Занятия организуются с детьми от 3 до 7 лет со всей группой одновременно 3 раза в неделю.
Длительность занятия в соответствии с режимом, возрастом, индивидуальными особенностями, физической подготовленностью (до 35 мин).
Занятия, включающие гимнастические упражнения, подвижные игры проводятся в утренние часы (после еды 30 минут).
Если занятия организуются во 2-й половине дня, то целесообразно начать его сразу после дневного сна, или на свежем воздухе.
Структура и содержание физкультурного занятия
Физические упражнения в занятии располагаются в определенном порядке, учитывая физиологические, психологические особенности работоспособности организма. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.
!!! Недостаточная подготовка нервной системы может повлиять на процесс восприятия и усвоения упражнений. На качество их выполнения!!!
Учитывая выше сказанное в занятии выделяют:
ü ВВОДНУЮ ЧАСТЬ
ü ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ
ü ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНУЮ ЧАСТЬ
Каждая часть решает определенные задачи.
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ решает психологическую задачу: организовать детей, собрать и активизировать внимание детей, вызвать у них интерес к занятию, создать бодрое настроение.
Используются:
- строевые упражнения;
- различные виды ходьбы и бега;
- прыжки;
- упражнения и игры на внимание;
- элементы танцев, плясок.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ решает задачи по формированию двигательных навыков и умений, развитию психофизических качеств.
Используются:
1/2 Мл.гр. | Ср.гр. | Ст. /Подг. Гр | |
ОРУ | 3-4/3-5 | 5-6 | 6-7/7-8 |
ОД | 1-2/2/3 | 3-4 | 4/5 |
Игры: большой подвижности или игры-эстафеты | 1-2/1-2 | 2-3 | 3/4 |
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ решает задачи: снизить физическую нагрузку, привести организм ребенка в оптимально спокойное состояние, сохранив бодрое настроение, и подвести итог занятия.
Используются:
- ходьба;
- бег в среднем темпе;
- элементы танцев;
- дыхательная гимнастика (ОРУ для плечевого пояса);
- подвижные игры спокойного характера.
Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах.
ПРИ ПОДБОРЕ УПРАЖНЕНИЙ НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ:
1. Поставленные задачи;
2. Возраст детей;
3. Состояние здоровья;
4. Физическое развитие;
5. Подготовленность;
6. Время года;
7. Место занятия в режиме дня;
Наличие оборудования, инвентаря, игрушек.
Виды занятия
от содержанию | - смешанные (СУ+ОРУ+ОД+П/и); - игровые (игры с ведущими движениями); - сюжетные (все подчинено сказке) |
от образовательной задачи | - смешанные (закрепление и разучивание нового); - закрепление двигательного навыка (все упражнения знакомы); - контрольно-учетного характера |
от метода проведения | - фронтальный способ; - групповой; - индивидуальный. |
Типы физкультурных занятий
Название | Вводная часть | Основная часть | Заключительная | |||
Учебно-тренирующего характера- формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование умений и навыков. 50 % всех занятий. | Разные виды ходьбы, СУ, упражнения на ориентировку в пространстве, разминочный бег | ОРУ, ОД, П/И | Успокоительная ходьба (малоподвижная игра), дыхательные упражнения | |||
Сюжетное -совершенствование двигательных умений и навыков, воспитание интереса к занятиям физическими упражнениями. | Любые физические упражнения, органично сочетаемые с сюжетом | |||||
Игровые- совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физические качества, воспитывается интерес к занятиям, физическим упражнениям, двигательная самостоятельность и т.д. | Игра средней подвижности (разминка) | 2-3 игры с разными видами движений (последняя игра должна быть большой подвижности) | Малоподвижная игра | |||
Тематические -посвящено, как правило, какому-либо одному виду спортивных игр или упражнений. | С одним видом физических упражнений: лыжи, плавание и др. (проводятся по специальной методике) | |||||
Комплексные - решаются задачи физического, психологического, умственного, нравственного развития. | С элементами развития речи, математики, конструирования и др, по типу занятий № 1,2,3, но с включением дополнительных задачи из других разделов программы, которые решаются через движение | |||||
На воздухе | По типу занятий № 1,2,3, но с большим содержанием интенсивных движений (бега, прыжков). | |||||
Контрольно-учетные -проводится в конце квартала и направлено на количественную и качественную оценку двигательной подготовленности детей в основных движениях и физических качествах. | Может быть укорочено 1 и 2 часть занятия, увеличено время на основные движения, сняты ОРУ. | |||||
Физкультурно-познавательные занятия- носят комплексный характер. | С элементами развития речи, математики, конструирования и др, по типу занятий № 1,2,3, но с включением дополнительных задачи из других разделов программы, которые решаются через движение | |||||
Занятия современными и народными тацами, ритмической гимнастикой, на тренажерах, с элементами фольклора, у-шу, хатха-йоги –повышает интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями, развивают двигательную самостоятельность, совершенствует умения и навыки | средней подвижности (разминка) | 2-3 с разными видами движений (последняя игра должна быть большой подвижности) | Малоподвижная игра и упражнения | |||
: