Весь период привыкания можно разбить на три этапа




Особенности адаптации детей к условиям детского учреждения

При поступлении в д/у происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи.

Особенностями дошкольных учреждений являются,

во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность пере­крестного инфицирования и более сильного утомления ре­бенка;

во-вторых, определенные педагогические стандарты в подходах к детям, которые могут оказаться непривычными для ребенка и вызвать у него отрицательные эмоциональные и поведенческие реакции.

Привыкание к новым условиям часто влечет за собой развитие так называемого адаптацион­ного синдрома, который оказывает в ряде случаев неблаго­приятное влияние на состояние здоровья ребенка. Адаптация создает условия для наиболее оптимального су­ществования организма. Если человек здоров и его физиоло­гические системы работают в оптимальном режиме, то его состояние определяется как физиологическая адаптация.

Рождение ребенка – яркое проявление биологической адаптации. Переход из условий внутриутробного к внеутробному существованию требует коренной перестройки в деятель­ности всех основных систем организма – кровообращения, дыхания, пищеварения, невозможной без соответствующего врожденного уровня готовности адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во внеутробных условиях.

Система адаптационных механизмов созревает и совершенствуется в течение роста и развития ре­бенка. Неблагополучная беременность, повреждения при ро­дах, заболевания в первые месяцы жизни снижают адапта­ционные возможности ребенка.

После рождения у ребенка формируются стереотипы пове­дения, связанные с особенностями микросреды, в которой он воспитывается. С воз­растом у ребенка расширяются возможности сознательно воспринимать впечатления от окружающего мира и активно действовать, но опять же с помощью взрослого, постоянно находящегося с ним. Этот механизм лежит в основе форми­рования привязанностей, которые имеют колоссальное зна­чение для дальнейшей жизни человека. Поступление ребенка в детское учреждение требует переделки сформировавшихся стереотипов. Для него меняются все основные условия сре­ды: изменяется материальная обстановка (интерьер группы), приемы обращения и воспитания, происходит встреча с но­выми взрослыми и детьми. В связи с возрастными особеннос­тями высшей нервной деятельности детей (малая подвиж­ность нервных процессов, низкий предел работоспособности нервных клеток и др.) приспособление к пребыванию в дет­ском учреждении представляет значительные трудности, осо­бенно в возрасте с шести месяцев до полутора лет.

Весь период привыкания можно разбить на три этапа

Острый период, или период дезадаптации, – более или ме­нее ярко выраженное рассогласование между привычными пове­денческими стереотипами и требованиями новой социальной мик­росреды. В это время наиболее выражены нарушения поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, речевой активности, игры, общего физического состояния, в частности отмечаются колебания массы тела, снижается устойчивость к инфекциям.

Подострый период, или собственно адаптация, – ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшается вы­раженность сдвигов по системам: быстрее всего нормализуется аппетит (до 15 дней); более продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния; медленнее всего восстанавливается игра и речевая активность (до 60 дней); медленно выравнивает­ся уровень гормонов в моче, отражающий напряженность адап­тационных процессов.

Период компенсации, или адаптированности к новым усло­виям, – все перечисленные показатели нормализуются, т.е. до­стигают исходного уровня, а иногда и превышают его.

По особенностям течения первых двух периодов выделяют легкую, средней тяжести и тяжелую адаптацию.

Степень тяжести:

Легкая адаптация. Продолжительность нарушений в пове­дении до 20 дней. Отмечается незначительное ухудшение аппе­тита. Восстановление сна происходит в течение 7–10 дней. Эмоциональное состояние, ориентировоч­ная и речевая активность и взаимоотношения с детьми норма­лизуются через 15–20 дней, иногда раньше. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Двигательная активность не снижается. Функциональные сдвиги выражены минимально, они нормализуются до конца первого месяца.

Адаптация средней тяжести. Все нарушения в поведении более длительны. Сон и аппетит нормализуются не раньше 20–30 дней. Период угнетения интереса к окружающему в среднем 20 дней; речевая активность не восстанавливается до 20–40 дней; эмоциональное состояние неустойчиво в тече­ние одного месяца; значительная задержка двигательной ак­тивности, ее восстановление происходит после 30–35 дней пребывания в учреждении. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной дли­тельностью (2–6 месяцев и больше) и тяжестью про­явлений. Может выражаться в двух вариантах, каждый из которых имеет свои ведущие признаки. При первом вариан­те ребенок заболевает в течение 10 дней после поступления и затем повторно 4 раза и более за год пребывания в детском коллективе.Иногда развивается второй вариант тяжелой адапта­ции детей, проявляющийся длительным и выраженным не­адекватным поведением, невротическим состоянием, депрессией. Наблюдается длительное ухудшение аппетита; его восстановление начинается не раньше, чем через 3 недели. Снижен интерес к окружающему, ребенок, как правило, избегает контактов с детьми, стремится к уеди­нению или агрессивен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: