Основы трудового права (ТП)




1. Понятие, предмет, методы, система, принципы, источники Трудового права.

Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работников и работодателей и иные непосредственно с ними связанные, производственные и трудовые отношения. Оно представляет собой совокупность правовых норм.

Предмет трудового права — это общественные отношения, урегулированные его нормами. Трудовое право регулирует комплекс общественных отношений:

1) трудовые отношения, возникающие между работодателем и работником в связи с заключением трудового договора;

2) отношения, непосредственно связанные с трудовыми. В действующей редакции ТК РФ выделено девять видов таких отношений; это отношения:

– по организации труда и управлению трудом;

– трудоустройству у данного работодателя;

– подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;

– социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

– участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

– материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда и др.

Метод трудового права – это совокупность приемов и способов, позволяющих регулировать трудовые и непосредственно связанные с ними отношения.

Метод трудового права сочетает в себе и диспозитивный и императивный методы правового регулирования.

Особенности метода трудового права:

1) сочетание централизованного и локального регулирования общественных отношений в сфере труда;

2) единство и дифференциация (различие) правового регулирования труда;

3) равноправие сторон трудовых отношений с подчинением их в процессе труда правилам внутреннего трудового распорядка организации;

4) особый характер прав и обязанностей субъектов трудовых правоотношений;

5) договорной характер труда. Трудовые отношения работника с работодателем устанавливаются сторонами (условия и место работы, трудовая функция, характеристики условий труда, режим труда и отдыха);

6) своеобразие способов защиты трудовых прав работников.

Система трудового права.

Система отрасли права – это ее внутренняя структура, обеспечивающая наилучшее расположение правовых норм для четкого и правильного понимания. В ней нормы классифицируются по предмету отрасли в однородные группы (институты, подинституты) и последовательно располагаются по динамике возникновения и развития трудового отношения.

Трудовое право — это совокупность взаимосвязанных правовых норм, составляющих определенную целостную систему, которая обусловлена всем комплексом регулируемых этой отраслью права общественных отношений.

К трудовым отношениям относятся следующие правовые институты:

· трудового договора;

· рабочего времени;

· времени отдыха;

· оплаты и нормирования труда;

· гарантий и компенсаций;

· охраны труда;

· институт особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, составляют следующие правовые институты:

· трудоустройства и занятости у конкретного работодателя;

· трудового распорядка и дисциплины труда;

· профессиональной подготовки и повышения квалификации непосредственно у работодателя;

· материальной ответственности сторон трудового договора;

· защиты трудовых прав работников.

Система отрасли трудового права делится на части:

· Общую (ТК РФ);

· Особенную (ТК РФ);

· Специальную (международные договоры и т.д.).

Общая часть трудового права включает правовые нормы, определяющие:

· предмет и метод трудового права;

· цели и задачи правового регулирования;

· принципы правового регулирования трудовых отношений;

· правовой статус работников как субъектов трудового права;

· источники трудового права;

· социальное партнерство в сфере труда;

· общие положения, касающиеся всех правовых институтов трудового права.

К Особенной части трудового права относятся нормы, регулирующие трудовые отношения и иные, непосредственно связанные с ними отношения.

Система трудового права, ее Общая и Особенная части, закреплена в различных формах, и прежде всего, в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Специальная часть системы трудового права включает принципы и нормы международного права и международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией. Международные договоры, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как приоритетные перед внутренним трудовым законодательством в области трудовых отношений.

Принципы трудового права — это основополагающие начала, на которых базируется трудовое право. Основные принципы трудового права:

1) свобода труда, включая право на труд, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

2) запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

3) защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

4) обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда;

5) равенство прав и возможностей работников;

6) право каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и не ниже установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ);

7) обеспечение равенства возможностей работников без дискриминации на продвижение по службе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

8) обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

9) обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

10)сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений;

11) социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений;

12) возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

13)установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного надзора и контроля за их соблюдением;

14)обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

15)обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку;

16) обязанность сторон трудового договора соблюдать условия договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу и право работников требовать от работодателя выполнения обязанностей по отношению к работникам;

17)обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль над соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

18)обеспечение права работников, на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

19)обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Источники трудового права — нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений. Они принимаются компетентными государственными органами (иногда с учетом мнения профсоюзных органов).

Источники трудового права классифицируются:

1) по юридической силе — на законы и подзаконные акты;

2) по органам, принявшим нормативный акт, — на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления;

3) по форме — на законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, разъяснения, рекомендации и др.;

4) по сфере действия — на общефедеральные, региональные, отраслевые, межотраслевые, муниципальные (местные), локальные;

5) по степени обобщенности — кодифицированные, комплексные и текущие.

Источниками трудового права являются:

1) Конституция РФ: ст. 30 (право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов), 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности), 37 (право на труд);

2) Трудовой кодекс РФ (ТК РФ);

3) иные федеральные законы (ФЗ РФ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях», Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и т.д.);

4) указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 1 ТО «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ»);

5) постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (постановление Правительства РФ от 16.10.2000 г. № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний);

6) конституции (уставы) и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

7) акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

2. Трудовые отношения и иные отношения, связанные с трудом.

В ст. 15 ТК трудовые отношения определяются как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка работодателя при обеспечении последним условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате:

1) избрания (выборов) на должность;

2) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности;

3) назначения на должность или утверждения в должности;

4) направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;

5) судебного решения о заключении трудового договора;

6) фактического допущения к работе с ведома или по поручению работодателя (его представителя) независимо от того, был ли трудовой договор надлежащим образом оформлен.

Трудовые отношения имеют определенную структуру: субъект, объект и содержание.

Субъектами трудовых отношений выступают работник и работодатель.

Объектом трудовых отношений является трудовая функция работника, под которой понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК).

Содержанием трудовых отношений являются права и обязанности их субъектов, которые закреплены в ст. 21–22 ТК.

К общественным отношениям, тесно связанным с трудом, в силу ст. 1 ТК РФ относятся:

1) Отношения по организации труда и управлению трудом. Возникают по поводу осуществления управленческой и правоприменительной деятельности работодателя, а также по поводу принятия локальных нормативных актов.

2) Отношения по обеспечению занятости и трудоустройству у данного работодателя.

3) Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

4) Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений.

5) Отношения по участию работников и профессиональных союзов в обеспечении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях.

6) Отношения по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда. Регулирование отношений по материальной ответственности, которые могут сопутствовать трудовым отношениям или сменять их, выполняет охранительную функцию, основное содержание которой составляет обязанность одной стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный другой стороне договора (ст. 232-249 ТК РФ).

7) Отношения по надзору и контролю (в том числе профсоюзному) за соблюдением трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.

8) Отношения по разрешению индивидуальных и коллективных трудовых споров.

3. Правовой статус субъектов ТП.

Правовой статус субъекта трудового права – это его основное правовое положение, определяемое трудовым законодательством.

В свою очередь, правовой статус субъекта трудового права состоит из пяти элементов.

Во-первых, элементом правового статуса является трудовая правоспособность, то есть признаваемая нормами трудового права способность участников трудовых отношений быть носителями трудовых прав и трудовых обязанностей.

Во-вторых, к числу элементов правового статуса субъекта относится трудовая дееспособность — это способность субъекта трудового права самостоятельно осуществлять предоставленные законодательством права и нести установленные законодательством обязанности.

В-третьих, элементом правового статуса субъектов трудового права выступает совокупность прав и обязанностей, возникающих при их вступлении в отношения, составляющие предмет трудового права.

В-четвертых, в качестве элемента правового статуса субъектов трудового права необходимо назвать гарантии реализации трудовых прав и исполнения обязанностей. Под гарантиями в данном случае следует понимать совокупность способов, при помощи которых субъект трудового права, с одной стороны, может потребовать реализации имеющихся у него прав и, с другой стороны, потребовать исполнения обязанностей от других участников отношений, входящих в предмет трудового права.

В-пятых, элементом правового статуса субъекта трудового права является деликтоспособность, то есть способность нести ответственность за совершенное правонарушение.

По общему правилу трудовая правоспособность и трудовая дееспособность субъектов трудового права неразделимы. Поэтому зачастую употребляется термин, объединяющий эти понятия. Таким термином является "праводееспособность".

Перечисленные элементы правового статуса присущи каждому субъекту трудового права. Отсутствие хотя бы одного из этих элементов не позволяет применить терминологию о субъектах трудового права. Таким образом, перечисленные элементы правового статуса одновременно следует рассматривать как обстоятельства, определяющие правовое понятие "субъект трудового права", отсутствие одного из этих обстоятельств не позволяет применять правовое понятие "субъект трудового права".

4. Социальное партнёрство в сфере ТП.

В соответствии со ст. 23 Трудового кодекса социальное партнерство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Социальное партнерство осуществляется на нескольких уровнях:

· федеральном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;

· межрегиональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах Российской Федерации;

· региональном, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте Российской Федерации;

· отраслевом уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);

· территориальном уровне, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

· локальном, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Социальное партнерство в сфере труда осуществляется в следующих формах:

  • коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;
  • взаимных консультаций по вопросам регулирования трудовых отношений;
  • участия работников в управлении организацией;
  • участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров.

Принципы социального партнерства:

  • равноправие сторон;
  • уважение и учет интересов сторон;
  • заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • соблюдение сторонами законов и иных нормативных правовых актов;
  • полномочность представителей сторон;
  • свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • реальность обязательств;
  • обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений;
  • ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

5. Занятость и трудоустройство.

Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).

Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона о занятости):

1) работающие по трудовому договору (контракту), имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;

2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе занятые индивидуальной трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов и лица, выполняющие работы по гражданско-правовым Договорам (подряды);

3) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

4) военнослужащие любых родов войск, служащие органов безопасности и внутренних дел;

5) трудоспособные учащиеся любых очных образовательных заведений.

Выделяют различные формы занятости:

1. Наиболее распространенная – работа по договору (работа по найму – в законе; по трудовому, гражданскому договорам)

2. Самостоятельно обеспечивающие себя работой (нотариусы, ИП)

3. Прохождение военной службы по призыву или альтернативной службы

4. Периоды обучение в образовательных учреждениях по очной форме (только по очной)

5. Лица, осуществляющие деятельность в юридических лицах в качестве учредителей, участников

Трудоустройство — это система организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы. В узком смысле – процесс поиска работы.

Формы трудоустройства:

1. при посредничестве 3 лиц – гос. служба занятости или негосударственные организации.

2. непосредственное трудоустройство.

Виды правоотношений по трудоустройству:

- между органом трудоустройства и гражданином

- между органом трудоустройства и нанимателем

- между нанимателем и гражданином при направлении на работу

Безработными признаются:

-трудоспособные граждане по возрасту и по состоянию здоровья. Пенсионер, который хочет работать и ищет работу, не признается безработным, так как считается нетрудоспособным и имеет доход в виде пенсии;

-трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка (за исключением общественных оплачиваемых работ по направлению органов занятости), зарегистрированы в органах службы занятости как безработные в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Бомжи не готовы трудиться, поэтому не считаются безработными.

Регистрация безработных проводится органами занятости по их месту жительства при предъявлении паспорта, трудовой книжки (а для впервые ищущих работу — справки с места жительства) и других документов (о специальном образовании, квалификации, среднем заработке за последние три месяца).

Безработный должен предъявить в органы службы занятости следующие документы:

-паспорт (документ, удостоверяющий личность);

-трудовую книжку (иные документы, подтверждающие стаж работы);

-документ об образовании (квалификации);

-справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за три последних месяца.

После предоставления документов органы службы занятости в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска работы должны предложить два варианта подходящей работы (в том числе временной) или два варианта получения профессиональной подготовки.

Не признаются безработными граждане:

-до 16-летнего возраста и пенсионеры по старости и за выслугу лет. Решение о признании инвалида безработным принимается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

-отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органе занятости от двух вариантов подходящей работы. Впервые ищущие работу, не имеющие профессиональной подготовки, не могут быть признаны безработными, если дважды отказались от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом нельзя предлагать дважды одну и ту же работу (место учебы);

-не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок для перерегистрации их в качестве безработных.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: