ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ.




План

1. Определение понятия о пропедевтике внутренних болезней;

2. Цели и задачи.

3. Краткая история развития пропедевтики внутренних болезней.

4. Выдающиеся клиницисты и их вклад в развитие учения о пропедевтике внутренних болезней.

5. Общие представления о болезни, этиологии, патогенезе. симптоме, синдроме.

6. Понятие о диагнозе и его виды.

7. Медицинская документация.

Внутренние болезни (терапия) – область клинической медицины, изучающая причины (этиологию), механизм (патогенез), семиотику, диагностику, лечение, прогноз и профилактику заболеваний внутренних органов, суставов, мышц, сосудов, лимфатической системы, а также патологию иммунологической системы, аллергические и лекарственные заболевания. Терапия – древняя наука.

1. Пропедевтика внутренних болезней – это основы клинической диагностики внутренних болезней. Пропедевтика (греч. propaideuo – предварительно обучать) – вводный курс в клиническую дисциплину, предполагающий обучение методам клинического обследования больного, семиотике болезней, относящихся к данной дисциплине, и воспитание профессиональных черт личности фельдшера на основе медицинской деонтологии.

2. Целью дисциплины является формирование основы знаний по диагностике внутренних болезней. В рамках этой цели решаются следующие задачи:

1. Овладение основными физическими методами исследования больного;

2. Изучение основных симптомов и синдромов, встречающихся в клинике внутренних болезней;

3. Изучение наиболее часто встречающихся болезней внутренних органов(классическое течение).

Терапия – древняя наука.

История внутренней медицины уходит корнями в начало человеческого общества. Началась внутренняя медицина с появления у человека болезней и потребности в оказании помощи больному. Тысячелетиями накапливался опыт наблюдения над признаками болезни.

Высокого развития медицина достигла в Древнем Китае (описание свойств пульса, попытка объяснить суть болезней), Древней Индии, Вавилоне, Египте (понятие о температуре тела, применяли ощупывание и выслушивание).

В V в. до н. э.(нашей эры) базой для развития диагностики явилась медицина Древней Греции.

4. Родоначальником современной клинической медицины считают Гиппократа. Он рассматривал человека, как единое целое, свя­занное с окружающей средой, положил начало «наблю­дению за больным в постели», первым сформулировал один из главных принципов медицины — «не вреди». Диагностическое обследование Гиппократа основыва­лось на тщательном наблюдении за больным. Он выс­лушивал лёгкие, ощупывал печень, селезенку, приме­нял некоторые инструменты для ощупывания (маточ­ное и заднепроходное зеркала). Свой взгляды на суть
болезней и методы лечения он изложил в трактате о ме­дицине, во которому училось не одно поколение враче­вателей.

Большой вклад в развитие медицины внес Авиценна (Али-Ибн-Сина), который жил в конце первого тысяче­летия в Средней Азии и Иране. Его « Канон врачебного искусства» обобщил взгляды и опыт греческих, римс­ких, индийских и среднеазиатских врачей.

В дальнейшем диагностика обогащалась новыми ме­тодами исследования и симптоматикой новых болезней. Предложена термометрия (де Гаен), перкуссия (Аугэнбруггер), аускультация стетоскопом (Лаэннек), метод си­стематического расспроса пациента (М. Я. Мудров, Г. А, Захарьин, А. А. Остроумов), пальпация органов брюшной полости (В. П. Образцов).

Во второй половине XIX в. начали постепенно внедрять лабораторные и инструментальные методы исследования. В конце XIX в. внедряется рентгеновский метод иссле­дования, благодаря открытию Рентгеном Х-лучей.

Русская клиника XIX в. с успехом продолжала раз­рабатывать основные проблемы, стоящие перед ней еще на заре зарождения.

Развитие отечественной терапевтической школы обя­зано деятельности ее выдающихся представителей: М. Я. Мудров (1829-1897), Г. А. Захарьин (1829-1897), С. П. Боткин (1832-1889), А. А. Остроумов (1844-1908), В. П. Образцов (1849-1920), М. П. Кончаловский(1875-1942), Н. Д. Стражеско (1876-1952), Г. Ф. Ланг (1875-1848), А. Л. Мясников (1899-1965). В. Н. Виноградов (1882-1964).

Выдающиеся отечественные клиницисты, терапевты создали научную и клиническую школу отечественной терапии. Их дело продолжили врачи и ученые П. Е. Лукомский, А. И. Нестеров, Е. М. Тареев, В. X. Василен­ко, Е. И. Чазов и др.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫИ ПОНЯТИЯ.

Болезнь - это нарушение жизнедеятельности организма под влиянием внешних факторов (травма, проф. вредности, интоксикации и др.), а так же изменений происходящих в самом организме (внутренние факторы) (неблагоприятные наследственность, снижение иммунитета). Болезнь является не только биологическим, но и социальным явлением. Причиняет не только физические, но и психические страдания. Болезнь представляет собой общую реакцию организма, регулируемую нервной и гормональной системами.

При каждом заболевании в болезненный процесс вовлекается весь организм. В своем развитии болезнь проходит через ряд периодов:

инкубационный период (латентный, скрытый)

1. продромальный период – промежуток между появлением первых симптомов заболевания и полным развитием болезни.

2. клинический – период полного развития заболевания.

3. период выздоровления (м/б полное, неполное).

По характеру течения болезнь может быть:

Острой, хронической.

Острое течение – наиболее бурное начало, быстрое развитие клинических проявлений и сравнительно короткое течение. Пр.: грипп

Хроническое заболевание - заболевание, протекающее длительно и даже всю жизнь с периодами обострения и улучшения.

В течении заболевания выделяют:

- ремиссию; рецидив; осложнения; исход.

Ремиссия – улучшение состояния, при хроническом течении заболевания.

Полная ремиссия – полное исчезновении клинических и лабораторно-инструментальных проявлений заболевания

Частичная ремиссия - исчезают или становятся незначительными основные проявления заболевания.

Рецидив – повторное проявление признаков заболевания после более или менее длительного их отсутствия.

Когда человек одновременно страдает несколькими заболеваниями, то основным заболеванием считается заболевание, которое в данный момент имеет ведущую симптоматику, превалирует, по поводу которого его надо лечить в первую очередь.

Заболевание, которое представляет меньшую угрозу для жизни и здоровья больного – называется сопутствующим заболеванием

В результате того или иного заболевания могут возникнуть осложнения.

Исход – может быть: выздоровление; длительная ремиссия; переход в хроническую форму; летальный исход.

Этиология – учение о причинах болезни. Факторы, которые вызывают болезнь, могут быть внутренними, внешними.

Внешние факторы:

- физические факторы (переохлаждение, перегревание, изменение атм. давления)

- химические (химич. св-ва к-ты, щелочи вызывают тяжелые ожоги при принятии внутрь, промыш. яды: свинец, ртуть – поражают н.с., печень, почки)

- механические (ранения, переломы костей, ушибы, сотрясение мозга)

- биологические (болезнетворные микроорганизмы, все кокки, грибы, все простейшие)

- психогенные – воздействие на ЦНС, психику, в виде психических травм, могут оказывать влияние на заболевание.

- социальные (голод, авитаминоз).

Внутренние факторы:

- наследственные (СД, АГ).

Фельдшер обязан уметь распознавать симптомы заболеваний, знать основные диагностические методы, владеть методологией диагноза.

Патогенез – механизм развития определенного заболевания.

Каждая болезнь проявляется соответствующими при­знаками, которые делятся на симптомы и синдромы.

Симптом — это признак болезни. Например, кашель — симптом бронхита; жажда — симптом сахарного диабета; боль в сердце — симптом стенокардии; одышка — сердеч­ной недостаточности. Симптомы различают: субъективные и объективные. Объективные симптомы выявляются при осмотре, пальпации, перкуссии и аускультации. Напри­мер, отеки, увеличение печени, селезенки, шумы в сердце, хрипы в легких и др. Субъективные симптомы представ­ляют собой ощущения пациента. Это отражение в созна­нии пациента патологических изменений в организме. Например, боль разной локализации, головокружение, тошнота и др.

Синдром — это совокупность тесно связанных между собою симптомов, отражающих те или иные патологичес­кие изменения в системах и тканях. Примеры: отечный синдром (отеки, асцит, анасарка, бледность или цианоз кожи); бронхоспастический (удушье, кашель, хрипы при аускультации); синдром шока (слабость, влажность кожи, нитевидный пульс, низкое АД); синдром желтухи (икте-ричность кожи, склер, темный или серый цвет кала, кож­ный зуд, увеличение печени и др.).

Клиника болезни - это комплекс субъективных и объективных проявлений заболевания, которые могут быть обнаружены при обследовании больного.

Диагностика — это наука распознавания болезней. Термин включает в себя все обследование пациента и опре­деление диагноза.

Диагноз — это краткое заключение врача, фельдшера о сущности заболевания.

По степени обоснованности выделяют следующие диагнозы: предварительный, клинический, окончательный, рабочий (диагноз под вопросом).

Предварительным называется диагноз, поставленный на основании данных первичного обще клинического обследования больного.

Клиническим называется диагноз, поставленный после полного обследования больного.

Клинический диагноз состоит из диагноза основного заболевания, осложнения основного заболевания и сопутствующих диагнозов.

Окончательный (клинический) диагноз выставляется в результате дифференциального диагноза. Дифференци­альный диагноз — диагноз, установленный путем исключения других, сходных по симптоматике, заболеваний.

Рабочим называется диагноз, который на данный момент обследования и наблюдения кажется наиболее вероятным. Такой диагноз является временным. В результате дополнительного обследования, наблюдения за течением процесса и результатами лечения он трансформируется в клинический.

Прогноз – это предвидение характера развития и исхода заболевания.

“prognosis bona (optima)” - это благоприятный прогноз, оптимистический. Такой прогноз бывает при полностью излечимом заболевании.

Prognosis mala - плохой прогноз

“Рrognosis pessima” – это пессимистический (очень плохой) прогноз, который может быть при неизлечимом заболевании.

Знать латинские названия прогнозов нужно для соблюдения деонтологических норм при обсуждении пациента в его присутствии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: