Урок 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПРИВАТИЗАЦИЯ
Цель урока: показать отличие российских предприятий от зарубежных, выяснить цели и некоторые последствия приватизации в России.
Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:
— приватизация;
— банкротство;
— ваучер.
Раздаточный материал: каждому учащемуся по ксерокопии упражнения 1.
Объяснение материала
В название урока и соответствующего параграфа учебника вынесено понятие «приватизация». В тексте учебника это понятие не рассматривается подробно. Однако в связи с особой важностью для нашей страны этого процесса, его сложностями и последствиями представляется необходимым дать учащимся хотя бы краткое представление о том, как проходила приватизация в России, какие проблемы возникали в связи с ней. Этому можно посвятить объяснение материала, а в процессе его закрепления коснуться и других вопросов темы.
На предыдущем занятии мы уже выяснили, что для перехода к рынку России необходимо было преодолеть самую большую деформацию в экономике — гипертрофированную государственную собственность. Поэтому одним из ключевых вопросов реформ стала приватизация.
В принципе, реформа государственной собственности допускает несколько направлений преобразований государственных предприятий:
— оздоровление, которое предполагает перестройку отношений с правительством, создание конкурентной среды в данных областях функционирования, улучшение отчетности предприятий, совершенствование управления предприятиями вплоть до смены руководства и т.д.;
— приватизацию государственных предприятий;
— ликвидацию — когда исчерпаны все другие способы преобразований.
В соответствии с широко распространенным в экономической литературе взглядом, совпадающим с рекомендациями Всемирного банка и Международного валютного фонда, переход к рынку предполагает широкую либерализацию, стабилизацию и изменение прав собственности. Либерализация означает свободное ценообразование, прекращение контроля со стороны государства над торговлей (внутренней и внешней) и беспрепятственное создание новых предприятий, а также формирование условий для развития конкуренции. Стабилизация включает обычно снижение инфляции, преодоление диспропорций в народном хозяйстве и во внешнеэкономической сфере. Два этих направления реформ должны осуществляться на первых этапах переходного процесса. За ними следуют реорганизация государственного сектора и прежде всего формирование новой структуры собственности — по сути многоукладной экономики. После либерализации рынка правительство оказывается не в состоянии контролировать все участки народного хозяйства. В этом случае для создания конкурентной среды и повышения эффективности предприятий необходимой становится децентрализация прав собственности. Таковы теоретические закономерности перехода к рынку. На практике далеко не всегда процессы либерализации и стабилизации протекают быстро и предваряют приватизацию. Часто и те и другие затягиваются на многие годы, требуют поэтапного осуществления, а не штурмовой атаки.
Рыночная экономика предполагает, что доминирующую позицию в хозяйстве занимает частный сектор. Исторически именно частная собственность на предметы и орудия труда дала начало рыночным отношениям. Но с усложнением связей в экономике и ростом ее масштабов изменялась и собственность. Наряду с индивидуальной частной собственностью возникала коллективная — от партнерств до акционерных обществ. Существовала и государственная собственность. Ее размер был различен в разных странах. Государство могло иметь долю участия в акционерной собственности, возможно было и сочетание государственной и индивидуальной частной собственности. Таким образом, в реальной жизни предпринимательская деятельность опирается не на какую-то одну форму собственности, а на их сочетание. Поэтому часто говорят о современной экономике как о «смешанной», т. е. опирающейся на «смешанную» собственность.
Например, структура собственности современной американской экономики включает: индивидуальную частную, коллективную частную (акционерные общества), государственную и смешанную.
Частный сектор в экономике может возникнуть двумя путями: 1) через приватизацию государственного имущества и 2) образование новых частных предприятий. Желание ускорить реформы, не считаясь с объективной готовностью к ним, привело нашу страну к широкомасштабной приватизации. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» был принят в 1991 г. Конкретные пути и варианты приватизации определялись «Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год» (в последующие годы соответствующие программы не были приняты).
Приватизация в России прошла несколько этапов. Первый этап завершился к середине 1994 г. и получил название чекового (ваучерного). В него было вовлечено практически все население России. Инструментом проведения служили приватизационные чеки (ваучеры), бесплатно розданные всем гражданам страны. На эти чеки можно было приобретать приватизированное государственное имущество.
Способы приватизации различались в зависимости от размеров предприятий. Малые предприятия (менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн. руб. по оценке на 1.01.94 г.) продавались через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Это делалось для того, чтобы, во-первых, узнать рыночную стоимость этих предприятий, а во-вторых, стимулировать конкуренцию среди покупателей. Предусматривалось, что такие предприятия могут выкупаться лицами, работающими на них.
Средние и крупные предприятия подлежали акционированию. Выпускаемые акции распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, определенных коллективом. Программа приватизации в этом случае предусматривала различные варианты приватизации, которые различались набором льгот, предоставляемых работникам предприятий (право на покупку определенной доли привилегированных акций, скидки с номинальной стоимости акций, оплата акций в рассрочку на несколько лет, использование ваучеров при покупке акций, доля капитала, приобретаемого работниками или администрацией, и т. д.). Итоги чековой приватизации в России показали, что предпочтение было отдано такому варианту приватизации, который позволил трудовому коллективу получить контрольный пакет акций: этот путь избрали 75% предприятий, ставших акционерными. Но такая ситуация не могла сохраняться долго: у работников предприятий акции в дальнейшем скупались как администрацией, так и внешними инвесторами. Если на момент окончания ваучерной приватизации (1.06.94 г.) около 50% акций находилось в руках рядовых работников, то к концу 1996 г. таких акций было не более 20%. Причем по большинству этих акций дивиденды, как правило, не выплачивались или были символическими. Продать акции по нормальной цене тоже было невозможно. Поэтому даже работники, имевшие акции, были формальными, а не реальными собственниками.
Итогом первого этапа приватизации (ваучерного) стало существенное разгосударствление экономики, поскольку большая часть малых предприятий была передана в частные руки — более 85 тыс. магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Но в большинстве своем они приватизировались без зданий, сооружений, поэтому их правовой статус как частных все еще характеризовался неопределенностью. Земля также не была объектом приватизации. На базе средних и крупных предприятий было создано 20 тыс. акционерных обществ. Всего к концу 1994 г. было приватизировано более 110 тыс. предприятий. Оставалось в государственной собственности еще более 125 тыс. предприятий.
Такая ускоренная приватизация не могла стать достаточно успешной с точки зрения появления в стране класса частных собственников и эффективно работающих частных предприятий. И прежде всего потому, что в условиях неразвитости рынка, в особенности фондового рынка (где обращаются ценные бумаги), население не могло реально оценить стоимость приобретаемых на ваучеры акций; никто не знал, насколько эффективными будут предприятия, чьи акции они покупают. Оценка основного капитала приватизируемых предприятий оказалась заниженной, не учитывалась инфляция.
Была разрешена свободная продажа ваучеров и купленных на них акций, тогда как вначале их предполагалось сделать именными, т. е. не имеющими права свободного оборота. Все это делалось для ускорения приватизации, но на деле начался спекулятивный оборот ваучеров и скупка их представителями «теневой» экономики, у которых имелись для этого достаточные средства. Став владельцами объектов бывшей государственной собственности, «теневики» автоматически легализовались как крупные собственники. Заниженная оценка приватизируемых предприятий и свободная купля-продажа ваучеров дали возможность за бесценок скупать любое количество ваучеров, а на них — акции наиболее прибыльных предприятий. В итоге образовалась элита крупных собственников, а дифференциация доходов богатых и бедных слоев населения только усилилась. Очень часто имущество приобреталось не для того, чтобы вести дело, но ради перепродажи его по реальной, а не заниженной цене.
На первом этапе приватизации не была решена и еще одна предполагавшаяся задача — привлечение иностранных инвесторов. В руки иностранцев попало 2—3% общего числа акций приватизированных предприятий.
Второй этап приватизации — денежная, т. е. платная, приватизация — начался 1 июля 1994 г. и продолжался до апреля 1997 г. Целью его было обеспечить переход прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения (на первом этапе), в руки реально ответственных эффективных собственников и предпринимателей. Объектами приватизации должны были стать государственные пакеты акций приватизированных предприятий (т. е. предприятий со смешанной собственностью, включавшей государственную), земельные участки приватизированных предприятий, недвижимость.
На втором этапе ставились три стратегические задачи: 1) сформировать инвесторов, владеющих значительными пакетами акций, что повысило бы их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; для этого на денежные аукционы предполагалось выставлять крупные пакеты акций — не менее 15—20%; 2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки и модернизации; при этом предполагалось, что 51% суммы, полученной от продажи акций приватизируемого предприятия, переводится на специальный счет самого предприятия для его инвестиционных целей; покупатель при этом платит лишь половину цены, а вторая половина используется на цели реконструкции и развития; 3) пополнить доходную часть бюджета средствами от продажи акций, принадлежащих государству.
Однако эти задачи не были решены. Всплеска инвестиций не произошло. Доходы бюджета также не стали значительными: в 1996 г. выручка от приватизации составила лишь около 1% доходов федерального бюджета.
Третий этап приватизации — по индивидуальным проектам — начался с апреля 1997 г. Он связан с приватизацией особо важных для страны предприятий, отраслей и предусматривает проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимых финансовых консультантов. Цель такой подготовки — повышение инвестиционной привлекательности объектов, увеличение котировок акций, их ликвидности, повышение эффективности использования приватизированного имущества. Например, Российский фонд федерального имущества 25.03.98 г. официально объявил правила проведения коммерческого конкурса с инвестиционными условиями по продаже находящегося в федеральной собственности пакета акций ОАО (открытого акционерного общества) «Нефтяная компания "Роснефть"» в размере 75% уставного капитала + 1 акция и установил начальную цену 1 млрд. 600 млн. долл. Участник конкурса должен внести задаток в 150 млн. долл. Инвестиционная доля составляла 65,5 млн. долл.
Реализация индивидуальных проектов не означает отхода от других способов приватизации: продажи на аукционах, аренды с последующим выкупом и др.
Летом 1997 г. был принят закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества», который должен был учесть и исправить недостатки и ошибки предшествующих лет приватизации.
О каких недостатках и проблемах приватизации идет речь? Перечислим некоторые из них. Например, как мы уже говорили, в ходе приватизации «отмывались» деньги «теневой» экономики, поэтому в новом законе записан тезис о необходимости достоверной информации относительно происхождения и принадлежности участвующих в приватизации капиталов: предоставление учредительных документов и отчетов за последние три года деятельности, справок налоговой инспекции. Это связано с тем, что часто накануне аукциона или конкурса создавались подставные компании, за которыми скрывались реальные владельцы капитала.
Нередко при покупке государственных предприятий их новые владельцы брали обязательство не менять профиля предприятия в течение определенного срока, осуществить инвестиции в производство и т.д., но затем не выполняли этих обязательств. Предотвращению таких ситуаций также служит данный закон, предписывающий подобные условия приватизации признавать недействительными.
В целом в итоге приватизации было ликвидировано господство государственной собственности. Если к концу ваучерной приватизации, т. е. за два с половиной года (с 1992 г. до 1 июля 1994 г.), количество государственных и приватизированных предприятий стало однопорядковым — 57,2% и 42,8% соответственно, то к середине 1995 г. эти цифры стали другими — 48,5% государственных и 50,5% негосударственных. К началу 1998 г. негосударственным сектором производилось примерно 70% ВВП. Таким образом, за очень короткий срок — 5—6 лет — в России совершился переход к многоукладной экономике. Но пока ускоренная смена государства-собственника частным собственником, как и быстрая либерализация, не принесли ожидаемых результатов в виде эффективно работающего рыночного хозяйства.
Закрепление материала
1. Для начала попросите учащихся ответить на контрольные вопросы к § 3 учебника.
2. Одним из распространенных способов приватизации является продажа предприятий или государственного пакета акций ранее приватизированных предприятий по коммерческому конкурсу с инвестиционными и (или) социальными условиями. Право собственности на такое имущество будет переходить к покупателям после выполнения инвестиционных и (или) социальных обязательств в отношении объекта приватизации, принятых ими на себя, по результатам коммерческого конкурса.
Как вы считаете, что могут предусматривать: 1) социальные обязательства; 2) инвестиционные обязательства?
Ответ. Социальные условия приобретения государственного имущества обычно предусматривают: сохранение определенного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения; реализацию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.
Инвестиционные обязательства могут предусматривать осуществление реконструкции объекта приватизации, приобретение определенных видов оборудования, модернизацию и расширение производства.
3. В приватизационной программе-92 официально были провозглашены следующие цели приватизации: 1) формирование слоя частных собственников, содействующих утверждению социально ориентированной рыночной экономики; 2) повышение эффективности работы предприятий; 3) социальная защита населения и увеличение государственного финансирования социальных программ за счет средств, поступающих от приватизации; 4) содействие финансовой стабилизации в стране; 5) обеспечение конкурентной среды и демонополизация народного хозяйства; 6) привлечение иностранных инвестиций; 7) создание условий для расширения масштабов разгосударствления.
Как вы считаете, какие из поставленных задач можно считать выполненными?
Ответ. Формально можно считать, что появился огромный слой частных собственников, если учесть, что в ходе первого этапа приватизации возникло 40 млн. владельцев акций. Но поскольку в дальнейшем многим из них пришлось продать эти акции за бесценок, а дивиденды часто были чисто номинальными или их не было вовсе и в связи с тем, что многие финансовые пирамиды рухнули, говорить всерьез о массовом появлении частных собственников не приходится. Да и сам по себе статус частного собственника не смог изменить социально-экономического положения людей: либерализация цен уничтожила сбережения посредством инфляции, снизила реальные доходы, а новый «частный капитал» в форме акций был слишком мизерной компенсацией за потери.
Лучшее имущество приватизированных предприятий оказывалось часто в руках администрации и коррумпированных чиновников. Несмотря на приобретение акций работниками предприятий, фактический контроль в большинстве случаев оставался в руках руководства. Советы директоров, состоящие из руководителей высшего звена, старались как можно больше сократить долю участия работников в управлении предприятиями.
Что касается второй цели, то в массе своей частные предприятия не стали работать лучше, чем государственные. Им не хватает капитала, рынков сбыта. Фондовый рынок недостаточно развит, чтобы можно было получать с его помощью капитал для долгосрочных инвестиций, а банки не рискуют выдавать кредиты на длительные сроки в период общей неустойчивости, инфляции, спада.
Еще в начале приватизации стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной, поэтому и поступления в бюджет не могли быть значительными, чтобы это как-то существенно отразилось на социальных расходах государства. Это не могло также ощутимо улучшить проблему бюджетного дефицита и тем самым содействовать финансовой стабилизации, хотя на первых порах ваучеры и акции приватизируемых предприятий вызвали оживление на зарождающемся фондовом рынке. В определенной степени можно сказать, что приватизация стала одним из основных факторов создания в России рынка ценных бумаг. Но, как мы увидим в дальнейшем, фондовый рынок пока еще слабо связан с реальным (производственным) сектором экономики России, что негативно отражается на развитии производства.
Задачу привлечения иностранных инвестиций также нельзя считать выполненной. Хотя огромные масштабы российского рынка, богатая сырьевая база, высокий научный потенциал и уровень образования населения являются привлекательными факторами для иностранных инвесторов, неустойчивый социальный, политический и экономический климат, колебания валютного курса, инфляция, общий спад и другие причины привели к тому, что инвестиционный климат в России оценивается западными специалистами негативно и имеет один из самых низких рейтингов в мире. Правда, отдельные прибыльные крупные предприятия уже становятся собственностью иностранцев (полной или частичной).
Пожалуй, лишь одна из задач приватизации оказалась выполненной: разгосударствление экономики произошло (мы уже приводили цифры о динамике доли частного и государственного секторов за последние годы).
Дискуссионным остается вопрос о создании конкурентной среды в экономике России.
4. Выполните упражнение 1 «Анализируем модели приватизации крупных предприятий» (текст упражнения см. на с. 6).
Комментарий.
Ваучерная приватизация — бесплатное распределение среди населения прав (в виде ваучеров) на покупку имущества государственных предприятий. Фискальная цель приватизации — рост поступлений в бюджет — остается здесь второстепенной. Главным является скорость и относительная легкость осуществления, а также определенная социальная справедливость. Но эти преимущества перекрываются следующим: на самих предприятиях быстрые изменения невозможны ни в управлении, ни в технологии (кадры остаются теми же, большим капиталовложениям также появиться неоткуда, особенно в обстановке спада и инфляции), смена отношений собственности формальна, поэтому и повышения эффективности не происходит.
Выкуп администрацией и работниками — через продажу акций предприятия трудовому коллективу на льготных условиях. Этот вариант обеспечивает быструю передачу государственных предприятий коллективному собственнику, не обеспечивая при этом социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях. Фискальная задача тоже не решается. Зачастую не обеспечивается и эффективное управление: персонал остается тем же, руководство предприятий часто концентрирует в своих руках значительную долю акций с целью прежде всего собственного обогащения, а не подъема производства.
Продажа государственных предприятий по рыночной стоимости (продажа внешним владельцам). Этот вариант предполагает медленное поэтапное создание рыночной экономики, наталкивается на недоверие населения, которое считает его несправедливым, на нехватку внутренних капиталов и незаинтересованность иностранных инвесторов. Но в то же время этот метод приватизации может привести к появлению сильных собственников предприятий, улучшению управления и росту экономической отдачи. Единственный из всех он может дать поступления в бюджет. Внешними владельцами могут быть как иностранцы, так и отечественные собственники.
В чистом виде ни один из вариантов не использовался. Но их соотношения в разных странах были различны. Чехия дала пример успешной ваучерной приватизации. Население вкладывало ваучеры как в компании, выставляемые на продажу, так и в посреднические инвестиционные фонды, которые затем распоряжались большими пакетами ваучеров от имени их владельцев. Более двух третей держателей ваучеров воспользовались услугами таких фондов. Это привело к тому, что в собственности нескольких крупных фондов оказался весь промышленный сектор Чехии. Фонды контролируют руководство предприятий как акционеры, активно занимаются продажей акций и т. д. В Монголии, тоже использовавшей ваучерную приватизацию, посреднические фонды были исключены и большинство предприятий оказались в собственности руководства и работников.
Третья модель получила распространение в Восточной Германии, Венгрии и Эстонии.
В России, несмотря на распространение ваучеров, массовая приватизация, особенно на первом этапе, фактически представляла собой выкуп предприятий администрацией и работниками на льготных условиях (55% средних и крупных предприятий были приватизированы таким путем к концу 1995 г.). Можно сказать, что в России формально прошла ваучерная приватизация в 1992—1994 гг., но фактически значительная часть предприятий была выкуплена их работниками и администрацией. В последующие годы происходило дальнейшее перераспределение собственности в ходе денежной приватизации.
Домашнее задание
Изучить материал § 4 и 5 учебника и ответить на контрольные вопросы в конце параграфов.
Раздаточный материал
Упражнение 1. «Анализируем модели приватизации крупных предприятий».
Таблица 1-4
Альтернативные модели приватизации крупных предприятий
Метод приватизации | Приоритеты приватизации | ||||
Улучшение корпоративного управления | Скорость и осуществимость | Расширение доступа к капиталу и квалифицированной рабочей силе | Увеличение поступлений в бюджет | Увеличение справедливости | |
Ваучерная приватизация | ? | + | ? | - | + |
Выкуп администрацией и работниками | - | + | - | - | - |
Продажа по рыночной стоимости | + | - | + | + | - |
Оцените все плюсы и минусы различных вариантов приватизации.