Альтернативные модели приватизации крупных предприятий




Урок 3. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ПРИВАТИЗАЦИЯ

Цель урока: показать отличие российских предприятий от зарубежных, выяснить цели и некоторые последствия привати­зации в России.

Понятия, которые должны быть усвоены учащимися в ходе урока:

— приватизация;

— банкротство;

— ваучер.

Раздаточный материал: каждому учащемуся по ксерокопии упражнения 1.

Объяснение материала

В название урока и соответствующего параграфа учебника вынесено понятие «приватизация». В тексте учебника это поня­тие не рассматривается подробно. Однако в связи с особой важностью для нашей страны этого процесса, его сложностями и последствиями представляется необходимым дать учащимся хотя бы краткое представление о том, как проходила прива­тизация в России, какие проблемы возникали в связи с ней. Этому можно посвятить объяснение материала, а в процессе его закрепления коснуться и других вопросов темы.

На предыдущем занятии мы уже выяснили, что для пе­рехода к рынку России необходимо было преодолеть самую большую деформацию в экономике — гипертрофированную государственную собственность. Поэтому одним из ключевых вопросов реформ стала приватизация.

В принципе, реформа государственной собственности допус­кает несколько направлений преобразований государственных предприятий:

— оздоровление, которое предполагает перестройку отноше­ний с правительством, создание конкурентной среды в данных областях функционирования, улучшение отчетно­сти предприятий, совершенствование управления пред­приятиями вплоть до смены руководства и т.д.;

— приватизацию государственных предприятий;

— ликвидацию — когда исчерпаны все другие способы преобразований.

В соответствии с широко распространенным в экономиче­ской литературе взглядом, совпадающим с рекомендациями Всемирного банка и Международного валютного фонда, пере­ход к рынку предполагает широкую либерализацию, стаби­лизацию и изменение прав собственности. Либерализация озна­чает свободное ценообразование, прекращение контроля со стороны государства над торговлей (внутренней и внешней) и беспрепятственное создание новых предприятий, а также фор­мирование условий для развития конкуренции. Стабилизация включает обычно снижение инфляции, преодоление диспропор­ций в народном хозяйстве и во внешнеэкономической сфере. Два этих направления реформ должны осуществляться на первых этапах переходного процесса. За ними следуют реорганизация государственного сектора и прежде всего формирование новой структуры собственности — по сути многоукладной экономики. После либерализации рынка правительство оказывается не в состоянии контролировать все участки народного хозяйства. В этом случае для создания конкурентной среды и повышения эффективности предприятий необходимой становится децентра­лизация прав собственности. Таковы теоретические закономер­ности перехода к рынку. На практике далеко не всегда про­цессы либерализации и стабилизации протекают быстро и предваряют приватизацию. Часто и те и другие затягиваются на многие годы, требуют поэтапного осуществления, а не штурмовой атаки.

Рыночная экономика предполагает, что доминирующую по­зицию в хозяйстве занимает частный сектор. Исторически именно частная собственность на предметы и орудия труда дала начало рыночным отношениям. Но с усложнением связей в экономике и ростом ее масштабов изменялась и собственность. Наряду с индивидуальной частной собственностью возника­ла коллективная — от партнерств до акционерных обществ. Существовала и государственная собственность. Ее размер был различен в разных странах. Государство могло иметь долю участия в акционерной собственности, возможно было и со­четание государственной и индивидуальной частной собственно­сти. Таким образом, в реальной жизни предпринимательская деятельность опирается не на какую-то одну форму собственности, а на их сочетание. Поэтому часто говорят о современной экономике как о «смешанной», т. е. опирающейся на «смешан­ную» собственность.

Например, структура собственности современной американ­ской экономики включает: индивидуальную частную, коллек­тивную частную (акционерные общества), государственную и смешанную.

Частный сектор в экономике может возникнуть двумя путями: 1) через приватизацию государственного имущества и 2) образование новых частных предприятий. Желание ускорить реформы, не считаясь с объективной готовностью к ним, привело нашу страну к широкомасштабной приватизации. Закон «О приватизации государственных и муниципальных предпри­ятий в Российской Федерации» был принят в 1991 г. Кон­кретные пути и варианты приватизации определялись «Государ­ственной программой приватизации государственных и муни­ципальных предприятий Российской Федерации на 1992 год» (в последующие годы соответствующие программы не были приняты).

Приватизация в России прошла несколько этапов. Первый этап завершился к середине 1994 г. и получил название че­кового (ваучерного). В него было вовлечено практически все население России. Инструментом проведения служили привати­зационные чеки (ваучеры), бесплатно розданные всем гражданам страны. На эти чеки можно было приобретать приватизирован­ное государственное имущество.

Способы приватизации различались в зависимости от раз­меров предприятий. Малые предприятия (менее 200 работников или стоимость основных фондов менее 1 млн. руб. по оценке на 1.01.94 г.) продавались через аукционы или выставлялись на торги на конкурсной основе. Это делалось для того, чтобы, во-первых, узнать рыночную стоимость этих предприятий, а во-вторых, стимулировать конкуренцию среди покупателей. Пре­дусматривалось, что такие предприятия могут выкупаться ли­цами, работающими на них.

Средние и крупные предприятия подлежали акционирова­нию. Выпускаемые акции распределялись между членами трудового коллектива, руководством предприятия и внешними физическими и юридическими лицами в пропорциях, опреде­ленных коллективом. Программа приватизации в этом случае предусматривала различные варианты приватизации, которые различались набором льгот, предоставляемых работникам пред­приятий (право на покупку определенной доли привилегиро­ванных акций, скидки с номинальной стоимости акций, опла­та акций в рассрочку на несколько лет, использование вауче­ров при покупке акций, доля капитала, приобретаемого работ­никами или администрацией, и т. д.). Итоги чековой прива­тизации в России показали, что предпочтение было отда­но такому варианту приватизации, который позволил трудо­вому коллективу получить контрольный пакет акций: этот путь избрали 75% предприятий, ставших акционерными. Но такая ситуация не могла сохраняться долго: у работни­ков предприятий акции в дальнейшем скупались как админи­страцией, так и внешними инвесторами. Если на момент окончания ваучерной приватизации (1.06.94 г.) около 50% ак­ций находилось в руках рядовых работников, то к концу 1996 г. таких акций было не более 20%. Причем по большин­ству этих акций дивиденды, как правило, не выплачивались или были символическими. Продать акции по нормальной цене тоже было невозможно. Поэтому даже работники, имев­шие акции, были формальными, а не реальными собствен­никами.

Итогом первого этапа приватизации (ваучерного) стало су­щественное разгосударствление экономики, поскольку большая часть малых предприятий была передана в частные руки — более 85 тыс. магазинов, кафе, ресторанов, предприятий службы быта. Но в большинстве своем они приватизировались без зданий, сооружений, поэтому их правовой статус как частных все еще характеризовался неопределенностью. Земля также не была объектом приватизации. На базе средних и крупных предприятий было создано 20 тыс. акционерных обществ. Всего к концу 1994 г. было приватизировано более 110 тыс. пред­приятий. Оставалось в государственной собственности еще более 125 тыс. предприятий.

Такая ускоренная приватизация не могла стать достаточно успешной с точки зрения появления в стране класса частных собственников и эффективно работающих частных предприятий. И прежде всего потому, что в условиях неразвитости рынка, в особенности фондового рынка (где обращаются ценные бу­маги), население не могло реально оценить стоимость приоб­ретаемых на ваучеры акций; никто не знал, насколько эффек­тивными будут предприятия, чьи акции они покупают. Оценка основного капитала приватизируемых предприятий оказалась за­ниженной, не учитывалась инфляция.

Была разрешена свободная продажа ваучеров и купленных на них акций, тогда как вначале их предполагалось сделать именными, т. е. не имеющими права свободного оборота. Все это делалось для ускорения приватизации, но на деле начал­ся спекулятивный оборот ваучеров и скупка их представите­лями «теневой» экономики, у которых имелись для этого достаточные средства. Став владельцами объектов бывшей госу­дарственной собственности, «теневики» автоматически легализо­вались как крупные собственники. Заниженная оценка прива­тизируемых предприятий и свободная купля-продажа ваучеров дали возможность за бесценок скупать любое количество вау­черов, а на них — акции наиболее прибыльных предприятий. В итоге образовалась элита крупных собственников, а диффе­ренциация доходов богатых и бедных слоев населения только усилилась. Очень часто имущество приобреталось не для того, чтобы вести дело, но ради перепродажи его по реальной, а не заниженной цене.

На первом этапе приватизации не была решена и еще одна предполагавшаяся задача — привлечение иностранных инвесто­ров. В руки иностранцев попало 2—3% общего числа акций приватизированных предприятий.

Второй этап приватизации — денежная, т. е. платная, при­ватизация — начался 1 июля 1994 г. и продолжался до апреля 1997 г. Целью его было обеспечить переход прав собственности, приобретенных в ходе первичного распределения (на первом этапе), в руки реально ответственных эффективных собствен­ников и предпринимателей. Объектами приватизации должны были стать государственные пакеты акций приватизированных предприятий (т. е. предприятий со смешанной собственностью, включавшей государственную), земельные участки приватизиро­ванных предприятий, недвижимость.

На втором этапе ставились три стратегические задачи: 1) сформировать инвесторов, владеющих значительными па­кетами акций, что повысило бы их заинтересованность в долгосрочных инвестициях; для этого на денежные аукцио­ны предполагалось выставлять крупные пакеты акций — не менее 15—20%; 2) обеспечить приватизируемые предприятия наличными средствами для их структурной перестройки и модернизации; при этом предполагалось, что 51% суммы, полученной от продажи акций приватизируемого предприя­тия, переводится на специальный счет самого предприятия для его инвестиционных целей; покупатель при этом платит лишь половину цены, а вторая половина используется на цели реконструкции и развития; 3) пополнить доходную часть бюджета средствами от продажи акций, принадлежащих го­сударству.

Однако эти задачи не были решены. Всплеска инвестиций не произошло. Доходы бюджета также не стали значительными: в 1996 г. выручка от приватизации составила лишь около 1% доходов федерального бюджета.

Третий этап приватизации — по индивидуальным проек­там — начался с апреля 1997 г. Он связан с приватизацией особо важных для страны предприятий, отраслей и предусмат­ривает проведение предпродажной подготовки этого имущества с привлечением независимых финансовых консультантов. Цель такой подготовки — повышение инвестиционной привлекатель­ности объектов, увеличение котировок акций, их ликвидности, повышение эффективности использования приватизированного имущества. Например, Российский фонд федерального имущества 25.03.98 г. официально объявил правила проведения коммерчес­кого конкурса с инвестиционными условиями по продаже на­ходящегося в федеральной собственности пакета акций ОАО (открытого акционерного общества) «Нефтяная компания "Рос­нефть"» в размере 75% уставного капитала + 1 акция и установил начальную цену 1 млрд. 600 млн. долл. Участник конкурса должен внести задаток в 150 млн. долл. Инвестици­онная доля составляла 65,5 млн. долл.

Реализация индивидуальных проектов не означает отхода от других способов приватизации: продажи на аукционах, аренды с последующим выкупом и др.

Летом 1997 г. был принят закон «О приватизации госу­дарственного имущества и об основах приватизации му­ниципального имущества», который должен был учесть и исправить недостатки и ошибки предшествующих лет при­ватизации.

О каких недостатках и проблемах приватизации идет речь? Перечислим некоторые из них. Например, как мы уже гово­рили, в ходе приватизации «отмывались» деньги «теневой» экономики, поэтому в новом законе записан тезис о необ­ходимости достоверной информации относительно происхождения и принадлежности участвующих в приватизации капиталов: предоставление учредительных документов и отчетов за послед­ние три года деятельности, справок налоговой инспекции. Это связано с тем, что часто накануне аукциона или конкурса создавались подставные компании, за которыми скрывались реальные владельцы капитала.

Нередко при покупке государственных предприятий их но­вые владельцы брали обязательство не менять профиля пред­приятия в течение определенного срока, осуществить инвести­ции в производство и т.д., но затем не выполняли этих обязательств. Предотвращению таких ситуаций также служит данный закон, предписывающий подобные условия приватиза­ции признавать недействительными.

В целом в итоге приватизации было ликвидировано гос­подство государственной собственности. Если к концу ваучер­ной приватизации, т. е. за два с половиной года (с 1992 г. до 1 июля 1994 г.), количество государственных и привати­зированных предприятий стало однопорядковым — 57,2% и 42,8% соответственно, то к середине 1995 г. эти цифры стали другими — 48,5% государственных и 50,5% негосу­дарственных. К началу 1998 г. негосударственным сектором производилось примерно 70% ВВП. Таким образом, за очень короткий срок — 5—6 лет — в России совершился пере­ход к многоукладной экономике. Но пока ускоренная смена государства-собственника частным собственником, как и быст­рая либерализация, не принесли ожидаемых результатов в виде эффективно работающего рыночного хозяйства.

Закрепление материала

1. Для начала попросите учащихся ответить на контрольные вопросы к § 3 учебника.

 

2. Одним из распространенных способов приватизации является продажа предприятий или государственного пакета акций ранее приватизированных предприятий по коммерческо­му конкурсу с инвестиционными и (или) социальными ус­ловиями. Право собственности на такое имущество будет пе­реходить к покупателям после выполнения инвестиционных и (или) социальных обязательств в отношении объекта привати­зации, принятых ими на себя, по результатам коммерческого конкурса.

Как вы считаете, что могут предусматривать: 1) социальные обязательства; 2) инвестиционные обязательства?

Ответ. Социальные условия приобретения государствен­ного имущества обычно предусматривают: сохранение опреде­ленного числа рабочих мест или создание дополнительных рабочих мест; переподготовку или повышение квалификации работников; сохранение существующей системы охраны труда и здоровья работников; ограничение на изменение профиля деятельности объектов социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения; реализа­цию мероприятий по охране окружающей среды и здоровья граждан.

Инвестиционные обязательства могут предусматривать осуще­ствление реконструкции объекта приватизации, приобретение определенных видов оборудования, модернизацию и расширение производства.

 

3. В приватизационной программе-92 официально были про­возглашены следующие цели приватизации: 1) формирование слоя частных собственников, содействующих утверждению со­циально ориентированной рыночной экономики; 2) повышение эффективности работы предприятий; 3) социальная защита населения и увеличение государственного финансирования со­циальных программ за счет средств, поступающих от прива­тизации; 4) содействие финансовой стабилизации в стране; 5) обеспечение конкурентной среды и демонополизация народ­ного хозяйства; 6) привлечение иностранных инвестиций; 7) создание условий для расширения масштабов разгосударств­ления.

Как вы считаете, какие из поставленных задач можно считать выполненными?

Ответ. Формально можно считать, что появился огромный слой частных собственников, если учесть, что в ходе первого этапа приватизации возникло 40 млн. владельцев акций. Но поскольку в дальнейшем многим из них пришлось продать эти акции за бесценок, а дивиденды часто были чисто номиналь­ными или их не было вовсе и в связи с тем, что многие финансовые пирамиды рухнули, говорить всерьез о массовом появлении частных собственников не приходится. Да и сам по себе статус частного собственника не смог изменить социально-экономического положения людей: либерализация цен уничто­жила сбережения посредством инфляции, снизила реальные доходы, а новый «частный капитал» в форме акций был слишком мизерной компенсацией за потери.

Лучшее имущество приватизированных предприятий оказы­валось часто в руках администрации и коррумпированных чиновников. Несмотря на приобретение акций работниками предприятий, фактический контроль в большинстве случаев оставался в руках руководства. Советы директоров, состоя­щие из руководителей высшего звена, старались как можно больше сократить долю участия работников в управлении предприятиями.

Что касается второй цели, то в массе своей частные пред­приятия не стали работать лучше, чем государственные. Им не хватает капитала, рынков сбыта. Фондовый рынок недостаточно развит, чтобы можно было получать с его помощью капитал для долгосрочных инвестиций, а банки не рискуют выдавать кредиты на длительные сроки в период общей неустойчивости, инфляции, спада.

Еще в начале приватизации стоимость государственного иму­щества оказалась резко заниженной, поэтому и поступления в бюджет не могли быть значительными, чтобы это как-то существенно отразилось на социальных расходах государства. Это не могло также ощутимо улучшить проблему бюджетного де­фицита и тем самым содействовать финансовой стабилизации, хотя на первых порах ваучеры и акции приватизируемых пред­приятий вызвали оживление на зарождающемся фондовом рынке. В определенной степени можно сказать, что приватизация стала одним из основных факторов создания в России рынка ценных бумаг. Но, как мы увидим в дальнейшем, фондовый рынок пока еще слабо связан с реальным (производственным) сек­тором экономики России, что негативно отражается на разви­тии производства.

Задачу привлечения иностранных инвестиций также нельзя считать выполненной. Хотя огромные масштабы российского рынка, богатая сырьевая база, высокий научный потенциал и уровень образования населения являются привлекательными факторами для иностранных инвесторов, неустойчивый соци­альный, политический и экономический климат, колебания валютного курса, инфляция, общий спад и другие причины привели к тому, что инвестиционный климат в России оце­нивается западными специалистами негативно и имеет один из самых низких рейтингов в мире. Правда, отдельные прибыльные крупные предприятия уже становятся собственностью иностран­цев (полной или частичной).

Пожалуй, лишь одна из задач приватизации оказалась выполненной: разгосударствление экономики произошло (мы уже приводили цифры о динамике доли частного и государ­ственного секторов за последние годы).

Дискуссионным остается вопрос о создании конкурентной среды в экономике России.

 

4. Выполните упражнение 1 «Анализируем модели при­ватизации крупных предприятий» (текст упражнения см. на с. 6).

Комментарий.

Ваучерная приватизация — бесплатное распределение среди населения прав (в виде ваучеров) на покупку имущества го­сударственных предприятий. Фискальная цель приватизации — рост поступлений в бюджет — остается здесь второстепенной. Главным является скорость и относительная легкость осуществ­ления, а также определенная социальная справедливость. Но эти преимущества перекрываются следующим: на самих предприя­тиях быстрые изменения невозможны ни в управлении, ни в технологии (кадры остаются теми же, большим капиталовложе­ниям также появиться неоткуда, особенно в обстановке спада и инфляции), смена отношений собственности формальна, поэтому и повышения эффективности не происходит.

Выкуп администрацией и работниками — через продажу акций предприятия трудовому коллективу на льготных условиях. Этот вариант обеспечивает быструю передачу государственных предприятий коллективному собственнику, не обеспечивая при этом социальной справедливости по отношению к населению, не занятому на приватизируемых предприятиях. Фискальная задача тоже не решается. Зачастую не обеспечивается и эффек­тивное управление: персонал остается тем же, руководство предприятий часто концентрирует в своих руках значительную долю акций с целью прежде всего собственного обогащения, а не подъема производства.

Продажа государственных предприятий по рыночной стои­мости (продажа внешним владельцам). Этот вариант предпо­лагает медленное поэтапное создание рыночной экономики, наталкивается на недоверие населения, которое считает его несправедливым, на нехватку внутренних капиталов и незаинтересованность иностранных инвесторов. Но в то же время этот метод приватизации может привести к появлению сильных собственников предприятий, улучшению управления и росту экономической отдачи. Единственный из всех он может дать поступления в бюджет. Внешними владельцами могут быть как иностранцы, так и отечественные собственники.

В чистом виде ни один из вариантов не использовался. Но их соотношения в разных странах были различны. Чехия дала пример успешной ваучерной приватизации. Население вкладыва­ло ваучеры как в компании, выставляемые на продажу, так и в посреднические инвестиционные фонды, которые затем распоряжались большими пакетами ваучеров от имени их вла­дельцев. Более двух третей держателей ваучеров воспользовались услугами таких фондов. Это привело к тому, что в собствен­ности нескольких крупных фондов оказался весь промышлен­ный сектор Чехии. Фонды контролируют руководство пред­приятий как акционеры, активно занимаются продажей акций и т. д. В Монголии, тоже использовавшей ваучерную при­ватизацию, посреднические фонды были исключены и боль­шинство предприятий оказались в собственности руководства и работников.

Третья модель получила распространение в Восточной Гер­мании, Венгрии и Эстонии.

В России, несмотря на распространение ваучеров, массо­вая приватизация, особенно на первом этапе, фактически представляла собой выкуп предприятий администрацией и работниками на льготных условиях (55% средних и круп­ных предприятий были приватизированы таким путем к концу 1995 г.). Можно сказать, что в России формально прошла ваучерная приватизация в 1992—1994 гг., но фактически значительная часть предприятий была выкуплена их работни­ками и администрацией. В последующие годы происходило дальнейшее перераспределение собственности в ходе денежной приватизации.

Домашнее задание

Изучить материал § 4 и 5 учебника и ответить на контрольные вопросы в конце параграфов.

Раздаточный материал

Упражнение 1. «Анализируем модели приватизации крупных предприятий».

Таблица 1-4

Альтернативные модели приватизации крупных предприятий

 

Метод приватизации Приоритеты приватизации
Улучше­ние кор­поратив­ного уп­равления Скорость и осу­ществи­мость Расшире­ние дос­тупа к ка­питалу и квалифи­цирован­ной рабо­чей силе Увеличе­ние поступле­ний в бюджет Увеличе­ние справед­ливости
Ваучерная приватизация ? + ? - +
Выкуп администрацией и работниками - + - - -
Продажа по рыночной стоимости + - + + -

Оцените все плюсы и минусы различных вариантов прива­тизации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: