Преобразование территориального устройства




Другим направлением преобразования государственного строя стала ликвидация самостоятельности земель и местного самоуправления.

По Временному закону об уравнении земель (31 марта 1933г.) правительства земель теряли свои полномочия, распускались все земельные и краевые представительные собрания. Все местные собрания следовало сформировать на началах пропорционального представительства, этот процесс был поставлен под контроль министра внутренних дел. Вторым законом об уравнении земель (7 апреля 1933г.) во все земли, исключая Пруссию, назначались особые наместники – штатгальтеры с полной административной властью; назначение их осуществлялось президентом. Штатгальтеры уполномочивались назначать земельные правительства, распускать ландтаги и назначать выборы, председательствовать в земельных собраниях.

Закон о новом строении империи (30 января 1934г.) упразднял земельные представительные органы, вся высшая правительственная власть переходила к рейху. Вследствие этого законом 14 февраля 1934г. был распущен и рейхсрат, права законодательства передавались правительственным властям полностью.

Важнейшим актом о новом местном управлении стал Немецкий общинный устав 1935г. По уставу местное самоуправление упразднялось. Общины провозглашались местными публичными корпорациями, которые управляются сообразно с законами и целями государственного руководства. Возглавляет общину бургомистр, назначаемый «по доверию партии и государства». Все важные вопросы могут впредь решаться только с согласия органов НСДАП.

 

Партия и государство

Диктатура НСДАП обеспечивалась законодательным установлением однопартийности. На законодательном уровне были запрещены все иные партии. Указами о «защите немецкого народа и государства» (февраль 1933г.) были ограничены свободы собраний, печати в случае их антиправительственной направленности.

По Закону об обеспечении единства партии и государства 1 декабря 1933г. партия возлагала на себя особые задачи в отношении народа, фюрера и государства, во имя которых на ее членов налагались особые права и обязанности, для них устанавливалась своя особая подсудность.

Партийный аппарат НСДАП стала непосредственной структурой государственной организации. К 1935г. сложилась разветвленная структура партийных организаций НСДАП, охватившая страну на всех уровнях. Основным звеном было областное, которое почти везде совпадало с военными округами и с административным подразделением. Местный руководитель (штатгальтер) почти всегда одновременно являлся и фюрером-гауляйтером областной партийной организации. В 1943-1944гг. партийные и административные области стали еще и экономическими районами, и ведению тех же властей были подчинены регулирование цен, труда.

НСДАП установила непосредственный партийный контроль над всеми институтами государства. Партийная канцелярия фюрера стала и общегосударственным, и партийным высшим органом управления. Согласно распоряжению Гитлера (январь 1937г.) любые назначения на государственные должности, сделанные без согласования с партийными организациями соответствующего уровня, считались недействительными.

НСДАП была объявлена политическим ядром всех общественных институтов страны. Особым законом в 1935 г. было провозглашено единство НСДАП и молодежной организации «Гитлерюгенд»; молодежь в возрасте от 10 до 18 лет обязана была состоять в ней под угрозой уголовной ответственности родителей. Деятельность всех других молодежных, женских, спортивных союзов запрещалась. Такая политика была направлена к объединению в нее значительной части населения страны.

 

Репрессивный аппарат

Диктатура НСДАП опиралась не только на мощь собственно государственного, подконтрольного партии аппарата принуждения, но и на собственные партийные карательно-репрессивные структуры.

Согласно закону 29 марта 1935г. непосредственными частями партии объявлялись «штурмовые отряды» (СА), «охранные эскадроны» (СС), особый национал-социалистический моторизованный корпус. Все они не имели самостоятельного юридического значения, но подлежали только особой партийной юрисдикции. Наиболее многочисленной частью были «штурмовые отряды» (2,5 млн. чел.). Эти отряды считались оплотом мощи партии, они обеспечивали военной силой ее политические и идеологические акции. В 1935г. они были преобразованы в части местной полиции и сохранились как особые отряды по подготовке молодежи. На более важное место вышли части СС – к 1940г. они насчитывали до 300 тыс. военнослужащих. Это была самостоятельная чисто военная организация в НСДАП, которая рассматривалась как «разведслужба партии». Организация комплектовалась исключительно по расовому принципу из прошедших предварительно военную службу.

Надзорно-карательный аппарат характеризовался предельной централизацией полицейского управления. В 1933г. в Пруссии под началом ее министра-президента была сформирована Тайная государственная полиция (гестапо). С развертыванием мероприятий общей государственной централизации гестапо были подчинены все прочие полицейские службы страны, и борьба с государственно-политической преступностью была поставлена во главу угла всей полицейской деятельности. По особому закону о гестапо (10 февраля 1936г.) на нее возлагались задачи борьбы с покушениями на партию и государство. Гестапо сосредоточило у себя ведомство общей информации, управление государственными концентрационными лагерями, а также всеми видами криминальной полиции. В 1937г. был принят дополнительный закон об организационном единстве всей полиции. В соответствии сэтим законом полицейская служба выделялась из прочих видов бюрократии, она считалась пожизненной и давала значительные социальные привилегии. Такая централизация в совокупности с жестким применением внеправовых, карательных мер дала быстрые результаты в достижении основных полицейских задач.

С началом Второй мировой войны централизация полицейских служб и служб безопасности была доведена до предела. В сентябре 1939 г. из нескольких полицейских служб было сформировано общее Имперское главное управление безопасности, сосредоточившее у себя управление погранслужбой, обеспечение безопасности дорог и транспорта, гестапо, разведслужбы, ведомство концлагерей и др.

Разветвленная система политической безопасности и карательной политики опиралась на многократно дублированную службу внутреннего и внешнего сыска и шпионажа. Только в области внешней разведки к 1937г. существовало 8 особых ведомств – как военных, так и чисто партийных, внешнеполитических, экономических, которые предоставляли разветвленную информацию о положении в мире и возможностях реализации военных и политических правительственных задач.

Особую роль в государственно-репрессивной системе играли концлагеря. Их начали создавать уже в 1933г. в целях «перевоспитания инакомыслящих» и «врагов нации». Позднее концлагеря приобрели характер специализированного орудия в нацеленном истреблении населения по признаку политической неблагонадежности и расовому. Всего было организовано 23 лагеря, хотя в годы войны их число достигло 2 тыс. Заключенный в концлагере, согласно особым инструкциям, полностью лишался каких-либо гражданских прав (кроме чисто немецкого населения), подлежал полной власти администрации лагеря, вплоть до применения к нему смертной казни без суда за ослушание, отказ от работы и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: