Методические рекомендации по проведению фокусированного группового интервью
Фокусированное интервью – это целенаправленное интервью, сконцентрированное на проблеме. Фокусированное интервью относится к качественным методам исследования. Качественные методы ориентированы не на массовый сбор данных, а на достижение углубленного понимания исследуемых явлений. Качественные методы позволяют детально изучить явление в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. Общая стратегия качественного подхода состоит в открытом, поисковом, неструктурированном характере анализа проблемных ситуаций. К качественным методам исследования, кроме интервью относят: наблюдение, проективные методы, анализ документов и др.
Фокусированное интервью может проводиться как в индивидуальном так и в групповом варианте. Групповое фокусированное интервью имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным:
Групповая поддержка в процессе обсуждения проблемы повышает самооценку и уровень мотивации участников группы, что делает процесс обсуждения более интенсивным.
В процессе обсуждения проблемы вместе с рациональным осознанием своего отношения происходит и яркое эмоциональное прочувствование происходящего. Эмоционально окрашенные переживания позволяют участникам по-новому увидеть обсуждаемую ситуацию.
Групповая дискуссия, построенная на основе диалога, обучает взаимодействию участников группы в ситуации, когда важно не только собственное мнение, но и мнение других.
Ценность этого метода состоит также в том, что он позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и сделать их доступными для творческого процесса. Это позволяет проводить в процессе интервью, как изучение, так и коррекцию поведения участников.
|
В настоящее время метод широко используются для организации и проведения социологических и маркетинговых исследований. Кроме того, фокусированное групповое интервью может применяться в здравоохранении, образовании, психологической экспертизе различных социальных программ.
Метод может быть использован:
· для психологического и бизнес консультирования;
· при преподавании психолого-педагогических и социальных дисциплин;
· при обсуждении ключевых вопросов развития;
· для организации и проведения диагностических, коррекционных и профилактических воспитательных мероприятий со школьниками и студентами.
Метод может быть рекомендован медикам, психологам, преподавателям вузов, специалистам по маркетингу и менеджменту для использования в профессиональной практике.
Цель данных методических рекомендаций познакомить с основами организации и проведения фокусированного группового интервью как метода исследования, метода обучения и метода коррекции.
Данные рекомендации могут быть использованы для активизации обучения, для организации личного опыта в процессе обучения, развития коммуникативной и профессиональной компетентности.
I. Принципы организации и проведения фокусированного группового интервью
Проведение фокусированного группового интервью складывается из трех этапов:
1 этап – планирование фокусированного группового интервью.
|
2 этап – проведение фокусированного группового интервью. Включает в себя: организацию места и времени фокусированного группового интервью, работу ведущего и участников группы.
Этап - обработка и анализ результатов.
Планирование фокусированного группового интервью.
Данный этап является подготовительными, он включает в себя:
· выбор темы;
· подбор участников фокусированного группового интервью;
· подготовку вопросов;
· выбор дополнительных методик;
· разработку плана фокусированного группового интервью.
При выборе темы следует, руководствоваться, в первую очередь, критериями проблемности, личной и социальной актуальности темы. Кроме того, важно учитывать не только заинтересованность участников в обсуждении данной темы, но и необходимый объем знаний, позволяющий принимать активное участие в дискуссии.
При разработке плана интервью следует определить его цели и задачи.
В фокусированном групповом интервью на разных этапах проведения могут быть реализованы следующие задачи:
· диагностические;
· коррекционные;
· методические;
· терапевтические.
Диагностические задачи. В условии фокусированного группового интервью у ведущего появляется возможность анализировать содержание ответов участников, отслеживать особенности их поведения, характер взаимодействия отдельных участников с группой и тд. Кроме того, метод позволяет выявить мотивационные аспекты поведения человека, его ожидания, представления, ценности и сделать их доступными для творческого процесса.
Коррекционные задачи. Групповое обсуждение проблемы заставляет участников фокусированного группового интервью представить и защитить свою точку зрения, свою позицию. Фокусированное групповое интервью допускает и изменение установок участников. Все это служит основой для коррекционной работы во время учебного занятия.
|
Методические задачи. При использовании фокусированного группового интервью на учебном занятии студенты получают опыт участников процесса обсуждения. Занятие, организованное в форме фокусированного группового интервью позволяет увидеть процесс изнутри. Дальнейшее обсуждение теоретических и прикладных аспектов организации и проведения фокусированного группового интервью позволяет студентам использовать полученный опыт в своей профессиональной деятельности, самим выступать в роли организаторов и ведущих групповой дискуссии.
Терапевтические задачи. Групповая поддержка в процессе обсуждения проблемы повышает самооценку участников группы. Кроме того, группа, в процессе обсуждения, часто предлагает решение проблемной ситуации, которая может быть использована участниками при возникновении такой ситуации в реальной практике.
В маркетинговых и социологических исследованиях много внимания уделяется подбору и количеству участников групп. Существует ряд критериев, которым должны удовлетворять люди приглашенные для обсуждения темы. Во-первых, они не должны быть лично знакомы с ведущим и друг с другом, не желательно участие в группе друзей и родственников, во-вторых, участники группы не должны были ранее принимать участие в обсуждении сходной темы. Критерии задаются достаточно жестко и участники не соответствующие хотя бы одному из них к работе в группе не допускаются. Однако в условиях учебного процесса сложно создать группу, отвечающую всем этим требованиям. Поэтому целесообразно использовать ряд методических приемов, которые существенно снижают негативное влияние данных факторов и повышают эффективность обсуждения.
Степень знакомства участников не сказывается негативно на обсуждении и получении данных, особенно если вопросы не затрагивают сведений личного характера или каких то интимных характеристик. Кроме того, степень знакомства, как фактор влияния на обсуждение, теряет свою значимость при участии в ней опытного и высококвалифицированного ведущего. Гораздо более принципиальным является вопрос количества участников. Большинство авторов говорят о 8–10 участниках, как об оптимальном количестве для проведения фокусированного группового интервью. Возможный минимум 4-6, максимум 12-15. Меньшее количество делает обсуждение малоинформативным, большее существенно затрудняет работу как группы в целом, так и ведущего. С большим количеством людей можно работать в режиме “аквариума” или же разбивая группу на рабочие подгруппы. Однако следует отметить, что при использовании фокусированного группового интервью как метода исследования необходимо придерживаться рекомендуемого количества участников.
Следующий этап подготовки фокусированного группового интервью - составление плана интервью. План интервью представляет собой описание работы группы, включая вопросы, расположенные в определенной последовательности и дополнительные техники.
Существует ряд методик, которые помогают определиться с последовательностью вопросов во время обсуждения.
Принцип воронки. Обсуждение начинается с широких вопросов, за которыми следуют более узкие. В последовательности перевернутой воронки за закрытыми вопросами следуют вопросы более открытые.
Пятиступенчатая последовательность. Используется для выяснения позиций участников группы и оценки интенсивности мнений по данному вопросу. Она состоит из пяти ступеней, на каждой из которых выделяются:
1. Степень осознания проблемы.
2. Свободные мнения,
3. Специфическое отношение,
4. Причины этих отношений,
5. Интенсивность этих отношений.
Выбор последовательности во многом определяется спецификой группы. Постепенное движение от более конкретных вопросов к более общим будет наиболее эффективным в данной возрастной группе. В остальных возрастных группах, в том числе старших школьников, нет каких бы то ни было, особых рекомендаций для использования той или иной последовательности задавания вопросов.
Так же надо учесть, что первый вопрос ведущего должен быть направлен на то, чтобы включить всех участников в дискуссию. Этот вопрос должен заинтересовать и вовлечь в общее обсуждение каждого участника.
Количество вопросов во многом зависит от обсуждаемой темы и времени обсуждения. Обычно, для часового обсуждения список вопросов включает не более десяти, а чаще пять - шесть вопросов. Необходимо учитывать и то, что, как правило, чем сложнее тема обсуждения, чем она эмоциональнее, чем больше точек зрения в группе, тем меньше вопросов может быть рассмотрено. Кроме того, определенное количество времени следует оставлять в тех случаях, когда планируется использовать дополнительные техники, особенно рисунок, коллаж, ролевые игры.
Формулировка вопросов имеют очень большое значение не только при решении исследовательских задач, но и для установления контакта между ведущим и участниками группы.
По уровню структурированности выделяют следующие типы вопросов:
1.Неструктурированный вопрос (свободный с точки зрения стимула и ответа);
Пример: Что вам больше всего запомнилось из прочитанной книги?
2.Полуструктурированный вопрос
Тип А: структурированный по ответу, свободный по стимулу;
Пример: Какие переживания связаны у вас с профессиональной практикой?
Тип Б: структурированный по стимулу свободный по ответу;
Пример: Какие качества необходимы на ваш взгляд, что бы быть хорошим психологом?
3.Структурированный вопрос (по стимулу и по ответу).
Пример: Хотели бы вы практиковать в области консультирования?
При подготовке вопросов для фокус-группы можно использовать следующие рекомендации:
1. Вопросы в фокусированном групповом интервью проверяются по следующим критериям: длина, количество слов и их однозначность восприятия. Это связано со сложностью восприятия вопросов на слух.
2. Следует избегать длинных вопросов, за исключением тех, в которых необходимо дать вступление или пояснение.
3. В задаваемых вопросах не должно предлагаться вариантов ответа.
4. Слова, используемые ведущим, должны быть понятны, и однозначно восприниматься участникам группы.
5. Можно задавать “вопросы-воспоминания”, которые помогают вернуть респондента к определенным событиям, пережитому опыту.
Кроме того, в фокусированном групповом интервью могут быть использованы дополнительные проективные техники.
Невербальные техники.
Коллаж. Участникам фокусированного группового интервью предлагают наборы журналов, газет, цветные карандаши и просят создать на бумаге какой-либо образ. Помимо разминочной функции, техника создания коллажа позволяет получить целостную картину изучаемого явления, представленного с меньшими искажениями и более наглядного за счет использования различного изобразительного материала.
Рисунок. Предлагается с помощью рисунка выразить свое отношение к чему-либо, свои ощущения. После этого просят подробно пересказать то, что они пытались выразить.
Вербальные техники
Завершение предложений. Эта вербальная техника заключается в следующем: участникам предлагают закончить предложение.
Свободные и направленные ассоциации. Студентов просят быстро, не задумываясь давать свободные ассоциации на то или иное явление. Ассоциации расслабляют участников группы, способствуют снятию напряжения.
Ролевая игра. Участники разыгрывают ситуацию, исходя из определенных ролей, которые заданы ведущим, или определены в группе.
Использование этих техник, позволяет получить дополнительный диагностический материал, и позитивно влияет на активность, сплоченность группы, что позволяет решать помимо диагностических и коррекционные задачи.
Проведение фокусированного группового интервью