ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ




 

Довгань Любовь Алексеевна,

заведующий методическим отделом

Липовая Светлана Владимировна,

методист

Статья посвящена наиболее актуальной проблеме современного образования — применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Авторами сформулированы возможные условия успешного использования данных технологий в системе дополнительного образования детей, обобщен опыт работы МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА КИРОВСКОЕ», а также описаны основные проблемы, связанные с переходом на дистанционное обучение.

Цель статьи – поделиться опытом работы по организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Выделить плюсы и минусы дистанционной формы обучения.

Применение дистанционных образовательных технологий позволяет сделать дополнительное образование более доступным, а систему организации, сопровождения и контроля учебного процесса - более эффективной. Это также соотносится с основными принципами современного образования, провозглашенными Международной комиссией по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО): «образование для всех» и «образование через всю жизнь».

В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения становится все более актуальным и востребованным.

Бесспорно, дистанционное обучение позволяет эффективно удовлетворять образовательные потребности и имеет ряд серьезных преимуществ перед очным обучением. Обучение с применением дистанционных образовательных технологий и электронное обучение дают возможность взаимодействовать с территориально удаленными участниками образовательной деятельности, позволяют адаптировать стиль и темп освоения программ к индивидуальным особенностям, учитывая предпочтения и периоды активности каждого ребенка.

В 2019-2020 учебном году вся система образования изменила формат учебного процесса. Возникла проблема перехода базового образования в дистанционный режим. В ситуации пандемии остро встал вопрос и о том, как в новой реальности организовать дополнительное образование детей. В условиях домашней самоизоляции для многих ребят оказалось не менее важным продолжать заниматься своим хобби в секциях и кружках Дома детского творчества.

Когда в конце марта стало понятно, что в сложившихся условиях необходимо немедленно перестроиться и перейти на дистанционное обучение, появилось большое количество вопросов: как проводить обучение в режиме онлайн, какие интернет-ресурсы использовать, какой формат занятий лучше, каким образом взаимодействовать с детьми. При этом мы решили не корректировать действующие программы дополнительного образования.

Каждый педагог осуществлял образовательный процесс в своем творческом объединении в том формате, который был более удобен для работы с детьми в дистанционном режиме. Наиболее эффективный результат педагоги получили при применении фотоуроков, мастер-классов в кружках изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества.

- Мастер классы руководителя кружка Липовой С.В. по изготовлению броши и розы в технике макраме

https://drive.google.com/file/d/1VU71CohawzBaMukD6D10PBXYOGiATip3/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/1Ua0iu1d8wj9ngw2Nb93TB9MMEw1O-EcV/view?usp=sharing

- Мастер класс руководителя кружка Ченцовой О.В. по декоративно – прикладному творчеству «Цветочная композиция» из фоамирана

https://drive.google.com/file/d/10439El-iwmG8QBBDplCj84IzvSOdBhDf/view?usp=sharing

- Онлайн выставки творческого объединения «Вдохновение» руководителя Иванушкиной Л.В.:

«Мы рисуем…!» https://ok.ru/video/2005142866485

75 лет Победы в Великой Отечественной Войне

https://ok.ru/video/1960524122677

«Новогодние истории» https://ok.ru/video/2444874287669

День космонавтики https://ok.ru/video/2718287137333

- Онлайн концерт руководитель кружка Малышева В.С.

https://drive.google.com/file/d/1Az9rWQVo3jI8qJ2SfiODOOIip1HQyswZ/view?usp=sharing

Специфика хореографических, вокальных и театральных кружков требовала другой формы обучения, с использованием и видео. Дистанционное обучение руководители кружков проводили в режиме общения реального времени через Skype, Zoom, Viber, WhatsApp и другие интернет-ресурсы, а также ребята проходили электронное обучение в режиме офлайн, самостоятельно изучая предложенные педагогами материалы, мастер-классы, видеоролики и презентации.

В процессе обратной связи мы получали видео- и фотоотчеты ребят о выполнении заданий, выставки-галереи, творческие проекты. С этой целью активно использовалась страница учреждения в социальной сети «Одноклассники», а также странички групп кружков в «ВКонтакте», «Инстаграм».

Педагоги постоянно поддерживали связь с детьми в чатах во всех мессенджерах.

Наряду с обучением в кружках, в период дистанционного обучения, ребята продолжили активное участие в республиканских конкурсах, онлайн-выставках.

Традиционно, как и каждую весну, юные мастера декоративно-прикладного и изобразительного искусства достойно представили наш город в Республиканской выставке-конкурсе «Тайны народных ремёсел». Из 11 участников, 7 стали победителями и призерами конкурса.

Активное участие приняли в республиканских виртуальных выставках творческих работ «Цветущая Республика» и «Цветы победителям», в Интернет-выставке детских рисунков ко Дню Победы. Детские работы выполнены в различных жанрах и техниках, но всех их объединяет одно – безграничная любовь к родному краю.

В рамках Республиканского фестиваля-конкурса художественной самодеятельности «Салют Победе!», посвященному 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, ребята вокальных и хореографических коллективов стали призерами и победителями в разных номинациях.

Активное участие принимали юные таланты «Арт-студии «Мистерия» в Республиканском интернет-конкурсе «Строки, опаленные войной».

Презентация «Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании» подготовила Максимова А.Л., заместитель директора по УВР https://drive.google.com/file/d/19xR6wo-ZlduAvMymHLBRlmAazMXgtlho/view?usp=sharing

Педагогами нашего учреждения отмечено, что значительно возросла вовлеченность родителей в процесс обучения детей. Однако после окончания пандемии большинство педагогов с удовольствием вернулись к традиционному формату.

Несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику дополнительного образования. В основном педагогам удалось оперативно изменить содержание и формы обучения с учетом поиска и применения новых интересных образцов практики. Появилось понимание того, что дистанционное образование может использоваться как дополнительный образовательный ресурс как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности, повышая доступность дополнительного образования.

Положительным моментом общения в онлайн чате явилось то, что дети, смотря на работы других обучающихся, вдохновлялись ими и воплощали свои творческие задумки, иногда, конечно, немногокопируя работы, но внося что – то своё.

Подводя итоги, хочется выделить плюсы и минусы дистанционной формы обучения в дополнительном образовании.


Основные положительные моменты:

• Обучение проходит в индивидуальном темпе (каждый выбирает, когда и как долго ему заниматься творчеством, может пересматривать видеоуроки, останавливать на нужном месте, перематывать, спрашивать у педагога непонятные моменты в онлайнчате)

• Доступность (работать можно везде и в любое время, важно только иметь гаджет и доступ в интернет)

• Ребенок работает в своей привычной, комфортной обстановке, может сделать паузу, прогуляться, а затем снова приняться за работу.

• Процесс обучения доступен для всех детей не в зависимости от состояния здоровья.
• Дети могут общаться с обучающимися других групп в едином чате WhatsApp, тем самым увеличивая свой круг общения.

• При дистанционном обучении у детей продолжают совершенствоваться умения и навыки, приобретённые на очных занятиях, формируются личностные результаты, информационная компетентность.


К минусам дистанционного обучения можно отнести:

• Самым весомым ограничивающим фактором распространения дистанционного обучения является отсутствие хорошей технической базы.

• Отсутствие прямого контакта педагога с ребенком.

• Большая загруженность детей школьными уроками и нехватка времени на дополнительное образование.


Из всего сказанного можно сделать вывод, что дистанционное обучение в дополнительном образовании имеет право на существование. Такое обучение расширяет границы образовательного пространства и пространства личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: