Тематика бесед с матерями. Инструктаж.




План беседы с матерями (инструктаж) должен включать в себя введение, в котором обосновывается актуальность темы, основную часть, выводы и практические рекомендации. Работая над текстом беседы, следует использовать широкий спектр литературы, провести анализ сведений, дав собственную оценку и обосновав выводы. Содержание беседы должно соответствовать современным научным данным, социальным требованиям общества. Изложение должно быть кратким, доступным для родителей и детей, язык и стиль изложения грамотным, предложенные рекомендации убедительными и аргументированными.

Ожидание ребенка. Подготовка комнаты ребенка. Уголок ребенка, стол для пеленания, кроватка, коляска, постельные принадлежности, приданое, предметы ухода. Уборка комнаты, проветривание, температурный режим, идеальная система отопления.

В родильном доме. Первые дни жизни. Масса и длина тела новорожденного. Физиологические (пограничные) состояния. Иммунизация против вирусного гепатита и туберкулеза. Школа молодой матери. Уход за новорожденным ребенком. Выписка из родильного дома.

Основы рационального питания. Значение и преимущества грудного вскармливания. Понятия: исключительное и преимущественное вскармливание грудью. Значение грудного вскармливания, его преимущества.

Механизм образования молока. Строение молочной железы. Образование грудного молока. Признаки активного рефлекса выделения молока (окситоцина). Факторы, сдерживающие выработку грудного молока. Рефлексы ребенка. Процесс сосания груди.

Изменения в составе грудного молока. Краткая характеристика молозива, переходного и зрелого молока. Раннее и позднее молоко. Раннее прикладывание к груди. Польза раннего прикладывания к груди для матери и ребенка, методика. Лактационные кризы.

Совместное размещение матери и ребенка. Способы организации совместного содержания, преимущества его для ребенка и матери.

Правила кормления грудью. Частота и продолжительность кормлений. Попеременное кормление одной и другой грудью. Продолжительность исключительно грудного вскармливания. Последствия предоставления ребенку воды, трав, молочных смесей. Вред применения сосок и пустышек. Гигиена кормящей матери. Микроклиматические условия содержания ребенка и лактация. Группы социальной поддержки матерей.

Техника кормления грудью. Психологическая подготовка матери к кормлению грудью. Поза матери. Положение ребенка у груди. Поддержка груди. Стимуляция рефлекса захватывания. Прикладывание ребенка к груди. Контроль правильности прикладывания и оценка кормления грудью. Завершение кормления.

Неправильное прикладывание к груди. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Стимуляция выделения молока. Психологическая поддержка матери. Максимальный контакт матери и ребенка. Прием теплого питья перед кормлением грудью. Согревание груди. Стимуляция сосков. Массаж груди и спины.

Сцеживание грудного молока. Показания. Способы (руками, молокоотсосом ручным и электрическим, с помощью шприца-молокоотсоса, теплой бутылки), сравнительная характеристика, техника.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны матери. Гипогалактия, затруднение выделения молока из грудных желез, большое количество молока, поступающего быстро, галакторея, неправильная форма сосков (плоский, втянутый, длинный, крупный), трещины, раздражение, кровотечение из соска, воспаление сосков, наполнение и нагрубание груди, закупорка млечного протока. Причины, признаки, тактика помощи матери.

Кесарево сечение, болезнь матери. Тактика помощи матери.

Кормление грудью и прием лекарственных препаратов. Влияние лекарственных средств на мать и ребенка. Тактика при приеме матерью лекарственных средств.

Методика вскармливания при затруднениях со стороны ребенка. Отказ от груди, плач, слабое сосание, расщелина губы и твердого неба, короткая уздечка языка. Причины, тактика помощи матери. Вскармливание доношенных близнецов.

Питание и режим кормящей матери. Потребность в питании. Качественный состав рациона. Недостаточность питательных веществ (железа, йода, кальция, витамина А и др.) Режим питания. Влияние алкоголя, табака, чрезмерных количеств кофеина, наркотических веществ на лактацию и ребенка.

Правила введения прикорма и корригирующих добавок. Цели и правила введения, виды, сроки введения.

Опасность перевода ребенка на вскармливание молочными смесями. Причины перевода. Последствия вскармливания ребенка молочными смесями. Приемы сохранения и увеличения лактации.

Питание детей с 1 года до 7 лет. Требования к качеству и количеству продуктов, их кулинарной обработке. Распределение продуктов в течение суток. Калорийность пищи, ее распределение в зависимости от возраста.

Питание детей в условиях загрязнения окружающей среды радионуклидами. Технология приготовления пищи для уменьшения содержания радионуклидов. Использование радиопротекторных свойств пищи. Обогащение рациона минеральными веществами. Усиление выведения поступивших радионуклидов. Особенности питания кормящих матерей и детей раннего возраста.

Первый месяц жизни. Период новорожденности и его особенности. Встреча новорожденного дома. Трудности первых дней. Утренний туалет и осмотр. Обработка пупка. Текущий туалет. Купание. Пеленание. Укладывание в постель. Организация сна. Плач. Уход за бельем (смена, стирка, полоскание, сушка, глажка, складывание и сортировка белья, хранение). Измерение температуры. Моча и стул. Гигиена матери. Обязанности отца. Взаимоотношения в семье.

Закаливание. Особенности дыхания детей. Проветривание. Прогулка на воздухе. Сон на балконе. Подготовка к прогулке. Дыхание через нос. «Улица» в комнате. Плавать раньше, чем ходить. Мощное средство закаливания и физического воспитания. Врожденный плавательный рефлекс. Бассейн детской поликлиники. Подготовка родителей к роли домашних инструкторов плавания. Необходимые приспособления. Обработка ванны и используемых для плавания предметов. Проводки по поверхности воды на спине и на груди. Первые азы ныряния.

Иммунизация против вирусного гепатита.

Второй месяц жизни. Посещение детской поликлиники. Развитие на втором месяце. Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика. Выкладывание на живот. Общение с младенцем. Режим дня. Гигиена тела. Рахит и его профилактика. Роднички. Сосание пальца.

Третий месяц жизни. «Комплекс оживления». Первые условные рефлексы. «Жаворонки» и «совы». Физическое и нервно-психическое развитие. Второй период обучения плаванию. Плавательные движения «на суше» и в воде. Новые виды поддержки на воде и приспособления к ним. Манеж. При знаки экссудативного диатеза. Особенности вскармливания при экссудативном диатезе. Пищевой дневник. Плач ребенка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Четвертый месяц жизни. Прибавка в длине и массе тела. Первые слезы. Слюнотечение. Стрижка ногтей и волос. Влажные обтирания. Гимнастические упражнения. Первая ложка. Иммунизация против полиомиелита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Пятый месяц жизни. Двигательные умения. Развитие. Игрушки. Воспитание с первых месяцев. Новое в режиме дня. Понос. Запор. Метеоризм. Профилактика заболеваний половых органов. Третий этап обучения плаванию. Иммунизация против полиомиелита, вирусного гепатита, коклюша, дифтерии и столбняка.

Шестой месяц жизни. Ползать раньше, чем сидеть. На руках и в кроватке. Гимнастические упражнения.

Седьмой месяц жизни. Первый жизненный опыт. Потребность в движении. Ребенок и взрослый. Воспитание «нельзя». Несчастные случаи. Гимнастические упражнения. Свободное плавание, ныряние, ходьба в воде. Первые зубы. Стоматит. Возрастные особенности экссудативного диатеза и особенности питания при нем.

Восьмой месяц жизни. Потребность в обществе. Новые двигательные умения. Дурные навыки. Воспитание полезных навыков. Строгий распорядок дня. Рахит во втором полугодии жизни. Особенности питания при рахите.

Девятый месяц жизни. Активные действия. Слова-обозначения. Усвоение значения слов. Изменения в одежде и обуви. Удлинение периода бодрствования. Насильственное кормление. Эстетика кормления. Гигиена сна. Завершающий период обучения плаванию.

Десятый месяц жизни. Темпы физического развития. Понимание простой речи. Игры со взрослыми. Купание сидя. Правильное сидение. Детская мебель. Гимнастические упражнения с предметами. Активная еда.

Одиннадцатый месяц жизни. Сложные действия. Новые игры. Попытки самостоятельно есть. Первые обобщения. Первые слова. Согласованность воспитательных приемов. Познание окружающего мира. Гимнастические упражнения по словесной команде. Прогулки на воздухе. Прогулочная коляска. Новые виды пищи. Суточное меню. Кормление полных и худых детей. Крапивница.

Двенадцатый месяц жизни. Итоги физического развития за год. Пропорции тела. Объем двигательных способностей и умений. Любознательность и отсутствие жизненного опыта. Общение со взрослыми. Восприятие музыки. Педагогические и непедагогические мероприятия. Онанизм. Закаливающие процедуры. Иммунизация против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Недоношенный ребенок. Преждевременные роды. Признаки недоношенности. Недоразвитие внутренних органов и систем. Незрелость и особенности функции органов дыхания, пищеварения, несовершенство терморегуляции. Отделение выхаживания недоношенных детей. Особенности ухода за недоношенным ребенком. Пеленание. Купание. Свежий воздух. Суточный объем пищи. Методика кормления. Питье. Коррекция питания. Профилактика рахита и малокровия.

Врожденная гипотрофия. Внешние признаки. Причины возникновения. Основные особенности развития. Трудности вскармливания. Показатели выздоровления. Малорослость (гипостатура).

Травмированные в родах дети. Родовая травма. Причины возникновения черепно-мозговой травмы. Специализированные отделения для детей, травмированных в родах. Долечивание и особенности ухода в домашних условиях. Наблюдение. Бережное отношение к психике. Предупреждение остаточных явлений черепно-мозговой родовой травмы. Паралич руки. Кривошея. «Конская стопа». Переломы костей.

Некоторые аномалии развития. Врожденные пороки развития. Врожденный вывих бедра. Незаращение верхней губы. Дефекты твердого неба.

Третье полугодие жизни. Показатели физического развития. Новые возможности познания. Достижения в двигательном развитии. Уголок для тихих игр. Коренные зубы. Воспитание положительных качеств. Комплекс утренней гимнастики. Режим и организация дня. Гигиенические мероприятия. Требования к детской одежде и обуви. Основные компоненты пищи. Примерное недельное меню. Прививки против кори.

Четвертое полугодие жизни. Сложная координация движений. Использование подражательных действий. Игры и игрушки. Ласка и наказание. Левая рука. Однократный дневной сон. Игровой характер гимнастических занятий. Кулинарная обработка пищи. Суточный набор продуктов. Экссудативный диатез на втором году. Диета при экссудативном диатезе. Иммунизации против полиомиелита и коклюша, дифтерии и столбняка.

Третий год жизни. Пропорции тела. Последние молочные зубы и уход за ними. Рост работоспособности. Сюжетные игры. Фразовая речь. Самообслуживание. Трудовое воспитание. «Сто тысяч почему». Физическая нагрузка. Методика закаливания. Возрастная диететика. Организация приема пищи. Меню домашнего питания. Нелюбимая пища. Иммунизация против полиомиелита.

Четвертый год жизни. Дошкольный возраст. Костно-мышечная система. Нарушение осанки. Правильность посадки. Подбор возрастной мебели. Просмотр телепередачи. Вечерний туалет. Гимнастика. Детские инфекции. Признаки болезней. Прогулки зимой. Обучение плаванию. Лето – лучшая пора для закаливания. Посильный труд. Игра со взрослыми. Первая дружба. Питание. Объем блюд. Кулинарная обработка пищи. Ягоды и фрукты. Недельное меню.

Пятый год жизни. Становление основных черт характера. Обучение чистоплотности. Психические перегрузки. Чтение и книги. Радио и телевидение. Осознание своего «я». Воспитание воли и здоровья. Первые занятия спортом. Совместные походы. Суточный набор продуктов. Замена продуктов.

Шестой год жизни. Причины и профилактика нарушений осанки. Корригирующая гимнастика. Конституция. Типы высшей нервной деятельности. Воспитательные мероприятия. Заикание. Ночное недержание мочи. Контроль за поведением. Психологические половые различия. Глистная инвазия. Расширение дневного меню. Полные дети, причины полноты, питание и режим движения полных детей. Недельное меню для домашнего вскармливания детей 6-7 лет. Иммунизация против дифтерии и столбняка, кори, эпидемического паротита, краснухи.

Седьмой год жизни. Новые задачи. Усложнение двигательных способностей и умений. Подготовка к школе. Осмотр ребенка врачами-специалистами. Исправление выявленных дефектов здоровья. Рабочее место будущего первоклассника, его оборудование, освещение. Новый режим дня. Требования к будущему школьнику. Домашние задания. Внешкольные занятия. Иммунизация против полиомиелита и туберкулеза, дальнейшая плановая иммунизация детей.

Бабушка и дедушка. Обновление знаний по уходу за детьми и их воспитанию. Единство воспитательных приемов. Общая ответственность за итоги воспитания. Взаимное понимание старшего и младшего поколений.

Охрана прав матери и ребенка. Охрана здоровья матери и ребенка. Меры по поощрению материнства. Предоставление льгот беременным женщинам и матерям, имеющим детей раннего возраста.

Наиболее частые заболевания у детей грудного и старшего возраста. Профилактика заболеваний. Основные проявления. Роль родителей как помощников врача. Элементы оценки болезненного состояния ребенка. Данные, которые надо сообщать медицинскому работнику. Что нужно предпринимать до прихода врача. Измерение температуры. Уход за больным ребенком в семье. Как давать лекарство больному ребенку. Компрессы, ингаляции, введение капель в нос, уши, глаза, клизмы. Режим питания больного ребенка.

Неотложная (домедицинская) помощь. Причины возникновения неотложных состояний, основные проявления, меры неотложной помощи, роль родителей, профилактика.

Разное. Организация приема детей в дошкольные учреждения. Гигиенические требования к организации сна. Патологический сон у детей. Энурез, причины возникновения, формы, особенности индивидуального подхода к детям. Скрытые депрессии у детей. Меры профилактики заболеваний уха, горла и носа. Использование традиционных и нетрадиционных методов закаливания. Влияние неблагоприятных метеоусловий на состояние детей. Охрана зрения у детей раннего, дошкольного и школьного возрастов. Гигиена половых органов. Неврозы, их предупреждение. Гигиенические требования к использованию компьютеров и других средств технического обучения. Особенности детского травматизма. Гигиенические требования к проведению физкультурных занятий. Медико-педагогический контроль за проведением физкультурных занятий. Прикус. Формирование его у детей. Меры профилактики аномалии прикуса. Формирование правильной осанки. Рациональное цветовое оформление помещений, где находится ребенок. Подготовка детей к школьному обучению. Учет индивидуальных особенностей при организации занятий.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: