Психолог системы образования должен опираться в своей психодиагностической работе на анализ типичных затруднений детей в зависимости от их возраста и новообразований разных возрастных периодов развития. В создании психодиагностограммы детей младшего школьного возраста поможет таблица 1.
Таблица 1. Психодиагностические таблицы определения типичных трудностей в обучении младших школьников
Феноменология трудностей | Возможные психологические причины | Психодиагностические методики |
1. В письменных работах пропускает буквы | 1. Низкий уровень развития фонематического слуха | 1. Тест различения и выбора фонем |
2. Слабая концентрация внимания | 2. Методика «Корректурные пробы» | |
3. Несформированность приемов самоконтроля | 3. Методика «Узор» | |
4. Индивидуально-типологические особенности личности | 4. Методика Р. Жиля | |
5. Другие психологические причины | ||
2. Неразвитость орфографической зоркости | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилам) | 2. Методика «Узор» | |
3. Низкий уровень объема и распределения внимания | 3.Методика Р. Немова | |
4. Низкий уровень развития краткосрочной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Слабое развитие фонематического слуха | 5. Тест различения и выбора фонем | |
6. Другие психологические причины | ||
3. Невнимательность и рассеянность | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Низкий уровень объема внимания | 2. Методика «Таблицы Шульте» | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика «Корректурные пробы» | |
4. Доминирующая мотивация обучения - игровая | 4. Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской) | |
5. Другие психологические причины | ||
4. Трудности при выполнении математических заданий | 1. Низкий уровень общего развития | 1. Методика Д. Векслера |
2. Слабое понимание грамматических конструкций | 2. Методика изучения понимания на основе восприятия на слух | |
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков | 3. Методика «Рисунок по точкам» | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Другие психологические причины | ||
5. Трудности в пересказе текста | 1. Несформированность умения планировать свои действия | 1. Методика «Узор» |
2. Слабое развитие логического запоминания | 2. Методика «Запомни пару» | |
3. Низкий уровень речевого развития. | 3. Методика Эббингауза | |
4. Низкий уровень развития образного мышления | 4. Методика «Лабиринт» | |
5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации) | 5. Методики «Сапожки», «Заполни пустую клетку» | |
6. Заниженная самооценка | 6. Шкала самооценки (Спилбергера и Ханина) | |
7. Другие психологические причины | ||
6. Неусидчивость | 1. Низкий уровень развития произвольности | 1. Методика «Графический диктант» |
2. Индивидуально-типологические особенности личности | 2. Методика Г.Айзенка | |
3. Низкий уровень развития волевой сферы | 3. Методики «Дом», «Графический диктант» | |
4. Другие психологические причины | ||
7. Трудности с пониманием пояснения с первого раза | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
2. Слабая концентрация внимания | 2. Модификация метода Пьерона - Рузера | |
3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методики «Дом», «Графический диктант» | |
5. Низкий уровень общего развития | 5. Методика Д. Векслера | |
6. Другие психологические причины | ||
8. Постоянная небрежность в ведении тетради | 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук | 1. Методика «Змейка» |
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2. Методика «Узор» | |
3. Недостаточный объем внимания | 3. Методика «Таблицы Шульте» | |
4. Низкий уровень развития краткосрочной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Другие психологические причины | ||
9.Плохое знание таблиц умножения | 1. Низкий уровень развития механической памяти | 1. Методика «Механическое запоминание 10 слов» |
2. Низкий уровень развития долгосрочной памяти | 2. Методика «Пиктограммы» | |
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы | 3. Методика Д. Векслера | |
4. Низкий уровень развития произвольности | 4. Методика «Графический диктант» | |
5. Слабая концентрация внимания | 5. Методика «Счет по Крепелину» | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
7. Другие психологические причины | ||
10. Не выполняет задания для самостоятельной работы | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Другие психологические причины | ||
11. Постоянно забывает дома учебные принадлежности | 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность | 1. Опросник темперамента Г. Айзенка |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 3. Методика «Корректурные пробы» | |
4. Другие психологические причины | ||
12. Плохо списывает с доски | 1. Несформированность приемов учебной деятельности | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Низкий уровень переключения внимания | 3. Методика Р. Немова | |
4. Недостаточный уровень объема внимания | 4. Методика «Таблицы Шульте» | |
5.Низкий уровень краткосрочной памяти | 5. Методика «Оперативная память» | |
6. Другие психологические причины | ||
13. Домашнюю работу выполняет хорошо, а классную недобросовестно | 1. Слабая скорость протекания психических процессов | 1. Опросник Г. Айзенка |
2. Несформированность приемов учебной деятельности | 2.Методика «Узор» | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Другие психологические причины | ||
14. Каждое задание необходимо повторить несколько раз перед тем, как обучающийся начнет работать | 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 1. Методика «Корректурные пробы» |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого | 3. Методика «Узор» | |
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности | 4. Методика «Узор» | |
5. Другие психологические причины | ||
15. Постоянно переспрашивает педагога | 1. Низкий уровень объема внимания | 1. Методика Р. Немова |
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания | 2. Методика «Корректурные пробы» | |
3. Низкий уровень развития и переключения внимания | 3. Методика Р. Немова | |
4. Низкий уровень развития краткосрочной памяти | 4. Методика «Оперативная память» | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методика «Графический диктант» | |
6. Несформированность умения принимать учебную задачу | 6. Методика «Узор» | |
7. Другие психологические причины | ||
16. Плохо ориентируется в тетради | 1. Низкий уровень восприятия и ориентации в пространстве | 1. Тест Керна-Йерасика (субтесты 2,3) |
2. Низкий уровень развития произвольности | 2. Методика «Графический диктант» | |
3. Слабое развитие мелкой моторики руки | 3. Методика «Змейка» | |
4. Другие психологические причины | ||
17. Поднимает руку, но потом молчит | 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Заниженная самооценка | 2. Методика «Лесенка» | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методика «Графический диктант» | |
4. Другие психологические причины | ||
18. Опаздывает на уроки | 1. Несформированность приемов самоконтроля | 1. Методика «Узор» |
2. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания | 2. Методика «Корректурные пробы» | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методики «Графический диктант», «Дом» | |
4. Возможные семейные трудности | 4. Методика «Кинестетический рисунок семьи» | |
5. Требования второстепенной выгоды | 5. Методика «Незаконченные предложения» | |
6. Другие психологические причины | ||
19. Постоянно отвлекается на уроках, играет, прячется под парту, ест | 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладает игровая мотивация обучения | 2. Методика изучения мотивации Белопольской | |
3. Индивидуально- типологические свойства личности | 3. Методика Р. Жиля | |
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания | 4. Методика «Корректурные пробы» | |
5. Низкий уровень развития произвольности | 5. Методики «Графический диктант», «Дом» | |
6. Несформированность приемов учебной деятельности | 6. Методика «Узор» | |
7. Другие психологические причины | ||
20. Испытывает страх перед опросом на уроке | 1. Заниженная самооценка | 1. Методика «Лестница» |
2. Возможные семейные трудности | 2. Методика «Кинестетический рисунок семи» | |
3. Внутренне стрессовое состояние | 3. Методика М. Люшера | |
4. Индивидуально- типологические свойства личности | 4. Методики Р. Жиля і «Круг» Г. Айзенка | |
5. Другие психологические причины | ||
21. При проверке тетради после урока становится понятно, что письменная работа не выполнена | 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся | 1. Анкета для определения школьной мотивации |
2. Преобладает игровая мотивация обучения | 2. Методика изучения мотивации Белопольской | |
3. Низкий уровень развития произвольности | 3. Методики «Графический диктант» | |
4. Несформированность приемов учебной деятельности | 4. Методика «Узор» | |
5. Другие психологические причины | ||
22. Во время урока выходит и отсутствует в течение длительного времени | 1. Отсутствие учебной мотивации | 1. Методика Белопольской |
2. Несформированное отношение к себе, как учащемуся | 2. Анкета для определения школьной мотивации | |
3. Заниженная самооценка | 3. Методика «Лестница» | |
4 Внутренне стрессовое состояние | 4. Методика М. Люшера | |
5. Трудности усвоения материалу, связанные с ЗПР | 5. Методика Д. Векслера | |
6. Другие психологические причины | ||
23. Комментирует оценки учителя и его поведение, делает замечания | 1. Возможны семейные трудности | 1. Методика «Кинестетический рисунок семьи» |
2. Особенности развития «Я концепции» | 2. Методика «Несуществующее животное» | |
3. Другие психологические причины | ||
24. В течение длительного времени не может найти свое место в классе за партой | 1. Слабое развитие ориентации в пространстве | 1. Таблицы Шульте |
2. Низкий уровень развития образного мышления | 2. Методика «Лабиринт» | |
3. Низкий уровень развития восприятия | 3. Методика изучения восприятия | |
4. Низкий уровень сформированности произвольности | 4. Методики «Графический диктант», «Дом» | |
5. Низкий уровень развития самоконтроля | 5. Методика «Узор» | |
6. Низкий уровень развития долгосрочной памяти | 6. Методика «Пиктограммы» | |
7. Другие психологические проблемы |