Проблемы в работе вожатого и пути их решения




Права и ответственность вожатого

ПРАВА:

 

1. Имеет полное право знакомиться, изучать и применять в работе все разработанные и утвержденные высшим руководством решения, проекты и планы, непосредственно касающиеся его профессиональной деятельности.

 

2. Разрабатывать и предлагать на рассмотрение педагогического совета лагеря различные предложения или изменения, касающиеся деятельности лагеря. Вносить на рассмотрение предложения по совершенствованию методов работы, вносить предложения по устранению недостатков в работе оздоровительного лагеря или касательно вопросов, находящихся в сфере компетенции вожатого.

 

3. Иметь в своем распоряжении или запрашивать у руководства или вышестоящих инстанций все необходимые документы, необходимые для профессионального выполнения должностных обязанностей вожатого и осуществления оздоровительной работы с детьми.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:

 

1. Несет личную ответственность за невыполнение или некачественное выполнение своих обязанностей, указанных в должностной инструкции, разработанных и утвержденных в действующем трудовом законодательстве РФ.

 

2. Отвечает за совершенные действия или наоборот бездействия, которые повлекли за собой смерть ребенка или опасность для его жизни и здоровья.

 

3. За несоблюдение или невыполнение морально-этических норм поведения, неподобающих для нахождения на территории детского лечебно-оздоровительного учреждения.

 

4. Несет ответственность за причинение материального вреда, размер которого разработан и определяется в соответствии с действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

 

Взаимоотношения между вожатыми в отряде

 

Взаимоотношения между вожатыми - это сугубо или личное правило. Самое главное не выставляйте их на показ, будь они у Вас плохие и натянутые или слишкоом романтические. Дети, начальство и другие вожатые ддолжны видеть в Вас единую команду. Дело в том, что офишируя свои взаимоотношения, вы даете благотворную почву для сплетен. Именно поэтому не стоит другим знать об этом

 

Вторым правилом является то, что дети ни прикаких обстоятельствах не должны видеть Ваши ссоры. Поэтому пострайтесь уважетельно и терпимо относиться друг к другу, особенно при детях.

 

Подготовку к межотрядным мероприятиям не стоит сваливать только на одного из вожатых. Постарайтесь все дела и вопросы решать сообща.

 

Вечерние гуляния - это то, без чего не обходится ни один заезд в любом лагере. Этот вопрос также лучше решить обоюдно.

 

На последок стоит сказать о самом главном - ябедничество. Именно из-за этого многие вожатые лишаются работы. Если Вас что-то не устраивает в своем напарнике, то не стоит об этом все кричать. Для этого достаточно просто сесть и поговорить.

Вот и все секреты вожатский взаимоотношений.

 

Вожатые и дети

В большинстве случаях вожатые при общении с группой детей теряются и не могут занять определённой устойчивой позиции, так как не имеют опыта взаимоотношения с детьми и впадают в крайность. При таком общении необходимо помнить то, что Вы намного старше детей и являетесь взрослым человеком. Поэтому себя нужно вести так, как сформировавшийся взрослый человек. Вожатый должен обладать определёнными качествами, чтобы дети слушались его.

 

Во-первых, это доброжелательность. Вожатому необходимо уходить от всех конфликтов и скандалов со своими подопечными детишками, так как каждый ребёнок, за которого он несёт ответственность, должен знать, что его уважают и относятся к нему хорошо, а не предвзято.

 

Во-вторых, внимательность и тактичность. Каждый ребёнок теряет интерес к происходящему и становится раздражительным и грустным в случае недостатка необходимого внимания. Вы должны стать вожатым для каждого в отдельности взятого ребёнка, а не только для тех, кто считается вашими любимчиками. Нужно уметь относиться с вниманием к тем детям, которые по каким-либо причинам вызывают у вас антипатию. Нужно помнить, что никогда не нужно насильственно входить в мир ребёнка, в его общение с другими детьми, в его душевное состояние. Нужно не вторгаться, а пытаться добиться того, что ребёнок сам пригласит Вас.

 

В-третьих, требовательность. Это качество является одним из важных, требовать нужно, но только в рамках разумности. Дети будут уважать больше требовательных, чем добреньких.

 

В-четвёртых, справедливость. Нужно правильно преподносить свою точку зрения на какую-либо ситуацию детям, чтобы они сами считали правильным ваше решение и верили вам.

 

В-пятых, искренность и честность. Каждый ребёнок тонко чувствует, обманывают его или нет, поэтому не стоит давать им невыполнимые обещания и отвечать на вопросы, точного ответа на которые не знаете.

 

В-шестых, бодрость и жизнерадостность. Все свои жизненные проблемы и неприятности вожатый должен оставлять за воротами лагеря. От него должна исходить энергия и эмоции, которые будут переходить на детей.

 

В-седьмых, терпеливость и сдержанность. Вожатый должен всегда держать себя в руках и никогда не срываться на детей, хотя многие детские вопросы и проблемы являются не существенными. Каждый ребёнок всё делает по-своему и это надо понять вожатому.

 

С таким идеальным вожатым дети будут чувствовать себя в безопасности, свободно и с большой уверенностью.

Проблемы в работе вожатого и пути их решения

Что делать и кто виноват? (некоторые проблемы в работе вожатого и пути их решения)

 

Дети приезжают в лагерь с разным настроением, с разными ожиданиями и потребностями. В детском лагере, как и в любой семье, могут возникать самые различные ситуации, знания о которых помогут избежать неприятных последствий, сложностей со здоровьем детей. Каковы же ситуации, которые можно спрогнозировать еще до отъезда и определить пути их решения? Рассмотрим некоторые часто встречающиеся проблемы.

 

Дети в оздоровительном лагере оказываются в новом сборном коллективе. Произошел разрыв старых дружеских связей, дети не знают друг друга, у них нет общих воспоминаний, и нет еще общих интересов. И вот образуются группировки, происходит формирование симпатий и антипатий. На этом фоне у детей могут возникнуть проблемы в общении. Некоторые дети замыкаются в себе, испытывают чувство одиночества.

 

Отрядный вожатый должен быть готов к тому, что ребята приезжают в лагерь с разным настроением. Многие положительно настроены на жизнь в лагере, не первый год приезжают, знают традиции, имеют своих друзей. Такие дети с первых минут обоснования в лагере стремятся активно участвовать во всех отрядных начинаниях, выполняют поручения вожатых, проявляют инициативу. На них отрядный вожатый может смело опираться в организационный период, продолжая активно налаживать контакт с другой частью ребят.

 

Эта часть ребят занимает выжидательную позицию. Обычно это новички, возможно, первый раз в свое жизни приехавшие в лагерь. Если ребенок первый раз в лагере, то он потребует большего внимания к себе. Вожатому надо помнить, что у такого ребенка отсутствуют навыки в выполнении режима дня, он не приспособлен к самостоятельной жизни и должен еще привыкнуть к общественному питанию, новым порядкам. Чувство покинутости, одиночества испытывают, как правило, именно такие дети.

 

Всегда отрядный вожатый должен помнить педагогическую истину: нет плохих детей, есть взрослые, которые не смогли найти подход к ним, не захотели помочь детям научиться общаться, не заинтересовали их каким-то полезным для себя и других делом.

 

Поэтому при изучении своего отряда вожатый в первую очередь должен выделить таких детей и обратить на них свое внимание. В противном случае эти дети могут замкнуться или примкнуть к группе трудных, проявить негативное поведение.

 

Характеристика трудных детей такова: попадая в новый коллектив, они ведут себя задиристо, даже грубо, пытаются противиться требованиям вожатого, уклоняются от общей коллективной работы, мотивируя свое поведение тем, что не привыкли к этому, «в другом лагере нас не заставляли делать эту работу» и т.д.

 

При организации индивидуальной работы с такими детьми вожатому следует помочь каждому из них найти свое место в отряде, самоутвердиться, заинтересовать в участии в работе по созданию норм и правил отряда, удовлетворить потребность в самостоятельности, убедить попробовать свои силы в различных видах деятельности: спортивной, трудовой, художественной, организаторской.

 

Энурез. Нередко дети сталкиваются с этим неприятным явлением в оздоровительном лагере: они мочатся в кровать. Роль вожатого заключается в том, чтобы избавить ребенка от смущения и унижения со стороны сверстников. Процедура смены белья должна быть проработана так, чтобы вожатые справлялись с ней тихо и аккуратно.

Проблемы сна. Во-первых, может появиться хождение во время сна (лунатизм). Во-вторых, могут возникнуть ночные кошмары, если для них имеются предпосылки. Вожатый должен особенно внимательно следить за такими детьми. Проявлять особое внимание вечером (проводить спокойные мероприятия, настраивающие на сон) младшим и средним детям рассказать в палате историю на ночь.

Воровство. Когда обнаружится, что ребенок украл что-либо, с ним следует поговорить, убедить в необходимости вернуть предмет и помочь ему вернуть похищенное с извинениями.

Гиперактивность. Такой ребенок импульсивен, невнимателен и излишне активен, носится взад-вперед, редко занимается одним занятием или делом. Роль вожатого заключается в защите ребенка от его собственных действий, он должен постараться, чтобы ребенок участвовал в обычной деятельности оздоровительного лагеря. Это требует значительного контроля. Некоторые дети в таком состоянии требуют вмешательства врача, поэтому вожатый должен быть постоянно внимателен к ним.

Одиночество. Ребенок может испытывать одиночество впервые оказавшись в непривычной обстановке летнего лагеря. Стремиться переключить внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения. Нередко лагерь, обстановка вне дома, дает возможность ребенку проявить себя в новом окружении, выйти из изоляции, так как на нем нет ярлыка изгоя. Получив положительный импульс к общению в оздоровительном лагере, он, может быть, попытается построить свои отношения с коллективом и вне лагеря. Лагерь даст такому ребенку возможность «найти себя», раскрыть свои способности в какой-либо области.

Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Необходимо занять детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме - один из способов решения проблемы. Отвлечь интересными делами, переключить внимание. Дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.

Задают много вопросов. Вожатому необходимо внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.

Внешнее проявление взрослости: курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона, использование косметики, украшений. Бодрствование после отбоя, различные ночные занятия. Вожатому необходимо разъяснительную работу с привлечением всех специалистов и показом соответствующих кинофильмов. Приучить к выполнению разумного режима дня. Если невозможно полностью избежать ночных занятий, направит их в положительное русло.

Появление тайн (укромные уголки леса, полянки, места рыбалки) Озорство, шалости. Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

Неподчиненность взрослым, действие «наперекор», критиканство. Стремление к независимости, вызывающее поведение. Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло, стать приятным собеседником.

Интерес к себе. В коллективной беседе - находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.

Развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний. Тактично, целомудренно необходимо раскрыть подросткам красоту настоящей любви. На вопросы отвечать тактично и серьезно

Проявление чрезмерной самостоятельности. Стремление освободиться от родительской опеки. Вожатому необходимо учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

Суицидальное поведение. Общество обеспокоено суицидальным поведением подростков. Вожатым следует научиться распознавать надвигающиеся признаки депрессии, улавливать симптомы поведения, которые часто предшествуют такому явлению. Любая попытка суицида должна рассматриваться со всей серьезностью, но в то же время осторожно и не только вожатым, но и административным персоналом, психологом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: