Практическое занятие № 1.
Тема: Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Показатели безопасности технических систем. Принципы снижения реализации опасности.
Продолжительность занятия – 2 часа.
Цели. Отработать правила поведении при природных и производственных опасностях. Закрепить знания по выявлению и оценке опасных и вредных производственных факторов. Определить показатели безопасности технических систем. Научить обучающихся правильно понимать принципы снижения реализации опасности.
Задачи.
Образовательные:
1. Развивать умения принимать правильные решения при природных и производственных опасностях.
2. Разобрать опасные и вредные факторы.
3. Разобрать показатели безопасности технических систем.
4. Разработать перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей.
Развивающие:
1. Развивать у обучающихся умение анализировать и делать выводы.
2. Формировать умение применять знания, полученные на практическом занятии, в
жизни.
Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение: Презентация, ноутбук, монитор, распечатанный материал из разных источников.
Литература, информационное обеспечение:
1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.
2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.
Краткий теоретический материал.
Природные опасности – это опасности, связанные со стихийными природными явлениями, представляющими непосредственную угрозу для жизни и здоровья человека.
Опасные природные процессы (явления) – это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.
ЗЕМЛЯ – землетрясения, вулканы, засухи, оползни, снежные лавины, гололёд, морозы и т.д. ВОЗДУХ – торнадо, пыльные бури, ураганы и т.д. ВОДА – цунами, штормы, наводнения, приливы, град и т.д. ОГОНЬ – молнии, лесные пожары, взрывающиеся метеориты и т.д.
Стихийное бедствие – это экстремальное, стихийное явление природы, не зависящее от человека, выходящее за рамки повседневных и средних состояний природы по интенсивности, продолжительности и масштабу проявления. Оно обладает поражающими факторами и наносит необратимый существенный ущерб.
Опасность – это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.
В зависимости от вызываемых последствий факторы условно делят на вредные и опасные. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного или даже полезного к вредному и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).
Способы классификации опасностей могут быть разными (см.табл. 1).
Таблица 1
Классификация опасностей и угроз
По объектам человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос | По величине ущербанезначительный, значительный, предельный | По вероятностималовероятные Рi<0,5; вероятные Рi=0,5; весьма вероятные Рi>0,5 |
По масштабу локальные, региональные, глобальные | По причинам возникновения стихийные, программные (преднамеренные) | По характеру физические, энергетические, информационные |
По типу ущерба материальные, моральные, психофизические, комплексные | По виду внешние, внутренние, смешанные | По интенсивности активные, пассивные |
Производственная опасность – возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. (по ГОСТ 12.0.002.74)
Источники опасности: оборудование (предметы, инструменты); технологии, процессы, организация труда, рабочая операция; среда и планировка раб. мест, помещений, зданий, произв. территории; биологические объекты, в т.ч. микробиологическая загрязнённость; физико-химические свойства используемых или образующихся веществ; объём, свойства, интенсивность информаци, энергетич потоков в производ. системе и структуре труд, деятельности.
Вредный производственный фактор – это фактор трудового процесса или среды, воздействие которого при определенных условиях на работника может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности. Заболевание от воздействия вредного фактора – профессиональное заболевание.
Опасный производственный фактор – фактор способный стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или летального исхода.
Опасные и вредные производственные факторы, согласно ГОСТ 12.0.003, делятся по категориям:
- Физические;
- Химические;
- Биологические;
- Психофизиологические.
Физические факторы - движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повышенный уровень вредных аэрозолей, газов; ионизирующих и других излучений; напряжения в электрической цепи; напряженности магнитного и электромагнитного полей, статического электричества; шума, вибраций, повышенная или пониженная температура, подвижность, влажность, ионизация воздуха, атмосферное давление, отсутствие или недостаток естественного света, пульсация светового потока, повышенная контрастность, прямая или отраженная блесткость.
Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).
Психофизиологические факторы - физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).
Химические факторы - токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-88).
В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 по степени опасности вредные вещества подразделяют на четыре класса:
1 - чрезвычайно опасные,
2 - высокоопасные;
3 - умеренно опасные;
4 - малоопасные.
Основными неблагоприятными производственными факторами на предприятиях являются: повышенный уровень шума; повышенное нервно-эмоциональное напряжение; вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны, превышающие предельно допустимые концентрации на рабочих местах.
Предельно допустимый уровень (ПДУ) производственного фактора - такой уровень, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения (ГОСТ 12.0.002-2003).
Четкой границы между опасными и вредными факторами часто не существует. Один и тот же фактор по природе своего действия или уровню может относиться к различным группам и при определенных условиях перейти из разряда вредных в разряд опасных производственных факторов.
Показатели безопасности технических систем определяют способность системы обусловливать при ее эксплуатации безопасность обслуживающего персонала и населения.
К показателям безопасности технических систем следует отнести вероятность безопасной работы человека в конкретных условиях в течение определенного времени, время срабатывания блокировочных и защитных устройств, электропрочность линий передач и т.д.
Принципы снижения реализации опасности.
К техническим относятся принципы: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, «слабого звена», экранирования.
Принцип «слабого звена» состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устройство которого позволяет воспринимать изменение соответствующего параметра и реагировать на него, предотвращая опасное явление. Примером реализации принципа «слабого звена» являются разрывные мембраны, предохранители и другие элементы, применяемые в технике.
К организационным относятся принципы: защиты временем, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, информации.
Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, ПДК (предельно допустимые концентрации), ПДВ (предельно допустимые выбросы), ПДУ (предельно допустимые уровни) и др.
Принцип информации заключается в передаче и усвоении персоналом свода правил, соблюдение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности.
К управленческим относятся принципы: контроля, обратной связи, ответственности, стимулирования, управления, эффективности.
Принципы обеспечения безопасности неразрывно связаны с понятиями гомосферы и ноксосферы.
Гомосфера (от лат. Homo - «человек») - область, зона, в которой пребывает человек.
Ноксосфера (от лат. Пох - «опасность») - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.
Задания для практического занятия:
Задание № 1.
Отметьте рекомендации по поведению человека, соответствующие
природным опасностям.
Рекомендации | Землетрясение | Наводнение | Снежная лавина | Ураган, буря, пурга | Гроза |
Отключите в доме газ, электричество, ТВ, потушите огонь в печи | |||||
Возьмите с собой запас продуктов, воды и теплые вещи | |||||
Остерегайтесь порванных и провисших проводов, поврежденных газовых магистралей | |||||
Перед входом в дом убедитесь в его прочности | |||||
Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место | |||||
Максимально расширьте пространство возле лица и груди | |||||
Ни в коем случае не поддавайтесь панике | |||||
Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку | |||||
Максимально утеплитесь | |||||
Ни в коем случае не покидайте убежища, выходите только на страховке | |||||
Ни в коем случае не спите | |||||
При раскачивании дома или появлении трещин бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или углу, образованном капитальными стенами | |||||
Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток | |||||
Отойдите от отдельно стоящих деревьев | |||||
Закройте все окна и не приближайтесь к ним | |||||
Не передвигайтесь плотной группой | |||||
Окажите первую помощь пострадавшим |
Задание 2. Определите последовательность поведения человека в случае аварии на радиационно-опасном объекте (поставьте в пустых ячейках соответствующие номера). Укажите неверные действия.
Снимите верхнюю одежду, обувь и поместите их в пластиковый пакет. | ||
Включите радио или телевизор и слушайте сообщения. | ||
Тщательно проветрите всю квартиру. | ||
Завершите герметизацию квартиры. | ||
Сделайте запас питьевой воды в герметичной таре. | ||
Покиньте квартиру и попытайтесь найти убежище или противорадиационное укрытие. | ||
Позвоните родственникам: они могут еще не знать о случившемся. | ||
Закройте все окна и двери. | ||
Отключите газ. | ||
Примите душ. | ||
Защитите органы дыхания влажной ватно-марлевой повязкой | ||
Не волнуйте соседей, молчите о случившемся. | ||
Заверните в пищевую пленку открытые продукты и поместите их в холодильник. | ||
Спуститесь в подвал своего дома. |
Задание 3. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 - 74 заполнить таблицу