Тема. Концепция устойчивого развития




 
Цель лекции– сформировать знания о Концепции устойчивого развития, ее стратегии и принципах Ключевые слова – устойчивое развитие, общество, природа, охрана окружающей среды, природные ресурсы, международные организации, международное сотрудничество, триединая концепция. Основные вопросы и краткое содержание: 1. История возникновения понятия «устойчивое развитие» 2. Факторы Устойчивого развития 3. Стратегии и принципы устойчивого развития (Рио-92). 4. Международное сотрудничество по обеспечению устойчивого развития. 5. Стратегии и принципы устойчивого развития для Украины Устойчивое развитие (англ. sustainabledevelopment - поддерживаемое развитие) - такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества. При устойчивом развитии удовлетворение потребностей осуществляется без ущерба для будущих поколений. Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы, когда человечество столкнулось с проявлением глобальных экологических проблем. Реакцией на эту озабоченность было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с его знаменитым докладом «Пределы роста»), Международный институт системного анализа и др. В 1972 году в Стокгольме (Швеция) состоялась Конференция ООН по окружающей среде, где были разработаны Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), что ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая — министерства и ведомства по окружающей среде. В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы (ВСОП), принятая в 1980, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция ВСОП получила название «Забота о планете Земля — Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности. В 1980-е годы Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) призывала к необходимости перехода к «развитию без разрушения». В 1980 году впервые получила широкую огласку концепция устойчивого развития во Всемирной стратегии сохранения природы, разработанной по инициативе ЮНЕП, Международного союза охраны природы (МСОП) и Всемирного фонда дикой природы. В 1987 году в докладе «Наше общее будущее» Международная комиссия по окружающей среде и развитию (МКОСР) уделила основное внимание необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». Эта формулировка понятия «устойчивое развитие» сейчас широко используется в качестве базовой во многих странах. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992) был представлен детальный анализ экологической ситуации в мире. В работе конференции участвовали главы государств и правительств, которым впервые пришлось принять трудное решение об изменении мировоззренческой стратегии человечества. Было признано, что возрастающий уровень благополучия экономически развитых стран недостижимы для развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Было признано, что движение развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые станы, невозможно, так как природа не выдержит такого роста потребления. В результате дискуссий была провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития. Основой решений стала работа комиссии Брунтланд (1987), выдвинувшей идею «sustainabledevelopment» (англ. sustain – поддерживать). В докладе этой комиссии ставилась целью создания мирового порядка, удовлетворяющего «нужды настоящего, не подвергая способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Однако итоги десятилетия, прошедшего после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро, свидетельствуют о том, что проблема реализации модели устойчивого развития гораздо более сложная, чем предполагалось ранее. Теория и практика показали, что экологическая составляющая является неотъемлемой частью человеческого развития. В основе деятельности Международной комиссии по окружающей среде и развитию и её заключительного доклада «Наше общее будущее» была положена новая триединая концепция устойчивого (эколого-социально-экономического) развития (схема 11). Всемирный саммит ООН по устойчивому развитию (межправительственный, неправительственный и научный форум) в 2002 году подтвердил приверженность всего мирового сообщества идеям устойчивого развития для долгосрочного удовлетворения основных человеческих потребностей при сохранении систем жизнеобеспечения планеты Земля. Концепция устойчивого развития во многом перекликается с концепцией ноосферы, выдвинутой академиком В. И. Вернадским еще в середине XX века. Основными факторами устойчивого развития являются экономический, социальный и экологический факторы, которые и являются основой триединой концепции устойчивого развития. Экономическая составляющая подразумевает оптимальное использование природных ресурсов и использование экологичных технологий, включая добычу и переработку сырья, создание экологически приемлемой продукции, минимизацию, переработку и уничтожение отходов. Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в недоминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение. Экологическая составляющая должна обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии. Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению. Согласование этих факторов устойчивого развития и их перевод на язык конкретных мероприятий, являющихся средствами достижения устойчивого развития — задача огромной сложности, поскольку все три элемента устойчивого развития должны рассматриваться сбалансировано. Важны также и механизмы взаимодействия этих трех концепций. Экономический и социальный элементы, взаимодействуя друг с другом, порождают такие новые задачи, как достижение справедливости внутри одного поколения (например, в отношении распределения доходов) и оказание целенаправленной помощи бедным слоям населения. Механизм взаимодействия экономического и экологического элементов породил новые идеи относительно стоимостной оценки и интернализации (учета в экономической отчетности предприятий) внешних воздействий на окружающую среду. Наконец, связь социального и экологического элементов вызывает интерес к таким вопросам как внутрипоколенное и межпоколенное равенство, включая соблюдение прав будущих поколений, и участия населения в процессе принятия решений. Вопросы для самоконтроля: 1. Определение понятия «Устойчивое развитие» 2. Предпосылки возникновения концепции устойчивого развития 3. Какие международные документы легли в основу концепции устойчивого развития 4. Перечислите основные международные организации, осуществляющие природоохранную деятельность 5. Роль международного исследовательского центра «Римский клуб» в создании концепции устойчивого развития 6. Факторы устойчивого развития 7. Триединая концепция устойчивого развития Рекомендуемая литература: 1.. Хартия "Города Европа на пути к устойчивому развитию" (Ольборгская хартия, Дания, 1994) 2. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақуниверситеті», 2006. 3. Семенова Л.Н. Устойчивое развитие. Учебное пособие. Алматы: Фонд"XXI век", 1997. 4. Доклад конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию, Рио-де-Жанейро, 1992. Том 1, Нью-Йорк, 1993.

 

Что такое «устойчивое развитие» для Украины?

В Комитетах Верховной Рады Украины в начале 2002 года проходило рассмотрение законопроекта «О Концепции перехода Украины к устойчивому развитию», внесенного народными депутатами Ю. Самойленко и В. Хазаном – членами Комитета по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Именно этот Комитет определен главным (профильным) при рассмотрении этого законопроекта, что вызывает принципиальные вопросы и замечания.

Этому рассмотрению год назад предшествовала научно-практическая конференция «Социально-экономические реформы в Украине и проблемы перехода к основам устойчивого развития», которая проходила в Киеве под эгидой Верховной Рады и Кабинета Министров Украины. На ней тогда был презентован правительственный проект Концепции устойчивого развития Украины, на основе которого в дальнейшем должен разрабатываться проект Стратегии устойчивого развития Украины.

Развитая экономика – это не только и не столько рыночная экономика, которая является лишь одним из возможных конкретных вариантов, всего лишь эпизодом в реализации задач развития Человечества. Без диалектического единства развитой экономики с реализацией основных принципов социальной справедливости не может быть устойчивого развития человечества и Украины!

Второй Мировой Форум ООН по проблеме устойчивого развития и проблемам экологии (Rio+5) состоялся через 5 лет – 23 июня 1997 г. в Нью-Йорке. Его результаты для наших соотечественников очень доходчиво изложил Владимир Яровой в статье «Дорогой провал «дипломатии» (Час/Time, 7...13 августа 1997 г.) Положение дел по вопросам «устойчивого развития», по его мнению, может быть сформулировано так: «Богатые продолжают жить богато, а бедные – так же бедно, как и раньше.» Не верите? Цитирую «Заявление с изложением обязательств» участников форума Rio+5 (пункт 4): «Мы признаем, что был достигнутый ряд положительных изменений, тем не менее мы глубоко обеспокоены тем, что сегодня общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем в 1992 году». Поэтому можно уверенно сказать: «Шумим, братцы, шумим...».

А что в Украине?

О современном положении дел в Украине чрезвычайно доходчиво, специально для непонятливых рассказал Владимир Кресин (Харьков) из Украинского научно – исследовательского института экологических проблем в своей публикации «Почему нас становится меньше. Причины демографического кризиса в Украине» («День», №33, 20 февраля 2002 года). Он утверждает, что все наши социальные беды обусловлены, прежде всего, курсом проводимых в Украине реформ.

В подтверждение хочу напомнить и о солидарной точке зрения ныне уже покойного профессора В. Фролькиса («День», 27.07.99, «Обесценивание человеческих ценностей оставляет аморальный шлейф на много лет»). По его убеждению, план действий на будущее по спасению народа Украины должен учитывать то, что здоровье человека, являющееся богатством нации, определяется, прежде всего, такими факторами:

· на 45...55% образом жизни и питанием;

· на 17...20% внешней средой, в том числе условиями труда и экологией;

· на 8...10% зависит от состояния здравоохранения;

· и лишь на 5% генетикой.

В условиях четырехкратного падения жизненного уровня (по сравнению с 1991 годом), нехватки жизненно важных материальных благ, в условиях постоянного морально – психологического унижения наши пожилые люди утратили смысл жизни, они ощущают себя балластом в современном обществе и государстве. При таких условиях распространенность среди них психических заболеваний в 3...7 раз больше, чем среди населения в целом (А. Чуприков.«ХХІ – век охраны психического здоровья», Зеркало недели, №10/283 11 марта 2001 г.). То есть за негативные демографические процессы среди многих влияющих на качество жизни факторов определяющими являются, прежде всего, социально-экономические и связанные с ними психические, связанные с разрушением привычной духовно–культурной сферы бытия!

По прогнозам ООН нас останется до 2050 года только 30 миллионов человек, а «реформаторы» со слезами восторга на глазах кричат об успехах в охране окружающей среды, сохранении генофонда нации и о том, как они беспокоятся о будущих(!) поколениях пенсионеров с усердным внедрением для них многоуровневой пенсионной системы. Это уже какая – то какая-то апология абсурда!

А за счет кого должна сократиться численность населения Украины на 22 миллиона человек? Прежде всего, за счет современного поколения пенсионеров, бывших советских людей, которые по старой патерналистской привычке до сих пор обращаются к Президенту, Правительству и Верховной Раде, умоляя о помощи. Сама большая тайна «реформаторов» состоит в том, что они сознательно и бесстыдно обрекают это поколение наших соотечественников на досрочный уход из жизни с хладнокровно растоптанным в них чувством собственного достоинства бывших хозяев государства. И все это осуществляется якобы под флагом заботы о будущих поколениях!

По И. Гундарову, западный тип мышления, который всячески проталкивается в сознание нашего человека, – противоречит его морально-эмоциональному генотипу, традиционной для нашего народа ментальности, а вымирание нации является специфической реакцией отторжения на чужую нам духовность. С учетом того, что подобные демографические процессы происходят в независимых государствах на всем постсоветском пространстве (...а не лишь в восточно-славянско-православном мире), есть основания утверждать то, что эти процессы являются платой за навязанный нам переход от советской цивилизации к евроатлантической, от мировоззрения советского человека, который был хозяином в собственном государстве, к горбачевско-кравчуковской модели атомизированной личности, которая исповедует «общечеловеческие ценности». Такова горькая правда о цене, которую мы платим за происходящую трансформацию нашего общества, за изменение вектора общественно-политических и социально-экономических преобразований на постсоветском пространстве.

С похожей точкой зрения выступает наш соотечественник, профессор Геннадий Апанасенко (Киевская медицинская академия последипломного образования), автор многих работ по медицинской валеологии. Он утверждает следующее: «На самом же деле, по–видимому, существует некий нематериальный фактор, выступающий как фактор риска увеличения смертности. Можно утверждать, что таким фактором есть степень или уровень духовности общества ».

Похоже, дошел до понимания абсурдности такой социально-экономической ситуации (хотя, возможно, лишь временно) и Президент Украины Л.Д. Кучма. На научно-практической конференция, состоявшейся 16 ноября 2000 года, посвященной перспективам Украины в ХХІ столетии, он выступил с докладом «Формирование новой исторической реальности». Доклад был опубликован лишь в официозе – «Правительственном курьере» и «Президентском вестнике», и практически не комментировался даже подобострастной придворной прессой, хотя заслуживает на значительно большее внимание со стороны общественности. Президент Украины с горечью констатировал: «К сожалению, мы все больше убеждаемся – и не только на собственном примере, что политика МВФ не всегда и не во всем является конструктивной. Построенная на далеко не оптимальных стандартных схемах, она не учитывает специфических особенностей конкретных государств... Действительной целью такой политики является стремление приспособить периферийную зону к обслуживанию потребностей центра ».

Напомню, что в этом контексте «центр» – это «золотой миллиард» человечества во главе с США и Европой, так называемая «мировая цивилизация», а «периферийная зона» – государства с так называемой «переходной экономикой», в том числе наше родное государство.

Все это напоминает мне известную драматическую ситуацию в одном средневековом японском поселении, которую блистательно художественным методом отобразил японский кинорежиссер Куросава. Напомню сжато суть трагедии. В этом поселении, когда приходили холодные и голодные зимы, – то родители, которые уже были не способны помогать семье в ее борьбе за выживание и невольно становились лишними ротами, имели право и обязанность позвать старшего сына и обратиться к нему с последней просьбой отнести их в заснеженную таежную Долину предков с тем, чтобы оставить их там наедине для встречи с Вечностью. На протяжении всего кинофильма Куросавы разворачивается нравственно-психологическая драма, которая раскрывает отношения двух поколений – отцов и детей. Я считаю, что всему нашему Правительству, включая обслуживающих его «экспертов», было бы крайне полезно просмотреть эту киноленту. А вывод там очень прост: не имеет исторического будущего «новое общество», которое пытается выжить за счет поколения отцов. Такое «новое общество» обречено на самоуничтожение.

В этом контексте во внесенных на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроектах о концепции устойчивого развития Украины снова и снова добротная европейская экологическая «телега» ставится впереди дохлой украинской социально-экономической «лошади». Не свидетельствует ли это о том, что мы так до сих пор ничего не поняли и ничему не научились... «Шумим, братцы, шумим!?»

Именно это, похоже, в очередной раз и продемонстрирует делегация Украины на очередном Всемирном саммите по устойчивому развитию, который состоится в сентябре 2002 года в Йоганесбурге – столице Южно-Африканской республики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: