Социальный педагог, оказывая социально-педагогическую помощь детям, подросткам, взрослому населению, реализует следующие функции.
^ Аналитико-диагностическая функция:
изучает, реально оценивает особенности социальной микросреды, степень и направленность влияния среды на личность, социальный статус ребенка, подростка, клиента в различных сферах деятельности и общения, определяет и анализирует социальные факторы, их направленность и влияние на личность;
выявляет достоинства личности ребенка, его «проблемное поле», индивидуально-психологические, личностные особенности;
ставит «социальный диагноз», изучает и реально оценивает особенности деятельности и обучения ребенка;
устанавливает причины отклоняющегося поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия семьи;
содействует выявлению особо одаренных детей;
выявляет детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками развития.
^ Прогностическая функция:
на основе анализа социальной и педагогической ситуации программирует и прогнозирует процесс воспитания и развития личности, деятельность всех субъектов социального воспитания, оказывает помощь в саморазвитии и самовоспитании личности, определяет перспективы развития личности в процессе социализации;
планирует собственную социально-педагогическую деятельность на основе глубокого анализа результата предыдущей деятельности;
строит дерево целей профессиональной деятельности и адекватные ему исполняющую и управляющую программы.
^ Организационно-коммуникативная функция:
способствует включению субъектов воспитывающей деятельности, общественности, населения микрорайона в процесс социального воспитания подрастающего поколения, в совместный труд и отдых, деловые и личностные контакты, сосредотачивает информацию о воздействиях (позитивного и негативного) на воспитанника социально-педагогических учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к этому воспитаннику и его семье;
формирует демократическую систему взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в отношениях детей, подростков и взрослых;
строит взаимоотношения с воспитанниками на основе диалога, сотрудничества.
^ Коррекционная функция:
осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
усиливает или фокусирует позитивные влияния и нейтрализует или переключает негативные влияния;
осуществляет коррекцию самооценки школьников, при необходимости коррекцию статуса ребенка в коллективе, группе сверстников, помогает избавиться от привычек, наносящих ущерб здоровью.
^ Координационно-организационная функция:
организует социально значимую деятельность детей и подростков в открытой микросреде, влияет на разумную организацию досуга;
включает в различные виды воспитывающей деятельности с учетом психолого-педагогических требований;
организует коллективную творческую деятельность детей вместе со взрослым населением;
координирует деятельность всех субъектов социального воспитания;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников и оставаясь при этом руководителем.
^ Функция социально-педагогической поддержки и помощи воспитанникам:
оказывает квалифицированную социально-психолого-педагогическую помощь ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации;
устанавливает доверительные отношения с ребенком (клиентом).
^Охранно-защит функция:
использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
взаимодействует с органами социальной защиты и помощи.
^ Психотерапевтическая функция:
заботится о душевном равновесии ребенка, о его чувствах, переживаниях;
устанавливает доверительные отношения с ребенком, подростком, взрослым;
оказывает вербальное и невербальное воздействие на эмоции и самосознание ребенка (взрослого);
оказывает помощь в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния;
оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, к социальному окружению, к самому себе;
организует ребенку (взрослому) ситуацию успеха.
^ Социально-профилактическая функция:
организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося (девиантного) поведения и преступного (делинквентного) поведения детей и подростков;
влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости;
организует систему мер социального оздоровления семьи, своевременно оказывает социально-правовую и другую помощь семьям и детям групп социального риска.
^ Реабилитационная функция:
организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц (прежде всего несовершеннолетних), вернувшихся из мест лишения свободы, спецучреждений, а также лиц, по разнообразным причинам (болезнь, инвалидность, наркотизм, сексуальная агрессия, лишение свободы, переживание стресса и др.) испытывающих социально-экономические, профессиональные и прочие затруднения в системе общественных, семейных, других отношений, вызывающих различные формы социальной дезадаптации.
____________
Схема 1