1. Психология как самостоятельная наука оформилась:
а) в 40-х гг. XIX в.;
б) в 80-х гг. XIX в.;
в) в 90-х гг. XIX в.;
г) в начале ХХ в.
2. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:
а) эмоцией;
б) рефлексией;
в) сознанием;
г) волей.
3. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям
известно как:
а) аккомадация;
б) адаптация;
в) синестезия;
г) сенсибилизация.
4. Системное социальное качество, приобретаемое индивидом в деятельности и общении, называется:
а) личность;
б) мотивация;
в) темперамент;
г) задатки.
5. Какой тип темперамента имеет преимущества в монотонных видах работы:
а) холерик;
б) сангвиник;
в) меланхолик;
г) флегматик.
6. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:
а) коммуникативной;
б) интерактивной;
в) перцептивной;
г) социальной.
7. Предметом педагогики как науки является:
а) целенаправленно организуемый педагогический процесс;
б) профессиональная педагогическая деятельность;
в) образовательные системы;
г) развитие личности.
8. Основным заказчиком образовательных учреждений выступают:
а) учащиеся;
б) педагогический коллектив;
в) родители учащихся;
г) государства и его ведомства.
9. Какое положение в наибольшей степени соответствует понятию «педагогический процесс»:
а) сотрудничество педагогов и учащихся в процессе решения учебных задач;
б) процесс воспитания;
в) образовательный процесс;
г) совокупность процессов обучения, образования и воспитания.
10. Учебное занятие, организуемое в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов, называется:
а) семинаром;
б) факультативом;
в) беседой;
г) уроком систематизации и обобщения знаний.
11. Основной задачей психологии является:
а) изучение законов психической деятельности;
б) коррекция социальных форм поведения;
в) совершенствование методов исследования;
г) разработка проблем истории психологии.
12. Состояние человека, вызываемое непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели, определяется как:
а) печаль;
б) фрустрация;
в) эйфория;
г) страсть.
13. Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются:
а) темпераментом;
б) характером;
в) чувствами;
г) способностями.
14. Какой из перечисленных методов воспитания не является методом формирования сознания:
а) убеждение;
б) разъяснение;
в) беседа;
г) педагогическое требование.
15. Процесс развития психики от простейших до сознания человека называется:
а) социогенезом;
б) антропогенезом;
в) онтогенезом;
г) филогенез.
16. Способность человека удерживать в центре внимания определённое число разнородных объектов одновременно, называется:
а) подвижностью внимания;
б) распределением внимания;
в) устойчивостью внимания;
г) концентрацией внимания.
17. Многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, называется:
а) социум;
б) привязанностью;
в) общением;
г) взаимоотношением.
18. Основными признаками коллектива являются:
а) разнообразие социальных ролей;
б) традиции;
в) наличие общей цели и совместной деятельности;
г) общность ценностных ориентаций.
19. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:
а) механической;
б) логической;
в) эмоциональной;
г) аудиальной.
20. Стиль педагогического общения, при котором педагог единолично определяет цели взаимодействия и оценивает результаты деятельности учащегося, называется:
а) попустительским;
б) демократическим;
в) игнорирующим;
г) авторитарным.
21. По И.П.Павлову, классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:
а) соотношения жидкостей в организме человека;
б) особенностей функционирования нервной системы;
в) строения тела;
г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.
22. Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности, называется:
а) ощущением;
б) медитацией;
в) абстрагированием;
г) воображением.
23. В процессе обучения учащиеся выступают как:
а) объект педагогической деятельности и субъект собственной
познавательной активности;
б) объект педагогической деятельности;
в) предмет обучения;
г) субъект собственной познавательной деятельности.
24. Чувствами называются:
а) непосредственные переживания чего-либо;
б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;
в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;
г) индифферентные отношения к действительности.
25. Какой из указанных методов воспитания не принадлежит к группе методов стимулирования поведения и деятельности:
а) соревнование;
б) рассказ;
в) поощрение;
г) критика.
26. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:
а) восприятие;
б) рефлексия;
в) внимание;
г) память.
27. Центральной категорией психологии познавательных процессов является:
а) отношение;
б) отражение;
в) установка;
г) восприятие.
28. Развитие организма человека называется:
а) онтогенезом;
б) социогенезом;
в) филогенезом;
г) антропогенезом.
29. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:
а) сангвиник;
б) флегматик;
в) холерик;
г) меланхолик.
30. В Древней Греции педагогами называли:
а) преподавателей ораторского искусства;
б) учителей Спарты;
в) старейшин, возглавлявших школу в Афинах;
г) рабов, сопровождавших детей своего господина в школу.
31. Биологической основой развития способностей являются:
а) гены;
б) задатки;
в) происхождение;
г) род.
32. Педагогика – это наука (выберите наиболее полный ответ):
а) о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания;
б) об искусстве воздействия воспитателей на воспитуемых;
в) о воспитании, обучении и образовании людей;
г) о педагогической деятельности.
33. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,
называется:
а) восприятием;
б) мышлением;
в) воображением;
г) вниманием.
34. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:
а) объем;
б) концентрация;
в) распределение;
г) переключение.
35. Основными категориями педагогики являются:
а) среда, наследственность, воспитание;
б) воспитание, обучение, образование;
в) созревание, система, социализация;
г) знания, умения, навыки.
36. Организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью превращения их в привычные формы поведения называется:
а) педагогическим требованием;
б) воспитывающей ситуацией;
в) приучением;
г) поручением.
37. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:
а) восприятием;
б) воображением;
в) мышлением;
г) памятью.
38. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:
а) наглядно-образная;
б) феноменальная;
в) эмоциональная;
г) словесно-логическая.
39. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:
а) рефлексией;
б) идентификацией;
в) эмпатией;
г) симпатией.
40. Целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности называется:
а) образовательным процессом;
б) воспитательным процессом;
в) развивающим процессом;
г) процессом самореализации.
41. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это;
а) ощущение;
б) восприятие;
в) представление;
г) воображение.
42. Критериями воли не являются:
а) волевые действия;
б) волевые качества личности;
в) выбор мотивов и целей;
г) показатели интеллектуального развития.
43. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:
а) чувства;
б) воля;
в) психические состояния;
г) внимание.
44. По Гиппократу, классификацию типов темперамента необходимо строить с учетом:
а) соотношения жидкостей в организме человека;
б) особенностей функционирования нервной системы;
в) строения тела;
г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.
45. Гиперопека в семейном воспитании приводит к:
а) безынициативности и нерешительности детей, к бунту против родительского авторитета;
б) физическим, психологическим и нравственным травмам детей;
в) безнадзорности и бесконтрольности;
г) навязчивым страхам и постоянной тревоге.
46. К принципам системы образования России не относится:
а) принцип автономности;
б) принцип адаптивности;
в) принцип демократизации;
г) принцип единства культурного и образовательного пространства.
47. Начальным источником всех наших знаний о внешнем мире и собственном теле является:
а) потребность;
б) мышление;
в) ощущение;
г) воображение.
48. Развитие человека как вида называется:
а) онтогенезом;
б) социогенезом;
в) филогенезом;
г) антропогенезом.
49. Активность, как всеобщая характеристика живого, получила в человеческом обществе название:
а) сознание;
б) деятельность;
в) рефлекс;
г) реакция.
50. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается с одного вида работы на другой, малоактивен:
а) сангвиник;
б) флегматик;
в) холерик;
г) меланхолик.
51. К формам мышления не относится:
а) суждение;
б) умозаключение;
в) представление;
г) понятие.
52. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:
а) сангвиник;
б) флегматик;
в) холерик;
г) меланхолик.
53. Восприятие сигналов среды нервной системой осуществляется с помощью:
а) детекторов;
б) акцепторов;
в) рецепторов;
г) анализаторов.
54. Психология как наука о душе была определена:
а) более 3-х тыс. лет назад;
б) более 2-х тыс. лет назад;
в) в XVI в.;
г) в XVII в.
55. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей ее жизни, называется:
а) образованием;
б) образованностью;
в) непрерывностью образования;
г) системой образования.
56. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:
а) гордостью нации;
б) избирателем;
в) личностью;
г) интеллектуалом.
57. Основными функциями обучения являются:
а) образовательная, развивающая, воспитательная;
б) обучающая, формирующая, контрольная;
в) коммуникативная, трудовая, информационная;
г) развивающая, формирующая, организующая.
58. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:
а) мышление;
б) инсайт;
в) интеллект;
г) одаренность.
59. Основополагающим и определяющим компонентом любой системы воспитания являются:
а) цели воспитания;
б) результаты воспитания;
в) основные направления воспитательной деятельности;
г) методы, приёмы и технологии воспитания.
60. Цели обучения определяются:
а) потребностями и возможностями общества;
б) мастерством педагога;
в) индивидуальными особенностями обучаемых;
г) средствами обучения.