Вариативный подход использования набора «Дары Фрёбеля» при реализации парциальной программы «STEM – образование»




Слободской детский сад «Пряничный домик» является региональной инновационной площадкой по реализации модели «Сад детских инициатив» и федеральной экспериментальной площадкой по внедрению и апробации парциальной модульной программы «STEM - образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Данная парциальная программа включена в основную образовательную программу нашего учреждения (ООП ДОУ). Три года работы в инновационном режиме приносит свои результаты: наши дети уже не хотят воспринимать готовую информацию, они ищут, пробуют, взаимодействуют друг с другом, активно и непрерывно осуществляют какую-либо деятельность. Для них сама деятельность выходит на первый план, а их собственные знания не так важны. Знания являются средством выполнения этой деятельности.

Организованная образовательная деятельность в нашем детском саду проходит в форме культурных практик, содержание которых строится на основе интересов детей. Культурные практики помогают в игровой форме решить проблемные ситуации и найти различные способы решения определенных задач.

В нашем детском саду на речевое развитие направлены такие культурные практики, как «Логотошка», «Речецветик», «Домовята», «Каравай».

На всех этих практиках происходит интеграция образовательных областей и видов деятельности. В основном это области Р.Р, С-КР, ХЭР, Познание. Виды деятельности меняются в соответствии с интересами детей и их инициативой.

В парциальной программе «STEM - образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста» один из модулей «Дидактическая система Фридриха Фрёбеля» представлен наборами «Дары Фрёбеля», которые являются эффективным средством для организации разнообразных видов детской деятельности. Целью данного образовательного модуля является формирование естественнонаучной картины мира и развития пространственного мышления у детей раннего и дошкольного возраста.

Приведём пример использования «Даров» Фребеля на культурной практике «Логотошка» в ходе которой интегрируются 3 области развития детей: речевое, социально-коммуникативное, познавательное, и Художественно-эстетическое, на примере таких блоков, как «развитие мелкой моторики», «художественное конструирование» и «развитие связной речи». Я использую все «Дары» Ф.Фребеля на разных этапах образовательной деятельности. Н-р: набор № 1 «Шерстяные шарики» на развитие мелкой моторики; наборы 3,4 на художественном конструировании; наборы 5,6 на занятиях по развитию связной речи.

Мячик сильно я сжимаю

И ладошку поменяю. (мячик зажимают попеременно обеими конечностями)

«Здравствуй, мой любимый мячик!» —

Скажет утром каждый пальчик

При развитии мелкой моторики, детям предоставляется выбор средств и выбор речевого материала. Это могут быть шерстяные шарики, мячики су-джок, разнообразные камешки, палочки, пуговицы в сочетании с песенками, стихотворениями, считалками. Дети делают свой выбор и отрабатывают нужные упражнения.(слайд 5 фото).

В преддверии весеннего праздника у детей возник интерес, связанный с пробуждением природы и цветами. Творческий подход педагога заключается в создании таких образовательных ситуации, где ребёнок смог бы получить не только ответ на вопросы и нашёл способы решения своих инициатив. Опыт показывает, что использование набора № 3, 4 «Даров» Фребеля «Формы красоты» позволяет интегрировать любые виды деятельности на культурных практиках. В наборе «Формы красоты» предложено 22 формы фигур, что является готовым пособием к использованию любому педагогу.

1 Образовательная ситуация «Помощь бабе Дусе». В ходе образовательного события перед детьми встала проблема «Назвать цветы, которые выросли на клумбе у бабы Дуси».

Важно отметить, что узоры, изображенные на карточках, носят орнаментальный характер, они развивают у детей проективное видение объемного тела. Это, своего рода, комплексный вид постройки сверху, использующийся при художественном конструировании. Далее, рассмотрев с детьми цветы, выделили все характерные признаки: по цвету, форме, размеру. Детьми был сделан вывод, что 22 фигуры легко укладываются в названия цветов по ряду сходных признаков. Названия цветка может меняться в зависимости от восприятия ребенка.

2 образовательная ситуация «Сбор нектара» - игра «Пчелки и цветы».

3 образовательная ситуация «Путешествие с садовником» помогло преобразовать знакомую детям дидактическую игру «Садовник», используя набор № 4 «Дары Фребеля».

Садовник. Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…(показывает определенную фигуру)(н-р, роза)

Ребенок (играющий роль этого цветка). Я.

Садовник. Что такое?

Роза. Влюблена.

Садовник. В кого?

Роза. (показывает карточку и строит по ней цветок).

Игра закрепляет не только конструкторские умения, но и формирует память, внимание, быстроту реакции на слова водящего, а также коммуникативные умения. При такого рода заданий, ребенок использует разные формы мышления, когда дети не называют, а с помощью заданных алгоритмов выкладывают цветы.

В завершении цепочки образовательных ситуации была проведена 4 образовательная ситуация «Поиск Аленького цветочка» - игра «Придумай свой волшебный цветок».

Во время образовательных ситуациях детям предоставлен выбор не только наборов Ф.Фребеля, но и выбор «форм красоты».

Наши ребята очень любят сочинять различные загадки, сказки. Одной из любимых является игра по ТРИЗ-технологии «Сказка наоборот», в которой все герои меняются между собой. Так, у ребят колобок обрел свой дом, а 3 медведя оказались в доме у Машеньки. При помощи наборов № 5,6 дети строят дома и предметы мебели для своих героев. Конечно, не забывая при этом, описать их и рассказать свою сказку. Им предоставлен выбор наборов и сказки.

Таким образом, наборы «Даров» Фребеля позволили интегрировать разные виды деятельности на культурных практиках. На основе игровых конструктивных упражнений у детей обогащается и активизируется лексический словарь ребенка, формируются грамматические категории. Используя наборы Фребеля, мы не только решаем задачи по художественному конструированию, но и формируем коммуникативные компетенции в игровой форме. Разнообразная образовательная среда способствует всестороннему развитию ребенка, а также развитию его социально-коммуникативных качеств и возможностей. Чем больше мы ребенку предоставляем выбор средств, тем разнообразнее его деятельность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: