НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА СУБ




Функционирование СУБ регламентируется разрабатываемым и издаваемым Компанией взаимосопряженным комплексом нормативно-правовых документов, дополняющих законодательную и нормативно-правовую базу государства флага по безопасности мореплавания. Базисным нормативно-правовым документом системы является «Основное руководство компании по управлению безопасностью». Оно содержит описание, цели, принципы, механизмы действия »структуру системы, назначение, задачи и взаимодействие структурных подразделений (служб), обязанности, полномочия и ответственность персонала, состав нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность системы, их исполнение и введение. Объем документации, вовлекаемый в СУБ, должен быть по возможности минимальным (не в ущерб безопасности, без излишней избыточности), удобным и понятным для пользователей.

К основным международным инструментам, на положениях которых должны базироваться действия и методы систем управления безопасностью, а также требования при освидетельствовании СУБ, относятся международные конвенции: » по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74);

• по предотвращению загрязнений с судов (МАРПОЛ-73/78);

• о грузовой марке (ГМ-66);

• о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78 с поправками);

• о предотвращении столкновений судов (МППСС-72);

• Международной организации труда (МОТ-147), а также резолюций ИМО:

— А. 788 (19) «Руководство по внедрению Международного кодекса:

по управлению безопасностью» (МКУБ);

— А. 740 (18) «Промежуточное руководство по оказанию помощи государствам флага судна»;

— А. 787 (19) «Процедуры контроля судов государством порта».

 

К международным инструментам, которые рекомендуется иметь в составе нормативно-правовой базы Компании, относятся ратифицированные Россией:

• Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г., измененная Протоколом 1984 г. к ней с поправками;

• Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 г. с Протоколом 1973 г.;

• Международная конвенция по обмеру судов 1969 г.;

• Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.

В компании и на судне должны быть Правила Российского Морского Регистра Судоходства или иного классификационного общества, классифицировавшего данное судно.

На основании и в соответствии с положениями международных и национальных документов на борту пассажирских, грузопассажир­ских, нефтеналивных и буксирных судов, а также других самоходных судов с главным двигателем мощностью не менее 55 кВт и несамоходных судов валовой вместимостью не менее 80 должны быть следующие свидетельства и документы:

на всех судах:

• свидетельство о праве плавания под Государственным флагом;

• свидетельство о праве собственности на судне;

• квалификационное свидетельство;

• международное мерительное свидетельство;

• международное свидетельство о грузовой марке или международное свидетельство об изъятии для грузовой марки;

• дипломы и сертификаты капитана и членов экипажа;

• судовая роль (данные об экипаже судна);

• судовой журнал;

• машинный журнал (для судов с энергетической установкой);

• радиожурнал (если судно имеет радиостанцию);

• санитарный журнал;

• свидетельство о грузовых устройствах;

• свидетельство о безопасности грузового судна по радиооборудованию;

• свидетельство о дератизации или об освобождении от дератизации;

• свидетельство о медицинской аптечке;

• международные свидетельства о предотвращении загрязнения моря нефтью и сточными водами;

• журнал нефтяных операций;

• копия документа о соответствии Компании;

• свидетельство об управлении безопасностью;

• свидетельство о минимальном составе экипажа судна;

 

на пассажирских судах:

• свидетельство о безопасности пассажирского судна;

• свидетельство об изъятии (если судну на основании и в соответствии с положениями Международной конвенции COJ1AG-74 предоставляется изъятие);

на грузовых судах:

• свидетельство о безопасности грузового судна по конструкции;

• свидетельство о безопасности грузового судна но оборудованию и снабжению;

• наставление по креплению груза;

• свидетельство об изъятии (если судну на основании и в соответствии с положениями Международной конвенции СОЛАС-74 предоставляется изъятие);

• свидетельство о соответствии специальным требованиям для судов, перевозящих опасные грузы;

• манифест об опасных грузах на борту и их расположение или подробный грузовой план;

• свидетельство о пригодности судна для перевозки зерна;

• свидетельство о страховании или ином финансовом обеспечении гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью.

Документы, составленные не на английском языке, должны содержать перевод на английском языке.

Судовые документы должны находиться на судне в подлинниках за исключением свидетельства о праве собственности на судно, которое может быть в копия, удостоверенной в нотариальном порядке, и Документа о соответствии Компании, которое должно быть в копий.

Задачей нормативных документов Компании является доведение до всего берегового и судового персонала систематизированных требований руководства (прямая связь) и обеспечения неискаженной промежуточными структурами текущей информации о состоянии и действиях всех элементов СУБ (обратная связь).

С уменьшением количества промежуточных структур, разнообразия типов эксплуатируемых судов и общего числа судов стандарты Компании могут объединиться. Если Компания состоит из одного судна, а ее первый руководитель одновременно является капитаном или судовым офицером, правомерно объединение стандартов Компании с судовыми приказами, распоряжениями и инструкциями.

Нормативными документами Компании должны быть регламентированы:

• политика Компании;

• структура Компании;

 

 

• система управления документами (нормативно-правовая база и поддержание ее на уровне современности, довольствующие органы, кто персонально отвечает за современные заказ, оплату, получение, распределение нормативных документов, правила подготовки и издания документов Компании и судна, правила рассылки, регистрации, хранения, изучения, архивирования, списания документов);

• кадровая политика, в том числе мотивационная политика;

• специальные (не предусмотренные международными и национальными документами) полномочия капитанов судов;

• положения (права, обязанности и ответственность) конкретных подразделений, участвующих в СУБ Компании;

• должностные инструкции начальников и ведущих специалистов подразделений Компаний, участвующих в СУБ Компании;

• типовые должностные инструкции судового персонала всех типов судов Компании;

• типовые инструкции по использованию и обслуживанию судового оборудования;

• обеспечение судов навигационными картами и пособиями и поддержание судовых коллекций карт и книг на уровне современ­ности;

• использование гидрометеообеспечения;

• донесения капитанов о специфике плавания в конкретных районах, в различных условиях и специфике посещаемых портов;

• судовые расписания по тревогам;

• расследование и документирование аварийных случаев с судами Компании;

• система проверок судов;

• процедуры внутренних проверок, пересмотра СУБ и внедрения изменений;

• процедуры подготовки к освидетельствованию.

В соответствии с принятой на морском флоте России классификацией, руководящие документы Компании распределяются на следующие классы:

• общие вопросы развития и управления;

• эксплуатация флота, организация и технология перевозки грузов и пассажиров;

• технологическая эксплуатация;

• безопасность мореплавания, организация судоходства, судовождение и связь;

• безопасность труда;

• организация и нормирование труда.

 

Судовые документы должны включать, кроме нормативно-правовой базы Компании, документы, регламентирующие действия и методы по обеспечению безопасной эксплуатации и предотвращению загрязнения моря на данном типе судов, а также на данном конкретном судне. Последнее — в виде письменных распоряжений капитана, учитывающих особенности конкретного судна, его экипажа, перевозимых им грузов и его района плавания.

Судовая документация должна содержать обязательный перечень судовых документов и чертежей, отражающих фактическое состояние судна, его конструкций и оборудования.

Освидетельствованием должно быть установлено, что поддержание нормативно-правовой базы Компании и ее судов на уровне современности обеспечивается:

- ежегодной инвентаризацией наличествующих документов;

- изъятием устаревших, потерявших актуальность правовых норм;

- ежегодным объявлением Перечней действующих нормативных документов;

- системой информационного обеспечения береговых подразделений и судов.

В Компании и на судах должны быть назначены лица ответственные за состояние нормативно-правовой базы и ее изучение; разработаны Программы изучения законодательных и нормативных актов, регули­рующих торговое мореплавание; установлен порядок занятий и контроля за их проведением и посещением; проводиться проверки знаний.

 

СТРУКТУРА СУБ КОМПАНИИ

Целью структурной организации аппарата управления Компании с точки зрения СУБ России является достижение должного уровня стандарта безопасности и защиты окружающей среды и поддержание достигнутого уровня, как основного условия конкурентоспособности Компании на рынке транспортных услуг и получения максимальной прибыли.

Под должным уровнем стандарта следует понимать уровень, соответствующий международным требованиям, если национальный стандарт не требует большего.

Опыт свидетельствует, что эффективной является не более, чем трехуровневая система управления. На всех уровнях управления и исполнения должен быть компетентный, ответственный, мотивированный персонал.

Компании полезно иметь Рабочую группу по МКУБ - специальное подразделение, в обязанности которого входит разработка, организация, задействование, анализ эффективности, обнаружение и организация устранения недостатков СУБ, связь с организациями научного сопровождения.

Структура СУБ должна предусматривать орган сбора данных о текущем состоянии безопасности и ее оценки, выработки управленческих решений, информационного обеспечения субъектов СУБ и доведения до исполнителей управленческих решений.

Структура СУБ должна предусматривать орган контроля за выполнением всеми подразделениями и отдельными лицами персонала функциональных обязанностей, требований инструкций, правил и норм.

Персонал, осуществляющий проверки, должен быть независим от проверяемых, ибо в противном случае нельзя ожидать объективных оценок.

На Компании лежат следующие обязанности:

• каждое судно должно быть укомплектовано экипажем в надлежащем числе и должной квалификации с точки зрения охраны человеческой жизни на море;

• заключения медицинской комиссии, рабочие дипломы, сертификаты или квалификационные свидетельства капитанов, судовых офицеров и лиц судовой команды должны удовлетворять требованиям международных конвенций в отношении занятия соответствующей должности, возраста, состояния здоровья, подготовки, квалификации и экзаменов;

• суда должны соответствовать положениям международных документов, законодательства России и государств портов захода, регулирующим торговое мореплавание;

• безопасная эксплуатация судна и его оборудования должна сочетаться с хорошими благожелательными отношениями между членами экипажа;

• каждое судно должно быть обеспечено текстами международных конвенций и последних поправок к ним, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций и рекомендаций, регулирующих вопросы торгового мореплавания;

• каждое судно должно быть обеспечено необходимыми для предстоящего рейса свежими картами, лоциями, описаниями маяков и огней, извещениями мореплавателям и всеми другими навигационными пособиями;

• должны быть обеспечены культурные и духовные запросы экипажей судов.

Организационная структура судна устанавливается на основе положений национальных законодательных и нормативных актов. Ничто в документах Компании не вправе противоречить требованиям государства флага. В то же время Компания вправе вводить на своих судах организационные структуры, наилучшим образом учитывающие особенности конкретного типа судов и условий его работы, способствующие более эффективному выполнению требований СУБ России.

 

 

НАЗНАЧЕННОЕ ЛИЦО

В соответствии с требованиями МКУБ, в Компании должно быть назначено лицо (лица) на берегу, замыкающееся непосредст­венно на первого руководителя Компании, имеющее необходимые полномочия и ресурсы для обеспечения соблюдения на каждом судне Компаний норм безопасности и предотвращения загрязнения моря.

Назначенное лицо (лица) должно иметь соответствующий опыт работы, чтобы ясно представлять, правильно ли ведутся соответствующие процедуры и процессы на судне. Для этого назначенное лицо должно обладать необходимыми знаниями и опытом работы в области морского судоходства для эффективного выполнения своих обязанностей.

Назначенное лицо, в первую очередь, должно) отслеживать изменения в международной и национальной нормативной базе и обеспечивать адекватное реагирование Компании и экипажей ее судов на эти изменения. Назначенное лицо может заниматься сбором и хранением информации по эксплуатации судов, включая заявки на запасные части, соответствующие отчетные документы по обнаруженным дефектам.

Важная роль отводится линиям связи между берегом и судном. Они используются для обмена информацией по вопросам технической эксплуатации, консультаций и рекомендаций.

Организационная структура Компании должна предусматривать прямой доступ назначенного лица к руководству на самом высоком уровне управления. Это необходимо для того, чтобы назначенное лицо могло докладывать о состоянии СУБ, представлять свои рекомендации и требовать предоставления ресурсов для обеспечения безопасности и предотвращения загрязнения, а также выполнения соответствующих корректирующих воздействий, которые включают в себя приобретение необходимых документов, оборудования, приборов, абонирование линии связи, выделение специально подготовленного персонала и т.д.

На назначенное лицо, насколько это практически возможно, не должны возлагаться иные функции или обязанности, кроме имеющих отношение к управлению безопасностью и предотвращением загрязнения.

В соответствии с Постановлением Правительства России от 30.08.1993 г. № 876 на должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта независимо от форм собственности, связанных с обеспечением безопасности движения, могут быть назначены только лица, прошедшие специальную подготовку и периодическую аттестацию, подтвержденные соответствующими документами.

В развитие упомянутого Постановления Правительства совместным приказом Минтранса и Минтруда РФ от 11.03.1994 г. № 13/11 утверждено Положение о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта, которое введено в действие с 01.07.1994 г. Целями аттестации упомянутое Положение устанавливает определение пригодности аттестуемых лиц к работе по обеспечению безопасной эксплуатации транспортных средств.

Соответственно задачами аттестации Положением определены:

— проверка уровня знаний нормативных правовых актов и других документов, регламентирующих безопасность судоходства, и умения применять их в работе;

— формирование высокопрофессионального кадрового состава исполнительных руководителей и специалистов, включая капитанов судов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортных средств.

Цели и задачи аттестации полностью соответствуют требованиям СУБ России.

 

 





©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!