Тема: Технология профессионально-педагогического общения




Практическое занятие 6.

1.Коммуникативная компетентность учителя.

Теоретические основы определяют компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников.

Выделяют следующие профессиональные компетенции:

· методическая компетентность;

· исследовательская компетентность;

· управленческая компетентность;

· коммуникативная компетентность;

· образовательная компетентность.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения.

Как и любая из профессиональных составляющих,

коммуникативная компетенция учителя определяется тремя основными составляющими:

когнитивной (что учитель знает по данному вопросу);

операциональной (как учитель реализует свои знания на практике)

позиционно-ценностной (как учитель относится к данной сфере своей деятельности).

Эти составляющие проявляются в профессиональном взаимодействии учителя с учениками, коллегами, родителями, администрацией школы.

При этом, качество и результат их профессионального взаимодействия будет определяться:

— направленностью личности (ориентация на другого человека, на совместную деятельность, желание понять его и поддерживать отношения)

— педагогическим тактом и стилем общения (доля ответственности, принимаемой на себя участниками совместной деятельности, должна быть адекватной вкладу в конечный результат. Формы общения отражать не только социальный статус, но и другие субъектные качества личности),
— уровнем толерантности (сформированность переносимости неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей, проявление выдержки, самообладания).

Эффективное педагогическое взаимодействие строится не только на осознании учителем особенностей своего стиля общения, но и на знаниях особенностей каждого ученика как субъекта взаимодействия.

Для управления процессом педагогического взаимодействия учителю нужно знать ведущие мотивы, определяющие направленность деятельности конкретного ученика.

Если нам важно при взаимодействии мотивировать ребенка на конкретную деятельность в настоящий момент, учитель должен выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с учеником для расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей ребенка. Коммуникативные компетенции современного педагога важны.

Для этого учителю нужно развивать свои коммуникативные компетенции,так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции ученика.

Для этого существуют приемы коммуникации:

1.Замечание «от принца» к «принцу ».Этот прием позволяет сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону.. Вот схема трехэтапного замечания:

— Сначала — не осуждающее описывание того, что не нравится учителю («когда я вижу, как ты вертишься…)

-Затем — описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

-Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2 Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

Впедагогическом общенииочень важно умение предупреждать и разрешатьконфликты. Этоконфликтная компетентность как часть коммуникативной компетенции педагога.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу» например,о критериях отметок или правил взаимодействия на уроке. Можно повесить на стене плакат-договор с положениями, которые обсуждать на первом уроке с каждым новым классом. Принимающие эти положения ученики в конце обсуждения подписывают этот договор (прямо на плакате), и впоследствии учителю остается только молча показать на нарушаемое условие договора, чтобы напомнить нарушителям о данном слове. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым учащимся нужно дать время для обдумывания.

На этом же первом уроке можно обсуждать положения правил,.И если выясняется, что дети не всегда принимают факты, мнения и выводы, что может вести к конфликтам. Это можно сделать на классном часе, или в рамках элективного курса.

Примерные правила общения в кабинете

1. Когда говорю я – все слушают и стараются понять меня.

2. Когда говорит другой – я слушаю и стараюсь понять его.

3. Моё мнение так же важно, как и мнение моего собеседника.

4.. Нет мнений правильных и неправильных, есть мнения разные.

5. Я сам – и вместе со всеми.

Но если конфликт все-таки возник, нужно использовать алгоритм разрешения конфликтов, разработанный специалистами по конфликтологии. Хорошо, если этот алгоритм, заранее обсужденный, будет висеть у учащихся на виду, лучше рядом с плакатом-договором.

1. Определяем проблему.

2. Вырабатываем несколько возможных решений.

3. Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4. Выбираем лучшее.

5. Организуем выполнение.

6. Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3) Как разделить проблемы ученика и учителя.

Еще прием, позволяющий предупреждать и разрешать конфликты. Он помогает учителю в осознании причин сложностей в общении с конкретным учеником в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или ученика. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо. Если ученик не работает на уроке, не слушает объяснений, но он не страдает от этого, значит, это проблема учителя.

Вот какими способами конфликтологи предлагают решать проблемыучителя:

- Работать с учеником (делать замечания по типу от «принца» к «принцу»).

- Работать со средой (изменять условия, организовать среду, окружающих. Чтобы решить проблему мусора в классе можно провести конкурс на… самую большую кучу мусора, которую ученики после урока выбрасывают в корзину).

- Работать с собой (верно выбирать тактику поведения, а если Вы не знаете, как правильно повести себя в конкретной ситуации, лучше сделайте вид, что ситуация Вас не касается

- Анализировать причину гнева (он вторичен всегда, первичны, как правило, злость и обида, а это самые неконструктивные основания для решения проблем).

Если же учитель видит, что ученик переживает сложную ситуацию, поэтому неадекватен на уроках, может нагрубить или «уходит в себя», то это признаки того, что это проблема ученика.

Тогда учитель должен использовать другой набор педагогических действий:

— Эффективное слушание (безоценочные реплики, провоцирующие ученика на высказывания, самоанализ);

— Использование «словаря принца» («может быть, как правило, иногда», стараться избегать употребления таких слов, как «опять, как всегда, все, никогда»);

-«Я – позиция» учителя (говорить только о своих эмоциях, чувствах, мнениях, не критикуя таковые у ученика );
— Учить учеников искать и анализировать свои проблемы (отличать факты, мнения и выводы, понимать, что можно и что нельзя изменить, формировать толерантность).

2. Коммуникативные особенности речевого поведения педагога.

Речь учителя является одним из основных средств педагогической деятельности. Она не только раскрывает сущность того или иного предмета, но и выражает отношение учителя к явлениям, событиям, воздействует на формирование личностных качеств у воспитанников, раскрывает личность самого педагога: «Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал», – писал
М. Саади.

Речь учителя является элементом его коммуникативного поведения.

Коммуникативное поведение педагога – это не только процесс говорения, передачи информации, но и такая организация речи и соответствующего ей речевого поведения воспитателя, которые влияют на создание эмоционально-психологической атмосферы общения воспитателя и воспитанников, характер отношений между ними, стиль их работы.

Назовем социально-педагогические условия эффективности речи учителя:

· соблюдение закона риторики – качество речи определяется качеством и количеством мысли в ней на единицу занятого места и времени;

· осознание педагогической задачи и цели речевого общения;

· авторитетность учителя;

· позитивный характер взаимоотношений с воспитанниками;

· эмоциональная окраска ситуации;

· убежденность и аргументированность;

· новизна идей и мыслей;

· выразительность – образность, яркость, эмоциональность;

· общая речевая культура. Культура речи педагога заключается прежде всего в нормативном использовании слов и речевых оборотов, нормативном построении речи и ее фонетическом воспроизведении;

· располагающий тон речи;

· адекватность мимики, жестов, сопутствующих речи.

Учителю для создания положительного эмоционального фона педагогического взаимодействия целесообразно чаще употреблять в речи слова поощрительного и эмоционального характера, не перенасыщать свою речь информацией, свести к необходимому минимуму категорические требования.

Существуют следующие компоненты речевых способностей:

· хорошая вербальная память;

· богатство лексики;

· правильный отбор языковых средств;

· логическое построение и изложение высказывания;

· умение ориентировать речь на собеседника. «Недостаточно, чтобы твои слова были сказаны к месту, надо, чтобы они были обращены к людям», – пишет С. Е. Лец;

· высокий уровень антиципации (предвосхищения влияния речи на слушателей в данном контексте).

Как управлять вниманием слушателей? Вот основные моменты, на которые следует обращать внимание:

· содержание речи должно соответствовать интересам и установкам аудитории;

· речь следует хорошо организовывать;

· наличие проблемной или конфликтной ситуации в речи (разные точки зрения);

· интонационное подчеркивание отдельных моментов речи;

Немаловажными в педагогическом взаимодействии являются элементы шутки, юмора, легкой иронии.

«Разговор – это здание, которое строят совместными усилиями», – писал А. Моруа.

Речь учителя и сопровождающие ее невербальные способы общения оказывают сильное внушающее воздействие на воспитанников, родителей и других людей, с которыми общается учитель. Путем внушения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональные состояния, волевые побуждения. Путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Таким образом, технические приемы педагогической деятельности – значимые элементы педагогической технологии, реализация которых делает педагогическое взаимодействие эффективным.

3. Педагогические игры по отработке техники словесного воздействия.

ДЕЛОВАЯ ИГРА для педагогов всех возрастных групп по теме «Совершенствование грамотной речи педагога на работе и в повседневной жизни».

Цели: Совершенствовать грамотную речь педагогов.

Ход игры:

1. Организационный момент: МЫСТОБОЙ ПОХОЖИ ТЕМ, ЧТО…

Цель: снятие агрессии.

Бросая мяч любому человеку, называем его по имени и говорим: «Мы с тобой похожи тем, что…». (Например: что живем на планете Земля, работаем в одном коллективе и т.д.)

Обсуждение:

· Какие эмоции испытывали во время упражнения?

· Что нового узнали о других?

· Что интересное узнали?

2. Вступление.

Сегодняшняя встреча направлена на совершенствование грамотной речи педагогов, как на работе, так и в повседневной жизни.

Предлагаю вам сыграть в деловую игру.

3. Знакомство с правилами игры

Разделимся на 2 команды (раздать карточки). Каждый из вас получил каточку со словом. Подумайте, как вы можете объединиться.

· Купать, купание, купаться, купальник, купальщица, искупаться, купальный, купель.

· Купить, покупка, купец, покупать, купечество, купленный, купчиха, купля.

4. Деловая игра.

Разминка. Закончить предложение, подобрав сравнение:

1. Земля покрыта снегом, как….

2. Лед блестит у берега, как..

3. Волны вздымаются, как…

4. Солнце нещадно палит, как…

5. Заря полыхает, как…

6. Дверь в комнате скрипит, как…

7. Дети в группе галдят, как…

8. Мальчик плывет, как…

9. Туман стелется над озером, как…

10. Дождинки текут по лицу, как…

11. Малыши прыгают по траве, как…

12. Машина, едущая по дороге, грохочет, как…

13. Балерина на сцене кружится, как…

14. Мысль в моей голове засела, как…

15. Человек подошёл тихо, как …

16. Ветер завывает за окном, как…

17. На улице темно, как…

18. Девчонки порхают по группе, как…

Задание №1.

Закончите предложения, употребив существительное в правильной форме: ***Окна занавешены (тюль) Лицо скрыто (вуаль) Крышу кроют (толь) Вымою голову (шампунь) Голова покрыта (шаль)

((Окна занавешены тюлем (муж.род). Лицо скрыто вуалью (жен.род). Вымою голову шампунем (муж.род). Крышу кроют толем (муж.род). Голова покрыта шалью (жен.род)).

*** Я встала, сняв ребенка с (колени). В саду много (яблони), (вишни). Карантин по гриппу продолжался 22 (сутки). Я купила весь садовый инвентарь, кроме (грабли). ((Я встала, сняв ребенка с коленей. В саду много яблонь, вишен. Карантин по гриппу продолжался двадцать двое суток. Я купила весь садовый инвентарь, кроме грабель.

Задание №2.

Подберите к следующим словам пары с противоположным значением.

***Смелость (трусость), Родина (чужбина), подлинный (мнимый, поддельный, фальшивый), заурядный- непримечательный, посредственный, обыкновенный (исключительный, необычный, оригинальный), активный (пассивный, заторможенный, неоживлённый, бездеятельный, ленивый, слабый), одобрять (осуждать, порицать, проклинать).

***Ослабевать (крепнуть), естественный (искусственный, напряженный, поддельный, противоестественный, ненатуральный), доброта (жестокость, злоба), черствость (мягкость), нежность (грубость), зависимость (автономия, локализация, свобода, суверенитет).

Задание №3. Исправить предложение:

Он полный невежа в вопросах искусства. Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является ведущим лидером нашей группы. Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу. Все дети своевременно выполнили заданное задание. Врачиха выписала детям лекарство. Он полный невежда в вопросах искусства. Мальчик надел пальто и шапку и пошел гулять. Коля является лидером нашей группы. Когда я вернулся к своим друзьям, все были очень рады. Беседа с детьми подошла к завершению. Все дети своевременно выполнили задание. Врач выписала детям лекарство.

Задание №4. Найдите правильный вариант ответа. Что означают приведенные ниже слова или понятия?

Пендельтюр - это:

· Дверь, качающаяся петлях, открывающаяся в обе стороны;

· Французская карточная игра XIX века;

· Выступы зубчатой каймы по краям штор и занавесок.

Шапокляк - это:

· Складная шляпа-цилиндр на пружинах;

· Продолговатая дамская сумочка с защелкой;

· Настольный чернильный набор.

Жалейка - это:

· Вид крестьянской одежды;

· Русский духовой музыкальный инструмент;

· Подружка невесты на сербской свадьбе.

Ерундопель - это:

· Зверек семейства беличьих;

· Несерьезный человек;

· Салат из икры, рыбы и овощей.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: