Типы товаров: поисковые, оптовые и доверительные. Способы борьбы с неблагоприятным отбором




Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена.

Отличительные особенности товара:

1. Товар способен удовлетворять человеческие потребности. Например, автомобиль – потребность в перемещении, хлеб – потребность в утолении голода, мобильный телефон – потребность в голосовой связи на расстоянии;

2. Товар предлагается рынку. Он продается. Поэтому картошка, выращенная для личного потребления на огороде, товаром (в экономическом смысле) не является.

Качественные характеристики одних благ можно оценить, затрачивая определенные усилия и время при совершении обмена, качество других можно определить лишь в процессе потребления блага. В экономической литературе выделяются три категории товаров или услуг

Экономист Чикагской школы Филипп Нельсон в своих работах, написанных в 1970-е гг. “Information and Consumer behavior” и “Journal of Political Economy” выделил две группы товаров, различающихся ответом на вопрос: можно ли определить качество или другие характеристики продукта до его использования? Первую группу товаров, для которых ответ будет положительным, он определил, как поисковые товары (одежда, посуда). Покупатели в большей или меньшей степени могут определить качество этих товаров до того, как они решат – купить их или не купить. Другая группа товаров (автомобили, электроприборы, вино, медицинские приборы), получившие название опытные товары, представляют собой продукцию, качество которой можно определить только после покупки и реального использования

Поисковые товары (search goods) – качество этого товара может быть установлено до его приобретения, в ходе поиска товара. Например: картофель и яблоки в магазине, карандаши, тетрадки.

В случае с поисковым товаром потребитель может путем непосредственного, визуального, контакта с товаром или путем предварительного испытания изделия установить в точности, каково качество предлагаемого к продаже объекта. Ответственность за ошибку здесь — целиком и полностью на совести самого покупателя. Случаи прямого обмана регулируются законодательством и легко выявляются.

Примеры:

Когда вы приходите на рынок за яблоками или огурцами, вы имеете дело с исследуемыми благами, качество которых легко проверить. Вы пробуете один огурец и решаете, покупать четыре килограмма или нет, — вам не нужно пробовать все четыре килограмма

Качество фильмов можно оценить по обзорам и трейлерам

По тому же принципу определяется качество игр (компьютерные, мобильные, для консолей). Так же существует такие термины как Демонстрационная версия компьютерной игры, демоверсия игры (англ. Game demo) и Бета-тестирование (англ. Beta testing). Демоверсия служит для демонстрации и рекламы игры игровой аудитории и распространяется бесплатно, показывает геймплей и другие особенности игры, от полной версии отличается тем, что включает в себя один или несколько игровых уровней, то есть главная цель – дать игроку представление о полной версии игры, а бета-тестирование — это использование почти готовой продукции с целью выявления максимального числа ошибок и последующего их устранения для массового потребления.

Мебель можно оценить не только по внешним показателям и тестирования удобства, но и с помощью специальных программ. В наше время при покупке мебели в специализированном магазине, перед покупкой консультант может примерно показать, как будет сочетаться мебель с общим интерьером в специальных приложениях, где вводятся данные о помещении и имеется каталог мебели в 2D или 3D.

Опытные товары (experience goods) – качество данного товара потребитель способен определить только после покупки в ходе эксплуатации. Например: телевизор, бытовая техника, автомобиль.

До начала использования продукта потребитель не может в точности установить все свойства изделия. Даже если производитель предлагает материалы с техническими характеристиками товара, убедиться в их соответствии можно будет только тогда, когда продукт войдет в дом покупателя. Для предотвращения ошибок покупателя и выявления недобросовестных продавцов магазины предлагают гарантийное обслуживание изделия, возможность обменять товар, проводят консультации и показывают опытные образцы.

Примеры:

Трудно сказать, как будет выглядеть стрижка, пока вы этого не сделаете. Клиент, который остался доволен результатом, скорее всего, вернется.

В медицине у пациента может быть мало информации о способностях, оборудовании, технических особенностях между больницами, так что в странах, где медицинское обслуживание – бесплатное, цена остается загадкой

Опыт путешествий, туры, экскурсии трудно оценить заранее лично для каждого путешественника

Профессиональные рекомендации, такие как рекомендации по инвестированию, часто оцениваются на основе фактических результатов.

Информационные продукты: книги, учебные пособия и т.д.

История исследования доверительных благ, как полноправных рыночных объектов, берет свое начало в работе Дарби и Карни «Свободная конкуренция и оптимальный объем обмана» 1973 г. Авторы вводят в научный обиход понятие «доверительное благо», характеризуя их как блага, качественные характеристики которых не могут быть идентифицированы потребителем самостоятельно ни до момента потребления, ни в процессе потребления.

Немалый вклад в развитие теории доверительных благ принадлежит отечественному ученому Мария Марковна Юдкевич «Издержки измерения и институты рынков доверительных товаров».

Доверительные товары (credence goods) – Качество этого товара остается неизвестным потребителю даже после использования товара (услуги). Возьмем, к примеру, витамины. Индивид приобрел упаковку витаминов. Следовал инструкции и использовал витамины на протяжении некоторого времени. Однако никакого улучшения самочувствия не произошло. В чем тут дело? Витамины оказались некачественными или не теми? Человек все же нарушал инструкцию? Время использования было недостаточным? Или вообще витамины не помогают? На все эти вопросы нет однозначного ответа.

Во всяком случае, без дополнительных исследований типичный потребитель не сможет найти такой ответ. Остается единственный путь — доверие к производителю.

Другие примеры:

Качество образования;

Продукты, которые являются “здоровым питанием” по упаковке;

Консалтинг, юридические консультации;

Услуги такси в незнакомом городе

На рынке асимметрия информации проявляется в том, что одна из сторон будущего контракта знает о предмете контракта больше, чем другая. В результате чего неинформированная сторона (принципал) может сделать неверный выбор (произвести неблагоприятный отбор).

Неблагоприятный отбор (adverse selection) – это оппортунизм, возникающий на стадии заключения контракта и заключающийся в том, что информированная сторона (агент), используя свое информационное преимущество перед неинформированной стороной (принципалом), добивается заключения контракта на более выгодных для себя условиях.

Например, клиенты страховых компаний скрывают от этих компаний информацию о состоянии своего здоровья. Работники при переговорах с потенциальным работодателем преувеличивают свои знания и навыки. Продавцы расхваливают свой товар, приписывая ему несуществующие качества.

Методы борьбы:

(1)Сигналы: Информированный агент подаёт принципалу информацию о своём типе. Например, гарантии – на товарных рынках, красный диплом – на рынке труда, страховка – на кредитном. Работник получает образование не только для увеличения производительности труда, но и чтобы продемонстрировать свои способности.

 

(2)Фильтрация: применение контрактов, в которых выбор агента является сигналом о его типе. Например, билеты на самолёт в эконом-класс покупают менее состоятельные, в бизнес-класс - более. Неинформированные игроки сами тратят свои ресурсы на разработку критериев отбора. На рынке труда, предлагая оплату по результатам работы для части вакансий и фиксированные оклады для другой части, работодатель получает, что более производительные предпочтут оплату по результатам, остальные – фиксированную оплату.

 

(3)Рационирование: неинформированная сторона выдвигает ряд требований, напрямую не связанных с предметом контракта, например, на рынке труда работодатель требует от работника прохождение психологического теста, на рынке услуг face control и dress code при входе в клуб, на кредитном рынке – заполнение анкеты, где прописывается всё, включая судимости бабушки директора фирмы, или банк оставляет за собой право адаптировать условия предоставления кредитов в процессе переговоров в зависимости от того, насколько клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой последний посчитает нужным ознакомиться, как то: состояние производственных запасов клиента, возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где предполагается использовать данный кредит, и т.д.

 

(4)Прописать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. В торговле недвижимостью, скажем, очень распространены контракты, где делается попытка описать все возможные недостатки, которые у дома могут появиться, и соответствующие виды компенсации ущерба покупателю, нанесенного продавцом.

 

(5)Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: