Родители (законные представители).




Познавательно-исследовательский проект

В коррекционно-развивающей группе

"Чудо - огород"

«Добрые сердца — это сады, добрые мысли — это корни,

добрые слова — это цветы, добрые дела — это фрукты.

Позаботьтесь о своём саде и берегите его от сорняков,

заполните его светом добрых слов и добрых дел»

 

Генри Лонгфелл

 

Актуальность

Воспитание у ребёнка экологического сознания и поведения является неотъемлимой частью современного образования детей дошкольного возраста. Дети с самых ранних лет должны понимать, что природа бесценна и надо ее изучать, охранять и с благодарностью пользоваться её дарами.В нашем детском саду функционирует коррекционно-развивающаягруппа, воспитанники которой имеют следующие диагнозы - синдром Дауна, РАС, ОНР, ЗПРР, ДЦП, ВПС и другие. Дети ОВЗ в дошкольном возрасте имеют ограниченный словарный запас, нечеткие представления о родовых отношениях, трудности дифференциации таких понятий, как «овощи- фрукты». Для многих детей эти понятия неразделимы, им очень сложно классифицировать данные предметы по месту произрастания. Несформированность грамматических представлений у дошкольников в дальнейшем приводит к трудностям в овладении письменной речью в школе.

Всегда актуальной остается проблема укрепления здоровья детей. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в овощах, фруктах.Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу овощей, фруктов, об их пользе для здоровья человека, т. е. привить детям основы здорового питания, приобщить детей к здоровому образу жизни.

Предлагаем вашему вниманию проект, в котором принимали участие воспитанники коррекционно-развивающей группы «Радуга» воспитаницаЯ. В. (диагноз синдром Дауна) и воспитанник А. Б. (диагноз РАС)Данный проект позволит расширить кругозор детей, обогатить и систематизировать знания детей по теме «Овощи, фрукты». Широкий кругозор облегчает процесс познания, активизирует мыслительные процессы, познавательную активность, творческие способности.

 

Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей ОВЗ к исследовательской деятельности через вовлечение в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений. Развитие экологической культуры детей посредством ознакомления детей с разнообразием растительного мира (овощи, фрукты).

 

Задачи проекта:

 

Образовательные:

- Формировать устойчивый интерес детей к познанию мира природы (к познавательно-исследовательской деятельности).

- Систематизировать знания о разнообразии фруктов, овощей, их строении и особенностях.

-Уточнить и расширить запас представлений об овощах, фруктах.

-Расширять представления о способах ухода за садово-огородными растениями.

-Способствовать классифицировать, овощи, фрукты по определённым признакам (по месту их произрастания, по способу их употребления, приготовления различных блюд).

-Привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;

 

Развивающие:

- Развивать и обогащать словарь детей по теме.

- Развивать связную речь через составление описательных рассказов о природе и окружающем мире.

- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение,эмоциональную отзывчивость.

-Развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;

- Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.

-Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

 

Воспитательные:

-Знакомить детей с трудом овощеводов, садоводов.

-Воспитывать уважение к труду взрослых,

-Воспитывать эстетический вкус при рассматривании натюрмортов и объектов природного окружения (сад, огород).

- Воспитывать желание передавать характерные признаки овощей, фруктов в изобразительной деятельности.

- Воспитывать бережное отношение к природе и эмоциональную отзывчивость.

 

 

Тип проекта:

 

1) по содержанию: познавательно - исследовательский

2) по составу участников: дети ОВЗ коррекционно-развивающей группы «Радуга», воспитатели,учитель-дефектолог,учитель-логопед, родители (законные представители).

3) по срокам реализации: долгосрочный (6 месяцев).

 

Предполагаемые результаты:

Воспитанники

У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними.Познакомятся с разнообразием фруктов, овощей, их строением и особенностями, узнают, какую пользу приносят овощи, фрукты, и будут соблюдать правила здорового питания.Научатся классифицировать овощи- фрукты по разным признакам. Узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.Научатся трудолюбию, способам выращивания некоторых овощных культур.

Родители (законные представители).

Повысится уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом проекте с детьми.Появится заинтересованность родителей в жизнедеятельности ДОУ.Родители смогут делиться секретами огородничества, рецептами любимых заготовок и различных блюд из овощей, фруктов, ягод.

Воспитатели:

Повысится теоретический уровень и профессиональная компетентность педагогов в осуществлении проектной инновационной деятельности.Смогут пополнить Копилку педагогических идей ДОУ.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материально-техническое обеспечение:

-картинки, иллюстрации с изображением овощей, фруктов;

-репродукции художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»; К. Петров- Водкин «Яблоки и лимон», А.Э. Тюлькин «Натюрморт».

-овощи, фрукты;

-чудесный мешочек;

-энциклопедии, книги;

- дидактические игры;

- фотоаппарат;

- ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- музыкальный центр.

 

Методы реализации проекта:

- игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки;

- словесные: чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа; загадки, пословицы;

- практические: совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;

- наглядные: показ фруктов, овощей, муляжей.

-исследовательская деятельность

-наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание природных объектов, рассматривание картин великих художников, использование иллюстраций, фотографий

 

 

Этапы реализации проекта.

 

1 этап – Подготовительный (ознакомительный).

 

Задачи:

- Определить актуальные знания детей по теме.

- Подобрать методическую и художественную литературу по теме.

- Подобрать материал, иллюстрации, фотографии по теме.

- Вызвать интерес к решению поставленной задачи.

- Привлечь родителей к совместной работе.

- Создать предметно-пространственную развивающую среду для реализации проекта, создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний.

-Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.

-Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».

-Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.

-Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».

-Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)

-Разбивка огорода на подоконнике.

-Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

 

Формы организации работы с детьми:

- беседы с детьми (для выявления уровня знаний о фруктах, овощах);

- подбор наглядно - дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, приобретение необходимого оборудования;

- подбор и анализ художественной литературы (стихи, сказки, рассказы, пословицы, поговорки о растениях, картины, иллюстрации.

- создание дидактических игр и материалов;

- разработка цикла наблюдений, конспектов занятий, презентаций.

 

Формы организации работы с родителями:

- Беседа с родителями по теме проекта.

- Выполнение творческих работ, раскраски по теме.

- Консультации для родителей.

- Оформление родительского уголка. Размещение информации о предстоящей работе над проектом.

- Совместная работа по организации предметно - пространственной развивающей среды энциклопедии, муляжи, плакаты).

-Родительское собрание «Участвуем в проекте «Чудо огород».

-Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»

-С помощью родителей собрать коллекцию семян.

-С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.

-Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».

 

Что знаем? Что хотим узнать? Как можем найти ответы?
  1. Урожай растет на земле;
  2. Урожай бывает разным: овощи, фрукты
  3. У растений есть листья.
  4. Растения растут на улице только летом.
  5. На даче выращиваем овощи.
  6. Из овощей варят суп.
  7. Овощи полезные.
    1. Где растут растения?
    2. Откуда берутся растения?
    3. Как посадить семечко?
    4. Как правильно ухаживать за растениями?
    5. Как появляются корешки?
    6. Из чего состоят растения?
  1. Спросить у родителей, бабушек, дедушек.
  2. Прочитать книжки.
  3. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений.

На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.

 

2 этап – Основной (практический).

 

Задачи:

- Закрепить знания детей о фруктах, овощах.

- Развивать выразительность речи, моторику рук.

- Способствовать устанавливать причинно-следственные связи.

- Пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

- Воспитывать уважение к труду овощеводов, садоводов.

 

Формы организации работы с детьми:

- Тематические беседы: «Где растут овощи», «Витамины с грядки», «Труд людей в огороде».

Ситуативный разговор «Как мама варила варенье», «Как мы делали винегрет, салат».

- Просмотр презентации «Научим Салавата выбирать фрукты».

- Дидактические игры и упражнения: «Назови ласково», «Один - много», «Веселый счет», «Скажи по-другому», «С чьей ветки детки», «Чьи плоды?», «Подбери слова - действия», «Четвертый лишний», «Чудесный мешочек», «Найди отличия», «Подскажи словечко», «Угадай на вкус», «Узнай по описанию».

- Экспериментальная деятельность: пробуем овощи на вкус, определение по цвету, форме, величине.

Чтение художественной литературы: русские народные сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь», белорусская сказка «Пых», стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…», «Раз картошка, два картошка», Н. Егоров ««Огородный светофор», «В саду на груше».

- Чтение стихов, потешек, отгадывание загадок по теме проекта; знакомство с пословицами и поговорками про овощи, фрукты.

- Составление рассказа: «Мой любимый фрукт», «Как росло семечко гороха, фасоли».

-Рассказ из личного опыта «Как я помогал собирать урожай».

Пальчиковая гимнастика: «Созрели овощи на грядке», «Поищу на грядке я, где клубничка сладкая», «Мы делили апельсин», «Мы капусту солим», «Огуречик, огуречик»,

- Художественно-продуктивная деятельность:

- Рассматривание энциклопедии, картинок, иллюстраций, картин великих художников: И. И. Машков «Синие сливы», И. Хруцкой «Натюрморт»;

-Рисование: «Мои любимые овощи, «Фруктовая сказка»

- Аппликация: «Овощи на тарелке», коллективная работа «Натюрморт».

- Лепка: «Фрукты и овощи для друзей», пластилинография «Яблонька».

- Театрализованная деятельность:

- Сюжетно-ролевые игры: «Огород», «Овощной магазин», «Путешествие на дачу».

-Хороводные игры «Кабачок, кабачок», «Яблонька», «Как-то вечером на грядке», «Урожай».

- Конструирование: «Огород», «Овощехранилище», «Теплица».

- Физическое развитие: подвижные игры «Найди свой домик», «Собери урожай».

Реализация проекта

 

Мини-проект «Все начинается с семечка»- работа по развитию тонкой и общей моторики.

Конечный продукт: Посев семян.

Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.

 

Мини-проект «Путешествие по мини огороду» - работа по овладению и запоминанию новых понятий и навыков.

Конечный продукт: Создание огорода на окне.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.

 

Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару). - работа по установлению последовательности (действий).

Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе.

Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.

 

Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта) – работа по преодолению трудностей в умение обобщать, рассуждать и доказывать

Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло (свет, вода).

Действия вне детского сада: порекомендовать родителям дома посадить семечко для дальнейшего наблюдения за ним. Привлекать детей к ухаживанию за комнатными растениями.

 

Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!» - работа по развитию мелкой моторики кисти рук и развитие слухового и зрительного восприятия.

Конечный результат: Пересадка и выращенные рассады.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.

 

Мини-проект «В огород мы пойдем» - работа по развитию психических и познавательных процессов.

Конечный результат: Пересадка рассады в грунт.

Привлечь родителей к разбивке огорода на территории детского сада.

 

Мини-проект «Наши овощи растут!» – развитие жизненно необходимых навыков и повышение качества жизнедеятельности.

Конечный результат: Чудо огород! Выращенные растения, овощи и фрукты.

Действия вне детского сада: посоветовать родителям убрать урожай вместе с детьми, выращенный совместным трудом на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.

Развлечение «В огород мы пойдем»

Фотовыставка «Наш урожай!»

 

3 этап – Обобщающий (заключительный).

 

Цель: проанализировать и обобщить результаты, полученные в процессе проектно- исследовательской деятельности. Оформить выставки совместного творчества «Осень, осень, в гости просим!» поделок из овощей и фруктов, рисунков, презентации по реализации проекта, а также сбор урожая на огороде д/с.

 

Формы организации работы с родителями:

- Консультации: «Витамины с грядки»», «Как нас лечат фрукты».

- Маршрут выходного дня: посещение городской сельскохозяйственной ярмарки, поездка на дачу или к бабушке в деревню.

 

Таким образом, в результате реализации проекта у детей сформировались устойчивые понятия области экологического сознания, были заложены первоосновы здорового образа жизни. Наш огород на окне по ходу исследовательской деятельности перешел в «Чудо огород на улице» Дети познакомились с огромным разнообразием овощных, садовых и ягодных культур, научились распознавать и классифицировать дары природы по группам. Познакомились с трудом овощеводов, садоводов. У детей совершенствовались показатели речевого развития. Дети научились классифицировать дары осени по разным признакам. В результате проделанной работы, у детей укрепились межличностные отношения. А родители стали активными участниками и помощниками в проведении совместной работы, направленной на образование и гармоничное развитие детей.

 

Используемая литература:

1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,

Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019г.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Старшая группа. Изд-во Мозаика -Синтез. М. 2016

3. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет:

тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт. -сост.

Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2019 – 333 с.

4. Не просто сказки… Экологические сказки и праздники. Рыжова Н. А.

– М., Линка-Пресс, 2012 г. – 192 с.

5. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2018 – 128 с.

6. Конспекты организованной образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО. Нищева Н. В. СПб Детство-Пресс. 2019.

7. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. Л. Н. Арефьева, Творческий центр «Сфера» М.»2015

8. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Лопухина И. С. Пособие для логопедов и родителей. М. Аквариум.

9. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2017.

10. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2018.

11. www.detskiysad.ru/ped/doshkol.html



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: