Психодиагностограмма учебной деятельности детей младшего школьного возраста




 

Психолог системы образования должен опираться в своей психодиагностической работе на анализ типичных затруднений детей в зависимости от их возраста и новообразований разных возрастных периодов развития. В создании психодиагностограммы детей младшего школьного возраста поможет таблица 1.

 

Таблица 1. Психодиагностические таблицы определения типичных трудностей в обучении младших школьников

Феноменология трудностей Возможные психологические причины Психодиагностические методики
     
1. В письменных работах пропускает буквы 1. Низкий уровень развития фонематического слуха 1. Тест различения и выбора фонем
2. Слабая концентрация внимания 2. Методика «Коррек­турные пробы»
3. Несформированность приемов са­моконтроля 3. Методика «Узор»
4. Индивидуально-типологические особенности личности 4. Методика Р. Жиля
5. Другие психологические причины  
2. Неразвитость орфографической зоркости 1. Низкий уровень раз­вития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконт­роля, умения действовать по правилам) 2. Методика «Узор»
3. Низкий уровень об­ъема и распределения внимания 3.Методика Р. Немова
4. Низкий уровень развития краткосрочной памяти 4. Методика «Оперативная память»
5. Слабое развитие фонематического слуха 5. Тест различения и выбора фонем
6. Другие психологические причины  
3. Невнимательность и рассеянность 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Низкий уровень объема внимания 2. Методика «Таблицы Шульте»
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика «Корректурные пробы»
4. Доминирующая мотивация обучения - игровая 4. Методика изучения мотивации (по Н.Л. Белопольской)
5. Другие психологические причины  
4. Трудности при выполнении математических заданий 1. Низкий уровень общего развития 1. Методика Д. Векслера
2. Слабое понимание грамматических конструкций 2. Методика изучения понимания на основе восприятия на слух
3. Несформированность умения ориентироваться на систему признаков 3. Методика «Рисунок по точкам»
4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика «Лабиринт»
5. Другие психологические причины  
5. Трудности в пересказе текста 1. Несформированность умения планировать свои действия 1. Методика «Узор»
2. Слабое развитие логического запоминания 2. Методика «Запомни пару»
3. Низкий уровень речевого развития. 3. Методика Эббингауза
4. Низкий уровень развития образного мышления 4. Методика «Лабиринт»
5. Низкий уровень развития логических опера­ций (анализа, обобщения, систематизации) 5. Методики «Сапожки», «Заполни пустую клетку»
6. Заниженная самооценка 6. Шкала самооценки (Спилбергера и Ханина)
7. Другие психологические причины  
6. Неусидчивость 1. Низкий уровень развития произвольности 1. Методика «Графический диктант»
2. Индивидуально-ти­пологические особенности личности 2. Методика Г.Айзенка
3. Низкий уровень развития волевой сферы 3. Методики «Дом», «Графический диктант»
4. Другие психологические причины  
7. Трудности с пониманием пояснения с первого раза 1. Несформированность приемов учебной деятельности 1. Методика «Узор»
2. Слабая концентрация внимания 2. Модификация метода Пьерона - Рузера
3. Низкий уровень развития восприятия 3. Методика изучения восприятия
4. Низкий уровень развития произвольности 4. Методики «Дом», «Графический диктант»  
5. Низкий уровень общего развития 5. Методика Д. Векслера
6. Другие психологические причины  
8. Постоянная небрежность в ведении тетради 1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук 1. Методика «Змейка»
2. Несформированность приемов учебной деятельности 2. Методика «Узор»
3. Недостаточный объем внимания 3. Методика «Таблицы Шульте»
4. Низкий уровень развития краткосрочной памяти 4. Методика «Оперативная память»
5. Другие психологические причины  
9.Плохое знание таблиц умножения 1. Низкий уровень развития механической памяти 1. Методика «Меха­ническое запоминание 10 слов»
2. Низкий уровень развития долгосрочной памяти 2. Методика «Пиктограммы»
3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы 3. Методика Д. Векслера
4. Низкий уровень развития произвольности 4. Методика «Графический диктант»
5. Слабая концентрация внимания 5. Методика «Счет по Крепелину»
6. Несформированность приемов учебной деятельности 6. Методика «Узор»
7. Другие психологические причины  
10. Не выполняет задания для самостоятельной работы 1. Несформированность приемов учебной деятельности 1. Методика «Узор»
2. Низкий уровень развития произвольности 2. Методика «Графический диктант»
3. Другие психологические причины  
11. Постоянно забывает дома учебные принадлежности 1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность 1. Опросник темперамента Г. Айзенка
2. Низкий уровень развития произвольности 2. Методика «Графический диктант»
3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 3. Методика «Корректурные пробы»
4. Другие психологические причины  
12. Плохо списывает с доски 1. Несформированность приемов учебной деятельности 1. Методика «Узор»
2. Низкий уровень развития произвольности 2. Методика «Графический диктант»
3. Низкий уровень переключения внимания 3. Методика Р. Немова
4. Недостаточный уровень объема внимания 4. Методика «Таблицы Шульте»
5.Низкий уровень краткосрочной памяти 5. Методика «Оперативная память»
6. Другие психологические причины  
13. Домашнюю работу выполняет хорошо, а классную недобросовестно 1. Слабая скорость протекания психических процессов 1. Опросник Г. Айзенка
2. Несформированность приемов учебной деятельности 2.Методика «Узор»
3. Низкий уровень развития произвольности 3. Методика «Графический диктант»
4. Другие психологические причины  
14. Каждое задание необходимо повторить несколько раз перед тем, как обучающийся начнет работать 1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 1. Методика «Корректурные пробы»
2. Низкий уровень развития произвольности 2. Методика «Графический диктант»
3. Несформированность умения выполнять задания по устной инструкции взрослого 3. Методика «Узор»
4. Несформированность предпосылок учебной деятельности 4. Методика «Узор»
5. Другие психологические причины  
15. Постоянно переспрашивает педагога 1. Низкий уровень объема внимания 1. Методика Р. Немова
2. Слабая концентрация и устойчивость внимания 2. Методика «Корректурные пробы»
3. Низкий уровень раз­вития и переключения внимания 3. Методика Р. Немова
4. Низкий уровень раз­вития краткосрочной памяти 4. Методика «Оперативная память»
5. Низкий уровень развития произвольности 5. Методика «Графический диктант»
6. Несформированность умения принимать учебную задачу 6. Методика «Узор»
7. Другие психологические причины  
16. Плохо ориентируется в тетради 1. Низкий уровень восприятия и ориентации в пространстве 1. Тест Керна-Йерасика (субтесты 2,3)
2. Низкий уровень развития произвольности 2. Методика «Графический диктант»
3. Слабое развитие мелкой моторики руки 3. Методика «Змейка»
4. Другие психологические причины  
17. Поднимает руку, но потом молчит 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся 1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Заниженная самооценка 2. Методика «Лесенка»
3. Низкий уровень развития произвольности 3. Методика «Графический диктант»
4. Другие психологические причины  
18. Опаздывает на уроки     1. Несформированность приемов самоконтроля 1. Методика «Узор»
2. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания 2. Методика «Корректурные пробы»
3. Низкий уровень развития произвольности 3. Методики «Графич­еский диктант», «Дом»
4. Возможные семейные трудности 4. Методика «Кинестетический рисунок семьи»
5. Требования второстепенной выгоды 5. Методика «Незаконченные предложения»
6. Другие психологические причины  
19. Постоянно отвлекается на уроках, играет, прячется под парту, ест 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся 1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Преобладает игровая мотивация обучения 2. Методика изучения мотивации Белопольской
3. Индивидуально- типологические свойства личности 3. Методика Р. Жиля
4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания 4. Методика «Корректурные пробы»
5. Низкий уровень развития произвольности 5. Методики «Графический диктант», «Дом»
6. Несформированность приемов учебной деятельности 6. Методика «Узор»
7. Другие психологические причины  
20. Испытывает страх перед опросом на уроке 1. Заниженная самооценка 1. Методика «Лестница»
2. Возможные семейные трудности 2. Методика «Кинестетический рисунок семи»
3. Внутренне стрессовое состояние 3. Методика М. Люшера
4. Индивидуально- типологические свойства личности 4. Методики Р. Жиля і «Круг» Г. Айзенка
5. Другие психологические причины  
21. При проверке тетради после урока становится понятно, что письменная работа не выполнена 1. Несформированное отношение к себе, как учащемуся 1. Анкета для определения школьной мотивации
2. Преобладает игровая мотивация обучения 2. Методика изучения мотивации Белопольской
3. Низкий уровень развития произвольности 3. Методики «Графический диктант»
4. Несформированность приемов учебной деятельности 4. Методика «Узор»
5. Другие психологические причины  
22. Во время урока выходит и отсутствует в течение длительного времени 1. Отсутствие учебной мотивации 1. Методика Белопольской
2. Несформированное отношение к себе, как учащемуся 2. Анкета для определения школьной мотивации
3. Заниженная самооценка 3. Методика «Лестница»
4 Внутренне стрессовое состояние 4. Методика М. Люшера
5. Трудности усвоения материалу, связанные с ЗПР 5. Методика Д. Векслера
6. Другие психологические причины  
23. Комментирует оценки учителя и его поведение, делает замечания 1. Возможны семейные трудности 1. Методика «Кинестетический рисунок семьи»
2. Особенности развития «Я концепции» 2. Методика «Несуществующее животное»
3. Другие психологические причины      
24. В течение длительного времени не может найти свое место в классе за партой 1. Слабое развитие ориентации в пространстве 1. Таблицы Шульте
2. Низкий уровень развития образного мышления 2. Методика «Лабиринт»
3. Низкий уровень развития восприятия 3. Методика изучения восприятия
4. Низкий уровень сформированности произвольности 4. Методики «Графический диктант», «Дом»
5. Низкий уровень развития самоконтроля 5. Методика «Узор»
6. Низкий уровень развития долгосрочной памяти 6. Методика «Пиктограммы»
7. Другие психологические проблемы  



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: