Характеристика района строительства .........................




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий ………………………………………………

Характеристика района строительства.........................

1.3. История строительства БГПУ им. М.Акмуллы...........

ГЛАВА II. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА

2.1. Общие требования организации проектирования ландшафта ………….

2.2. Ход работы над проектом…..

ГЛАВА III. МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПО

3.1. Методические рекомендации по освоению приемов проектирования прилегающей территории на занятиях по «Проектированию» ……………

3.2. Календарно-тематический план занятий по освоению приемов проектирования прилегающей территории ………………………….

3.3. План-конспект уроков по проектированию для студентов СПО …….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….......

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………..

ВВЕДЕНИЕ Развитие науки и техники, культурные и социальные перемены, произошедшие в мире за последние века, коренным образом повлияли на жизнь всего общества и привели к глобальным изменениям и урбанизации. Сложно переоценить роль, которую играет городская среда в жизни современного человека. Без сомнения можно сказать, что качество, функциональность, доступность и эстетическая значимость городских строений влияют на комфорт и весь уровень жизни в целом. Каждый город и каждое поселение, возникая и развиваясь в характерных природных условиях и в разные исторические эпохи, в той или иной степени имеет свой уникальный, неповторимый уклад, который отражается как в экономических связях, так и в эстетических и культурных ценностях. Именно внешний вид города позволяет составить первое впечатление о нем. Существенную роль в формировании архитектурного облика города, его эстетических характеристик, играют дизайн прилегающей территории общественных зданий и сооружений. Дизайн наружной среды определяет гармоничность и неповторимость любого города. Архитектурный облик города - это своеобразный портрет, повествующий о событиях и людях, это книга о том, как развивался и рос город, как формировалась его идентичность. А также фасады домов во многом помогают человеку ориентироваться в городе. В первую очередь люди обращают внимание на уникальные архитектурные элементы фасадов, их силуэт, цвет. При этом стоит отметить, что интересные архитектурные дизайн прилегающей территории фасада привлекает к себе внимание и повышают рыночную стоимость здания. Фасады зданий являются неотъемлемой частью городской среды. Любой объект проектирования, любая пространственная среда только тогда будет отвечать потребностям человека, когда будут созданы комфортные условия для конкретных процессов жизнедеятельности и комфортные условия для зрительного восприятия среды, в которой эти процессы протекают. Именно поэтому так важно направить проектную деятельность на обеспечение оптимального комфорта и создание благоприятной среды обитания и жизнедеятельности. Актуальность. Современное городское пространство во многом уже сформировано, а большинство объектов существует в определенном средовом контексте. Однако нельзя отрицать, что дизайн прилегающих территорий и, особенно, общественных зданий не могут оставаться маловыразительными. Помимо функциональной нагрузки, они делают облик строения ярким, красивым, узнаваемым, и выполняют важную социальную роль, являясь ориентирами в городском поле. Создание цельного пространства, его индивидуализация в уже существующих городских условиях на сегодняшний день становится важной проблемой многих населенных пунктов. Грубое, упрощенное, безыскусное окружение воспитывает и формирует такого же человека. Какой интересной, уникальной и эстетичной будет городская среда, таким и будет образ городской жизни. Объект исследования: прилегающие территории зданий 1, 2, 3 корпуса, а также площади БГПУ им. М.Акмуллы. Предмет исследования: проектное предложение по разработке прилегающих территории зданий 1, 2, 3 корпуса, а также площади БГПУ им. М.Акмуллы. Цель:формирование целостного пространства как современной художественно-выразительной урбанистической среды с высокими показателями функциональности и комфортности, посредством комплексной организации на основе предложенной концепции. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - создать единое, цельное, гармоничное пространство посредством организации прилегающей территории зданий факультета университета в определенном средовом контексте; - разработать дизайна наружной среды с учетом функциональных и эргономических требований, а также художественной, эстетической и информационной значимости объекта; - сформировать основные характеристики проектируемого пространства с точки зрения их оптического и эмоционального воздействий на все категории населения; - изучить характеристику района и проанализировать по истории строительства БГПУ им. М.Акмуллы (ул. Октябрьской революции, ранее Казанская, г. Уфа); - составить методику преподавания на занятиях по проектированию для студентов СПО по ФГОС. Методы решения поставленных задач: - анализ аналогов и прототипов; - изучение состояния здания и окружающего ландшафта. Структура дипломной работы: пояснительная записка, которая включает в себя: - введение; - основную часть, состоящую из 3 глав: 1. Историко-теоретической; 2. Практической (Проектно - графической); 3. Методической; - заключение; - список использованной литературы; - приложение; и графическая часть, включающий … графических листов, видеоролик.     ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ   1.1. Исторический аспект мероприятий по благоустройству и озеленению территорий   Благоустройство - комплекс мероприятий по планировке и озеленению новых и существующих населенных мест. Современное благоустройство охватывает широкий круг социально-экономических, санитарно-гигиенических, инженерных и архитектурных вопросов. Социально-экономические требования предусматривают создание благоприятных условий жизни населения, а также рациональное использование городской территории. К вопросам инженерной подготовки городской территории относят инженерное оборудование ее, организацию городского транспорта и дорожной сети. Архитектурно-художественные требования предусматривают создание целостной и индивидуальной объемно-пространственной композиции каждого населенного места с использованием и обогащением местного ландшафта. В практике благоустройство выполняет три основных вида работ: планировка, застройка и озеленение населенных мест. Проекты планировки имеют целью рациональное размещение на городской территории всех зданий и сооружений, жилых и промышленных районов, улиц, площадей, садов и парков, инженерного оборудования и благоустройства. Объем и виды работ по благоустройству во многом зависят от обоснованности выбора благоприятной территории для строительства организаций. Эти задачи решаются сложнее в крупных городах, для которых требуются огромные территории, не всегда отвечающие предъявляемым к ним градостроительным требованиям. Рассмотрим развитие благоустройства и озеленения в городах. История существования городов насчитывает тысячелетия. В одном из дошедших до нас древнейших памятников письменности – «Эпос о мифологическом герое Гильгемеш» приводится своеобразный план территории города Урука в Месопотамии, из которого видно, что уже тогда зеленым насаждениям отводилась третья часть городской земли. До нашего времени сохранилась часть плана города Нипу-ра, существовавшего в 1500 году до н.э. Значительная часть в нем была занята парками и садами. Аналогичные сведения содержатся в планах и описаниях городов Древней Индии и Древнего Китая. В Древней Европе вопросам строительства городов уделяли внимание греческие философы Платон (в книгах «Политика» и «Законы»), Аристотель (в книге «Политика») и Гиппократ. В своих сочинениях они рассматривали организацию ландшафта города. Наиболее значительный вклад в античную теорию градостроительства, в частности в разработку вопросов ландшафтной архитектуры, сделал римский архитектор Витрувий, живший в I в. до н.э. Богата теоретическими работами в области градостроительства, благоустройства и эпоха Возрождения. Среди них большого внимания заслуживает труд Л. Альберти, в котором он много говорит о благоустройстве города и системе зеленых насаждений. В работе известного теоретика того времени француза Ж. де Шамбере выдвинута принципиальная схема планировки города, в которой видное место занимает система зеленых насаждений. Вопросы планировки городов, систем расселения в связи с развитием общества рассматривались и в книгах философов-утопистов. В опубликованной в 1516 году книге «Утопия» английского философа Т. Мора наряду с разработкой вопросов государственного устройства высказываются мысли о наилучшем размещении городов, их оптимальных размерах, значении общественного обслуживания. Те же идеи развиваются и в появившемся в 1623 году сочинении Т. Кампанеллы «Город Солнца». Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать» говорит о будущем городов, предусматривая в них систему зеленых насаждений. В начале XIX в. Р. Оуэн выдвинул идею создания коллективных поселений с численностью 300–2000 жителей. Вокруг общественных зданий, расположенных в парке, он предлагал разместить жилую застройку, по ее периметру (границам) промышленное и сельскохозяйственное производство. Большое значение Фурье уделял зеленым насаждениям. Все поселение он разделил зелеными зонами, вычислил соотношение застроенных и свободных территорий, минимальное расстояние между домами, ширину обсаженных деревьями улиц. В конце XIX в. Э. Говард выдвинул идею создания города-сада. В 1898 году вышла его книга «Завтра», а в 1903 году «Города-сады будущего». Говард представлял себе город-сад в виде концентрических кругов. В центре города – сад, вокруг него – общественные сооружения, окруженные центральным парком, по периметру широкая стеклянная аркада – Хрустальный дворец, в котором размещены магазины, зимние сады. Все дома города окружены зелеными массивами и садами. На полпути между центром и внешним кольцом была задумана большая аллея, образующая зеленый пояс и разделяющая город на внутреннюю и внешнюю части. Вдоль этой аллеи расположены школы. Самый крайний круг представлял собой сельскохозяйственные поля и расположенные несколько в стороне зоны для безвредных промышленных предприятий. В 20-х годах XX в. архитектор Ле Корбюзье выдвигает проект современного города численностью 3 млн. человек. В центральной части города размещаются 60-этажные крестообразные здания общественного назначения. Вокруг центра располагаются жилые районы из шестиэтажных домов. Вся остальная территория города – парки и зоны отдыха. Заслуживает внимания идея городов линейного (ленточного) типа, выдвинутая в конце XIX в. испанскими архитекторами, но детально разработанная в СССР. В 1928 году архитектор В.А. Лавров под руководством профессора Н.А. Ладовского разработал первый проект линейного города. В 1930 году вышла получившая международную известность книга крупного советского социолога Н.А. Милютина, где также рассматривались вопросы линейной структуры городов. В те же годы архитектор В.Н. Семенов разработал проект крупнейшего города Сталинграда, планировка которого имела линейную структуру из трех полос – промышленной, зеленой и жилой. Но наибольший вклад в разработку теории линейного города внесли архитекторы И.Н. Леонидов, М.Я. Гинзбург и А.Я. Пастернак. Таким образом, начиная с древнейших времен во всех теоретических разработках по благоустройству и озеленению отводилось видное место в комплексе города. В ряде современных теоретических работ по благоустройству приведены принципиальные схемы систем зеленых насаждений. Французский градостроитель Е. Энар в 1904 году предложил две наиболее эффективные, по его мнению, системы зеленых насаждений городов: зеленых колец и зеленых пятен. В обоих случаях автор стремился к равномерному обеспечению всего города насаждениями при минимальных радиусах их доступности. Немецкие градостроители Р. Эберштадт, Б. Моринг и Р. Петерсен в 1910 году в проекте планировки Берлина разработали клинообразную схему насаждений, по которой зеленые клинья проникают до центра города и объединяются внешним зеленым поясом. Английский архитектор Г. Пеплер в 1938 году предложил комбинированную схему насаждений, в которой зеленые клинья сочетаются с кольцами. Польские специалисты создали схему насаждений небольшого города, в которой четыре жилых района в центральной части города и участки усадебной застройки на периферии дополнены сетью зеленых массивов, соединенных между собой бульварами. Радиусы обслуживания не превышают 1,5 км. В теоретической работе К. Отто приведена схема зеленых насаждений, предложенная в 1959 году профессором Кюном (ФРГ). Эта схема предусматривает: – центральное парковое ядро города; – зеленые полосы, соединяющие между собой жилые районы; – зеленые центры жилых районов; – зеленые полосы, разделяющие жилой район на микрорайоны; – пригородные зеленые массивы. Профессор Н.В. Баранов в схеме планировочной структуры города ближайшего будущего располагает зеленые насаждения в виде протяженных массивов, объединенных в единую систему озелененными магистралями. Профессор Ю.К. Кругляков в 1974–1976 годах предлагает базировать зеленые насаждения в основном в районных парках, объединенных бульварами. Принципиально эта схема близка к схеме Н.В. Баранова. Обобщение и анализ теоретических разработок и опыта по проектированию систем насаждений позволяют выдвинуть следующую принципиальную модель насаждений крупных и средних городов. По этой модели город включает несколько промышленных и жилых районов. Промышленные районы отделены от жилых специальными защитными зонами или (если нет необходимости в таких зонах) озелененными магистралями. Жилые районы разделены магистралями, вдоль которых создаются зеленые полосы и бульвары, примыкающие к границам микрорайонов. В центрах микрорайонов расположены микрорайонные сады, а в жилых районах в пределах определенного радиуса доступности - районные и детские парки. Центральный городской парк, центральный спортивный парк и ботанический или зоологический парк, т.е. общегородские зеленые массивы, размещены на берегу водоема в центре города (по отношению к жилым районам). Внутригородская система озеленения дополняется лесопарковым поясом, в котором предусмотрено сооружение зон массового отдыха, санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей. Предлагаемая модель обеспечивает доступность всех категорий насаждений, равномерную (пропорционально количеству населения) насыщенность районов города насаждениями общего пользования, хорошую изоляцию магистралей и жилых районов от промышленных объектов. Схема достаточно гибка, что позволяет применять ее в различных планировочных ситуациях. Доктор архитектуры А.П. Вергунов в 1982–1984 годах разработал теоретическое обоснование размеров открытых озелененных пространств в системе городской застройки. Значительный вклад в теорию и практику отечественной ландшафтной архитектуры внесли С.Н. Палентреер, Ю.Б. Хромов, Л.Б. Лунц, Л.С. Залесская, Е.М. Микулина, З.Н. Ярчина и др. История взаимодействия человека и природы показывает, что человечество развивало свою экономику за счет хищнического использования природных ресурсов. Изменение ландшафтов на больших территориях в результате уничтожения леса для создания сельскохозяйственных угодий, неконтролируемый выпас скота, истощение почв привели к деградации огромных площадей и упадку целых цивилизаций древнего мира. Однако в древности антропогенные воздействия на окружающую среду все же были относительно незначительны, они не могли привести к радикальным экологическим изменениям в природе. И только XX в. с колоссальным развитием производительных сил стал критической точкой отчета, за которой от характера взаимодействия природы и человека стала зависеть судьба цивилизации. Одним из первых осознал эту новую реальность наш великий соотечественник В.И. Вернадский. Он подчеркивал, что человечество становится мощной геологической силой, способной производить глобальные изменения на Земле. Из теории В.И. Вернадского вытекает важный принцип гармоничного совместного развития человечества и биосферы. Любое производство и потребление связано с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду. По мере усложнения функционирования экономических систем, увеличения производства и потребления роль природно-экологического фактора постоянно усиливается. Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и может быть реализован лишь при одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных. Таким образом, изменения в сфере естественного окружения человек воспринимает их двояко: через микрокосм - микрорайон, квартал, улица, и макрокосм - страна, планета. В муниципальной литературе систематическим выяснением термина городского благоустройства занимались такие видные деятели, как, З.Х. Френкель, М.Н. Петров и П.В. Сытин. Френкель З.Х., выработал следующую дефиниционную формулу: «К общему городскому благоустройству относятся все те стороны устройства города, вся та часть его материальной культуры, которая назначением своим имеет обратить город в общее жилище – здоровое, безопасное, по возможности долговечное, прочное, красивое и уютное». Общепризнанный отечественный авторитет в области городского хозяйства Л.А. Велихов понимает под городским благоустройством «деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройство в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива». Данная концепция благоустройства города базируется на работе З.Х. Френкеля «Основы общего городского благоустройства», где к общему городскому благоустройству была отнесена вся та часть «материальной культуры города», которая предназначена превратить город в общее жилище - здоровое, безопасное, по возможности долговечное, прочное, красивое и уютное. Велихов предлагает рассматривать три сферы городского благоустройства: - основное городское благоустройство (базис); - городское благоустройство в тесном смысле; - городское благоустройство в широком смысле. Городское благоустройство есть совокупность создаваемых городским хозяйством условий, в которые поставлено удовлетворение коллективных потребностей городского населении. Таким образом, озеленение населенных мест - это: - комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах; - система зелёных насаждений населённых пунктов. Следовательно, под благоустройством следует понимать совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения на территории городов, поселков городского типа, населенных мест, курортов и мест массового отдыха. Благоустройство - совокупность работ (по инженерной подготовке территории) и мероприятий (по расчистке, осушению и озеленению территории, улучшению микроклимата), осуществляемых в целях приведения той или иной территории в состояние, пригодное для строительства и нормального пользования по назначению, создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения. Благоустройство и озеленение помогают подчеркнуть стройность архитектурных конструкций, служит прекрасным фоном для малых архитектурных форм садово-парковых скульптур, кулисами зеленых театров и танцплощадок, используется в качестве живой изгороди, разделительных полос и островков безопасности. Благоустройство и озеленение является в городе важнейшим составляющим элементом и занимает значительное пространство. Трудно переоценить значение озеленения в жизни людей и формировании городской среды. Озелененная территория не только благотворно влияет на человека, но и оказывает положительное действие на экологию города. При грамотном использовании территории можно на долгие годы создать эстетически привлекательные и функциональные насаждения. [ 27, стр. 234]   Формула специальности дизайнера охватывает знание фундаментальных проблем дизайн - проектирования: ее социальных и социально-функциональных аспектов, формо- и стилеобразования, семантики, эстетики и художественной образности, а также конструктивно-технической, экономической, социально-культурной и экологической обусловленности дизайнерской деятельности, этнокультурных и региональных особенностей, сохранения историко-культурных ценностей, архитектурного наследия, взаимоотношений традиций и новаторства, творческого освоения исторического опыта. История дизайна охватывает изучение закономерностей развития архитектуры и промышленности, в связи с общими закономерностями исторического процесса, историей культуры и общества. Выявление и изучение памятников архитектуры и градостроительства, вместе с изучением закономерностей и особенностей процесса развития профессионального мастерства с древних времен до современности, роли и места российских школ художественного проектирования в мировом процессе творчества мастеров архитектуры, промышленного дизайна.   1.2. Характеристика района строительства   Улица Октябрьской революции, первоначальное название - Малая Репная (по Репной слободе), затем Большая Казанская улица (или просто Казанская) - по названию дороги из старого города на Казань. Эта улица, соединявшая старую часть города с ее новым центром, долгое время являлась главной улицей Уфы, хотя, по мнению некоторых историков, в ее архитектурном облике не было аристократизма - она связывала Верхнеторговую и Нижнеторговую площади, по ней проходило интенсивное движение гужевого транспорта, на ней находилось множество недорогих трактиров, харчевен и магазинов - «Мануфактурный», «Часовой», «Галантерейный», «Кондитерская», «Модный», «Булочная» и др. Но эта улица являлась не только транзитной дорогой, а, в какой-то мере, и лицом города. В середине XIX в. она была вымощена булыжником, а позднее закрыта для транзита карданом. Историком С.Ю. Семеновой найдены документы, свидетельствующие, что в 1860-е гг. за чистотой на этой улице следил сам губернатор Г.С. Аксаков, сын писателя С.Т. Аксакова. Чтобы «разгрузить улицу», городская дума запретила возводить на улице новые магазины. Наиболее значительными зданиями в конце XIX в. здесь были Троицкая и Спасская церкви, чугунолитейный завод Гутмана (см. «Горнас»), подворье Демидова, земская богадельня, военные казармы, аптека Янчевского, меблированные комнаты Кривоконева и Полетаева, Башкирский приют для девочек, Полицейское управление и пожарная часть, Землемерное училище, типография Блохина, Волжско-Камский и государственный банки. В конце XIX - начале XX в. значение стали приобретать новые протяженные улицы, по которым шло оживленное движение гужевого транспорта: Александровская (ныне ул. К. Маркса) (прил.1, рис.23), Каретная (ныне ул. Аксакова), Большая Вавиловская улица (ныне ул. Зенцова) и Никольская (ныне ул. М. Гафури), а самой длинной городской улицей стала Лазаретная, переименованная затем в Центральную (ныне ул. Ленина). Казанская улица оказалась в стороне от транспортных потоков и больших событий, утратила свое значение центральной городской улицы и вместе с тем свой парадный вид. Первоначальное название нижней и самой старинной части улицы - Малая Репная, по названию слободы. Репные слободы (Большая и Малая) - одни из первых уфимских слобод, возникших в начале XVII в. В них селились мелкие ремесленники, особенно много стояло кузниц - этот промысел был одним из главных. Когда в городе стали формироваться и удлиняться улицы, большинство из них получили имена по названиям дорог, ведущих из города. Так, Малая Репная улица, через которую проходила Казанская дорога, стала Казанской, а Большая Репная, через которую проходил Сибирский тракт - Сибирской. Казанская, или Большая Казанская, соединяла старую часть города с ее новым центром и долгое время являлась главной улицей Уфы. Несмотря на свой статус, по своему архитектурному облику улица не отличалась особым аристократизмом. Она связывала Верхнеторговую и Нижнеторговую площади, по ней проходило интенсивное движение гужевого транспорта. На улице находилось множество недорогих трактиров, харчевен и магазинов - «Мануфактурный», «Часовой», «Галантерейный», «Кондитерская», «Модный» и «Булочная». Улица являлась не только транзитной дорогой, а, в какой-то мере, и лицом города. В середине XIX в. она была вымощена булыжником, а позднее закрыта для транзита. «От Троицкой церкви идет одна из главных улиц города - Казанская, которая хотя особенно и не отличается от прочих улиц ни красивыми и большими зданиями, ни шириною или прямизною своего направления, но, несмотря на то, ее предпочитают другим улицам, и потому преимущественно здесь встречается в праздничные дни значительное скопление гуляющих и катающихся; только летом, когда пыль и духота заставляют искать прохлады, она пустует, - писал М. Сомов в 1864 г. - Улицу эту прежде несколько украшала чугунная решетка, отчасти отделявшая ее от соседнего оврага; но в настоящее время она сламывается и место застраивается по большой части не очень красивыми домиками». Чтобы «разгрузить улицу», городская дума запретила возводить на улице новые магазины. С. Ю. Семеновой найдены документы, свидетельствующие, что в 1860-е гг. за чистотой на этой улице следил сам губернатор Г. С. Аксаков. Исследователь приводит такой факт: губернатор Г. С. Аксаков приказал наказать домовладельца Казанской улицы есаула Горбунова за то, что тот «с открытия весны не отправляет по доходящей до него очереди ночного караула… и кроме сего Горбунов, которому частным приставом посылалось объявление об очистке тротуара, и какое отозвался, что не хочет исполнять распоряжения полиции». Горбунова приговорили к штрафу в размере 15 руб., что, приблизительно, составляло месячное жалование бухгалтера или архитектора. Свой статус центральной городской магистрали улица утратила в конце XIX - начале XX в., когда значение стали приобретать новые протяженные улицы, по которым шло оживленное движение гужевого транспорта: Александровская (ныне ул. К. Маркса), Каретная (ул. Аксакова), Большая Вавиловская улица (ул. Зенцова) и Никольская (ул. Гафури), а самой длинной городской улицей стала Лазаретная, переименованная затем в Центральную (ул. Ленина). Казанская улица оказалась в стороне от транспортных потоков и больших событий, утратила свое значение центральной городской улицы и вместе с тем свой парадный вид. Вместе с тем, оказавшись в стороне от событий, она смогла избежать бездумной застройки, сумела сохранить свое историческое и архитектурное лицо.   1.3. История строительства БГПУ им. М.Акмуллы   Башкирский государственный педагогический университет имени М.Акмуллы - является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования федерального подчинения. Сегодня в составе Башкирского государственного педагогического университета им. М.Акмуллы 5 институтов, 7 факультетов, 48 кафедр. Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от «11» февраля 2010 г. регистрационный № 2736, серия АА № 002746 на право осуществления образовательной деятельности по 13 образовательным программам среднего профессионального образования, 74 образовательным программам высшего профессионального образования, 34 программам аспирантуры и 13 программам дополнительного образования. Свидетельство о государственной аккредитации от «17» февраля 2010 г., регистрационный номер 0186, серия ВВ № 000188. Университет строит свою деятельность на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральных государственных образовательных стандартов, Устава Университета, принятого на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся в БГПУ (протокол № 1 от «5» сентября 2001 г.), утвержденного Министерством образования РФ в 2001 г. с дополнениями и изменениями, принятыми конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся («4» ноября 2004 г., протокол № 2, и «23» мая 2006 г., протокол № 1), а также локальных актов, регламентирующих деятельность Университета. За время своей работы университет выпустил более 40 тысяч специалистов. Входит в 20 лучших педагогических ВУЗ-ов страны. Университет выпускает газету «Аудитория» и «Педагогический журнал Башкортостана», который входит в перечень журналов, рекомендованных ВАК России для публикации материалов кандидатских и докторских диссертаций по педагогике.     Башкирский государственный педагогический университет имени Мифтахетдина Акмуллы был создан в Уфе 9 января 1967 года как институт. Он же стал преемником и продолжателем лучших традиций высшего педагогического образования в Башкортостане. Первый учительский институт в республике был создан в 1909 году. С 1919 года он был преобразован в институт народного образования, в состав которого входили четыре факультета: социально-исторический, биолого-географический, физико-математический и литературно-лингвистический. Это учебное заведение повышенного типа готовило учителей школ и техникумов. С 1923 года институт получил название «Практический» и стал дополнительно готовить специалистов сельского хозяйства. В 1929 году на его базе был создан Башкирский государственный педагогический институт им. Тимирязева, преобразованный в 1957 году в Башкирский государственный университет. Однако потребность в развитии высшего педагогического образования, в подготовке учительских кадров высокой квалификации была высока. К тому времени менее трети учителей республики имели высшее образование. По многим специальностям вообще не велось подготовки. Вновь созданный Башкирский государственный педагогический институт успешно справился с этой задачей. Уже в 1976 году он был признан вузом первой категории. А в 2000 году Башгоспединститут переименован в Башкирский государственный педагогический университет, и в 2006 году ему было присвоено имя М.Акмуллы.   ГЛАВА II. БЛАГОУСТРОЙСТВО И ОЗЕЛЕНЕНИЕ ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ УНИВЕРСИТЕТА 2.1. Общие требования организации проектирования ландшафта   В современном городе располагается огромное количество разнообразных общественных построек. Каждая из них находится на участке существенно освобожденном от застройки. Благоустройство и озеленение подобных территорий проходит по принципам организации сада, относящегося к определенном общественному зданию. Функциональность территории общественного здания может нести общедоступный, ограниченно доступный и закрытый характер. К примеру, сад при НИИ, заводе или фабрике, администрации зачастую закрытого типа, а сады при торговых предприятиях, музеях, театрах - открытого общедоступного типа. При разработке ландшафта характер доступности учитывается как фактор, дифференцирующий нагрузку на природные компоненты сада и прежде всего на растительность. В садах закрытого типа, где нагрузки минимальны и возможен более жесткий и организованный контроль за охраной природной среды, допустимо высаживать некоторые экзотические растения, использовать полужесткое дорожное покрытие, устанавливать дорогостоящую скульптуру. На территориях общедоступных с большой, иногда предельной посетительской нагрузкой, неплохо предусмотреть более лаконичные решения элементов ландшафта и подбирать устойчивую, хорошо приспосабливающуюся к условиям города растительность. Для покрытия дорожек, площадок, в данном случае надлежит использовать жесткие материалы: бетонную плитку, кирпич, камень. Многофункциональность садов при социальных зданиях должна отвечать их предназначению. Таким образом, территорию при театрах правильнее использовать как фойе, где гости могли бы общаться друг с другом и с природой. Следовательно, план подобного сада должен предполагать широкую прогулочную аллею. В подобных садах есть возможность организовать зеленые кабинеты для общения групп зрителей между собой, ставить стенды с рекламными афишами, анонсами, фотовитринами. Неподалеку от сада лучше предусмотреть остановки общественного транспорта. Комплекс при административном здании рациональнее исполнять как «зеленую залу» — приемную. Тут можно устроить комфортные площадки со скамьями, предусмотреть мобильное цветочное оформление с орнаментом, часами. Комплексу необходима изолированность от шума и пыли улиц. Вблизи необходимо предусмотреть автостоянку, за которой гость имел бы возможность наблюдать из «зеленого зала». На площадках необходимо установить по всему периметру скамьи, урны для мусора, системы освещения, также навесы от дождя и избыточной инсоляции. И предусмотреть автостоянка для индивидуального транспорта и стоянка такси. Особые формы имеют сады при учебных заведениях и институтах. Это прежде всего зона отдыха студентов и преподавателей во время перерывов, а также центры общения, информационные щиты, тихие уголки для чтения. Центром композиции может являться площадь для проведения собраний, посвящений в студенты, проведения торжественных мероприятий. Пространственная организация территории Структура и решение деталей садов при общественных зданиях имеет значительную зависимость от пластики архитектурного ансамбля. Главное здание комплекса может располагаться и не в центре композиции, однако непременно должно соединяться с отдельными функциональными зонами. Таким образом, основная площадка располагается у главного входа в основном объеме ансамбля. Уголки для чтения, отдыха на воздухе устраиваются в глубине зеленой зоны на изолированных участках. Все части сада соединяются проходами, аллеями, подземными переходами, галереями. Отдельные части общественных сооружений могут быть заглублены в грунт, и сад в некоторой степени станет садом на крыше. Подземный уровень используют под гаражи, паркинги, хозяйственный сектор, некоторые подсобные помещения (архивы, мастерские, элементы инженерного оборудования, кинозалы, гардеробы). Планировочные элементы ландшафта Использование ограждения в садах при общественных зданиях должно быть ограничено и оправдано. Открытый характер общественных садов удачно подчеркивается низким барьером, живой приземистой изгородью, поставленными в ряд скамьями, цветочными вазами, бортовым камнем. В таком случае повышается смысл грамотно обдуманной сетки аллей и дорожек. Их размеры, направления, характер покрытия должны отвечать потокам посетителей и соединять исходные точки по самым коротким путям. Направленность потоков гостей по запроектированной аллейно - дорожной сети можно урегулировать посадкой на поворотах дорог колючей растительности, высокими бортовыми б


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: