Музы-покровительницы искусств | Литературные жанры |
Полигамия | Торжественные песнопения - гимны. |
Эрато | Любовная поэзия – элегия |
Эвтерпа | Лирическая поэзия – послания |
Каллиопа | Лиро-эпические произведения – басня, рассказ, повесть. |
Мельпомена | Трагедия. |
Талия | Комедия. |
Жанры эпических произведений | |||||||||||||||||
эпопея | роман-эпопея | роман | повесть | рассказ | новелла | притча | сказка | басня | очерк | эссе | |||||||
Гомер «Илиада» «Одиссея | Л.Н.Толстой «Война и мир» | исторический | фантастический | Авантюрный (приключенческий) | психологический | Роман-притча | утопический | социальный | антиутопия | А.С.Пушкин «Повести Белкина»,Н.В.Гоголь «Шинель» | Рассказы А.П.Чехова | Новеллы О Генри | Древнерусские притчи | Сказки Г.Х.Андерсена | Басни Эзопа | Очерки В.Г.Корленко | Марина Цветаева «Мой Пушкин» |
А.С.Пушкин «Капитанская дочка» | А.Беляев «Человек-амфибия» | А.Дюма «Три мушкетера» | МЮ. Лермонтов «Герой нашего времени»,Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» | У.Голдинг «Повелитель мух» | Н.Г.Чернышевский «Что делать?» | Ф.М.Достоевский «Униженные и оскорбленные» | Е.Замятин «Мы» |
Гимн (хвалебная песнь) | Ода (прославление лица или события) | Эпитафия (надгробная надпись, иногда шуточная) | Эклога (стихи о безмятежной пастушеской жизни) | Эпиграмма (сатира на человека) | Дифирамб (симпатия к одному лицу) | Послание (обращение к лицу в форме письма) | Лирическая поэма | элегия | баллад | Мадригал (хвалебное стихотворение, посвященное даме) | Сонет (стихотворение из 14-ти строк) | стансы |
Жанры лирических произведений
Код контролируемого элемента 1.5 Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Литературные направления
Литературное направление (метод) – основные принципы, которыми руководствуется писатель, отбирая, обобщая, оценивая и изображая в художественных образах жизненные факты.
Признаки литературного направления:
- объединяет писателей определенной исторической эпохи;
- общее понимание жизненных ценностей и эстетического идеал;
- общий тип героя;
- стиль художественной речи;
- характерные сюжеты;
- излюбленные жанры;
- выбор художественных приемов изображения жизни;
- способ мышления писателей;
- склад личности писателя;
- мироощущение и миропонимание писателей.
Классификация литературных направлений
классицизм сентиментализм романтизм реализм
Классицизм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Классицизм (от лат. classicus первоклассный) – течение, возникшее в искусстве и литературе Западной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в разум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.
Представители | Западноевропейская литература | Русская литература |
Корнель, Буало, Мольер, Расин | А.П. Сумароков, М.М. Херасков, М.В. Ломоносов, Г.Д. Державин, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин | |
Отличительные черты | Наследует традиции искусства античности | |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума | ||
Художественное произведение представляет собой логически построенное целое | ||
Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются. | ||
Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств) | ||
Повествование должно быть объективным | ||
Значимость гражданской проблематики содержания |
Деление жанров
Высокие | Низкие |
Трагедия, поэма, ода | Комедия, басня, сатира |
В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории | В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни |
Сентиментализм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Сентиментализм (от франц. sentimental – чувствительный) – литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVII - начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности классицизма. В нем нашли отражение стремление изобразить человеческую психологию.
Представители | Русская литература |
Н.М. Карамзин, А.Н. Радищев, В.В. Капнист, Н.А. Львов | |
Отличительные черты | Изображение человеческой психологии |
Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувеличенна чувствительность героев | |
Идеализация действительности, субъективное изображение мира | |
В центре изображения – чувства, природа | |
Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром | |
Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность. |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Сентиментальная повесть, послание, путевые заметки | Элегия, народные песни | Мещанская драма |
Романтизм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Романтизм – течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII - XIX веков, состоящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник – романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяющим. Возник как реакция на рационализм.
Представители | Зарубежная литература | Русская литература |
Дж.Г. Байрон, И. Гете, И. Шиллер, Э. Гофман, П. Шелли, Ш. Нодье | В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, К.Ф. Рылеев, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь | |
Отличительные черты | Необычность характеров, исключительность обстоятельств | |
Трагический поединок личности и судьбы | ||
Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим – вот основные характеристики романтического героя | ||
Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яркому, возвышенному | ||
Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного | ||
Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, баллады и думы, поэмы | Элегическая лирика, пейзажная лирика, философская лирика | Проблемно-историческая драма |
Реализм: представители, отличительные черты, литературные формы.
Реализм (от латинск. realis) – течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.
Представители | Русская литература |
А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский и др. | |
Отличительные черты | Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром |
Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа | |
Типизация персонажей | |
Изображение характеров и событий в развитии | |
Исторически конкретное общество, события, эпоха | |
В центре внимания конфликт: герой - общество |
Литературные формы
Эпос | Лирика | Драма |
Роман, повесть, поэма, рассказ | Песня, элегия, сатира | Трагедия, комедия, исторические хроники |
Код контролируемого элемента 1.6 Форма и содержание литературного произведения.
Художественное произведение - литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.
Ход событий в произведении определяют: | |||
композиция | конфликт | сюжет | фабула |
Построение произведения, расположение его составных частей, порядок изложения событий. | Разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произведении. | Ряд связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих непосредственное содержание эпического произведения. | Последовательное изложение событий или происшествий (в хронологической последовательности), изображенных в художественном произведении. |
Одно из основных средств, при помощи которого писатель характеризует действующих лиц. | Конфликт может быть как внешним (герой и обстоятельства), так и внутренним (герой борется со своими недостатками). | В сюжете отражаются характерные для жизни столкновения и противоречия, взаимоотношения людей и оценка, отношение к ним писателя. | Фабула может совпадать с сюжетом, а может и расходиться с ним. |