Эзотерическое и напечатанное




А.В.Владимиров

ЭЗОТЕРИЗМ В АГНИ ЙОГЕ

 

Оккультизм

 

В Учении Агни Йога, в первых его книгах, так же, как и в «Тайной Доктрине» Блаватской и в «Письмах Махатм», слово «оккультный» используется в его классическом и позитивном значении:

«Решимость обуславливает закон оккультных граней», говорится в Озарении, §3.IV.12.

«Матерей мудрость предусматривает оккультные условия при рождении ребёнка» (Озарение, 1.VI.8).

«В напряжённом темпе работы скрыто замечательное оккультное качество» (Озарение, 3.VI.8).

«Оккультно круг является олицетворением человеческого организма, расширенного возможностями» (Озарение, 1.VIII.6).

«Оккультно сила лучей Урана велика!» (Беспредельность, 336).

«Можно провести такую тонкую параллель между наукой и религией, которая усмотрит все высшие стадии, потому так важно, чтобы учёные обладали тонким оккультным восприятием» (Мир Огненный, 3.60; Беседа 21.03.1934).

 

Елена Ивановна в письмах на доступном корреспонденту языке в 1935 году писала, и эта фраза о положительной характеристике оккультного оставлена ею в сборнике её избранных писем: «Оккультные законы точны и непреложны. Самое точное соответствие царит в области Оккультного» (Е.И. 22.07.1935).

 

Постепенно использование в книгах Учения слова «оккультный» уменьшается, заменяется другими словами. Вызвано это тем, что слишком многие недобросовестные люди спекулировали на этих понятиях – эзотеризме и оккультизме, в результате в общественном сознании, в области широкого употребления закрепилось негативное отношение как к этим словам, так и к самой области, которую они обозначают.

В Учении, в книге «Надземное», в строках, продиктованных в марте 1940 года, поясняется:

«Урусвати знает, как многие обветшалые слова должны быть изъяты из употребления. Они не только утеряли первоначальный смысл, но и вводят людей в заблуждение. Среди таких слов нужно отставить – оккультизм. Сама история его показывает, как условно оно появлялось в Средние Века. Особенно теперь оно звучит бессмысленно. Наука постепенно завоёвывает новые области, и слово о тайноведении уже звучит каким-то вызовом. Познавание двигается вперёд успешно, но и костры Инквизиции уже отходят в Прошлое.

К тому же, так называемые, оккультисты являются, в большинстве случаев, комичными. Они воображают о каких-то своих сокровенных нахождениях, но при первом непонятном случае они убегают в страхе. Пусть настоящие, честные исследователи займут место кичащихся оккультистов. Пусть и область тонких энергий будет изучаема учёными. Если уже в стенах Университетов начинают уявлять внимание к тонким энергиям, то не нужны клички, которые только вносят смущение» (Надземное, 653).

 

В Агни Йоге имеется эзотерический, глубинный уровень знания, эзотеризм. Но во избежание злотолкования с малознающими лучше использовать нейтральные термины. Так врачи оставили для внутреннего употребления между специалистами латынь, проведя некоторый барьер перед обывателями и неспециалистами.

 

В «Космологических записях» (опубликованы МЦР в 2000 г.), составленных Еленой Ивановной из Бесед с Учителем в 1940-е годы, и предназначенных для теософски более подготовленного читателя, несмотря на ранее сказанное в «Надземном» об отставлении термина «оккультизм», тем не менее, данный термин вполне традиционно продолжает использоваться:

«Оккультизм имеет своею целью земную жизнь в согласии с “Нус” (по Платону – Разум – часть души, которая бессмертна), или с нашим вечным воплощающимся “Эго”».

«Так называемая инерция есть сила величайшая из оккультных сил. <…>

Вся наука Оккультизма построена на доктрине иллюзорности Природы Материи и на бесконечной делимости Атома. Она открывает беспредельные горизонты для Субстанции, одушевлённой Божественным Дыханием во всевозможных состояниях».

«Мир Энергии есть Мир Оккультизма и единственный, в который Посвящённый погружается для изучения Бытия».

«Мы утверждаем, что движение управляет законами Природы. Тайна Тайн – Синтез всей Оккультной Науки».

«Наука XX столетия утвердилась не только на оккультной аксиоме из “Атхарва-Веды”, но и на других, именно на бесконечной делимости Атома и на иллюзорности природы Материи».

 

Из-за не слишком большого терминологического разнообразия в теме незримого Елена Ивановна сама в переписке с более подготовленными корреспондентами пользовалась термином «оккультизм». Например, она писала для более подготовленных сознаний, равно как и для грядущих поколений:

«По оккультному Учению вся Природа есть проявление Разума или бесконечное развёртывание его» (С.Н.Рудинскому – 08.12.1938);

«…Нужен перевод “Разоблаченной Изиды” [Блаватской], ведь это основы Оккультного Знания» (Абрамовым – 06.11.1952);

«…Прекрасна и весьма полезна Ваша мысль о составлении оккультно-эзотерического словаря» (А.М.Асееву – 06.12.1948);

«Ученикам оккультных наук приходится проходить ступень, на которой они должны научиться не обижаться» (Фосдикам – 13.05.1947);

«…Огненные знаки Урана направляют Вас к наукам, особенно к сокровенным (оккультным. – прим. Е.И.Рерих), и в этом Вы будете успешны» (Г.И.Фричи – 06.02.1954);

«Но сроки подвижек не могут быть оповещены согласно оккультным законам» (Абрамовым – 29.04.1955);

«Март и апрель считаются самыми мощными и благоприятными месяцами для всяких оккультных проявлений и уявлений» (Фосдикам – 08.03.1953);

«Но основу речения: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог” – можно найти и в греческой философии, оно полно оккультного значения» (Ф.С.Баруну – 07.05.1939);

«…Знание оккультных свойств растений лучше всего укажет полезный подбор их. В сборниках астрологических существует отдел для распознания оккультных свойств растений» (Е.А.Зильберсдорфу – 02.05.1939).

 

Елена Ивановна неоднократно писала об укоренившемся в сознании большого слоя соотечественников малодушия, боязни нового, бесконечного перестраховывания и оглядки на прежние «авторитеты». В приводимом ниже письме речь идёт о реакции в Харбине на всплывшую там, во время пребывания там Н.К.Рериха, информацию о том, что семья Рерихов связана с журналом под названием «Оккультизм и Йога», равно как и с иными «страшными» для правоверных явлениями. Но подобные страхи во все времена имели одну и ту же природу ретроградства, косности и ханжества.

«Сердцем радуюсь, – писала Елена Ивановна редактору журнала “Оккультизм и Йога” Александру Асееву, – что Вы так и приняли [критично] эту посылку [наветов из Харбина]. Харбинской клевете [на Рериха] и злопыхательству я придаю значение, лишь поскольку они ещё раз показывают, что нет хода со старою рухлядью. <…> Именно сейчас происходит великий отбор. <…> Всё гнилое, всё нетвёрдое должно отпасть. Не толпы нужны, но отдельные избранные. Толпы никогда ничего не создавали. Удел толп – разрушение.

Как говорит великий мыслитель Ницше, – продолжает Елена Ивановна, – в своём творении “И так говорил Заратустра”: “Глаза мои открылись: мне нужны последователи, и притом живые, а не мёртвые трупы, которых я ношу с собою, куда хочу... Глаза мои открылись: не народу должен говорить Заратустра, а последователям. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада! Последователей ищет созидающий, а не трупов, а также не стад и не правоверных... Созидающих так же, как он, ищет созидающий, именно тех, что пишут новые ценности на новых скрижалях... Созидающим и собирающим жатву и празднующим хочу присоединиться я: радугу хочу показать им и все ступени, ведущие к сверхчеловеку!..” Я так люблю эту книгу! – восклицает Елена Ивановна. – Конечно, многие, прочтя её, придут в ужас, но такие сознания, истинно, не нужны Новому Миру. Время сейчас слишком грозное, чтобы сентиментальничать, нужно собрать всё стремящееся, всё сильное в постоянстве и мужестве своём. Нужны истинные воины духа, не боящиеся поднять меч свой за Свет и Общее Благо. <…>

Боящимся за успех движения Рериха из-за появления [его имени] в Вашем журнале //“Оккультизм и Йога”// и выдержек из моих писем можете сказать, что разрешение на помещение моего первого письма в Вашем журнале было дано Владыкой, причём было Указано поместить как письмо с Гималаев и подписать полным именем //Елена Рерих//. Именно этот журнал достиг Харбина [во время приезда Рериха] и, конечно, только усилил переполох в местном курятнике. Но опасаться этого не следует, ибо взрывы и сдвиги сознания нужны, иначе наступает смерть и разложение – таков космический закон. <…> Конечно, всё это было бы смешно, если бы не доказало ещё раз всё невежество, всю заплесневелость мышления некоторых кругов и попутно всю глубину малодушия и страха тех, чьё сознание уже немного продвинулось в эволюционном направлении, но вековой атавизм в которых ещё так силен, что при одном призраке возможности [церковной] анафемы они застывают в корчах ужаса. <…> …[Но] не криминальная шайка [нападающих на Рериха] страшна, но малодушие свидетелей происходящего! <…>

Драма эмигрантов в том, что большинство среди них не может, вернее, боится и не хочет представить себе, что сознание народа изменилось, что там //в России// уже выросло целое новое поколение, совершенно оторванное от старого! Если при медленном темпе прошлого столетия мы так разнились в развитии мышления от наших отцов, то насколько же психология поколения, выросшего в революционных условиях, должна разниться от психологии эмигрантской! Воистину, недостаток воображения есть великий порок и предел всем возможностям! Потому спокойно встречайте нападки на свой журнал уже слишком осторожных друзей… Волков бояться – в лес не ходить! “Лишь смелым Бог владеет”. Опыт моей жизни подтвердил эту мудрую пословицу. <…>

Так продолжайте своё благое дело, прилагая мудрую осторожность, вернее, бережность, но не малодушие. Не смущайтесь огородными пугалами. Ох уж эти признаки страха, сколько светлого они разрушили и чего только люди не лишили себя! <…>

Не скрою, что я всей душой сочувствую Вашему стремлению к знанию, и с этой стороны можно пожалеть, что журнал Ваш отнимает у Вас столько времени. Также продолжаю настаивать на необходимости изучения английского языка хотя бы только для возможности чтения. Ибо, истинно, такое богатство по оккультным наукам, такие Восточные Жемчужины преподносятся на этом безобразном языке! Пытливый, вдумчивый и глубокий русский ум, если бы имел доступ ко всем этим сокровищам, которые на протяжении сотен лет уже стали достоянием Запада, истинно, водрузил бы Факел Сияющей Истины и зажёг бы им все очаги мира» (Е.И. – А.М.Асееву 06.07.1935).

 

Эзотеризм

 

Аналогично вполне положительно в Агни Йоге и в письмах Елены Ивановны упоминается термин «эзотеризм». Этот термин означает «тайное». В Учении говорится: «Тайною Мир держится. О Тайне, о Сокровенном говорят все Заветы. В то же время сказано – нет тайны, которая не стала бы явной» (Аум, 328).

Елена Ивановна писала Рудзитису «Должна также сказать Вам, что День Владыки мы празднуем 24 Марта. Это число полно глубокого эзотерического значения» (Е.И. 10.03.1936).

Другой сотруднице Е.И.Рерих писала: «Мне очень грустно, конечно, что я не могу порадовать Вас, но я не получила разрешения выдать то, что принадлежит эзотерическому знанию» (Е.И. 17.08.1934).

Председателю Латвийского общества Елена Ивановна даёт разъяснения касательно двух основных направлений буддизма: «Хинаяна есть Школа экзотерическая, тогда как Махаяна есть Учение Эзотерическое. <…> Сарасвати. Женский Аспект, или супруга, Брамы. Богиня Мудрости, Речи и Эзотерического Знания, то же, что и греческая Афина-Паллада» (Е.И. 15.11.1934).

Экзотерическое – это поверхностное, или внешнее знание, так называемая «очевидность», доступная обычному, неподготовленному, либо непосвящённому человеку. Эзотерическое противоположно экзотерическому, эзотерическое – это корень подлинного Знания.

Со времён раннего христианства, и даже ранее, со времён фарисеев, сформировавших свои представления за пределами Иерусалимского Храма, к знаниям которого они не были допущены, вёлся спор о наличии в Священном писании особенного уровня знания. Как известно, победившая в христианстве государственная церковь нивелировала многие глубинные представления раннего христианства, выхолостила знание Древнего Востока, присутствовавшее в раннем христианстве и заявила фактически о приоритете буквального понимания Библии, что как там написано для обычного, общепринятого понимания, скажем, о семи днях Творения, или о происхождении Адама из ребра Евы, а Адама из «глины», всего человечества от Адама и Евы, о Деве Марии, зачавшей без мужа от Святого Духа, так именно так и надо это буквально понимать.

Одним из последних среди отцов церкви из великих защитников присутствия Тайнознания, т.е. Эзотерического знания в Ветхом и Новом Заветах, был Ориген – воплощение Великого Владыки Мориа. Оригена, считающегося основателем философского богословия христианства, спустя несколько веков после его смерти государственная церковь отлучила. Ориген в своём главном труде «О Началах» утверждал о трёх уровнях знания:

«…Мысль божественных Писаний каждый должен записывать в своей душе трояким образом: простые люди должны назидаться самим, так сказать, телом Писания (так мы называем обычный и исторический смысл); кто начал несколько преуспевать и может созерцать нечто большее, тот должен назидаться душою Писания; совершенные же и подобные тем, о которых говорит апостол: «Мудрость же мы проповедуем среди совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих. Но проповедуем Премудрость Божью, тайную, сокровенную, которую предназначал Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал», – такие должны назидаться как бы духом, духовным законом, содержащим в себе тень будущих благ. Таким образом, как человек, говорят, состоит из тела, души и духа, так и Священное Писание, данное божественною щедростью для спасения людей, тоже состоит из тела, души и духа».

Участнику латвийского Общества Е.А.Зильберсдорфу, имевшему склонность к церковному христианству, Елена Ивановна писала: «…Во всех Учениях и даже в христианстве оправдывалось священное сокрытие, когда оно применялось для охранения Святыни и на спасение ближнего или Общее Благо. Откуда же весь эзотеризм всех Учений? Так, каждое новое освещение истины, каждое новое нахождение в науке всегда должно было скрываться от невежественных сознаний. Ведь и сейчас один из самых выдающихся учёных сказал, что они не могут выдать сейчас всех своих нахождений, ибо общий уровень человечества не позволяет этого. Вспомним все ужасы Инквизиции, все войны из-за новых Откровений. Откуда все эти сложнейшие символы в трудах провозвестников или великих тружеников науки, над которыми и посейчас глумятся невежды, но которые вызывают глубокое изумление и восхищение в умах, разбирающихся, хотя бы даже частично, в их глубоком смысле? На гóре человечества, ключ ко многим из них утерян, и лишь редчайшие умы могут найти его и повернуть хотя бы на один или два оборота. Думаю, что сейчас нет на Земле того, кто мог бы повернуть его на все семь оборотов. Вся Тайна хранится в Твердыне Знания» (Е.И. 24.04.1936).

И ещё одному участнику Латвийского общества, Клизовскому: «…Ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приёмах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале… Это и есть истинная концентрация, указуемая в Эзотерической Философии, изучающей лишь внутренний мир, мир нуменов » (Е.И. 30.06.1934).

Основательнице литовского Общества Елена Ивановна пишет: «В Правление или эзотерическую группу старайтесь принимать лишь лиц испытанных, усвоивших сердцем основу Учения – именно сердечную преданность Иерархии Света, без чего не может быть истинного понимания Учения, ибо лишь серебряная нить сердца связывает наше сознание с сознанием Иерарха» (Е.И. – Н.П.Серафининой 18.02.1936).

Членам филадельфийской группы имени Н.К.Рериха Елена Ивановна пишет о знаке, который давался из Центрального Общества всем остальным рериховским Обществам и который был запатентован в США Н.К.Рерихом в 1931 году, а в последствии и в других странах: «Знаете ли Вы истинное эзотерическое значение этой Печати? Некоторые прочитают: “Roerich Museum”, но те, кто знает, поймут: “Могуа Rex” (Владыка Мориа. – А.В.)» (Е.И. 29.02.1936). Аналогичное она пишет Рудзитису в Ригу: «Вероятно, Вы знаете, что Знак на книгах Живой Этики означает “Майтрейя Сангха”, или “Община Майтрейи”. Так же как Знак Музея эзотерически означает Мориа-Рекс» (Е.И. 10.03.1936).

 

 

Могуа Rex (Владыка Мориа)

 

Корреспонденту из Польши В.В.Мадзинскому: «…Очень прошу Вас ещё раз принять во внимание, что многое не может быть запечатлено на бумаге. Эзотерическое Учение перестаёт быть таковым, раз оно записано понятным для всех начертанием или языком. Именно это основное правило всегда забывается. <…> Не только ключи к мистериям Зодиака почти утеряны для мира, но, вернее сказать, вообще ко всем тайнам бытия. В “Тайной Доктрине” сказано, что в этом труде ключ повернут на один оборот, но для полноты знания нужно его повернуть семь раз. По тем вопросам, которые задают иногда люди, читавшие “Тайную Доктрину”, можно судить, что и первый оборот ключа не усвоен ими. Знание всех семи ключей принадлежит Архату. Но даже следующий оборот принадлежит уже к Эзотерическому знанию и должен быть найден самим учеником, всё должно быть найдено самостоятельно, и если интуиция ученика подскажет ему истину, то Учитель обязан подтвердить её. Таково правило» (Е.И. 16.04.1936).

 

В качестве завершения этого обзора по поводу оккультизма и эзотеризма, приведём слова Агни Йоги о величии и красоте Оккультного Знания, которым нужно гордиться и которое нужно отстаивать:

«Дух, обнаруживший в своей сущности красоту оккультного знания, почему твой страх велик перед насмешками твоих собратьев? Почему ты скрываешь священное зерно, данное тебе, в угоду маленьким людям? Посмотрим на того, кто к покрывалу Матери Мира сознательно отнесётся. Узрим – из всех неисчерпанных, несметных сознаний этот, горящий космическими огнями, воин несётся туда, где сила Беспредельности сияет, здесь же [на Земле] воин несёт всю “чашу” [подвига]» (Беспредельность, 1.36).

 

Эзотерическое и напечатанное

 

Однажды Синнетт, корреспондент большинства Писем Махатм, в ответ на критику Блаватской касательно наименования его книги «Эзотерический буддизм», что будто бы напечатанное знание перестаёт быть эзотерическим, то есть сокрытым, возразил той же логикой: почему же тогда Блаватская свой главный труд назвала «Тайная Доктрина», какая же это тайна после того, как она напечатана?

 

Знакомство со сложностями реального тайнознания, характерным образцом которого, например, является «Тайная Доктрина» Блаватской, вдумчивому исследователю и искателю демонстрируют бесконечную глубину эзотерического знания. Мало будет лишь того, что некоторые слова оказались напечатаны. Без соответствующих дополнительных знаний, а также без навыков погружения и прохождения по лабиринтам традиционных стереотипов к вершинам Знания, читатель часто ухватывает лишь тени, а не само Знание, которое оказалось «напечатано» в книге. На планете, например, существует ограниченное число людей, которые поняли в значительной мере всё то, что написано в «Тайной Доктрине» Блаватской. Аналогичное можно сказать о книге «Беспредельность» в Агни Йоге. Эзотерическое знание устроено таким образом, что оно, как и Мировая Истина – никогда не ограничивается или не заканчивается неким изложением или Книгой.

В Беседах Е.И.Рерих с Учителем, в Записях Е.И.Рерих, особенно в Записях 1950-х годов, оказался целый ряд сведений, которые по-новому осветили сказанное в «Тайной Доктрине», не известное большинству ранее, после чего стало понятно, что до этого времени все, кто не знал этих новых сведений, тем самым не имели возможности понять многие центральные положения эволюции планеты и человечества, уже изложенные в тексте «Тайной Доктрины». Таким образом, существует глубина, или вертикаль Знания, и напечатанное Откровение для большинства может по-прежнему оказаться невоспринятым во всей глубине или высоте.

Напечатанное, или визуально показанное в мистериях Знание – вполне может продолжать оставаться ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ.

Агни Йога, как в своих классических четырнадцати книгах, данных до 1944 года, так и тем более в вершине Учения Агни Йоги – Записях Е.И.Рерих 1950-х годов – является многомерным Эзотерическим знанием.

Эзотерическое в текстах Агни Йоги – это вершина Знания, когда-либо изложенного письменно на планете.

 

А.В.Владимиров, 18 февраля 2020

На рис. после заголовка (треугольник в окружности): эмблема Храм Вселенский. «На первой и второй части книги “Листы Сада Мории” изображён Храм Вселенский...» (Письмо Е.И.Рерих 15.01.1938).

сайт – https://vav.ru/vav/

почтовый адрес – vav1vav@mail.ru

Записи Е.И.Рерих (Архив Владимирова):

https://yadi.sk/d/jR6ve5JcljdsAw

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: