Краткий теоретический материал.




Практическое занятие № 1.

Тема: Природные и производственные опасности. Опасные и вредные факторы. Показатели безопасности технических систем. Принципы снижения реализации опасности.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Цели. Отработать правила поведении при природных и производственных опасностях. Закрепить знания по выявлению и оценке опасных и вредных производственных факторов. Определить показатели безопасности технических систем. Научить обучающихся правильно понимать принципы снижения реализации опасности.

 

Задачи.

Образовательные:

1. Развивать умения принимать правильные решения при природных и производственных опасностях.

2. Разобрать опасные и вредные факторы.

3. Разобрать показатели безопасности технических систем.

4. Разработать перечень профилактических мер для снижения уровня опасностей.

Развивающие:

1. Развивать у обучающихся умение анализировать и делать выводы.

2. Формировать умение применять знания, полученные на практическом занятии, в

жизни.

Материалы, оборудование, ТСО, программное обеспечение: Презентация, ноутбук, монитор, распечатанный материал из разных источников.

 

Литература, информационное обеспечение:

1. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 288 с.

2. Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: Практикум: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 144 с.

 

Краткий теоретический материал.

Природные опасности – это опасности, связанные со стихийными природными явлениями, представляющими непосредственную угрозу для жизни и здоровья человека.

Опасные природные процессы (явления) – это стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

ЗЕМЛЯ – землетрясения, вулканы, засухи, оползни, снежные лавины, гололёд, морозы и т.д. ВОЗДУХ – торнадо, пыльные бури, ураганы и т.д. ВОДА – цунами, штормы, наводнения, приливы, град и т.д. ОГОНЬ – молнии, лесные пожары, взрывающиеся метеориты и т.д.

Стихийное бедствие – это экстремальное, стихийное явление природы, не зависящее от человека, выходящее за рамки повседневных и средних состояний природы по интенсивности, продолжительности и масштабу проявления. Оно обладает поражающими факторами и наносит необратимый существенный ущерб.

Опасность это явления, процессы, объекты, способные в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека или угрожать его жизни. Опасности могут угрожать не только лично человеку, но и обществу, государству.

В зависимости от вызываемых последствий факторы условно делят на вредные и опасные. Вредные факторы могут привести к ухудшению самочувствия, повышенной утомляемости, снижению работоспособности или к развитию заболевания (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.) Опасные факторы могут привести к травме или резкому ухудшению здоровья (взрывы, яды и др.). Многие факторы становятся опасными только при определенном сочетании (например, одновременное воздействие плохих погодных условий, сложной обстановки на дороге и отвлечение внимания водителя ведут к ДТП). Некоторые факторы в зависимости от уровня воздействий проходят трансформацию от безвредного или даже полезного к вредному и наоборот (например, медикаменты, шум, электрический ток и т.д.).

Способы классификации опасностей могут быть разными (см.табл. 1).

 

Таблица 1

Классификация опасностей и угроз

По объектам человек, коллектив, общество, предприятие, государство, окружающая среда, ближний космос По величине ущербанезначительный, значительный, предельный По вероятностималовероятные Рi<0,5; вероятные Рi=0,5; весьма вероятные Рi>0,5
По масштабу локальные, региональные, глобальные По причинам возникновения стихийные, программные (преднамеренные) По характеру физические, энергетические, информационные
По типу ущерба материальные, моральные, психофизические, комплексные По виду внешние, внутренние, смешанные   По интенсивности активные, пассивные    

Производственная опасность – возможность воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов. (по ГОСТ 12.0.002.74)

Источники опасности: оборудование (предметы, инструменты); технологии, процессы, организация труда, рабочая операция; среда и планировка раб. мест, помещений, зданий, произв. территории; биологические объекты, в т.ч. микробиологическая загрязнённость; физико-химические свойства используемых или образующихся веществ; объём, свойства, интенсивность информаци, энергетич потоков в производ. системе и структуре труд, деятельности.

Вредный производственный фактор – это фактор трудового процесса или среды, воздействие которого при определенных условиях на работника может вызвать профессиональное заболевание, снижение работоспособности. Заболевание от воздействия вредного фактора – профессиональное заболевание.

Опасный производственный фактор – фактор способный стать причиной острого заболевания, резкого ухудшения здоровья или летального исхода.

Опасные и вредные производственные факторы, согласно ГОСТ 12.0.003, делятся по категориям:

- Физические;

- Химические;

- Биологические;

- Психофизиологические.

Физические факторы - движущиеся машины и механизмы, острые кромки, высокое расположение рабочего места от уровня земли (пола), падающие с высоты или отлетающие предметы, повышенный уровень вредных аэрозолей, газов; ионизирующих и других излучений; напряжения в электрической цепи; напряженности магнитного и электромагнитного полей, статического электричества; шума, вибраций, повышенная или пониженная температура, подвижность, влажность, ионизация воздуха, атмосферное давление, отсутствие или недостаток естественного света, пульсация светового потока, повышенная контрастность, прямая или отраженная блесткость.

Биологические факторы включают различные биологические объекты: патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, спирохеты, грибы), а также макроорганизмы (растения и животные).

Психофизиологические факторы - физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Химические факторы - токсические вещества различного агрегатного состояния: дихлорэтан, ацетон, бензол, ксилол, толуол и другие растворители; метан, углекислый газ, ацетилен, другие газы; лаки, краски, эмали; лекарственные средства; бытовые химикаты и многие другие химические вещества.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны - это концентрации, которые при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 ч или при другой продолжительности, но не более 40 ч в неделю в течение всего рабочего стажа не могут вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, обнаруживаемых современными методами исследований, в процессе работы или в отдельные сроки жизни настоящего и последующих поколений (ГОСТ 12.1.005-88).

В соответствии с ГОСТ 12.1.007-76 по степени опасности вредные вещества подразделяют на четыре класса:

1 - чрезвычайно опасные,

2 - высокоопасные;

3 - умеренно опасные;

4 - малоопасные.

Основными неблагоприятными производственными факторами на предприятиях являются: повышенный уровень шума; повышенное нервно-эмоциональное напряжение; вредные химические вещества в воздухе рабочей зоны, превышающие предельно допустимые концентрации на рабочих местах.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) производственного фактора - такой уровень, воздействие которого при работе установленной продолжительности в течение всего трудового стажа не приводит к травме, заболеванию или отклонению в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения (ГОСТ 12.0.002-2003).

Четкой границы между опасными и вредными факторами часто не существует. Один и тот же фактор по природе своего действия или уровню может относиться к различным группам и при определенных условиях перейти из разряда вредных в разряд опасных производственных факторов.

 

Показатели безопасности технических систем определяют способность системы обусловливать при ее эксплуатации безопасность обслуживающего персонала и населения.

К показателям безопасности технических систем следует отнести вероятность безопасной работы человека в конкретных условиях в течение определенного времени, время срабатывания блокировочных и защитных устройств, электропрочность линий передач и т.д.

Принципы снижения реализации опасности.

К техническим относятся принципы: блокировки, вакуумирования, герметизации, защиты расстоянием, компрессии, прочности, «слабого звена», экранирования.

Принцип «слабого звена» состоит в том, что в рассматриваемую систему (объект) в целях обеспечения безопасности вводится элемент, устройство которого позволяет воспринимать изменение соответствующего параметра и реагировать на него, предотвращая опасное явление. Примером реализации принципа «слабого звена» являются разрывные мембраны, предохранители и другие элементы, применяемые в технике.

К организационным относятся принципы: защиты временем, несовместимости, нормирования, подбора кадров, последовательности, информации.

Принцип нормирования заключается в установлении таких параметров, соблюдение которых обеспечивает защиту человека от соответствующей опасности. Например, ПДК (предельно допустимые концентрации), ПДВ (предельно допустимые выбросы), ПДУ (предельно допустимые уровни) и др.

Принцип информации заключается в передаче и усвоении персо­налом свода правил, соблюдение которых обеспечивает соответствующий уровень безопасности.

К управленческим относятся принципы: контроля, обратной связи, ответственности, стимулирования, управления, эффективности.

Принципы обеспечения безопасности неразрывно связаны с понятиями гомосферы и ноксосферы.

Гомосфера (от лат. Homo - «человек») - область, зона, в которой пребывает человек.

Ноксосфера (от лат. Пох - «опасность») - пространство, в котором постоянно существуют или периодически возникают опасности.

Задания для практического занятия:

Задание № 1.

Отметьте рекомендации по поведению человека, соответствующие

природным опасностям.

Рекомендации Землетря­сение Наводне­ние Снежная лавина Ураган, буря, пурга Гроза
Отключите в доме газ, электричество, ТВ, потушите огонь в печи          
Возьмите с собой запас продуктов, воды и теплые вещи          
Остерегайтесь порванных и провисших проводов, поврежденных газовых магистралей          
Перед входом в дом убедитесь в его прочности          
Быстро покиньте дом и выйдите на открытое место          
Максимально расширьте пространство возле лица и груди          
Ни в коем случае не поддавайтесь панике          
Постоянно разрушайте образующуюся от дыхания ледяную корку          
Максимально утеплитесь          
Ни в коем случае не покидайте убежища, выходите только на страховке          
Ни в коем случае не спите          
При раскачивании дома или появлении трещин бегите на улицу либо встаньте в дверном проеме или углу, образованном капитальными стенами          
Не стойте возле рекламных щитов, стеклянных витрин, торговых палаток          
Отойдите от отдельно стоящих деревьев          
Закройте все окна и не приближайтесь к ним          
Не передвигайтесь плотной группой          
Окажите первую помощь пострадавшим          

 

Задание 2. Определите последовательность поведения человека в случае аварии на радиационно-опасном объекте (поставьте в пустых ячейках соответствующие номера). Укажите неверные действия.

 

    Снимите верхнюю одежду, обувь и поместите их в пластиковый пакет.
    Включите радио или телевизор и слушайте сообщения.
    Тщательно проветрите всю квартиру.
    Завершите герметизацию квартиры.
    Сделайте запас питьевой воды в герметичной таре.
    Покиньте квартиру и попытайтесь найти убежище или противорадиационное укрытие.
    Позвоните родственникам: они могут еще не знать о случившемся.
    Закройте все окна и двери.
    Отключите газ.
    Примите душ.
    Защитите органы дыхания влажной ватно-марлевой повязкой
    Не волнуйте соседей, молчите о случившемся.
    Заверните в пищевую пленку открытые продукты и поместите их в холодильник.
    Спуститесь в подвал своего дома.

Задание 3. В соответствии с ГОСТ 12.0.003 - 74 заполнить таблицу



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: