Морфемика (словообразование) (5 ч.)




Морфема как составная значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.

Роль морфем в образовании однокоренных слов. Однокоренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов. Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся). Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов. Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.

Практические упражнения.

Упражнения на морфемный состав слов (слова с неявными морфемами). Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.

Морфология (7 ч.)

Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных

реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), помощников существительного (причастий — признак по действию). Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.

Практические упражнения.

Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе

предложений. Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам). Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства. Упражнения на подбор эмоционально оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.

Синтаксис. Пунктуация (6 ч.)

Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными

членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в

предложении. Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.

Выразительные средства языка: эпитет, олицетворение, сравнение и другие. Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.

Практические упражнения.

Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста. Упражнения на«чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски. Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента выбора пунктуационного решения). Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).

Лексика (5 ч.)

Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и

переносное значения слова. Паронимы. Омофоны. Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность. Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка. Неологизмы. Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон текста. Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией. Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

Орфоэпия (6 ч.)

Более расширенное ознакомление с произносительными нормами:

акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн [шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в диктора радио и телевидения. Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова. Упражнения на запись слов с произносительными пометами, в «переводе» норм произношения в нормы правописания.

3. Тематическое планирование по курсу дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

 

№ п\п   Название раздела. Тема. Форма проведения занятия   Виды деятельности  
3 класс
  Путешествие в страну слов. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Игра «Найди лишнее слово» Что такое пословица? Использование в речи пословиц.
  Слова-родственники Группы родственных слов. · Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. · Выбор из стихотворений слов- родственников. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников.
  В Королевстве Ошибок. Анализ самых распространенных ошибок. Как их избежать? Практическая работа. Игра «Корректор». Исправление ошибок в предложенных текстах.
  Повествовательное предложение.Предложения по цели высказывания. Составление по картинам повествовательных предложений. Использование в речи повествовательных предложений.
  Побудительное предложение.Что такое побудительное предложение. · Нахождение в предложенных текстах побудительных предложений.   Использование в речи побудительных предложений.
  Вопросительное предложение. Что такое вопросительное предложение. Игра «Веселые превращения». Использование в речи вопросительных предложений.
  Фразеологизмы. Понятие фразеологизма. Понятие фразеологизма. · Игра «Не ошибись».   · Постановка «живых картин».  
  История фразеологизмов. Употребление фразеологизмов в речи. Загадки-складки «Доскажи словечко». Игра «Кто больше?», «С ног на голову». · Знакомство с историей наиболее часто встречающихся фразеологизмов.  
  Чудесные превращения. Трансформация слов. Практикум Наблюдение изменения значения слова при замене хотя бы одной буквы.
  Слова-иностранцы, их происхождение. Новый друг – словарь неологизмов. Откуда берутся новые слова в русском языке? «Слова-иностранцы». Практикум. Игра «Лингвист». Работа с текстами.
  Трудные слова. · Игры «Кто правильнее?», «Проверь себя по словарю».   Группировка слов по тематическим группам, по видам орфограмм. Составление предложений, текстов.
  Загадочное существительное. Игры «Лишнее слово», «Кто больше?», «Кто скорее?». Беседа о роли имен существительных в речи . Составление текстов.  
  Невероятное прилагательное. Беседа о роли имен прилагательных в речи. Составление предложений, текстов с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению.
  Деятельный глагол. Беседа о роли глагола в речи. Игры «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Лишнее слово». Чтение текстов. Наблюдения за использованием глаголов.  
  Урок-обобщение    
  Опасные согласные. Грамматические сказки «Парные и непарные», «Спор согласных». Игра «Проверочное слово». Упражнения.
  Секреты гласных. Сказки «Ударный и безударный», «Страна Ошибия». Игра «Проверочное слово». Грамматические загадки.
  Знакомство с морфемой. Что такое морфема? Грамматические сказки «Чужак», «Пропал корень». Игры «Третий лишний», «За кем последнее слово?» Упражнения на выделение морфем в слове.
  Строительная работа морфем. Грамматические сказки «Суффикс-консультант», «Как корень слова учил окончания уму-разуму Беседа о роли морфем. Виды морфем.
  Поговорим о приставках.   Грамматические сказки «Новые друзья корней», «Сестры Пре и При». Игра с приставками. Беседа о роли приставок, об их влиянии на значение слова. Виды приставок.
  Искусство письменной речи. Типы текста. Занятие - расследование Составление текстов
  Поэтичное описание. Текст описание. «Что такое описание?» Занятие - расследование Составление текстов
  Повествование. «Что такое повествование?» Занятие - расследование Составление текстов
  Философское рассуждение. Беседа о роли рассуждения. Составление плана. Отличительные особенности текста-рассуждения.
  Тип текста Конкурс знатоков. Игра «Тип текста». Составление текстов предложенных типов
  Сравнение.. Занятие - расследование Знакомство со сравнением, изобразительно-выразительным средством языка
  Метафора. Занятие - расследование Знакомство с метафорой, изобразительно-выразительным средством языка.Нахождение метафоры в текстах
  Урок-обобщение    
4 класс  
Фонетика. Графика.  
  Вводное занятие. «В мире звуков». Деловая игра «От А до Я». Различают звуки и буквы. Наблюдают за образованием звуков речи на основе лингвистического опыта. Отгадывают шарады и анаграммы. Анализируют и оценивают свои и чужие успехи и неудачи в общении.
  К тайнам звуков и букв.   Занятие - расследование Знакомятся с историей появления и ухода звуков и букв из русского языка. Называют языковые знаки.
  Чей это голос? Викторина Различают звуки и буквы. Разгадывают метаграммы.  
  Хитрый звук. Практикум Различают звуки и буквы. Наблюдают за образованием звуков речи на основе лингвистического опыта. Ищут заданные звуки в словах, составляют «перевёртыши».
Язык и речь.
  Язык и речь. Устный журнал Беседуют на тему урока.   Анализируют высказывание с точки зрения его соответствия речевой задаче.
Морфемика (словообразование)
  Экскурсия к истокам слова. Игра по станциям Знакомятся с появлением первых букв, историей их совершенствования. Определяют одинаковое и различное в написании букв у разных народов.  
  Собирал человек слова. Языковые заморочки Разгадывают кроссворды, ребусы.
  Собирал человек слова. . Языковые заморочки Устанавливают соотношения слов в парах, разгадывают ребусы
  Турнир любителей русского языка.   Турнир Разгадывают кроссворды, ребусы, шарады, метаграммы.  
  Занимательное словообразование. Олимпиада Разбирают слова по составу, объясняют образование слов.  
Морфология.
  Откуда происходят наши корни?   Филологическая стройка. Работают со словарями, энциклопедиями, познавательной литературой
  Слова знаменательные и служебные. Практикум Составляют схемы и таблицы по систематизации слов разных частей речи.  
  Где приставка, где предлог? Викторина Выполняют упражнения, строят схемы, отвечают на вопросы викторины  
  Группы слов помощников глаголов и существительных.   Интеллектуальный марафон Устанавливают взаимосвязь между глаголом и существительным, определяют грамматические признаки
  Наречие. Важные слова. Практикум Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов наречий, их употребление в речи  
  Числительное. Числа и слова. Практикум Устанавливают грамматическое и лексическое значение слов числительных, их употребление в речи, связь с другими частями речи.  
  Знаешь ли ты части речи?. .   Викторина Повторяют разные части речи, определяют ОГЗ, категории. Узнают о взаимозаменяемости одной части речи другой. Синтаксис. Пунктуация
  А есть ли здесь смысл? Языковые заморочки Знакомятся с вводными словами и междометиями, Составляют предложения с их использованием. Работают с деформированным текстом.  
  Запятые, по местам! Турнир Знатоков Упражняются в исправлении ошибок в тексте, устанавливают смысловые оттенки предложений.  
  Помощь ИКТ в изучении русского языка. Поиск дидактических игр в Интернете.   Практикум Запрашивают, обмениваются, отбирают информацию на заданную тему. Работают с компьютером.  
  Выразительные средства языка.     Спектакль Повторяют разные изобразительных средств языка, их назначение в речи.
  Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.). Практикум Пишут мини-сочинение с использованием изобразительных средств языка.  
  «Русский медвежонок». Олимпиада Выполняют задания олимпиады. Лексика.  
  Крылатые слова. .   Языковые заморочки Знакомятся со словами- фразеологизмами и фразеологическими оборотами русского языка
  Почему мы так говорим? Час весёлых вопросов Знакомятся со словами- архаизмами русского языка.  
  Новые слова в русском языке. Неологизмы в русском языке.   Гостиная Знакомятся со словами-неологизмами русского языка. Строят предложения с их употреблением в речи.
  Редактирование текста.   Практикум Упражняются в корректировке предложений.
  Орфографический поединок . Турнир Знатоков Расширяют словарный запас, работают со словарями и энциклопедиями.  
Орфоэпия.  
  Рифмуем вместе. Клуб весёлых русоведов   Сочиняют рифмованные строки. Расширяют словарный запас слов. Оценивают свои способности.
  Чудесные превращения слов. Театрализованная игра.   Читают стихи. Подбирают созвучные слова, рифмуют
  Важные мелочи. Непорядок в предложении. Занятие-расследование Исправляют ошибки, работают с деформированным текстом.  
  Антология стиха. Конкурс чтецов. Читают стихи, оценивают свои способности
  Кирилло-Мефодиевские чтения. Конференция Практикуются в выступлении перед одноклассниками. Оценивают свои способности как ыступающего, так и слушателя.
  Умники и умницы. Творческий отчет Представляют творческий отчет.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы

Реализация курса «Секреты Грамотея» содействует повышению мотивации к

обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:

· осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;

· формированию эффективной речевой деятельности;

· формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном

· (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);

· подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;

· получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;

· созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

5. Критерии оценивания по учебному курсу дополнительного образования «Секреты Грамотея», 3-4 классы - безотметочная система.

6. Календарно-тематическое планирование по учебному курсу дополнительного образования «Секреты Грамотея», 2-4 классы представлено в приложении к рабочей программе по учебному курсу дополнительного образования «Секреты Грамотея».

7.Материально-техническое обеспечение учебного курса дополнительного образования

«Секреты Грамотея», 2-4 классы:

 

Учебники, учебные пособия по курсу «Секреты Грамотея»:

1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход. Учебное пособие, 15 2007.

2. Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русскоголитературного языка. — М., 1989.

4. Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.

5.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996.

6.Олейник О.В., Кабанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2–4 классы. М.: ВАКО, 2014

7.Олейник О.В., Кабанюк Л.П., Яцко С.М. Проектная деятельность по русскому языку: рабочая тетрадь. 3 класс. М.: ВАКО, 2014

8. Агеева И.Д. 500 загадок обо всем для детей. М.: Сфера, 2008. 9. Белицкая Н.Г. и др. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2–4 кл. М.: Айрис-пресс, 2007.

10. Бурлака Е.Г. и др. Занимательная грамматика. Ростов н/Д: Феникс; Донецк: Кредо, 2006.

11. Бурмако В.М. Русский язык в рисунках. М.: Просвещение, 1991.

12. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

13. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988.

14. Дитрих А.К. и др. Почемучка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

15.Жиренко О.Е. и др. Учим русский язык с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1–4 кл. М.: 5 за знания, 2007.

16. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение. Ленинградское отделение, 1990.

17. Нечаева Г.Г. Ветковская буквица: Книжка-раскраска / Худ. С. Леонтьева. Минск: Альтиора –Живые краски, 2010.

18. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку: Начальная школа: 2–4 классы.

М.: Айрис-пресс, 2007.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: