Третья группа: это люди, наводящие невежество.




 

И их много среди тех, кто приписывает себя к Сунне и следованию саляфам.

Они говорят: «Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) не знал смыслы ниспосланных ему аятов Сыфатов, и Джибриль тоже не знал их смысла, и сподвижники тоже этого не знали».

 

Точно также, они говорят и про хадисы Сыфатов: что их смысл знает лишь Аллах – и это наряду с тем что Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) произнес их по своему выбору, добавив к тем Аятам Сыфатов что были в Коране другие Качества Аллаха.

 

И по их слову, получается, что Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) произнес слова, смысла которых не знал.

 

И эти люди думают, что они в этом своем подходе следуют за словами Аллаха: «А толкование этого знает лишь Аллах» (Аль Имран, 7)

 

И многие из саляфов остановились в этом аяте так: «А толкование этого знает лишь Аллах»

И эта остановка правильная, однако, эти люди не смогли различить между смыслом слов, и их толкованием, и между тем толкованием, о котором знает лишь Аллах – и подумали, что толкование, упомянутое здесь – это, то же толкование, которое делают поздние.

И они ошиблись в этом!

 

 

Ведь у слова «та’уиль» (толкование) – есть три смысла:

 

Первый смысл, и это терминология многих поздних – это отведение слов от его внешнего смысла, к более редкому смыслу, по причине довода, который требует так сделать.

И толкование слов на их внешнем смысле не будет «та’уилем» (толкованием) согласно их терминологии.

 

И они подумали, что Аллах в данном аяте под словом «тауиль» имеет ввиду это, и что у текстов есть какое-то толкование, которое противоречит их внешнему смыслу, и которое знает лишь Аллах, или же знают его те, кто делают толкования.

 

И некоторые из них говорят: «Эти аяты оставляются на их внешнем смысле, и в них имеется ввиду, их внешний смысл», и в то же время говорят: «У них есть толкование, однако его знает лишь Аллах».

 

И это путаница и противоречие самим себе, и в такую путаницу попали многие из тех, кто приписывает себя к Сунне из последователей четырех мазхабов и других.

 

Второй смысл слова «тауиль»: это толкование слов, все равно, это их толкование на внешнем смысле, или на переносном.

 

И это терминология большинства толкователей Корана, и других ученых.

И этот «тауиль» (толкование) – его знают утвердившиеся в знаниях, и именно это имели ввиду те саляфы, кто остановился при чтении этого аята в другом месте, и прочитал: «И не знает его никто, кроме Аллаха, и утвердившихся в знаниях» - как это передано от Ибн Аббаса, Муджахида, Мухаммада Ибн Джафара Ибн аз Зубейра, Мухаммада Ибн Исхака, Ибн Кутейбы, и других.

 

Поэтому, обе этих остановки в чтении аята – являются истиной, каждая со своей стороны – как мы подробно объяснили это в других местах.

 

И поэтому, от Ибн Аббаса передана и та остановка, и та остановка, и обе передачи являются верными.

 

Третий смысл слова «тауиль»: истинная сущность вещей, которая предстанет перед глазами воочию – и она тоже может соглашаться с внешним смыслом слов.

 

И «тауиль» того, о чем Аллах рассказал, что будет в Раю и Аду в этой терминологии – это реально присутствующие и существующие вещи, а не те, их смыслы, которые представляешь в уме, не видя их, и рассказываешь про них языком.

 

И это имеется ввиду под «тауилем», когда это слово приходит в Коране – подобно словам Аллаха в истории о Юсуфе, что Юсуф сказал: «О мой отец! Это «тауиль» (видимый воочию исход) моего того сна – Аллах сделал его действительностью» (Юсуф, 100).

 

И сказал Аллах: «Неужели они дожидаются чего-либо, кроме тауиля (воплощения) пророчества? В тот день, когда оно исполнится, те, которые предали его забвению прежде, скажут: «Посланники нашего Господа принесли истину» (Аль-А’раф, 53).

 

И сказал Аллах: «И если вы разногласите в чем-то, то верните это разногласие к Аллаху и Посланнику, если вы являетесь верующими в Аллаха и Судный День. Это является благом, и будет лучшим по «тауилю» (исходу которым это обернется в Судный День)». (Ан Ниса, 59).

 

И этот вид «тауиля» знает лишь Аллах.

 

И «тауиль» Качеств Аллаха в таком смысле – знает лишь Аллах, и именно это – неизвестный подробный образ, про который имам Малик и другие саляфы сказали: «Утверждение на Троне известно, а подробный образ – неизвестен».

 

[Передано это от имама Малика по пути мутаватир. Сказал хафиз Ибн Абдуль Барр аль Андалуси аль-Малики (368-463 г.х.) разъясняя вопрос Возвышенности Аллаха:

"И истива известно в языке, и понятно - а это Возвышенность, возвышение вверх на что-то, и утверждение и занимание места на этом". Источник: "Ат Тамхид", 7/121].

 

И «аль-истива» (утверждение) известно, и смысл его известен, и тафсир, и можно перевести его на другой язык.

 

[Сказал шейх уль Ислам аль-Ансари (ум. 481 г.х.) «Что же касается перевода, то Аллах сказал: "И сказали иудеи - Рука Аллаха скована". И иудеи сказали это по еврейский, а Аллах передал это от них по арабский. И Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам), составлял по арабский письма в которых Имена Аллаха и Его Качества, и переводил их на другие языки, и писали ему по ассирийски, и переводил ему Зейд Ибн Сабит, да будет доволен и Аллах, на арабский.

И к Аллаху, Свят Он и Велик, взывают на всех языках, и Он отвечает, и клянутся Аллахом на других языках, и клятвы становятся обязательными, и описывают Аллаха на других языках, и познают Его таким образом» (Замм аль-Калям, 610)].

 

Что же касается его подробного образа, то это тот «тауиль», который знает лишь Аллах.

 

И передали Абдур Раззак и другие в своих тафсирах, что Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Тафсир Корана бывает четырех видов:

1 Тафсир который знают арабы из своего языка

2 Тафсир в котором никто не оправдан по невежеству

3 Тафсир который знают ученые

4 Тафсир, который не знает никто кроме Аллаха – и кто заявляет, что знает его, тот лжет» (конец слов Ибн Аббаса – прим.).

 

И это также подобно словам Аллаха: «Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». (Ас-Саджда, 17).

 

И сказал Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам): «Аллах сказал: «Я подготовил для своих праведных рабов такое, что не видывали глаза, и не слышали уши, и что даже не приходило на ум человеку». [Передали его аль Бухари и Муслим].

 

Точно также знание о событиях Судного Дня, и подобном этому – то это тот «тауиль», который знает лишь Аллах – хоть мы и понимаем смыслы текстов о Судном Дне, которые к нам обращены, и понимаем те слова, которыми Аллах хотел научить нас знанию об этом.

 

Сказал Аллах: «Разве вы не поразмыслите над Кораном? Или же на ваших сердцах замки?» (Мухаммад, 24).

 

И сказал Аллах: «Разве они не размышляли над нашими словами?» (Аль Му’минун, 68).

 

И Аллах приказал размышлять над всем Кораном, а не только лишь над какой-то его частью.

 

Сказал Абу Абдур-Рахман ас-Сулями: «Рассказали нам те, кто учили Коран с Усманом Ибн Аффаном, Абдуллахом Ибн Мас’удом, и другими сподвижниками: что они, когда изучали с Пророком (саля Ллаху `алейхи ва салам) 10 аятов, не переходили к следующим, пока не изучали те знания и действия, что эти 10 аятов содержат. И они сказали нам: «Мы изучали Коран, знания, и действия одновременно». [Передал имам Ахмад].

 

Сказал Муджахид: «Я прочитал мусхаф Ибн Аббасу четыре раза от начала и до конца, и спрашивал его про смысл каждого аята». [Передал Абу Нуейм].

 

Сказал аш-Ша’би: «Против любого привнесенного кем-то нововведение – в Книге Аллаха есть разъяснение ». [Аш Шаби – один из больших факихов и муфассиров табиинов, умер в 104 году].

 

Сказал Масрук: «Всё, что говорили сподвижники Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) – знание об этом есть в Коране, однако иногда мы не способны понять, где оно».

[Масрук – один из больших факихов и муфассиров табиинов, умер в 63 году. Асар передал Хатыб аль Багдади в «Факих и Мутафакких», и другие].

 

И этот раздел можно объяснить более широко, и я уже это делал в своем месте.

[Суть предшествующих слов шейха – объяснить, что под тауилем, который знает лишь Аллах, имеется ввиду истинная сущность вещей, видимая воочию – а не смысл шариатских текстов].

 

И цель здесь: разъяснить основы на который строятся порочные убеждения, заблудившие людей разделе знания и Имана в то, с чем пришёл Посланник; и также разъяснить что тот, кто считает Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам) не знающим о смыслах ниспосланного ему Корана, и также Джибриля не знающим про Шариат – тот не считает Коран прямым путём и разъяснением для людей.

 

Затем, эти группа наводящих невежество отрицают доводы разума в этом разделе полностью – таким образом, они наводят невежество в разделе познания Аллаха как на Посланника Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам), так и на его Умму, и говорят, что в этом разделе нет ни шариатских знаний, ни доводов разума – и в этом утверждении соучаствуют с безбожниками со многих сторон!

 

И они ошиблись в том, что они приписали Пророку (саля Ллаху `алейхи ва салам) и саляфам невежество, равно как в этом ошиблась и группа искажающих Сыфаты, и все остальные безбожники.

 

И далее мы кратким образом, чтобы не удлинять чрезмерно - упомянем слова саляфов, процитировав их дословно, и слова тех, кто передавал их убеждения –так, чтобы их убеждения стали ясны.

 

 

✔️ (4) [Слова имамов о Качествах Аллаха]

(Там перечислены следующие ученые:

Умар Ибн Абдуль Ази, аль-Аузаи, Рабиа Ибн Абдур-Рахман, Малик Ибн Анас, Суфьян ас-Саури, Суфьян Ибн Уейна, Лейс Ибн Са’д, аз Зухри, Макхуль, Хаммад Ибн Зейд, Хаммад Ибн Саляма, Яхья Ибн Яхья, Абдуль Азиз Ибн Абдуллах Ибн Аби Саляма Ибн Маджишун, Али аль Мадини, абу Ханифа, Абу Юсуф, Абдуллах Ибн аль-Мубарак, Яхья Ибн Муаз ар Рази, Ибн Аби Хатим, Абу Зур’а ар Рази, Абу Иса ат Тирмизи, Абу Убейд аль Косим Ибн Салям, Саид Ибн Амир ад-Дыб’и, Аббад Ибн аль Аввам аль Васиты, Абдур Рахмана Ибн Махди, Ибн Хузейма, Ибн Аби Хатим от аль-Асмаи, Мухаммад ибн Идрис аш Шафии, Ибн Аби Заманин, Юсуф Ибн Ади, Яхья Ибн Маин, и другие).

 

Передал Абу Бакр аль Бейхакы в книге «Аль Асма уа ас-Сыфат» с достоверным иснадом от аль Аузаи: «Мы, и табиины, были единогласны на том что Аллах над Троном, и вере в Его Качества, которые пришли в Сунне».

 

И аль-Аузаи – один из четырёх главных имамов во времена табии табиинов –Малик был имамом людей Хиджаза, Аль-Аузаи был имамом людей Шама, Лейс Ибн Саад имамом людей Египта, а Суфьян ас-Саури – имамом людей Ирака.

 

И здесь аль-Аузаи передает, что во времена табиинов была крайне известной вера в то, что Аллах над Троном, и Его Качества пришедшие в шариатских текстах.

 

 

Передал Абу Бакр аль Халляль в книге «Ас-Сунна» от аль-Аузаи что он сказал: «Были спрошены Макхуль, и аз Зухри про толкование хадисов, и они сказали: «Проходите хадисы так, как они пришли».

 

И передано также от Валида Ибн Муслима, что он сказал: «Я спросил Малика Ибн Анаса, Суфьяна ас-Саури, Лейса Ибн Са’да, и аль-Аузаи про хадисы, которые пришли про Качества Аллаха, и все они сказали: «Проходите хадисы так, как они пришли», и в другой передаче: «Проходите хадисы так, как они пришли, не погружаясь в подробный образ».

 

И их слова: «Проходите их так, как они пришли» - опровержение отрицателям Качеств, а их слова: «Не погружаясь в подробный образ» - опровержение уподобленцам.

 

И аз Зухри и Макхуль – были самыми знающими табиинами в их время, а четверо остальных – Ас-Саури, Лейс, Малик и аль-Аузаи – имамы этого мира вовремя табии табиинов. И из их поколения Хаммад Ибн Зейд, и Хаммад Ибн Саляма, и другие.

 

И аль-Аузаи высказался конкретно про утверждение Возвышенности и Качеств уже после того, как появился Джахм Ибн Сафван, отрицавший что Аллах над Троном, и отрицавший Его Качества – и сделал так, чтобы люди знали, что убеждения табиинов были противоположными убеждениям Джахма.

 

И передал Абу аль Касим аль-Азджи, от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что он сказал: «Я слышал, как у Малика Ибн Анаса упомянули тех, кто отрицает хадисы Сыфатов, и он сказал: «Сказал Умар Ибн Абдуль Азиз: «Проложили Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и праведные халифы после него путь.

 

Взять его – следование Книге Аллаха, полнота подчинения Аллаху, и сила в религии Аллаха.

И нет права ни у кого из творений менять его, или заменять, или смотреть на что-то, противоречащее ему.

 

И кто руководствовался им – тот следует верному руководству, и кто искал помощи в нём – тот победит, а кто оставил его, и последовал не пути верующих – направит его Аллах туда, куда он обратился, и уделом его будет Джаханнам, и сколь же скверно это пристанище!».

[Передали также аль Аджурри, Ибн Батта, аль-Лялякаи, аль Багдади, и другие, и это достоверно от Малика].

 

 

И передал аль Халляль с иснадом, все передатчики которого – достоверные имамы, от Суфьяна Ибн Уейны, что он сказал: «Спросили Рабиа Ибн Абдур-Рахмана про слова Аллаха: «Милостивый утвердился на Троне» (Та Ха, 5) – «Каким образом Он утвердился?», и Рабиа сказал: «Утверждение является известным, а подробный образ этого не осмыслим. Аллах послал нам Посланника, и Посланник донёс ясным образом, а мы должны веровать».

 

И точно такие же слова переданы от Малика Ибн Анаса, ученика Рабиа, по многим иснадам.

Из этих иснадов то что передали Абу аш Шейх аль-Асбахани, и Абу Бакр аль Бейхакы, от Яхья Ибн Яхья, что он сказал: «Мы сидели у Малика Ибн Анаса, и пришёл один человек, и сказал: «О Абу Абдуллах! «Аллах утвердился на Троне» - каким образом Он утвердился?».

 

И Малик опустил голову, и мы увидели, как по его голове потёк пот, и он помолчал, затем сказал: «Утверждение известно, а его подробный образ неизвестен. И веровать в него обязательно, и спрашивать о нём (такие вопросы) – нововведение. И я считаю тебя нововведенцем!».

 

И имам Малик приказал выгнать его, и его выгнали».

 

И слова Малика и Рабиа: «Утверждение известно, а подробный его образ не осмыслим» - соответствует и соглашается со словом других: «Проходите эти хадисы так, как они пришли, без погружения в подробный образ».

 

И они отрицали погружение в подробный образ, а не само Качество.

 

И если бы они веровали лишь в слова, без понимания их смысла – то они не стали бы говорить: «Утверждение на Троне известно, а подробный образ его неизвестен», и не стали бы говорить: «Проходите их так, как пришли – без погружения в подробный образ» - ведь если бы они веровали лишь в слова без понимания смысла, то невозможно было бы сказать: «Утверждение известно», напротив, оно было бы неизвестно и подобно просто бессмысленным буквам алфавита.

 

И также, не было бы нужды отрицать знание о подробном образе вещи, если вообще не понимаешь из слов никакого смысла об этой вещи. Отрицать знание о подробном образе Качеств можно лишь тогда, когда ты утвердил сами Качества.

 

И также, тот кто отрицает Качества, основанные на шариатских текстах, или вообще любые Качества – ему нет нужды говорить: «Без погружения в подробный образ». Ведь тот, кто говорит: «Аллах не над Троном», не говорит: «Аллах не над Троном, без погружения в подробный образ», и не нуждается в этой добавке.

 

Поэтому, если бы путем саляфов было отрицание Сыфатов, они не стали бы говорить: «Без погружения в подробный образ».

 

И также, слова: «Проходите эти хадисы так, как они пришли» - значат оставление их смыслов и указаний таким, какое оно есть – ведь эти тексты являются словами, указывающими на смыслы – и если бы их указание следовало бы отрицать, то надо было бы говорить: «Проходите эти слова, будучи убежденными, что понимаемый из них смысл не имеется ввиду, и убежденными, что Аллаха нельзя описывать тем на что они указывают во внешнем смысле».

 

И если так сказать, то они ведь уже не проходятся так, как пришли, и не говорится в таком случае: «Без погружения в подробный образ», ведь отрицание погружения в подобный образ той вещи, которая сама по себе не утверждается – бессмысленные слова.

 

И передали аль-Асрам в «Ас-Сунна», и Абу Абдуллах Ибн Батта в «Аль Ибана», и Абу Умар ат Таламанки и другие с достоверным иснадом от Абдуль Азиза Ибн Абдуллаха Ибн Аби Саляма Ибн Маджишуна – и он один из трёх имамов Медины коими были Малик, Ибн Аби Зи’б, и он – что его спросили про то, что отрицают джахмиты, и он ответил: «Я понял твой вопрос про джахмитов, и про то во что они ввязались касательно качеств Великого Господа – Господа, величие которого невозможно описать и предположить, и бессильны языки истолковать его Сыфаты, а разумы познать Его Степень. Его величие оттолкнуло попытки разумов познать Его, и не смогли они это сделать, и вернулись разумы униженными и утомленными.

 

И им было приказано думать и размышлять с оценками и предположениями лишь про то, что сотворил Аллах, и задаются размышлениями о подробном образе лишь того, чего раньше не было, а затем оно было сотворено.

 

Что же касается Того, кто был вечно, и не прекращает Бытие, и никто не подобен Ему – то о своем подробном образе знает лишь Он сам.

 

Как же можно оценить степень того, кто не исчезал и не умирал? Как может у какого-то из его качеств быть предел или конец, который бы кто-то познал или описал?

 

И вместе с этим, Аллах является ясной истиной, и нет никакой истины истинее Него, и ничего нет яснее чем Он.

 

И доводом на бессилие разумов описать истинным образом Его Качества является их бессилие описать истинным образом самые малые творения Аллаха, которые исчезают и гибнут, и которые почти невозможно увидеть из-за их размера, и которые сами не видят и не слышат – по причине того как они прячутся от тебя. Ты видишь, как такие вещи прячутся от тебя и затрудняют тебя!

 

Так благословенен же Аллах, лучший из Творцов, творец людей, и Господин господ, и Господь всех людей. «Нет ничего равного Ему, и Он – слышащий, видящий» (Аш Шура, 11).

 

Знай, да помилует тебя Аллах – то что тебе не нужно натужно описывать то, чем Аллах не описал Сам себя – ведь даже то, чем Он описал сам Себя, ты не можешь оценить в полной мере. И если ты не можешь в полной мере оценить то, чем Аллах описал сам Себя – то это значит, что Он не возложил на тебя знание того, чем Он себя не описал.

 

Что ты с этим сделаешь? Разве это будет тебе доводом на какое-то поклонение Аллаху, или удержание тебя от ослушания?

 

Что же касается тех, кто натужно и глубоко погружаясь, отрицает качества, которыми Аллах описал Сам Себя, то «дьяволы на земле обольстили его и привели в замешательство» (Аль Анам, 71), и он стал аргументировать на отрицание Качеств которыми Аллах описал себя, говоря: «Если мы опишем Аллаха этими Качествами, то получается, что у Него будет то, и то» - и называет какие то имена которые придумал от себя.

 

[Как например их слова: «Если мы утвердим для Аллаха Руки – значит, что у Него есть органы», «Если мы утвердим, что Аллах на Троне – значит Он тело», и т.д.].

 

Таким образом, он отклонился от ясного, и погрузился в скрытное, и стал отрицать то чем Аллах описал Сам себя – посредством тех вещей, о которых Аллах промолчал.

 

И такой человек постоянно прислушивался к тому, что диктуют ему шайтаны, пока не дошёл до отрицания слов Господа: «Лица одних в тот день будут сиять, и взирать на своего Господа» (Аль Кыяма, 22-23), и заявил: «Никто не увидит Аллаха в Судный День».

 

И таким образом, он стал отрицать то что является – клянусь Аллахом – самым великим почётом, которым Аллах почти своих приближенных в Судный День – взор на Его Лик, и Сияние Его Лика им, на седалище истины возле Всемогущего Властелина.

 

И Аллах постановил, что они будут сиять, и смотреть на Его Лик, и не умрут. А умрет лишь тот, кто увидел бы Аллаха на Земле. Когда же Аллах предначертал после Дня Суда, и отменил смерть и исчезновение – Он почтил своих приближенных встречей с Собой и взглядом на Себя.

 

И клянусь Господом Небес и земли, Аллах непременно сделает Взор на Него наградой в Судный День для искренних, и по причине Взора на Него осветятся их лица – и не осветятся лица преступников, и по причине этого разобьются в прах все их аргументы и оправдания, и они будут скрыты в тот день от Аллаха и не увидят Его – равно как утверждали, что Аллаха невозможно увидеть.

 

И Аллах не будет говорить с ними, и не посмотрит на них, и им будет уготовано мучительное наказание.

 

И как же не поразмыслил этот человек над словами Аллаха: «Они в тот день будут скрыты завесой от своего Господа» (Аль Мутаффифин, 15)?

 

Неужели этот порочный человек считает, что для них будет наказанием и обделением то, что будет таким же образом по его утверждению и у приближенных Аллаха?

 

[Раз приближенные Аллаха тоже не увидят Аллаха по его утверждению, то в чем разница между ними и врагами Аллаха, и в чем наказание для них в виде завесы от Аллаха?].

 

И он лишь стал отрицать Видение Аллаха в Судный День затем, чтобы утвердить свой заблудший заблуждающий аргумент.

[То есть – он отрицает что Аллаха можно увидеть вообще, поэтому и отрицает видение в Судный День].

 

И он ведь знает, что, когда Аллах предстанет перед ними в Судный День – люди увидят его так, как веровали до этого – а этот человек отрицал Его.

 

И мусульмане сказали Пророку (саля Ллаху `алейхи ва салам): «О Посланник Аллаха, увидим ли мы нашего Господа?»

 

И Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) ответил: «Вы мешаете один другому, когда видите солнце в безоблачную погоду?»

 

Они ответили: «Нет».

 

Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «И вы увидите вашего Господа также»

[Передали аль Бухари и Муслим].

 

И также сказал Посланник Аллаха (саля Ллаху `алейхи ва салам): «Ад не заполнится, пока Могущественный не поставил на него свою Ногу, и тогда Ад скажет: «Достаточно, достаточно», и Ад согнется и войдет одна его часть в другую».

[Передали аль Бухари и Муслим].

 

И сказал Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) Сабиту Ибн Кейсу: «Аллах смеется тому, что ты сделал со своим гостем вчера». [Передали его аль Бухари и Муслим].

 

И также сказал Пророк в (саля Ллаху `алейхи ва салам) хадисе, который до нас дошёл: «Аллах смеется над вашим отчаянием и напряжением перед тем, когда Он отвечает на ваши дуа».

 

И сказал ему один бедуин: «А наш Господь что, смеется?»

 

Пророк (саля Ллаху `алейхи ва салам) сказал: «Да»

 

Бедуин сказал: «Нам не будет недоставать блага от Господа, который смеется».

[Передал его Ибн Маджа в разделе «Хадисы, которые отрицают джахмиты»].

 

И пришло много других хадисов, подобных этому, которые я здесь все не смогу объять.

 

И сказал Аллах, Свят Он и Велик: «И Он – Слышащий, Видящий» (Аш Шура, 11).

 

И сказал: «Терпи же, ожидая постановления твоего Господа – ведь ты перед Нашими Глазами» (ат-Тур, 48).

 

И сказал: «Я одарил тебя Своей любовью, и тебя взрастили у Меня на Глазах» (Та Ха, 39).

 

И сказал: «Что помешало тебе (о Иблис) совершить поклон приветствия тому, кого Я сотворил своими Двумя Руками?» (Сад, 75).

 

И сказал: «А Земля в Судный День вся будет в Его Пригоршне, а небеса будут свернуты Его Правой Рукой. Пречист Он от их многобожия!» (Аз Зумар, 67).

 

И клянусь Аллахом, Аллах указал им на величие тех своих Качеств, что Он описал, чтобы малы и ничтожны стали в их убеждении аналогичные этим Качествам их качества - и так лучше доходит до их сердец, и на этом сотворены их сердца.

 

Поэтому, то чем Аллах Сам Себя описал, и то что Он назвал через своего Посланника (саля Ллаху `алейхи ва салам) – мы точно также называем как Он назвал, и кроме этого ничего натужно не говорим в описании Аллаха, и не отрицаем то чем Он Себя описал, и не стараемся натужно узнать то, что Он не описал.

 

Знай – да помилует тебя Аллах – что безопасность в религии состоит в том, чтобы ты останавливался там, где тебе было приказано остановиться, и не пересекал начертанные тебе границы.

 

Ведь основой религии является познание одобряемого, и порицание порицаемого.

 

И то, что легко узнать, и к чему спокойно сердце, и основа чего упомянута в Книге Аллаха и Сунне, а Исламская Умма поколение за поколением действовала поэтому – то ни в коем случае не бойся описывать твоего Господа этим, раз Он описал этим Сам Себя, и не пытайся как то, оценивать точную степень описанного Им.

 

Те же описания Господа, которые порицает твоя душа, и ты не видишь, чтобы это было упомянуто в Коране и хадисах Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) – то не старайся узнать это своим разумом, и не описывай Аллаха так своим языком, и молчи про это как промолчал сам Господь.

 

А твоя натужная попытка познать то, что Он сам про себя не рассказал – будет подобна твоему отрицанию того, чем Он сам себя описал.

 

И как ты считаешь страшным отрицание отрицающих те Качества, которые Он про себя рассказал – точно также должен считать страшным натужные попытки каких-то людей описать Аллаха тем, чем Он не описал Сам себя.

 

И велики – клянусь Аллахом – те мусульмане, которые знают одобряемое, и когда они знают его, то знают от них другие – и те мусульмане, которые порицают порицаемое, а по причине их порицания и другие начинают его порицать.

 

Такие мусульмане слушают и принимают те Качества, которыми Аллах себя описал в Коране, и когда до них доходят подобные же тексты от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам).

 

И не заболеет сердце муслима от упоминания этих Качеств и описывания ими Аллаха.

 

[Это важные слова, указывающие на то, что смысл текстов Сыфатов – истина, а не как говорят ашариты, что они проблемные, и указывают на ташбих!].

 

И не пытается верующий натужно описывать Аллаха, оценивая Его, или называть об Аллахе какие-то вещи, которые Он про себя не говорил.

 

А те Качества Аллаха, которые передаются от Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам) – равны в статусе тому, что Аллах сказал о себе Сам.

 

И крепкие в знаниях мусульмане останавливаются там, где кончается их знание, и описывают Аллаха тем, чем Он описал Сам Себя, и оставляют описывать Его тем, упоминание чего Аллах оставил.

 

И они не отрицают те Качеств, что Аллах назвал, и не пытаются описывать Аллаха тем, что Он не назвал, по причине глубокого погружения в эти вопросы.

 

И это потому, что истина - оставить то, что оставил Аллах, и назвать то, что назвал Аллах.

 

А тот же, кто следует не пути верующих – направит его Аллах туда, куда он обратился, и уделом его будет Джаханнам, и сколь же скверно это пристанище!

 

Да дарует Аллах нам и вам мудрость, и причислит нас к числу праведников». (Конец слов ибн Маджишуна).

 

Всё это – слова Ибн Маджишуна, Имама в религии – так поразмысли же над ними! И посмотри, как он утвердил Качества, и отрицал знание об их подробном образе – соглашаясь с остальными имамами.

 

И посмотри, как он порицал тех, кто отрицает Качества Аллаха, аргументируя тем, что из их утверждения вытекает то и то – и это подобно словам джахмитов: «Вытекает из утверждения Сыфатов, что Аллах в таком случае будет телом или явлением, и это значит что Аллах сотворен».

 

И пришло в книге "Аль-Фикх аль Акбар", известной у последователей Абу Ханифы, которую они передали с иснадом от Абу Муты Ибн Абдуллаха аль Булхы, он сказал:

«Я спросил Абу Ханифу про самый главный фикх, и он сказал: «Не следует никому выносить такфир за грехи, и отрицать от кого-либо Иман по причине греха.

 

И следует призывать к одобряемому и запрещать порицаемое, и знать, что постигшее тебя не могло миновать тебя, а минувшее тебя не могло тебя постигнуть.

 

И не следует отрекаться ни от кого из сподвижников Пророка (саля Ллаху `алейхи ва салам), и вставать на сторону кого-то из них против другого, и следует оставлять дело Усмана и Али Аллаху

 

И самый большой фикх лучше, чем обычный фикх в знаниях – потому что если человек будет знать, как поклоняться Господу, это лучше, чем, если он соберет много знаний»

 

Сказал Абу Муты’: «Расскажи мне, про самый лучший фикх?»

 

Абу Ханифа сказал: «Чтобы человек знал Иман и шариатские законы и Сунны и наказания, и разногласие имамов…», и упомянул ряд вопросов Имана, а также вопросов предопределения, и опроверг кадаритов хорошим словами, которые однако не стоит здесь приводить

Затем сказал Абу Муты: «Что ты скажешь насчет того, кто призывает к одобряемому и запрещает порицаемое, и за ним следуют люди, и выходят против общества – считаешь ли ты что это дозволено?»

 

Абу Ханифа сказал: «Нет»

 

Абу Муты сказал: «Почему? Ведь Аллах и Его Посланник (саля Ллаху `алейхи ва салам) приказали запрещать порицаемое и призывать к одобряемому, и это обязательство?»

 

Абу Ханифа сказал: «Да это так, однако они посредством кровопролития и дозволения для себя запретного вредят больше чем приносят пользы»

 

Затем Абу Ханифа рассказал про сражение с хариджитами и неправильно вышедшими против правителя, затем сказал Абу Муты:

"Сказал Абу Ханифа: "Тот, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле – тот кафир, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", а Его Трон – над семью небесами".

 

Я сказал ему: "А если кто-то скажет: "Аллах утвердился над Троном, но я не знаю, где Его Трон – над небесами, или на земле".

 

Абу Ханифа сказал: "Это кафир, потому что он отрицает, что Аллах над небесами". Ведь Аллах – в высочайшей возвышенности, и когда к нему делают дуа, то обращаются в верх, а не вниз".

 

И пришло в другой передаче слов Абу Ханифы: "Я спросил его о том, кто говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами, или на земле, и он сказал: "Такой стал кафиром, потому что Аллах говорит: "Милостивый утвердился над Троном", и его Трон над семью небесами".

 

Я сказал: "Он говорит, что Аллах утвердился над Троном, но не знает, где Трон – над небесами, или на земле".

 

Абу Ханифа сказал: "Если он отрицает, что Он над небесами – он кафир"

 

И пришло в этих словах, известных от Абу Ханифы у его последователей, что Абу Ханифа вынес такфир остановившемуся, который говорит: "Я не знаю, мой Господь над небесами или на земле". Так что же сказать про того, кто отрицает, и говорит, что Аллах ни над небесами, ни на земле?!

И аргументировал Абу Ханифа на куфр такого человека словами Аллаха: "Милостивый утвердился над Троном", и сказал, что Трон над седьмыми небесами.

 

И этим он разъяснил, что слово Аллаха "Милостивый утвердился над Троном" – значит то, что Аллах над семью небесами, над Троном, а затем добавил к этому такфир того, кто сказал, что Аллах утвердился над Троном, но остановился и выявил не знание касательно того, где Трон – над небесами, или на земле.

 

И мотивировал Абу Ханифа такфир тем, что такой отрицает, что Аллах над небесами, ведь Аллах – в самой высшей возвышенности, и к Аллаху взывают обращаясь вверх, а не вниз.

 

И оба эти два довода – доводы фитры и разума, ведь признание того, что Аллах вверху и возвышенности заложено в сердца человека при сотворении, и также заложено то, что к нему обращаются вверх с дуа, а не вниз, и вторая передача от Абу Ханифы пришла ясная в этом.

И затем он сказал: "Кто отрицает, что Аллах над небесами – тот кафир".

Передал это слово от него шейх уль Ислам Абу Исмаиль аль-Ансари аль-Харави в книге "Аль-Фарук".

 

Передали также шейх уль Ислам аль Ансари, и Ибн Аби Хатим, что Хишам Ибн Убейдуллах ар Рази – ученик Мухаммада Ибн Хасана аш Шайбани, и судья города ар Рой – арестовал и посадил в тюрьму человека за джахмизм, и тот объявил что покаялся.

 

И привели его к Хишаму, чтобы тот отпустил его, и джахмит сказал: «Хвала Аллаху, за то, что Он оказал мне милость покаяться»

 

И Хишам решил испытать его, и сказал: «Свидетельствуешь ли ты, что Аллах на Троне, и отделен от творений?»

 

Джахмит сказал: «Я свидетельствую, что Аллах на Троне, и не знаю, что значит, отделен от творений»

 

Хишам сказал: «Верните его в тюрьму, он не покаялся»

 

И передал Ибн Аби Хатим также от Яхьи Ибн Муаза ар Рази *, что он сказал: «Аллах на Троне, отделен от творений, и объял своим знанием все творения, и счёл все вещи. И не сомневается в этом убеждении никто, кроме гнилого крайне заблудшего пропащего сомневающегося джахмита, который перемешивает Аллаха с творениями, и говорит, что Его Сущность в грязных и гнилых местах».

 

*[Яхья Ибн Муаз (ум. 285 г.х.) – один из ранних аскетов саляфов. И этот асар противоречит тому что передал от него со слабым иснадом Абу Нуейм, про отрицание вопроса «Где?» от Аллаха].

 

И передал Ибн Аби Хатим также от Али аль Мадини*, что его спросили: «Каковы убеждения ахли-Сунна уаль Джамаа?»

 

Он ответил: «Они веруют в Видение Аллаха в Судный День, и в то что Он говорит, и в то, что Аллах над небесами утвердился на Троне»

 

И его спросили: «А как же слова Аллаха: «Нет тайной беседы троих, кроме как Он четвертый» (Аль Муджадиля, 7), и Али аль Мадини ответил: «А ты прочитай то, что в этом аяте до этого: «Разве ты не знаешь, что Аллах постигает Своим знанием всё то, что в небесах, и то, что на земле?»

 

*[Али аль-Мадини (161-234 г.х.) – один из великих имамов хадиса, учитель имама аль Бухари. Сказал имам аль Бухари: «Я ни перед кем не чувствовал себя очень незначительным, кроме как перед Али аль Мадини!»].

 

И передал также Ибн Аби Хатим от Абу Исы ат Тирмизи [209-279 г.х. – имам мухаддис, автор «Сунана» - одной из 6 книг Ислама], что он сказал: «Аллах на Троне - как Он описал Сам Себя в Коране, а Его Знание, мощь и власть во всех местах».

 

[Это слова ат-Тирмизи в «Сунане», 12/134.

Сказал также имам ат-Тирмизи ("Сунан", 3/129) передав 1 из хадисов про Руку Аллаха:

"Сказали многие ученые касательно этого хадиса и подобных ему хадисов о Качествах Аллаха, и Нисхождения Господа каждую ночь к небесам этого мира: достоверны эти хадисы, и следует веровать в них, и не воображать и не говорить об их подробном образе. Так передано от Малика, Суфьяна Ибн Уейны, Абдуллаха Ибн аль Мубарака, что они сказали про эти хадисы: "Проходите их так, как они пришли, без погружения в подробный образ"

Так сказали ученые ахлю-Сунна уаль джамаа. Что же касается джахмитов, то они порицали эти хадисы, и сказали: "Это уподобление". А ведь Аллах во многих местах в Коране упомянул Руку, Слух, Зрение!

И джахмиты стали делать тауиль этим аятам, и истолковали их не таким толкованием, каким их истолковали ученые. Джахмиты сказали: "Аллах не создавал Адама своей Рукой, а смысл Руки здесь - это "сила"

И сказал Исхак Ибн Рахавейхи: "Уподобление будет, лишь если сказать: "Рука Аллаха, Слух Аллаха - точно такие же или подобные моему слуху и руке. Вот это уподобление, а сказать, как Аллах сказал: "Рука, слух, зрение", и не рассуждат



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: