ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА




«Раз словечко, два словечко»

Название проекта: «Раз словечко, два словечко».

Проблема проекта: В младшем дошкольном возрасте особое внимание должно уделяться речевой активности ребенка, поскольку в этом возрасте она чрезвычайно возрастает.

Вид проекта: долгосрочный, образовательный.

Сроки реализации проекта: сентябрь-декабрь 2021 г.

Реализация проекта в режимных моментах: занятия, прогулка, утренний приём, вторая половина дня.

Участники проекта: 25 детей 2-3 лет, 2 педагога, родители.

Цель проекта: стимулирование речевого развития и повышение речевой активности ребенка, побуждение детей к общению.

Задачи проекта:

- формировать общие речевые навыки;

- воспитывать звуковую культуру речи;

- развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Образовательные технологии в реализации проекта: игровые, здоровьесберегающие, информационные.

Ресурсное обеспечение проекта:

- материально техническое обеспечение: компьютер, проектор, интерактивная доска, магнитные доски, спортивные снаряды;

- дидактическое обеспечение: дидактические упражнения («Помоги детёнышу найти маму», «Что звучит?», «Заучивание стихотворения»), дидактические игры («Чудесный мешочек», «Назови и покажи», «Съедобное-несъедобное»), альбом «Мир удивительных животных», книга с произведениями А. Барто;

- методическое обеспечение: Бутенко Н.В. «Дидактическое обеспечение образовательного процесса в ДОО», Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой», Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром животных», Максаков А.И. «Правильно ли говорит ваш ребенок», Сохина Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения», Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».

Дополнительно привлекаемые участники и специалисты: музыкальный работник, работник по физической культуре.

Специфические умения и навыки, необходимые детям для работы в проекте: умения (обобщает предметы по существенным признакам; легко повторяет слова и простые фразы; понимает слова, обозначающие: названия игрушек, одежды, мебели; названия действий с предметами; действий, связанных с режимными процессами (пей, ложись, ешь и пр.); названия движений; имена взрослых и детей; названия частей тела, лица), навыки (понимает смысл предложений о событиях и явлениях, связанных с личным опытом; говорит предложениями из 3–4 слов; владеет словарным запасом до 300 слов).

Перспективный план работы с детьми по реализации проекта
«Раз словечко, два словечко»

Содержание работы с детьми Формы и методы организации работы Продукт деятельности
сентябрь
- учить детей внимательно слушать и наблюдать, отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3-4 слов; - формировать способность к диалогической речи; - обогатить и активизировать словарь по теме «Краски осени». наглядный метод, метод чтения художественного произведения, метод объяснения, метод использования технических средств обучения презентация-сопровождение к чтению стихотворения А.К. Толстого «Осень»
октябрь
- развивать у детей слух, навыки звукоподражания; - научить различать животных по их внешнему виду и издаваемым звукам; - воспитывать гуманное отношение к животным. игровой метод, метод демонстрации карточки с животными для самостоятельного рассматривания детьми
ноябрь
- учить рассматривать сюжетную картину; - отвечать на вопросы по изображению; - воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью. метод наблюдения, метод беседы, метод работы с наглядным материалом картотека сюжетных картин на тему «Как животные к зиме готовятся» для самостоятельного рассматривания детьми
декабрь
- учить детей сравнивать предметы по величине (большой-средний-маленький), используя в речи соответствующие прилагательные; - учить дифференцировать и называть основные цвета (синий, красный, желтый, зеленый); - различать и называть основные плоские геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).   метод оперативного освоения сенсорных процессов, игровой метод картотека дидактических игр для развития сенсорных способностей в родительский уголок

 

Перспективный план работы с родителями по реализации проекта
«Раз словечко, два словечко»

Месяц Форма работы Содержание работы Продукт деятельности
IX Вводное анкетирование - анкетирование родителей по вопросу речевого развития младших дошкольников - пополнение родительского уголка литературой по развитию речи младших дошкольников; - включение в родительский уголок тематических папок-передвижек и консультаций
X Родительское собрание - доклад на тему «Развитие речи младших дошкольников»; - анкетирование родителей по особенностям речи и поведения ребенка - конспект доклада; - готовые ответы анкетирования и намеченный дальнейший план работы
XI Онлайн-семинар - доклад онлайн-семинара на тему «Как научить ребёнка говорить: развитие речи детей в условиях семьи»; - ознакомление родителей с играми, направленными на развитие речи младших дошкольников - картотека игр по развитию речи младших дошкольников; - памятка родителям с кратким содержание онлайн-семинара
XII Мастер-класс - доклад мастер-класса «Как играть, чтобы речь развивать?» - презентация

 

Реализация образовательных областей в проекте

Название ОО Реализация содержания ОО в проекте
Социально-коммуникативное развитие - формирование базовых качеств личности; - развитие коммуникативных умений;  
Познавательное развитие - формирование умения группировать однородные предметы, близкие по форме, или цвету; - создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности;
Речевое развитие - развитие активного словаря (цыпленок, теленок, индюк, жеребенок, бубен, маракасы, металлофон, треугольник, трещотка мяукать);
Художественно- эстетическое развитие - музыкальный ряд (П.И. Чайковский «Времена года. Сентябрь», Н. Римский-Корсаков «Ладушки», П. И. Чайковского «Танец Феи», Л.Бетховен "Лунная соната", В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»); - визуальный ряд (В.М. Васнецов «Богатыри», И. Ф. Хруцкий «Цветы и плоды», И.И. Левитан «Золотая осень», И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу», И. К. Айвазовский «Радуга»);
Физическое развитие - физкультминутки («Надувала шарик кошка», «Буратино», «Раз, два, три, четыре, пять», «Жили были зайчики», «Мячики»); - подвижные игры («У медведя во бору», «Лиса и зайцы», «Хоровод», «Воробушки и автомобиль», «День и ночь»).

 

Новые ЗУН, приобретенные детьми в процессе реализации проекта: знания (знает названия животных и их детенышей, знает названия музыкальных инструментов, знает различие между группой съедобных и несъедобных предметов), умения (использует новые усвоенные слова в связных высказываниях, вычленяет и узнает звуки отдельных музыкальных инструментов), навыки (почти не использует звукоподражаний и облегченных вариантов слов, хорошо понимает содержание несложных сюжетных картинок).

Выводы по реализации проекта:

- у детей сформировались общие речевые навыки;

- заложены предпосылки начала звуковой культуры речи;

- у детей относительно хорошо развивается артикуляционная и мелкая моторика.

Формы презентации проекта: мультимедийная презентация, литературный вечер с родителями, онлайн-семинар для педагогов, литература в родительском уголке, вводное анкетирование для родителей, раздаточный материал.

 

Приложение 1

Дидактические упражнения

1. «Помоги детёнышу найти маму». Цель упражнения: активизация словарного запаса по теме: домашние животные, мамы и их детеныши.
Ход действий: Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением детенышей домашних животных. Воспитатель говорит детям, что малыши потерялись и нужно помочь каждому найти свою маму. Далее воспитатель показывает детям одну из карточек «мам», предлагает рассмотреть эту карточку, назвать животное, проговорить как "говорит" это животное, ответить на вопрос: "Чья это мама?", и после этого предлагает соединить карточки детеныша и его мамы. Представлены карточки следующих животных: (собака и щенок, кошка и котенок, лошадь и жеребенок, корова и теленок, курица и цыпленок, утка и утенок, свинья и поросенок, овца и ягненок).

2. «Что звучит? ». Цель упражнения: формирование умения вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.
Ход действий: Воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки. Используемые музыкальные инструменты: колокольчик, бубен, маракасы, металлофон, треугольник, трещотка.

3. «Заучивание стихотворения». Цель упражнения: научить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение Ирины Гуриной «Кот» с использованием цветных опорных картинок.
Ход действий: Вначале педагог охарактеризовывает детям стихотворение, а затем читает его так, чтобы каждый проникся его настроением при этом демонстрируя наглядный материал. Далее педагог начинает беседу, где пытается вместе с детьми проанализировать стихотворение в сочетании с упражнениями на запоминание и выразительное чтение тех или иных отрывков. Завершает разбор чтение воспитателя. Затем к чтению стихотворения присоединяются и дети. По окончании упражнения картинки располагаются в книжном уголке. Это позволяет детям не забыть стихотворение.

 

Приложение 2

Дидактические игры

1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Дидактическая задача: закрепление умения использовать новые усвоенные слова в связных высказываниях.

Оборудование и материалы: яркий мешок, наполненный предметами, которые ребенку предстоит угадать.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку наполненный чудесный мешочек и просит угадать, что в нем находится с помощью описания назначения каждого предмета. Как только ребенок угадывает предмет, взрослый достает и показывает его. После чего ребенок еще раз вместе с педагогом закрепляет назначение предмета. (По утрам я ей расчёсываюсь, это расчёска; я пользуюсь им, когда мне надо что-то приклеить, это клей; мама закрепляет с помощью неё бельё на верёвке, это прищепка; мама пользуется ей, когда шьёт, это иголка и др.)

2. Дидактическая игра «Назови и покажи».
Дидактическая задача: обогащение речи детей глаголами.

Оборудование и материалы: карточки с изображениями диких и домашних животных.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с изображением животного, а ребёнок показывает действия, которые это животное может совершать, при этом сопровождая действие звуками, издаваемые этим животным. После педагог говорит: «Правильно, кошка говорит «мяу», значит она мяукает. Что делает кошка?» Дети отвечают педагогу: «Мяукает». (Собака гавкает, мышка пищит, петух кукарекает, свинья хрюкает, утка крякает, тигр рычит, змея шипит и др.)

3. Дидактическая игра «Съедобное-несъедобное».
Дидактическая задача: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления; научить детей делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Оборудование и материалы: скамейка либо стулья по одному для каждого из участников, небольшой резиновый мяч средних размеров.

Ход игры: Дети занимают свои места, рассаживаясь на скамейке либо на стульях. Педагог встает напротив них, повернувшись лицом к детям и объясняя им правила и условия игры, которые довольно просты и заключаются в следующем: ведущий называет вслух какой-либо предмет, событие или явление, при этом одновременно бросая мяч одному из участников. Если данное понятие обозначает съедобный предмет, то сидящий на стуле игрок должен поймать мяч. При условии, если названный ведущим предмет несъедобен, то ребенок должен оттолкнуть мяч, демонстративно не поймав его и отказываясь ловить.

 

 

Разработчик: Эпп Ксения Эдуардовна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад №23 г. Челябинска»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: