СТУДИЯ «PUSH-PIN» ( КНОПКА)




Тема 20.1. КОНЦЕПЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

Терминология и истоки направления постмодернизм

В эстетике и искусствознании ХХ века термин МОДЕРНИЗМ

употребляется для обозначения явлений культуры и искусства авангардного характера, возникших под влиянием новых концепций в искусстве, дизайне, а также достижений научно-технического прогресса. В европейском дизайне и искусстве термин применяется для обозначения концепций от периода авангарда до периода ПОСТМОДЕРНИЗМА (в советской искусствоведческой литературе термин применялся для критики всего, что не соответствовало концепции социалистического реализма).

Авангардное искусство первой половины ХХ века наметило новые направления художественной деятельности и визуальные приемы (реди- мейд, коллаж, фотомонтаж, мерц, абстракция). В рамках направления - модернизм, начала формироваться пост-культура, в 1960 -70- е годы она получила название и переросла втворческоенаправление - ПОСТМОДЕРНИЗМ («после модернизма», «прошедший этап модернизма»). Модернизм продолжил поиски нетрадиционных художественных стратегий, проявившихся, например, в направлении искусства поп-арт, где разрушались границы между искусством и действительностью.

 

 

Направлению в искусстве поп-арт, удалось преодолеть пропасть между высоким искусством и массовой культурой. Сначала художники - новаторы в 1950-х годах в лондонском Институте современного искусства создали независимую художественную группу. Одновременно в Нью-Йорке художники обратились к образам и языку комиксов, упаковок и городской рекламы. Их объединило применение в произведениях искусства языка коммерческой культуры. Художники попытались трансформировать понятия и визуальный язык масскульта в эстетические ценности.

Произведения искусства направления поп-арт, рассчитанные на демонстрацию в картинных галереях, были враждебно приняты критиками и зрителями. Музейной аудитории были непонятны изображения упаковок, газетных фотографий, комиксов, портретов кинозвезд и копии реальных предметов из папье-маше. В работах не было привычного художественного образа человека, он появлялся, как объект потребления, и выглядел мелодраматичным и ироничным персонажем.

Искусство поп-арт не являлось рекламой. От массовой культуры были взяты только темы, материалы, манера исполнения. Это концепция искусства, противостоящего массовой культуре общества потребления и его ценностям.

В 1962 году Музей современного искусства в Нью-Йорке был вынужден провести симпозиум по вопросу: является ли поп-арт беспредметным авангардным искусством? Визуальные знаки и приемы поп-арта происходили от предметов и потребностей массового покупателя, выражали «дух буржуазии» и визуально

не отличались от рекламы. Искусствоведы заявили, что, «художники хотят примирить искусство с миром потребителей, банальных и вульгарных». На этой конференции было введено, по отношению к данному направлению, понятии «КИТЧ» ( в пер. с нем.- халтура, подделка, дешевка),как проявление массовой культуры и феномен, включающий популярное коммерческое творчество. Действительно, художники отразили обывательские представления о мире вещей и событий. Новый культурный феномен – массовость, стал частью искусства общества потребителей, коллективных настроений и общественного поведения. Если концепция так убога и проста, то почему же Рой Лихтенштейн, Энди Уорхал, Джеймс Розенквит и др. стали культовыми художниками ХХ века? Как обыденное стало художественными символами эпохи, а сентиментальность, мелодраматичность и ирония повлияли на постмодернистскую культуру конца ХХ века?

 

Поп-арт эстетически преобразовал продукты массовой культуры, выпускаемые промышленным способом, и сделал их вечным искусством. Визуальные шаблоны: комиксы, банки от использованных консервов, коробки, бутылки, изображения популярных звезд и скандальные вырезки из газет художники смогли вписать в художественную культуру общества. Они перенесли темы, технологии и производственные материалы «ширпотреба» в эстетику искусства.

«То, что может казаться на улице пошлым, в художественной галерее способно приобрести неожиданную оригинальность», утверждал Уорхал, который ярко отразил в своем творчестве бунтарские идеи поп-арта, и стал не менее популярным, чем голливудские поп-звезды.

Постмодернизм

В понятие «постмодернизм» попадают философия, эстетика, искусство и дизайн последних десятилетий ХХ века. Термин приобрел популярность в 1970-е годы. Единственной ценностью творчества провозглашалась свобода самовыражения художника, отрицались любые концепции тотальности в искусстве.

В графическом дизайне период начинается с деятельности Вайнгардта и его учеников, которые отрицали ортодоксальность швейцарского стиля.

Ироничное цитирование, разочарование в классических идеалах и ценностях искусства и эклектика стали проявляться во всех направлениях творчества после модернизма. Видение среды обитания человека, как хаоса, вылилось в опыты игрового освоения мира. В произведения искусства и дизайна эстетическое отношение к истории поменялось - прошлое как бы «просвечивало» в постмодернистских произведениях сквозь наслоения представлений и стереотипов о нем. Форма воплощения сложных образов постмодерна анализирует и интегрирует язык искусства прошлого. Постмодернизм даже получил характеристику культуры second hand, как будто в нем нет ничего нового, нет связи с реальностью. Он играет со старыми стилями и экспериментирует в создании парадоксальных изображений, воссоединяя прошлое и настоящее.

На формирование концепции творчества в постмодернистскую эпоху повлияли идеи постфрейдистов, теория бессознательного и принципы иронизма. Искусство авангарда было ориентировано на новизну и жизнетворчество. Постмодернизм направлен на ироничное цитирование и манипулирование любыми формами и стилями прошлого искусства. Его новизна – это сплав старого в новой авторской форме. Ирония становится смыслообразующим принципом, возвышенное - удивительным, трагическое – парадоксальным.

Постмодернизм использует любые готовые формы: от утилитарных предметов до художественного заимствования. Инновации авангарда заменяются приспособленностью культурного наследия к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям, новым стереотипам восприятия.Сознательный эклектизмпитает гипертрофированную избыточностьхудожественных средств и своеобразный эстетический фристайл. Присутствует эклектика любых форм, неограниченное цитирование и парадоксальная смесь стилей. Сплав чувств и концепций в постмодернистском творчестве, обусловил асимметрию, дисгармонию цельного, доводя в отдельных случаях до эстетизации безобразного.

Маргинализм (от лат. слова – «крайний», не признающий общепринятых норм и правил) и субъективность внесли в искусство постмодернизма дестабилизацию классических ценностей. Новое отношение к массовой культуре (начатой искусством поп-арта эстетизацией повседневности и ширпотреба), привели к трансформации критериев в оценке ряда феноменов культуры, и стиранию граней между традиционными видами и жанрами искусства. Доступность технических средств воспроизводства в 1980-е годы привела к сомнениям в подлинности, индивидуальности и оригинальности авторского творчества.Произошла сознательная переориентация с классического понимания образа на создание ироничного изображения при помощи другого выразительного языка.

Особенностью русского постмодернизма является его близость к искусству андеграунда советского периода: он политизирован, антинормативен (стёб), близок «шоковой эстетике» (чернуха). Постмодернизм в России нередко мистифицирует «пропущенные» в советский период художественные течения (сюрреализи, дадаизм и др.) и включает ремейки из больших стилей. (Такие явления как «попса», «суррогат», «ширпотреб» зачастую не имеют отношения к культуре и дизайну, их необходимо отделять от творчества. Напротив, магринальные коллекции одежды и ироничная «быдлопопса» Дениса Симачева интересны, рекомендую посмотреть).

 

СТУДИЯ «PUSH-PIN» (КНОПКА)

Сайт www.pushpinic.com

Студия появилась в 1954 году в Нью-Йорке. Многие годы «Пуш-Пин» была ориентиром в графическом дизайне эпохи постмодернизма. Дизайнеры студии Милтон Глейзер, Сеймур Чваст, Эдуард Сорель, Рейнольд Раффинс выступили против наборного шрифта (использовали шрифт «от руки»), делали упор на авторскую иллюстрацию. В это время радикально менялись телевиденье, фотография и другие визуальные коммуникации. Поколение графических дизайнеров второй половины ХХ века вдохновлялись также образами искусства поп-арт.

«Пуш - пин студия» создала свой стиль: остроумный сюрреалистичный, ироничный. Они объявили войну здравому смыслу, выступив за индивидуальность и непосредственность. Работы объединяет эклектика, отсутствие стройного мировоззрения, доля абсурдности и иррациональности.

В 1970-годы графические дизайнеры увлекались цитатами из викторианского стиля, ар-деко, ар-нуво и рисовали гарнитуры, украшенные завитушками.

Могильщики типографики

В Швейцарии (Вайнгардт и его ученики), в США (Герб Любалин, Пуш-Пин и др.), в Японии, Голландии и многих европейских странах графические дизайнеры вводили в композиции сюрреалистические коллажи, рисованные шрифты, эклектичные иллюстрации, нарушали принципы швейцарской верстки.

В 1980-е годы молодыеграфические дизайнеры экспериментировали с версткой за гранью функциональных коммуникации при помощи новых технических средств. (Невил Броуди - в Англии; Девид Карсон, Зюзана Личко, Руди Ван дер Ланс - в США).

Случайность стала добродетелью. Из «типографских хулиганов» к концу ХХ века постмодернистские графические дизайнеры превратились в респектабельных лидеров компьютерной верстки. Графический дизайн все больше становился средством воздействия на эмоциональном и подсознательном уровне. Смысловая нагрузка постепенно теряла значения, уступая эмоциональному, игровому, индивидуальному подходу.

 

Задание по теме (на выбор):

1. Милтон Глейзер – лидер «Push-Pin», основатель исследовательского центра и архива графического дизайна. Преподаватель Школы визуальных искусств в Нью-Йорке. Автор эмблемы города «Я люблю Нью-Йорк», знаменитого плаката «Боб Дилон». Сейчас ему 90 лет. Есть персональный сайт.

2. Сеймур Чваст – соавтор книги «Эволюция графических стилей», Сейчас ему 87 лет. Есть персональный сайт

3. Девид Карсон – называл себя «могильщиком типографики»,

(64 года, США). Приезжал с мастер-классами в Россию.

4. Невил Броуди – «иронический панк» новой волны 1990-х

(63 года, Англия). Проводил мастер-классы в Москве, Тюмени

 

Это только некоторые графические дизайнеры постмодернизма. Можно выбрать любого художника, если нравится кто-то другой. Иллюстрации можно посмотреть в публикациях или на личных сайтах дизайнеров, многие еще полны творческих сил, преподают, проводят мастер-классы. Некоторые мэтры графического дизайна, такие как Пол Ренд, Ика Танака, начинали как приверженцы швейцарской школы, но затем стали лидерами постмодернизма.

Литература:

Джон Клиффорд. Иконы графического дизайна. М: - Издательство ЭКСМО, 2017

Ш. Филь, П. Филь. Дизайн XXI века. М: -TASCHEN/ Аст-Астрель, 2008.

(в книге представлены авторские концепции современных графических дизайн - студий из разных стран)

На сайте: www.bеhance. В разделах «графический дизайн», «иллюстрация» и др.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: