РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ УРОВНЯ ЭГОИЗМА БРАЧНЫХ ПАРТНЁРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ




Кафедра социальной психологии и социологии управления

КУРСОВАЯ РАБОТА

РАЗЛИЧИЯ В ПРОЯВЛЕНИИ УРОВНЯ ЭГОИЗМА БРАЧНЫХ ПАРТНЁРОВ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ СУПРУЖЕСКОЙ ЖИЗНИ

Работу выполнил ____________________________________В.В. Варман

(подпись, дата)

 

Факультет управления и психологии курс 2

 

Направление 37.03.01 Психология

 

Научный руководитель

преподаватель,

канд. психол. наук __________________________________О.В. Бондарева

(подпись, дата)

 

Нормоконтролер

преподаватель, канд. психол. наук ______________________Д.А. Марьяненко

(подпись, дата)

 

 

Краснодар 2018

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.................................................................................................................. 3

1Теоретические основы изучения различий в проявлении уровня эгоизма брачных партнёров на разных этапах супружеской жизни............................ 5

1.1 Теоретические основы изучения эгоизма…............................................... 5

1.2Теоретические основы изучения альтруизма...........................................12

1.3 Альтруизм и эгоизм в системе супружеских отношений........................ 21

2Эмпирическое исследование эгоизма партнёров на разных этапах супружеской жизни.......................................................................................... 25

2.1 Цели и задачи исследования....................................................................... 25

2.2 Результаты исследования............................................................................ 28

Заключение............................................................................................................ 33

Приложение……………………………………………………………………... 36

Список использованных источников..................................................................41

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современном мире тема эгоизма актуальна как никогда ранее. Мы все совершаем эгоистичные поступки, преследуем личные цели и стремимся к собственному счастью. Но учитывая это, мы всё равно задаемся вопросами о том,как это сказывается на нашей семейной жизни, можно ли находиться в отношениях с другим человеком будучи эгоистом и как вступление в супружескую жизнь влияет на уровень эгоизма человека.

На данный момент, научных исследований, посвященных эгоизму в семье действительно мало, зато мы постоянно слышим множество разговоров со стороны различных философов и псевдопсихологов, которые пытаются дать ответы на многие из интересующих нас вопросов, но дело в том, что их ответы зачастую неверны, так как их предположения не основываются на подтверждающих их слова эмпирических исследованиях.

В нашей работе мы намерены опираться лишь на научные данные, выявить то, как в основном люди ведут себя в браке, дать практические советы как продлить браки, как построить гармоничные отношения и дать им второе дыхание.

Таким образом, целью нашего исследования является анализ научных материалов в области эгоизма и выявления различий в проявлении уровня эгоизма на различных этапах супружеской жизни.

Объект исследования – эгоизм, как поведение, направленное на собственную выгоду.

Предмет исследования – проявление уровня эгоизма брачных партнёров на различных этапах супружеской жизни.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы эгоизма и альтруизма.

2. Выявить проблемы влияния эгоизма и альтруизма в семье.

3. Определить методы для выявления уровня эгоизма.

4. Провести исследование и подвести итоги.

Для реализации поставленных задач была использована методика«Шкала диспозиционного эгоизма » К. Муздыбаева [29], методика «Альтуризм-эгоизм»брачных партнёров, созданная специально для выявления уровня эгоизма на различных этапах,и метод теоретического анализа научно-психологической и исследовательской литературы.

Гипотезой исследования стало предположение о том, что уровень эгоизма брачных партнёров отличается на разных этапах супружеской жизни.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух разделов основной части и заключения.

Теоретическими основаниями исследования послужили исследования таких зарубежных и отечественных авторов как: Ричард Докинз, Айн Рэнд, Чернышевский, А. Марков, Р. Сапольский, Таня Сингер, МатьёРикар, Стивен Пост, Соня Любомирская, Дж. Фаулер, Н. Кристакис, В.Н.Дружини, И.Д. Егорычева, К. Муздыбаев, Э. Фромм, C.JI. Рубинштейн, З.И. Рябикина и др.

Методологическими основаниями исследования выступили основные положения субъектного подхода (C.Л. Рубиншейн, А.В. Брушлинский, и др.); субъектно-бытийного подхода к личности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, З.И. Рябикина В.В. Знаков, Г.Ю. Фоменко и др.); средовой подход к личности (У. Джемс, К. Левин, Р. Соммер и др).

Характеристика выборки.В исследовании приняли участие 83 респондента от 14 до 70 лет, из которых 48 человек женского пола и 35 человек мужского.

Данное исследование будет полезно темлюдям, которые хотят построить грамотные и долговременные отношения, а также узнать, как различается уровень эгоизма на различных этапах супружеской жизни. Наша работа послужит хорошим вкладом в науку, особенно в такую малоисследованную область, как эгоизм в системе супружеских отношений.

 

1Теоретические основы изучения различий в проявлении уровня эгоизма брачных партнёров на разных этапах супружеской жизни

 

1.1 Теоретические основы изучения эгоизма

 

Для того, чтобы разобраться как сказывается эгоизм на семейной жизни необходимо для начала разобраться с самим феноменом «эгоизма».

Эгоизм – это когда индивид думает только о себе, действуя таким образом, чтобы получить личную выгоду, часто за счёт других. Отголоски эгоизма проявляется во многих видов поведения, но он основан на менталитете, который является чрезвычайно оппортунистическим и эгоистичным, что заставляет человека действовать только тогда, когда это приведет к личной выгоде.

Можно заметить, что эгоизм как форма поведения встречаться не только в нашей культуре, но и в других обществах.Более того в других обществах она также несёт в себе негативную окраску. Единственное различие в степени этой негативной окраски. То есть если общество более индивидуалистичное, то под эгоизмом там понимается одно, если общество более коллективистское - то другое.В коллективистских обществах чаще под эгоизм подходит больше количество поведений и действий.

Мы должны чётко понимать, что эгоизм – это не синоним зла. Это прежде всего заинтересованность в личных целях.

В современной научной литературе выделяют рациональный (осознанный) эгоизм и иррациональный (импульсивно, не задумываясь о своих действиях и последствиях) эгоизм.

Концепция разумного эгоизма зародилась ещё в новое время, более чётко была сформулирована в XIX веке, в работе Чернышевского «Что делать?» и подкорректирована в книге. В XXвеке в книгах Айн Рэнд возрождает идеи разумного эгоизма, где человек действует исходя из целесообразности. Действует для себя, своих интересов, развития, но так получается, что часто от этих действий бывает польза для окружающих. Разумный эгоист живёт собственными интересами, но зачастую его интересы не противоречат интересам других, а бывает даже наоборот – совпадают.

Например, есть человек, и у него какие-то проблемы. Из-за этих проблем он вынужден будет уехать из города и поскольку другой человек не хочет,чтобы его друг уезжал из города (человек не хочется остаться один без друга) и исходит из эгоистичных мотивов, помогая другу с его проблемами. Получается, чтохорошо,как другу,так и ему самому.

Также в своих книгах Айн Рэнд[34]в формулировке разумного эгоизма защищает его как теоретическую основу капиталистического общества. Если мы посмотрим, то индивидуализм и эгоизм являются этическими основами капиталистического общества, но некоторые считают более - двигателями экономики (частные предпринимательства, новые рабочие места и т.д.).

Для того, чтобы сказать плох ли эгоизм в современности и нужно ли с ним бороться на уровне культур, нужно обратить на культурную и социальную сферы больше внимания, ведь именно эти две сферы формируют наше поведение.Нас с детства воспитывали «эгоизм»- плохо. Советский Союз - было коллективистское общество, примером этому может послужить тот же моральный кодекс строителя коммунизма. Понятно, что для того времени и той идеологии такое отношения было необходимостью, но мы с вами уже не живём в советском союзе. Здесь уже всплывает вопрос о том обусловлено ли такое отношение к эгоизму хоть чем-то в современном обществе.

Мы полагаем, что он может быть полезен в нашей системе, но, если представить себя в другой, то всё может развернуться иначе. Здесь стоит вопрос об эффективности этих систем. Будет ли система, где эгоизм является основой общества эффективнее той, где основой является альтруизм.

Существуетмножество концепций происхождения эгоизма, и мы разберем самые научные из них.

Гены. Основная мысль эгоистичного гена не потеряла своей актуальности сегодня и последние открытия в геномике не снизили её значение. Всё больше людей склоняются к врождённой теории возникновения эгоизма. Книга «Эгоистичный ген» британского биолога Ричарда Докинзав России теперь входит в университетский курс по эволюционной биологии как рекомендованная литература. Он хорошо объясняет центральную доктрину неодарвинизма, эволюционную теорию, основанную на генах[11].

В своей книге Ричард Докинз отстаивает точку зрения на эволюцию, где единицей отбора является отдельный ген, а не организм. А также объясняет, как эволюционно стабильные стратегии могут приводить к появлению «добрых» по своей природе существ (несмотря на их изначально крайне эгоистичные мотивы).

«Нас интересует, почему, с одной стороны, большинство живых существ ведут себя эгоистично, но при этом есть немало и таких, которые совершают альтруистические поступки, то есть жертвуют собой ради других. С одной стороны понятно, что многие задачи решать совместными усилиями намного легче, чем в одиночку. Но почему тогда наша биосфера так и не превратилась в царство всеобщей любви, дружбы и взаимопомощи. Как вообще может в ходе эволюции развиться альтруистическое поведение, если в основе эволюции лежит эгоистический механизм естественного отбора. Если всегда выживает сильнейший, то о каком альтруизме может идти речь?!Но это крайне примитивное и неправильное понимание эволюции. Ошибка здесь из-за смешения уровней, на которых мы рассматриваем эволюцию.» - считает доктор биологических наук Александр Марков.

Эгоизм, якобы, должен приводить общество к успеху. Но на практике получилось так, что выживаемость и успешность была выше у тех «homosapiens», которые проживали вместе в группах и даже практиковали альтруизм. Постепенно такое альтруистическое поведение стало не предпочтительным.

Марков предлагает взглянуть на истоки эгоизма на примере простейших микробов и бактерий, а также более сложного поведения у насекомых [27].

На примере бактерии Pseudomonasfluorescensучёный делает вывод, что как только начинает зарождаться кооперация, то тут же начинают появляются так называемые «обманщики», которые лишают кооперацию всякого смысла.

Был проведёт интересный эксперимент, в котором на этот раз взяли микробов Myxococcusxanthus, для которых характерно сложное коллективное поведение. Внедрив в культуру «эгоистов-обманщиков», которые не предрасположены к кооперации, так как не способны к образованию собственных тел, но способны пристраиваться к другим. Выращивали уже смешанную культуру то в переменно среде: богатой питательными веществами и «морили их голодом». Смешанная культура медленно, но верно шла к гибели. У «альтруистов» не получилось выработать защиту от «обманщиков», вышло полностью наоборот. «Обманщики» мутировали и восстановили способность к образованию собственных тел, но при этом оказались защищены от своих предков-обманщиков.

В ходе своего дальнейшего исследования Александр Марков делает предположение о том, что, проблема обманщиков порождается отсутствием у эволюции дара предвидения и заботы о «благе вида» (а не гена), наша земля,скорее всего, была бы царством всеобщей любви и дружбы.Но эволюция слепа, и поэтому кооперация развивается только там, где то или иное стечение специфических обстоятельств помогает обуздать обманщиков или предотвратить их появление.

Раз всё действительно так... то может стоит обратить большее внимание на социокультурный фактор? Многие знаменитые учёные, например, такие как Роберт Сапольский- нейроэндокринолог, профессор биологии, неврологии и нейрохирургии в Стэнфордском университете, изучающий в том числе поведение человека, считает, что окружающая среда формирует большую часть нашего поведения. То есть ей отведена значительно большая роль, нежели нашей генетике, хотя безусловно и она имеет значение.

В 2006 году было проведено исследование [42], в которомКэтлин Д. Фохс, профессор из Университета Миннесоты доказала, что деньги или даже просто мысль о деньгах может превратить человека в эгоиста, из-за чего он помогает другим реже и предпочитает работать в одиночку, как показывает исследование.

В серии из девяти экспериментов исследователи обнаружили, что деньги усиливают мотивацию людей к достижению своих целей и ухудшают их поведение по отношению к другим. Понятие денег, по их мнению, заставляет человека чувствовать себя более самодостаточным и, следовательно, более склонным к одиночеству.

Ученые сказали, что исследование не имеет никакого отношения к тому, чтобы человек чувствовал себя богатым. Когда реальные или поддельные деньги, или даже фотография наличных денег были выставлены в поле зрения участников, они стали эгоистичными.

Возможно ли то, что наша денежная система является одной из главных причин почему большинство людей, становятся более эгоистичными?

Контролировать воздействие окружающей среды на человека очень трудно, но в результате тестирования школьников-подростков в возрасте от 13 до 15 лет в 1995, 2001 и 2005 гг. [23] в разных школах были проведены тестирования с целью выявить кол-во альтруистов и эгоистов, которые будут наименее подвержены окружающей среде, в силу своего небольшого возраста. Выборка составила около 400 человек. Результаты оказались неутешительными. Выяснилось, что на 15 эгоистов находился 1 альтруист.

По результатам, наименее подвержены действию среды оказались крайними эгоисты, все остальные ‑ грубые, умеренные и мягкие эгоисты, а также альтруисты — могут существенно меняться в зависимости от состояния социума.

На этот счёт было проведено исследование в Германии. Николай Штайнбейс, исследователь Института когнитивных и нейронаук им. Макса Планка изучил поведение детей и сделал вывод, что причиной эгоистичности маленьких детей может быть незрелый мозг [40].

В исследовании 146 детей участвовали в двух играх с вознаграждением.Результаты показали, что дети старшего возраста лучше делились и вели переговоры с другими. Ученые связали это с развитием мозга у ребёнка.

Было выявлено, что, хотя маленькие дети и понимают, как сотрудничество выгодно друг другу, они не смогли противостоять искушению сделать «эгоистичное» решение сохранить большую часть вознаграждения себе. Сканирование мозга выявило область, которая созревает вместе с большей способностью детей принимать менее эгоистичные решения.

Можно сказать, что природа эгоизма неоднозначна и сложна.Мы изучили лишь основную часть из многочисленныхтеорий происхождения эгоизма, а также рассмотрели только часть исследований, коих тоже достаточно много. Из того материала, который мы имеем, мы можем точно сказать, что эгоизм зависит, как и от внешней окружающей среды, так и от нашей природы, генов. Всё это одинаково важно и формирует наше поведение.

Итак, в первом параграфемы определили, что эгоизм – это поведение индивида, направленное на получение личной выгоды, часто за счёт других.Отношение к нему определяетокружающая среда и культура, которая зависит также и от государственного строя. Мы выяснили, что эгоизм может оказывать эффективное и положительное воздействие.

Мы разобрали концепции эгоизма и убедились в том, что эгоизмимеет приобретенную и врожденную природу происхождения, они и определяют наше поведение и поэтому неразрывно связаны друг с другом.

Полученные знания помогут нам повлиять на человека, понять его суть, натуру и поведение.Нам требуется уделять все больше внимания нравственной чистоте окружающей социальной среды. В частности, рекламы и интернет-каналов, и телевидения, т.к. их негативное воздействие способно не только ослабить, но и опасно исказить влияние воспитания.

Результаты показывают, что нравственная природа человека гораздо более сложная структура, чем это предполагалось до сих пор изадачи воспитания гораздо трудней, чем принято считать в педагогике. Как со стороны воспитателей, так и со стороны государства — они требуют гораздо больших методологических и организационных усилий.

Изменив среду, мы сможем повлиять на человека сначала в краткосрочной перспективе, а затем и в масштабах эволюции.


 

1.2 Теоретические основы изучения альтруизма

 

Альтруизм - бескорыстная забота о других людях; делать вещи просто из желания помочь, а не потому, что мы обязаны перед кем-то это сделать. Будь то наше общество, семья или религия.

Повседневная жизнь всегда наполнена маленькими проявлениями альтруизма: от парня в продуктовом магазине, который любезно держит дверь открытой, когда вы мчитесь с автостоянки до женщины, которая дает двадцать долларов бездомному человеку.

Истории, о которых мы узнаем с новостей часто сосредотачиваются на более грандиозных случаях альтруизма, таких как человек, который ныряет в ледяную реку, чтобы спасти утопающего незнакомца или щедрого пожилого учителя, который отдаёт все свои скопленные деньги в клинику для больных раком. Наверно каждый из насуже знает, что такое альтруизм и знаком с его проявлениями в реальной жизни, но социальные психологи больше заинтересованы в том почему люди совершают такие поступки. Что вдохновляет эти акты доброты и что побуждает людей рисковать своей жизнью, чтобы спасти совершенно незнакомого человека.

Основополагающие причины альтруизма, а также вопрос о том, действительно ли существует такая вещь, как «чистый» альтруизм, - это два вопроса, горячо оспариваемые социальными психологами. Помогаем ли мы когда-нибудь помогать другим по правдиво альтруистическим причинам или есть ли скрытые выгоды для самих себя, которые определяют наше альтруистическое поведение?

Некоторые социальные психологи считают, что, хотя люди часто ведут себя альтруистично по эгоистичным причинам, истинный альтруизм возможен. Другие же предположили, что сочувствие к другим часто сопровождается желанием помочь себе. Какими бы ни были причины этого, наш мир был бы намного более печальным местом без альтруизма.

Так, можно выделить несколько видов альтруизма: родительский, нравственный, социумный, сочувственный и демонстративный.

Но к истинному альтруистичному поведению относятся лишь такие виды, как безвозмездность, жертвенность, ответственность, приоритетность, свобода выбора и удовлетворение, когда альтруист ничем не ущемлён.

Альтруизм - один из аспектов того, что социальные психологи называют просоциальным поведением. Просоциальное поведение относится к любым действиям, которые приносят пользу другим людям, независимо от того, какой мотив или как получатель извлекает выгоду из действия. Помните, однако, что чистый альтруизм включает в себя истинную самоотверженность.

Хотя все альтруистические акты являются просоциальными, не все просоциальные поведения полностью альтруистичны. Например, мы можем помочь другим по целому ряду причин, таких как: вина, обязанность, долг или даже вознаграждение.

Переходя к концепциям альтруизма нужно вспомнить, по крайней мере, один случай из тех людей, которые готовы были подвергать опасности свое собственное здоровье и благополучие, чтобы помочь другим. Мы сможем разобраться, что именно побуждает этих людей отдать свое время, энергию и деньги для помощи другим, даже когда они не получают ничего осязаемого взамен.

Итак, альтруизм - это когда мы действуем, чтобы продвигать чужое благосостояние, даже риску или стоимости для себя. Хотя некоторые считают, что люди в основном заинтересованы в себе, недавние исследования показывают иное: исследования показали, что первым импульсом людей является сотрудничество [35], а не конкуренция; что малыши спонтанно помогают нуждающимся людям по своей воле, без какого-либо вознаграждения за добрые дела [18]; и что даже нечеловеческие приматы проявляют альтруизм[19].

Эволюционные ученые предполагают, что альтруизм имеет такие глубокие корни в человеческой природе, потому что помощь и сотрудничество способствуют выживанию наших видов. Действительно, сам Дарвин утверждал, что альтруизм, который он назвал «симпатия» или «доброжелательность», является «неотъемлемой частью социальных инстинктов». Утверждение Дарвина подтверждается недавними исследованиями в области нейробиологии. С помощью фМРТ они наблюдали за тем, что происходит в мозге человека в момент, когда он решает проявить щедрость и результаты показали, что, когда люди ведут себя альтруистично, их поведение вызывает отклик в той части мозга, которая отвечает за удовольствие и вознаграждение, подобно ощущению счастья или тому, как они едят шоколад (или занимаются сексом)[8].

Это не означает, что люди более альтруистичны, чем эгоистичны; вместо этого данные свидетельствуют о том, что у нас есть глубоко укоренившиеся тенденции действовать в любом направлении.

Психологи предложили ряд различных объяснений почему альтруизм существует, в том числе:

Биологические причины. Кин-отбор - эволюционная теория, которая предполагает, что люди с большей вероятностью помогут тем, кто является родственниками крови, потому что это увеличит вероятность передачи генов будущим поколениям. Теория предполагает, что альтруизм происходит в отношении близких родственников, чтобы обеспечить продолжение общих генов. Чем более тесно связаны люди, тем больше шансов помочь людям.

Неврологические причины. Альтруизм активирует центры вознаграждения в мозге. Нейробиологи обнаружили, что, когда они участвуют в альтруистическом акте, центры удовольствия мозга становятся активными[3].

Окружающая среда. Недавнее исследование в Стэнфорде предполагает, что наши взаимодействия и отношения с другими оказывают большое влияние на альтруистическое поведение [21].

Социальные нормы. Правила, нормы и ожидания общества могут также влиять на участие людей в альтруистическом поведении. Норма взаимности, например, является социальным ожиданием, в котором мы чувствуем давление, чтобы помочь другим, если они уже сделали что- то для нас. Например, если ваш друг одолжил вам деньги на обед несколько недель назад, вы, вероятно, почувствуете себя вынужденными отвечать взаимностью, когда он спросит вас, если вы займете 100 долларов. Он что-то сделал для вас, теперь вы чувствуете себя обязанным сделать что-то взамен.

Когнитивные причины. В то время как определение альтруизма предполагает выполнение для других без вознаграждения, все еще могут быть когнитивные стимулы, которые не очевидны. Например, мы могли бы помочь другим облегчить наши собственные страдания или потому, что, будучи добрыми к другим, поддерживает наше представление о нас как добрых, чутких людях.

Другие когнитивные объяснения включают:

Сочувствие. Исследователи предполагают, что люди более склонны к альтруистическому поведению, когда они чувствуют сочувствие к человеку, который находится в бедственном положении, предложению, известному как гипотеза эмпатии-альтруизма. Исследователи обнаружили, что дети, как правило, становятся более альтруистическими, так как развивается их чувство сочувствия.

Помогает снимать негативные чувства. Другие эксперты предложили, чтобы альтруистические действия помогли снять негативные чувства, вызванные наблюдением кого-то еще в беде, идея, называемая моделью рельефа отрицательного состояния. По сути, видеть другого человека в беде заставляет нас чувствовать себя расстроенным, огорченным или неудобно, поэтому помощь человеку в беде помогает уменьшить эти негативные чувства.

Такой процесс называется «сопереживание» – это прежде всего эмоциональный или когнитивный резонанс говорящий, что человек счастлив или наоборот, но одного сопереживания недостаточно. Когда человек часто видит, как мучаются другие, то можно получить эмоциональное перенапряжение. Те самые негативные чувства. Поэтому нам необходимо быть в напряжении большего сострадания, чтобы быть более альтруистичными.

Таня Сингер и МатьёРикар доказали, что за сопереживание и сострадание отвечают различные функции мозга. У человечества это появилось в результате эволюции, заботе, родительской любви, но всё это необходимо приумножать. Если мы хотим создать более альтруистичные общества нам нужны будут два условия: личные и социальные перемены.


Что же касается личных перемен, то две тысячи лет масштабных исследований говорят нам, что личныеперемены действительно возможны. Пятнадцать лет сотрудничества с неврологией и эпигенетикой говорят, что человеческий мозг меняется под влиянием альтруизма. Было проведено исследование, в котором эксперементуемый провёл около 100 с лишним часов в аппарате МРТ.

Было точно показано, что в мозге происходит структурное и функциональное изменение, когда занимаешься альтруизмом. В качестве
примера (см. приложение 1): на изображении слева виден мозг человека в покое, далее он уже в процессе медитации сопереживания, где наблюдается активность. А затем идёт контрольная группа в состоянии покоя – ничего не наблюдается. Их не тренировали. Достаточно всего 20 минут в день на в течении четырёх часов медитации осознанности, чтобы появились структурные преобразования мозга в сравнении с группой новичков.

Над детьми дошкольного возраста тоже был проведем эксперимент. Программа, состоящая из восьми недель: милосердие, сотрудничество, благодарность.

Просоциальное поведение – это линия голубого цвета. В конце был проведен научный тест, в котором ученики должны были отдать наклейки. Для каждого ребенка в классе определяется кто лучший друг, кто менее симпатичен, кто не знаком и т.д.

Результаты показали, что до вмешательства ученики отдавали наклейки лучшим друзьям, а после вмешательства дискриминации нет. Одинаковое количество наклеек лучшему другу и тому, кто нравится меньше всех.

 

Чтобы выявить преимущества альтруистического поведения по сравнению с эгоистичным мы нашли ряд обширных исследований, по которым можно с уверенностью сказать, что альтруизм – это не только хорошо, но и эффективно и полезно для нас самих же.

Например, доказательством этому является то, что альтруизм делает нас счастливыми: исследователи последовательно обнаружили, как было описано нами выше, что люди сообщают о значительном повышении счастья после добрых дел направленных на других людей.

Альтруизм также хорош для нашего здоровья[16]: Если вы тратите деньги на других, то это может снизить наше кровяное давление[43]. Альтруисты, как правило, испытывают меньше болезненных ощущений, так как хорошие поступки улучшают общее физическое здоровье и снижают депрессию; пожилые люди, которые добровольно или регулярно помогают друзьям или родственникам, имеют значительно меньший шанс умереть [33].

Исследователь Стивен Пост сообщает, что альтруизм даже улучшает здоровье людей с хроническими заболеваниями, такими как ВИЧ и рассеянный склероз.

Альтруизм хорош для нашего бизнеса: исследования показывают, что альтруисты могут получить неожиданные финансовые выгоды [9] от их доброты, потому что другие будут вынуждены вознаграждать их доброту; другие исследования показали, что пожертвование денег на благотворительность может сделать корпорации более ценными[10]. Во всем животном мире животные, которые сотрудничают друг с другом, более продуктивны и выживают дольше [36].

Альтруизм хорош для наших семейных отношений [17]: когда исследователь Дэвид Бусс обследовал более 10 000 человек в 37 культурах, он обнаружил, что доброта и поддержка является их самым важным критерием и единого универсального требования к партнёру во всех культурах. У альтруистов также больше секса [8].

Альтруизм борется с зависимостью [38]: исследования показали, что наркоманы, которые помогают другим, даже малым образом, могут значительно улучшить свои шансы остаться трезвыми и избежать рецидива; это относится как к взрослым, так и к подросткам.

Альтруизм способствует социальным связям: когда мы даем другим, они чувствуют себя ближе к нам, и мы также чувствуем себя ближе к ним. «Быть ​​добрым и щедрым побуждает вас воспринимать других более позитивно и благородно», - пишет позитивный психолог Соня Любомирский в своей книге «Как счастья», и это «способствует усилению чувства взаимозависимости и сотрудничества в вашем социальном сообществе».

Альтруизм хорош для образования: высококачественные программы обучения, где учащиеся дополняют свое обучение в классе с помощью сообщества в реальном мире, улучшают успеваемость и заставляют учащихся больше общаться со своей школой. И когда учащиеся участвуют в «совместном учебе», где они должны работать вместе, чтобы завершить проект, у них больше шансов иметь позитивные отношения, улучшать психологическое здоровье и менее склонны запугивать. Подростки, которые добровольно помогают молодым детям, могут снизить свои факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний [13].

Альтруизм заразен: когда мы даем, мы не только помогаем непосредственному получателю нашего подарка. Мы также подстегиваем его на взаимный эффект щедрости. Исследования Джеймса Фаулера и Николаса Кристакиса показали, что каждый человек в сети может влиять на десятки или даже сотни людей, некоторые из которых он или она не знает даже не виделись [41].

Итак, подводя итоги второго параграфа мы выяснили, что альтруизм – это бескорыстная забота о других людях, т.е. делать вещи просто из желания помочь, а не потому, что мы обязаны перед кем-то это сделать.

Мы разобрали виды альтруистического поведения и выявили, что к истинному альтруистичному поведению относятся лишь такие виды, как безвозмездность, жертвенность, ответственность, приоритетность, свобода выбора и удовлетворение, когда альтруист ничем не ущемлён.

Далее мы определили биологические, социальные, когнитивные и неврологические причины возникновения альтруизма. Рассмотрели различные исследования, результаты которых показали нам, что личные перемены возможны.

Опираясь на изученные исследования, мы показали, чем альтруизм полезен и необходим нам во множестве областях, таких как: образование, социальных связях, в борьбе с зависимостью, бизнеса, здоровья, нашего счастья, т.е. на физиологическом уровне и в семейных отношениях.

Этим мы подкрепили свои слова о том, почему нам нужно стремиться к созданию более альтруистического общества. Нужно только дать толчок к образованию альтруистичного гена в расе людей. На это уйдут десятки тысяч лет, что всё же слишком много для окружающей среды

К нашему счастью, культура тоже эволюционирует. Культура, по мнению учёных, изменяется намного интенсивнее генов.

За последние годы отношение к войне изменилось колоссально. Личные и культурные перемены взаимно формируют друг друга и более альтруистичное общество может быть создано.

Все больше и больше исследований показывают, что практикующий альтруизм усиливает наше личное благополучие - эмоционально, физически, романтично и, возможно, даже финансово. Это также важно для стабильных и здоровых сообществ и для благополучия нашего вида в целом.


1.3 Альтруизм и эгоизм в системе супружеских отношений

 

Брачные отношения или супружество — это регистрируемый в соответствующих государственных органах семейный союз между людьми. Брак - это серьезная ступень, которую не каждая пара осмелится преодолеть, некоторые даже всю жизнь готовы провести как сожители, даже имея общих детей. В наши дни заключение и расторжение браков зависит от чувств внутри пары, поэтому мы рассмотрим какие же этапы отношений существуют.

Первый этап - романтизм. Основа таких отношений страстная любовь. Партнеры не видят друг в друге недостатков, для друг друга они абсолютно идеальны.

Второй этап - борьба за власть. Когда слетают "розовые очки" идеальности партнера, начинается обоюдное стремление изменить друг друга, убрать режущие глаз недостатки, но вместо этого они ещё больше бросаются в глаза. На этой стадии решаться стереотипы "прекрасного принца" и "милой принцессы" и за этим следует неизбежное разочарование, и гнев.

Третий этап - стабильность. Когда партнеры смирились с недоставками друг друга, они начинают серьёзную совместную жизнь, начинают строить семью, быт. Наступает период стабильности, но он так же опасен. Быт и рутина могут лишить пару счастья, если не продолжить вкладывать силы в развитие отношений. Здесь доминирует скорее дружеская любовь или влюбленность, чем настоящая любовь.

Четвертый этап - новое объединение или ответственность. Это заключительный этап отношений, он достигается только тогда, когда влюбленные смогут найти баланс между собой, друг другом и миром, не уделяя ни одному элементу ни слишком много ни слишком мало внимания. Здесь и начинается настоящая любовь.

Основываясь на данную классификацию мы и определили деление нашей выборки: те отношения, что длятся до года, те отношения, что длятся от года до трех лет, те отношения, что длятся от трех до семи лет и те отношения, что длятся более семи лет.

Итак, мы рассмотрели понятие брачных отношений – это регистрируемый в соответствующих государственных органах семейный союз между людьми. Также были рассмотрены четыре этапа отношений: первый этап – романтизм, второй этап - борьба за власть, третий этап – стабильность, четвертый этап - новое объединение или ответственность.

Поэтому мы можем переходить к вопросу о том, как сказывается эгоизм и альтруизм в системе супружеских отношений.

Очевидно, что эгоизм может представлять серьёзную проблему в отношениях. Из-за него партнёры часто ссорятся и не могут найти общий язык друг с другом, ибо эгоиста, как правило, в первую очередь заботит лишь своя персона. Поэтому бывает трудно жить с эгоистом.

Но не все эгоисты одинаково эгоистичны. Как мы выяснили из теоретической части - эгоизм может быть разным, как и его уровень. Многие люди, относящие себя к эгоистам, могут проявляют акты альтруизма лишь к близким людям, а к чужакам относиться эгоистично.

Зачастую такое поведение определяет наше воспитание и среда, т.е. роль биологического фактора будет не так сильна, относительно нашего окружения. И главным рычагом, чтобы воздействовать и повлиять на своего партнёра, если вы столкнулись с чрезмерным эгоистическим поведением – это коммуникация. Важно понимать, что эгоизм допустим для каждого и нельзя требовать от своего партнёра максимально альтруистического поведения.

Эффективнее всего будет продемонстрировать такое поведение своему партнёру, которое вы желаете увидеть от него. Эгоистичный человек, который хочет получить шанс, может измениться с любовью и поддержкой супруга [39].

Но не стоит перебарщивать с альтруизмом, если вы не видите отдачи – это может стать пагубным для вас. Поэтому тут необходимо общение.

Только через общение, понимание и терпение пар



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: