Рабочая программа дисциплины
РИТОРИКА
Психология
Практическая психология
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Очная форма обучения
Сибай
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины (модуля) «Риторика” являются:
· Повышение уровня коммуникативной компетенции студентов.
· Ознакомление студентов: с видами публичных выступлений по цели и форме;
с принципами и приемами подготовки к речи; с приемами импровизации.
Задачи курса:
- Познакомить студентов с современной риторикой как лингвокультурологической и лингвопрагматической дисциплиной; с современной концепцией риторики; спецификой риторического знания.
- Сформировать основы речевого мастерства, развить навыки эффективного речевого поведения в актуальных ситуациях общения.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Курс относится к вузовскому компоненту гуманитарного цикла дисциплин по специальности «Психология» образовательного стандарта. Содержание курса составляет неотъемлемую часть программы подготовки психологов - исследователей, практиков и преподавателей. Оно связано с содержанием курса «Русский язык и культура речи».
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-1, ОК-2, ПК-19.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
· Знать о предмете риторики, об основных этапах развития риторики, о предпосылках создания и особенностях неориторики;
· Владеть базовыми понятиями по курсу (узнавание терминов, определение понятий, раскрытие содержания понятий, воспроизведение полного объема каждого понятия, установление межпонятийных связей, практическая интерпретация терминов в различных аспектах); навыками редактирования своей и чужой речи, анализа и совершенствования исполнения речи, риторического анализа своей и чужой речи.
· Уметь: умения ориентироваться в ситуации общения, создавать речевые произведения с учетом особенностей ситуации общения, изобретать содержание речи (развивать какую-либо мысль) при помощи топов (общих мест), создавать речевые произведения с использованием риторических и стилистических фигур;
· 4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Темы и краткое содержание
Тема 1. Риторика как наука. Разные подходы к определению понятия «риторика». Виды красноречия. Процесс убеждения: внутренние и внешние компоненты. Три вида коммуникативных установок. Место риторики в ряду других лингвистических дисциплин.
Тема 2. Законы современной общей риторики
Становление риторики как науки. Античный и средневековый периоды, эпоха Возрождения и Нового времени. Риторика в ХХ в. и современное состояние риторики. Достижения отечественной риторики. Неориторика.
Возрождение риторики в России во второй половине ХХ века; особенности современных общей и частных риторик
Тема 3. Инвенция (изобретение) как первый этап подготовки речи. Замысел речи: предмет, тема, цель, тезис и проблема, анализ аудитории и стратегии убеждения. Топика и аргументы речи (развертывание темы и тезиса): общие места и оценка. Классификация аргументов: аргументы к очевидному («эвиденция»); аргументы к размышлению («к логосу»): простая дефиниция, дедуктивное (силлогическое) умозаключение, индуктивное умозаключение; аргументы к чувствам («к пафосу»); аргументы к этике («этосу»). Ошибки и уловки аргументации. Формальная классификация уловок.
Тема 4. Диспозиция (композиция) как второй этап подготовки речи. Структура речи и классический подход к композиции: обращение, вступление, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение. Современный взгляд на композицию: отмеченные позиции и схемы выдвижения (конвергенция, сцепление, градация, «обманутое ожидание»). Выразительность и ее виды.
Тема 5. Элокуция (украшение) как заключительный этап подготовки речи. Основные качества хорошей речи: красота, уместность, правильность, ясность. Речевые средства усиления изобразительности (гипонимизация, атрибутизация) и специальные средства усиления изобразительности (тропы, риторические фигуры, амплификация). Уместность и функциональные стили русского языка. Признаки разговорного, официально-делового, публицистического, научного и художественного стилей. Языковая норма и ее разновидности. Ясность речи, основные виды ее нарушения.
Тема 6. Виды публичных выступлений по цели и форме. Подготовка к публичному выступлению. Принципы и приемы подготовки к речи; приемы импровизации. Информационное выступление, его основные особенности. Виды информационных выступлений. Общие правила подготовки информационных выступлений. Рекламное выступление. Особенности языка и стиля рекламных текстов. Виды рекламы. Правила подготовки устного рекламного выступления. Протокольно-этикетное выступление, его основные особенности. Виды протокольно-этикетных выступлений. Правила подготовки поздравительных, приветственных, похвальных речей. Правила представления гостя. Развлекательное выступление. Основные особенности развлекательной речи. Виды развлекательных выступлений и правила их подготовки. Убеждающее выступление, его основные особенности. Виды убеждающих выступлений (воодушевляющее, агитационное, собственно убеждающее выступление), правила их подготовки.
Тема 7. Правила подготовки и проведения дебатов. Дебаты. Место дебатов среди других видов публичного обсуждения проблемы (спор, дискуссия, полемика, диспут, прения).
Планы практических занятий