Библии 59 раз (см. Приложение 2). «Помощник» в 45 (80%) стихах является Сам Бог «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах» (Псалом.45:2), и только в 11 (20%) стихах слово обращено к человеку: «Я смотрел, и не было помощника; дивился, что не было поддерживающего» (Исаия 63:5).

Мы рассмотрели стихи из Писания, в которых Бог проявляет Себя помощником и пришли к заключению, что помощь нужна всегда, а именно:

. Помощь в сражениях,спасение в опасных ситуациях, помощь в бедах (без помощи нет победы, не предупрежден об опасности, в беде нет поддержки); 2. Помощь упавшим духом, немощным, вопиющим, сиротам, вдовам, угнетенным (каждый человек переживает один из таких периодов в своей жизни и отчаянно нуждается в помощи);

. Помощь для опоры, нужна чтоб упереться, чтоб устоять и не поколебаться (без опоры ненадежно, все зыбко и может рухнуть, нет спокойствия);

. Помощь как скала, твердыня (то что постоянно, не меняется, никогда не подведет, то что дает силу, надежду и уверенность);

. Помощь как прибежище, убежище, крепость, покров, есть ты, защита от бури(это место где всегда тебя ждут, всегда обогреют и накормят, там дадут отдых, укроют от тревог, от врага, не выдадут, покроют неудачи, промахи, место, которое есть для того, чтобы защитить тебя от невзгод этой жизни).

Именно Еве дана функция давать жизнь и быть помощником, стоящим рядом. Альтер Р. дает следующий перевод: «помощник - это поддержка, которая всегда рядом». Он обращает наше внимание на то, что жизнь не безопасна в этом мире, она полна неожиданностей и риска.

«Чтобы выжить, человек отчаянно нуждается и обращается к помощи Бога, к единственной надежде на спасение. И если Его не окажется рядом … - вам конец. Присутствие женщины столь же необходимо в этом мире для мужчины, для детей - ей отведена особая роль. Женщина наделена способностью быть преданной, неимоверно терпеливой, умением видеть и справляться с трудностями, чтобы сделать этот мир более приспособленным для жизни. Её внутренняя сила духа превозмогает физическую».

Некоторые комментаторы указывают на то, что в Ветхом Завете слово «помощник» часто употребляется для обозначения того, кто более силен или велик по сравнению с тем, кому он оказывает помощь, однако эта помощь не снимает ответственности и решение задач с человека, которому помогают в порученном деле.

Существуют толкования, утверждающие что женщина-помощник находится на вторых ролях, она лишь помощница. Те, кто придерживается этой точки зрения ссылаются на следующие факты:

. Адам был сотворен прежде Евы. Он обладает правом первородства и является лидером семьи.

. Ева сотворена, как помощник. Она призвана помогать в каком-то деле, но ответственности за него не несёт.

. Адам дал Еве имя. Только тот, кто обладает властью над кем-либо, имеет права давать им имена.

. Адам, а не Ева, представляет весь человеческий род. Бог дал имя роду человеческому «Адам», такое же, как и мужчине. Жена в браке принимает фамилию мужа и родословная ведётся под его именем.

. Змей сперва обратился к Еве, пытаясь пошатнуть или вовсе изменить главенство в браке, которое установил Бог.

. После грехопадения, Бог сперва обращается к Адаму, как несущему ответственность за происходящее.

Однако выше мы рассмотрели, что роль помощника не второстепенна, а жизненно необходима. Сам Бог назван в Писании словом Помощник. И какое ликование, восторг и благодарность мы испытываем к Нему, когда Он приходит нам на помощь. Мы понимаем, что без Него ничего бы не состоялось.

Восторг, которым был охвачен Адам, увидев женщину, и то, как он назвал её - «она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Бытие 2:23), является ещё одним подтверждением того, что женщина является ответом Бога на особенную потребность мужчины. Если обратить внимание на сочетание букв в ивритских словах муж (иш) vyia и жена (иша) h+Vv/fia, то видно, что буквы (y - йод) и (hV - хей), которые присутствуют в этих словах, встречаются в священной тетраграмме hwhy - «Яхве» - имени Бога, что говорит об их общей Божественной природе и что они дополняют друг друга. А близость корней этих слов и похожее произношение указывают на духовную связь мужчины и женщины с целью существования рода человеческого

«Он её узнаёт и узнаёт себя в ней; в этой встрече - полнота... Ева, сотворенная из ребра Адама, которое означает и бок и сторона и половина; они навсегда - части одного целого и призваны жить не только бок о бок друг с другом, но также друг для друга».

Именно поэтому человек должен оставить отца и мать свою и прикрепиться к жене своей, и они станут одной плотью, как написано в Библии (Бытие 2:24). В разъяснениях этот стих многие комментаторы считают источником возникновения моногамного брака. Русский богослов Лапухин пишет, что «... единство плоти представляет собой корень образования общества и необходимо для существования человеческого рода. … Сливаясь, каждый из них становится представителем другого.... они оба были наги и не стыдились, они были полностью открыты воздействию Божьему, были «видимы насквозь» и не делали ничего предосудительного».

Итак, в этом разделе мы рассмотрели замысел Божий о сотворении помощника Адаму. Постарались уяснить, на основании исследования слова Божьего, какое значение вкладывает Господь в Свою фразу «не хорошо» (Бытие 2:18). Мы пришли к заключению, что после сотворения Адама процесс творения человека был не закончен, и в одиночестве оказалось невозможным раскрыть свой потенциал человеку. Мы рассмотрели, как посредством сотворения помощника - женщины Господь заканчивает Свой процесс творения на земле. Качества и характерные черты помощника, подобного образу Божьему, которые вложены в Еву при сотворении - это давать жизнь человечеству и оказывать помощь, необходимую для решения поставленных задач всего замысла Божьего пред человечеством. Результатом сотворения женщины был завершён весь процесс творения и дана Богом оценка всему сотворенному - «хорошо весьма».

характер образ божий женщина


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: