Виды предстартового состояния




Тема: Предстартовое волнение.

.

автор: Гридина Надежда Михайловна

педагог дополнительного образования

 

 

Брянск 2020 г.

Раздел: Психологическая подготовка.

Тема: Предстартовое волнение.

Аннотация

Методический материал предполагает контроль над психологическим состоянием перед стартом и регулирование эмоций в процессе соревновательной деятельности. Содержание материала раскрывает основные правила использования психологических приемов. Методическая разработка может быть использована при обучении детей для групп начальной подготовки по спортивным программам, в которых есть соревновательная деятельность.

 

Введение

Психологическая подготовка включает мероприятия, которые обеспечивают формирование у спортсменов таких психологических функций и качеств, которые необходимы для успешного и эффективного решения задач тренировки и успешного участия в соревнованиях. Психологическая подготовка осуществляется на всех этапах спортивной подготовки, на каждом занятии. Педагог должен знать, что совершенствование психических способностей гораздо сложнее физической и технической подготовки. Психологическая подготовка в группе направлена на преодоление чувства страха, тревоги при прохождении дистанции, на воспитание умения проявлять волю, терпеть усталость. В тренировочном процессе решаются задачи воспитания, трудолюбия, работоспособности, умения мобилизовать свою волю и преодолевать нерешительность. У различных спортсменов в связи с их индивидуальными особен­ностями темперамента, характера, опыта выступлений предстартовые состояния возникают в различное время и могут проявляться с разной интенсивностью. Иногда это состояние насту­пает уже при получении информации о том, что спортсмен будет принимать участие в данном соревновании, иногда за несколько дней или часов до него или же перед выходом на старт. Различают следующие основные виды предстартовых состояний в спорте: стар­товая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности и состояние самоуспокоенности. Каждое из этих состояний отличается своеобразными психологическими особенностями, влияющими на действия спортсмена. Задача педагога, подготовить психологически устойчивого спортсмена, способного контролировать свои эмоции во время соревнований. Необходимо научить ребенка навыкам регуляции и саморегуляции и дать представление о самоподготовке к старту перед соревнованиями. Педагог должен воспитать у ребенка способность управлять своим поведением и чувствами.

Цель: развить психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, психической устойчи­вости и готовности к выступлению в ответственных соревнова­ниях.

Задачи:

Обучающие

- формирование у спортсмена психической устойчивости;

- формирование мотивации и положительного отношения к соревновательной деятельности;

- обучение навыкам регуляции и саморегуляции;

Развивающие

- устойчивость к неблагоприятным факторам (погода, зрители, предвзятость судей);

- развитие волевых качеств;

- повышение силы воли спортсмена в условиях соревнований;

Воспитательные

- способность произвольно управлять своим поведением и чувствами;

-создание положительной атмосферы в коллективе;

- повышение мотивации спортсмена к достижению успехов в соревновательной практике;

- формирование личности спортсмена для взаимодействия в команде;

Планируемые результаты

Предметные

- развить навыки психической устойчивости,

- систематизировать знания по регуляции и саморегуляции;

- умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Личностные

- развить творческую и познавательную активность для повышения мотивации спортсмена к достижению успехов в соревновательной практике;

- умение произвольно управлять своим поведением и чувствами;

- умение создать благоприятную атмосферу для взаимодействия в команде;

- умение способствовать эмоциональному восприятию материала;

Метапредметные

-приобретение навыка пользоваться методами самоподготовки к старту;

- активно применять теоретические знания в реальных ситуациях;

- владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной деятельности;

 

Ход занятия

Схема конспект занятия

Этапы занятия Время Деятельность педагога Деятельность обучающихся Разда-точный матери-ал
1. Органи-зационный (мотива-ция)   Создать доброжелательный настрой на занятие. Педагог: Здравствуйте ребята! Как вы думаете, почему перед стартом на соревнованиях у человека появляется предстартовое волнение? Вспомните свое состояние перед стартом. Какие симптомы стартовой лихорадки вы можете назвать. Как вы думаете, можно ли научиться регулировать свои эмоции и как называется эта наука. Правильно эта наука называется психология. Мы узнаем, как с помощью психологической подготовки можно развить качества, которые помогут регулировать свои эмоции на любых соревнованиях. Дети настраиваются на занятие и отвечают на вопросы поставленные педагогом.  
2. Постановка цели и задачи занятия Мотивация к учебной деятельности   Выявление затруднения и пути решения задачи при помощи постановки цели и задачи. Педагог: Ребята как вы думаете, хорошо ли мы знаем психологию и что нам нужно повторить и закрепить на нашем занятии, чтобы мы смогли пользоваться методами психического контроля перед стартом? Попробуем провести небольшой эксперимент. Устроим мини соревнования и оценим свое состояние перед стартом этих состязаний. Задание: В конверте лежит карта разрезанная на кусочки (пазлы). Необходимо собрать карту на время. Выигрывает тот, кто собрал быстрее. Задача стоит перед вами такая. Какие эмоции вы испытали перед началом соревнования? Выберите карточку с той эмоцией, которую вы испытали перед выполнением задания. Педагог: А теперь подумайте какую цель мы должны достигнуть, имея знания по психологии? Для этого нам нужно поставить задачи на пути решения данной проблемы. Выдвигаются различные цели, задачи, идет обсуждение, анализ и планирование путей достижения цели. Цель: развить психические качества, необходимые спортсмену для достижения высокого уровня спортивного совершенства, Задачи: формирование у спортсмена психической устойчивости; мотивации и положительного отношения к соревновательной деятельности; обучение навыкам регуляции и саморегуляции; Выполняют задание.   Конверт с картами. Карточки с разнымиэмоциями
Актуализа-ция знаний Затруднение Выход из затруднения   Педагог: Теперь попробуем разобраться в том, что происходит с человеком в период старта, какая психологическая обстановка создается. Различают следующие основные виды предстартовых состояний в спорте: стар­товая лихорадка, стартовая апатия, состояние боевой готовности Каждое из этих состояний отличается своеобразными психологическими особенностями, влияющими на действия спортсмена. Степень волнения зависит от важности старта. Нередко даже мысль о соревновании приводит к учащению пульса, может появиться бессонница, пропасть аппетит, обозначиться резкая реакция на шутки друзей. Спортсмен не должен постоянно думать о соревнованиях. Тренировки в последние дни должны быть интересны, направлены на то, чтобы спортсмен поверил в свои силы. Большое значение имеют средства отвлечения (увлекательная литература, любимое дело, музыка). Регулированию предстартового состояния способствует разминка. Спортсмены с сильно выраженной «предстартовой лихорадкой» должны проводить разминку спокойно, особое внимание следует уделить упражнениям на растяжение, выполнять их следует без покачивания и рывков. Хорошую помощь оказывают дыхательные упражнения (очень медленное глубокое дыхание или специальная дыхательная гимнастика). При апатии требуется проведение разминки в быстром темпе. Одним из средств регуляции предстартового волнения являются наставления педагога. Он должен давать конкретные советы учитывая индивидуальные особенности ребенка. Настрой имеет огромное значение перед стартом.   Обучающиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы.   Работа с карточками.     Карточки с видами предстартового волнения (см. приложение 1)
4. 4. Применение знаний в новой ситуации. Контроль усвоения, обсуждение   Педагог: Сейчас мы познакомимся с некоторыми помощниками регулирования эмоций. Приемы из книги О.С. Черепановой «Соперничество, риск, самообладание в спорте” Для этого поделимся на 3 группы и попробуем проанализировать приемы регулирования эмоций и представить свое понимание этого приема. Выполняют задания в группах по алгоритму, находят пути решения задачи и затем презентуют полученный результат другой группе. Карточки с приемами самообладания (см. приложение 2)
5. 5. Подведение итогов   Педагог возвращает к началу занятия, к поставленным задачам и цели и выясняет, все ли удалось на занятии, и были ли затруднения и в чем именно. Педагог: А теперь дети мы попробуем вернуться, к началу нашего занятия и выяснить, добились ли мы результата. Мы теперь действительно знаем как можно использовать приемы регуляции и саморегуляции эмоций перед стартом. Анализируют выполнение цели и задач оценивают работу каждого члена группы, дают общую оценку занятия.  
6. 6. Информация о домашнем задании   Педагог: Мы получили знания необходимые для устранения предстартового волнения. Теперь попробуем на практике применить свои знания. На следующих соревнованиях на местности каждый попробует проанализировать свое состояние и на практике попробует регулировать эмоции перед стартом. Обучающиеся задают вопросы.  
7. 7. Рефлексия   Педагог: Сегодня у нас было очень трудная задача но интересная и познавательная для дальнейшей практической деятельности. Как бы вы смогли оценить свою деятельность и определить вклад в разрешение нашей проблемы. На столе лежать лица с разными эмоциями, выберете ту эмоцию, с которой вы хотели бы отправиться в дальний путь на нашем корабле. Мы погрузим наши эмоции на корабль и отправим его в путешествие в психологию.   Ребята оценивают свое психологическое состояние и выбирают лицо соответствующее настроению   Картинки с эмоциями и рисунок корабля на который поместятся все эмоции  

 

Выводы

Психологическая подготовка в группе начальной подготовки дает возможность исключить предстартовые волнения и настраивают на готовность к спортивной борьбе и на результат соревнования. Педагог готовит обучающихся не только в физическом и тактическом плане, но и добивается у них противостояния многим предсоревновательным и соревновательным факторам, оказывающим негативное действие на результат. Ребенок учится навыкам регуляции и саморегуляции и имеет представление о самоподготовке к старту перед соревнованиями. Педагог воспитывает у ребенка способность управлять своим поведением и чувствами.

 


Приложение 1

Виды предстартового состояния

стар­товая лихорадка

проводить разминку спокойно, особое внимание следует уделить упражнениям на растяжение, выполнять их следует без покачивания и рывков. Хорошую помощь оказывают дыхательные упражнения (очень медленное глубокое дыхание или специальная дыхательная гимнастика).

состояние боевой готовности

Боевая готовность — идеальная форма стартового состояния. Физиологические сдвиги положительно влияют на интенсивность работы, психологически это проявляется в уверенном ожидании старта, в стремлении одержать победу.

стартовая апатия.

Стартовая апатия — торможение, которое наступает после чрезмерного возбуждения. Это обратная сторона лихорадки, которая характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах и победе, появлением желания не выходить на старт.

проведение разминки в быстром темпе.

 

 

Приложение 2

Приемы: Преднамеренная задержка проявления или изменения выразительных движений. Сдерживая смех или улыбку, можно подавить порыв веселья, а улыбнувшись - поднять настроение. Научившись произвольно управлять тонусом лицевых мимических мышц, человек приобретает в какой-то мере умение владеть своими эмоциями.

Приемы: Специальные двигательные упражнения. При повышенном возбуждении используются упражнения на расслабление различных групп мышц, движения с широкой амплитудой, ритмические движения в замедленном темпе.

Приемы: Дыхательные упражнения. Упражнения с медленным постепенным выдохом являются успокаивающими. Важное значение имеет сосредоточенность на выполняемом движении.

Приемы: Специальные виды самомассажа. От энергичности движений зависит характер воздействия самомассажа.

Приемы: Развитие произвольного внимания. Необходимо сознательно переключать свои мысли, направляя их с переживаний в деловое русло, активизировать чувство уверенности.

Приемы: Упражнения на расслабление и напряжение различных групп мышц воздействует на эмоциональное состояние.

Приемы: Самоприказы и самовнушения. С помощью внутренней речи можно вызвать чувство уверенности или те эмоции, которые будут способствовать борьбе.

Приемы: научиться мыслить позитивно;

Приемы: смотреть на свои возможности по-новому;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: