Текст лекции: «Метафора в языке философии»
ЗАДАНИЯ
1. Напишите опорный конспект эссе Х. Ортеги-и-Гассета «Две главные метафоры»
2. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите эссе
1. «Если бы я писал книгу о высшей непреложности, я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна; я не вложил бы в них единой, отчетливой мысли, исключающей все другие, ошибочность которых меня не могла бы смутить». Аврелий Августин 2. «Метафора – это постоянная готовность вещи принять иной смысл (метафора всегда готова к изменению: дворца - в трапезную, человека - в Бога, времени - в плоть)». С.С. Неретина 3. «Кто говорит возвышенно, красочно, богато, не всегда обязан всем этим темам, а тот, кто пишет постно, бедно, низменно, не может ссылаться на скудность предмета, ибо суть этого дела заключена более в том, кто пишет, чем в том, о чем пишут». Лоренцо Валла 4. «Никто не подобен другому ничем – ни чувствами, ни воображением, ни разумом, ни исполнением». Николай Кузанский 5. «Мудрость не в риторическом искусстве и не в толстых книгах, а в отделении от чувственных вещей и в обращении к простейшей и бесконечной форме». Николай Кузанский 6. «В высоких материях красота слога лишь вредна - недаром Святое писание изложено скорее грубо и неуклюже, чем изящно. Вакханалии не уместны у подножия храма Весты. Здесь важно только что, а не как. Вот почему Платон хотел изгнать поэтов из города, где правят философы». Пико Дела Мирандола 7. «Хотя в обиходной речи позволительно, например, сказать «дорога идет или ведет сюда или отсюда», «пословица говорит то или это» (хотя дорога не может ходить, а пословица – говорить), но когда мы рассуждаем и ищем истину, такие речи недопустимы». Т. Гоббс 8. «Философия...может брать и заимствовать свои выражения отовсюду, прежде всего из самой жизни, и даже мимолетные формы выражения и обороты разговорного языка могут иногда послужить ей для меткого обозначения». Шлегель 9. «Философия должна строить не из понятий, а в понятиях, т.е. помещать в них свои результаты, а не исходить из них как из данности». А. Шопенгауэр 10. «Мы думаем, что знаем нечто о самих вещах, на самом же деле мы обладаем лишь метафорами вещей, которые совершенно не соответствуют их первоначальным сущностям». Ф. Ницше |
ЛИТЕРАТУРА
1. Бибихин В.В. Язык философии. М., 1993.
2. Оргтега-и-Гассет Х. Две главные метафоры // Эстетика. Философия культуры. М., 1991. С. 203 - 218
Теории метафоры в истории философии
Метафорические конструкции как особые формы выражения философских смыслов присутствуют на самых ранних этапах развития философской мысли. Их фиксация может быть произведена уже на примере фрагментов натурфилософских текстов, в которых метафорически представлены первоначала бытия. Так, Фалес полагал, что «начало и конец Вселенной - вода» (172, С.109), Анаксимен - воздух (172, С.113) и т.д. Метафорично по своей природе и объяснение сущности движения Анаксимандром: «...верное движение - начало, обладающее старшинством над влагой...от него одно рождается, другое уничтожается» (172, С.119).
Раннегреческая философская традиция, изначально направленная на генерацию обобщенных знаний о мире, своим предметом полагает бытие, реальность как целое. При отсутствии разработанного понятийного аппарата содержание философского познания могло быть выражено только метафорически. Метафора допускала, с одной стороны, незавершенность и иносказательность знания, с другой стороны, его наглядность и ясность. Широкий спектр возможностей метафорических средств выразительности позволил им не утратить свою актуальность и в более позднее время, на фоне образующейся специальной философской лексики.
Насыщенность метафорами языка философии первоначально не вызывала научного интереса: метафоричность рассматривалась в качестве естественного свойства речи. Объектом специальной рефлексии она становится в связи с широким распространением в Древней Греции философских идей софистов, обосновывавших относительность познавательных процессов и целесообразность прикладного использования знаний. Сомнение в существовании абсолютной и ценной самой по себе истины, пошатнувшее незыблемость отождествления вещи и имени, последовавшее вслед за этим, привело к повышению в античной философии значения способов выразительности мыслей. Горгию приписывают следующие высказывания: «речь не есть сущее…не будучи сущим, речь не может быть изъяснена другому» (12, С.34). Представление о внесубстанциальности речевых структур активизировало развитие риторики и теории метафоры.
Язык античной философии не становится более метафоричным. Метафора в нем выполняет свои специфические функции. Так, Аристотель рекомендует избегать ее использование в рассуждениях (14, C.279). Его оценка надолго определяет традиции понимания природы и функций метафоры.
Заключения Аристотеля о природе метафоры зачастую противоречивы. В «Риторике» он называет метафору загадкой: «... метафоры заключают в себе загадку, так что ясно, что загадки - хорошо составленные метафоры» (13,C.178). В «Поэтике» он определяет ее как «перенос слова», «перенесение необычного имени или с рода на вид, или с вида на вид, или по аналогии» (14, C.279).
Аристотель определяет метафору и как сравнение: «Сравнение...есть та же метафора» (15, C.185), «...слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство» (15, C.117). Между сравнением и метафорой он не видит существенной разницы: «...все удачно употребленные метафоры будут в то же время и сравнениями, а сравнения, наоборот, будут метафорами, раз отсутствует слово сравнения («как») (13, C.180). Это позволяет современным исследователям языковых структур античной философии эксплицировать его представления о природе метафоры в сравнительную теорию метафоры.
Основным объектом внимания Аристотеля становится практическая сторона проблемы - цели и способы функционирования метафоры в речи. Анализ функционального аспекта метафоризации в его работах дает основания выделять три сферы деятельности метафор в языке.
1. Эстетическая функция метафоры.
Аристотель полагает, что метафора как эстетический феномен призвана вызывать у читателя положительные эмоции: «Метафоры следует заимствовать от слов прекрасных по звуку или по значению или заключающих в себе нечто приятное для зрения или для какого-либо другого чувства» (13, С.179). Метафора придает речи выразительность, вызывает ощущение новизны и удивления, реализуя тем самым античное представление о красоте. Прекрасное же в эпоху античности отождествляется со всем, что предстает как эстетически выразительное, и служит синонимом понятия художественности.
2. Психологическая функция метафоры.
Согласно Аристотелю, метафора погружает процесс восприятия человеком мира в атмосферу психологической стабильности. Образуясь на основе общеупотребительных слов, она способствует наглядному представлению передаваемой информации в виде образов. Метафора «представляет неодушевленное одушевленным» (13, С.186), наделяя отвлеченные понятия динамикой и жизненным содержанием.
3. Познавательная функция метафоры.
Достоинство речи Аристотель оценивает с точки зрения ее познаваемости. В качестве ее основных проявлений он называет ясность и возвышенность (15, С.113). Метафора в наибольшей степени удовлетворяет двум этим требованиям. Она делает «речь не затасканной и не низкой, а слова общеупотребительные (придают ей) ясность» (15, С.114). Познавательная функция метафоры реализуется прежде всего в ее проясняющей деятельности. Метафора позволяет избежать в суждениях многословия и способствует их лаконичному выражению. Устанавливая взаимосвязь понятия с определенным семантическим контекстом, она производит конкретизацию его смысла.
Не менее важны и эвристические возможности метафоры - способности продуцировать новые знания и описывать предметы, находящихся на недостаточном уровне специальной изученности. Произнесение метафоры, согласно Аристотелю, «сопровождается появлением некоторого познания…» (13, С. 185). Оно заключается в способности «подмечать сходства», проводить аналогии (14, С.117), что способствует возникновению обобщенных знаний, соответствующих синкретизму философского анализа. Аристотель пишет: «Подобно этому, и в философии меткий ум усматривает сходство в вещах, даже очень различных, Архит, например, говорил, что одно и то же - судья и жертвенник, ведь и у того и у другого ищет защиты то, что обижено» (13, С.186).
Широкий спектр функциональной активности метафор обусловливает включение понятия "метафора" в античную теорию понимания, где оно приобретает статус семантической единицы текста: «Слова необычные нам непонятны, а слова общеупотребительные мы понимаем. Наиболее достигает этой цели метафора…» (13, С. 185).
Теория метафоры Аристотеля отразила основные принципы древнегреческих представлений о метафоре и коренным образом повлияла на римские. Развитие последних в целом не выходило за рамки аристотелевской теории. Так, Цицерон, как и Аристотель, отождествляет метафору со сравнением: «Метафора есть сравнение, сокращенное до одного слова» (177, С.210). Сравнительной концепции метафоры придерживается и Квинтилиан: «метафора есть укороченное сравнение» (177, С.219), и Деметрий: «Сравнение - это расширенная метафора» (177,С. 219).
Теория метафоры в римское время приобретает в большей степени дидактическое значение. Будучи ориентированной на аристотелевскую традицию, она не претерпевает существенных изменений. Расширяется лишь сфера ее практического применения, что связано с популяризацией ораторского искусства.
Вклад Аристотеля в развитие теории метафоры высоко оценивался и в последующие эпохи. Важнейшие принципы его концепции не утратили своей актуальности и в средневековой философии. На греко-римской традиции по-прежнему основывалось понимание структуры метафорических конструкций.
Существенному пересмотру в эпоху средневековья подвергается эстетический аспект античной теории метафоры, что обусловлено критичным отношением ко всему внешнему, телесному. Августин, говоря о своем былом увлечении риторикой, замечает: «…я уходил от тебя, Господи, во внешнее» (5, С.20, 1, XVII). Критичной оценке он подвергает античные достижения в области ораторского искусства: «...как тщательно соблюдают сыны человеческие правила, касающиеся букв и слогов, полученные ими от прежних мастеров речи, и как пренебрегают они от Тебя полученными непреложными правилами собственного спасения» (Там же).
Августин полагает, что развитие методик ведения спора приводит к нарушению заповедей Бога: способствует возникновению конфликтов и взаимной ненависти. Само стремление обучиться ораторскому искусству он считает порочным и легкомысленным, т.к. совершенство языка не связано с совершенством познания. Согласно Августину, для рассказа не достаточно того, чтобы он был «величав и украшен, составлен в словах верных и правильно согласованных» (Там же). Его высшее достоинство - глубина и простота. С простотой непосредственно связано представление средневековых авторов о совершенстве. Простою они называют «ту природу, которой не свойственно иметь что-либо такое, что она могла бы потерять» (2, С.171).
Античной риторике средневековая наука противопоставляет свою теорию диспута, которая основана на простоте, а не на «стремлении обмануть противника» (2, С. 137). Под сомнение ставится эффективность формально-логических путей познания. Приобретение знаний истолковывается как мистический акт: интуитивное постижение, божественное откровение. Ему приписывается пограничное состояние между рациональным и иррациональным.
Такая двойственность средневековой науки основана на специфике ее объекта - бытия Бога: «Бог, существуя Сам по Себе, обходит правила философов, часто нарушая их Своими деяниями», «он творит нечто новое, т.е. превыше того, на что способно привычное назначение вещей» (2,С.183). В качестве средоточия божественной активности выступает Слово, воплощенное в Священном Писании: «Бог творил все по Слову, т.е. по Мудрости Своей» (2,С.137). Слово (oratio realis) обретает статус божественной реальности, познание которой сводится к толкованию Священного Писания. «В этой экзегетической составляющей находит свое выражение важнейший момент средневековой рациональности, которому эта эпоха обязана все проникающим символизмом своей культуры» (57, С.116).
Истина выражается в средневековой философии как «общий концепт», универсалия, которой присуща полнота и семантическая нестабильность. В качестве критерия истинности знания выступает его целостность, самотождественность. В наиболее совершенной форме она реализуется в Боге, т.к. он есть «всегда одно и то же» (2, С.189). «Люди же скорее придерживаются мнения, нежели понятия» (1, С.81).
Язык средневековой философии приобретает диалектический характер. Адекватное воспроизведение им смыслов сопряжено с неизбежной семантической нечеткостью. Так, Августин говорит о границах языковых возможностей: «Если бы я писал книгу о высшей непреложности, я предпочел бы написать ее так, чтобы каждый нашел в моих словах отзвук той истины, которая ему доступна; я не вложил бы в них единой, отчетливой мысли, исключающей все другие, ошибочность которых меня не могла бы смутить» (5,С.198).
Семантическая динамика значений средневековых философских терминов основывается на их теологической направленности: «...по отношению к Богу ни одно слово не сохраняет собственного значения, ради которого оно было изобретено, но все, что о Нем говорится, окутывается переносными смыслами» (2,С.185). Иносказательностью языка обусловлено широкое распространение в философских текстах метафорических конструкций.
Августин в «Исповеди» метафорически представляет целый ряд важнейших философских идей. Материальный мир он называет «сосудом» (5, С.9), душу –«домом» (5,С.10), человеческие наслаждения – «тюрьмой», горести – «путами» (5, С.20). Метафорична и его характеристика своей мыслительной деятельности: «Соображения хлынули из самых глубин моего сердца», - говорит Августин (5, С.49).
Специфика философствования существенно отражается и на восприятии роли метафоры в тексте. Средневековые тексты отрицают художественность метафоры. Фотий говорит о сочинениях Максима Исповедника: «Метафорическое употребление слов у него не имеет целью ни изящества, ни пленения как бы волшебством, но вводится совсем просто и без особой заботы» (7, С.291). Средневековая теория метафоры построена на признании онтологической значимости метафоры, ее способности являть собой прообраз чувственного мира. Бытие метафорических структур полагается изначально «заданным мышлению» (122, С.135).
В метафоре находит свое выражение соприкосновение человеческого слова с Божественным Логосом. Метафора предполагает «нечто правдоподобное и близкое человеческому разуму, не противореча священному Писанию...» (2, C.168). Как и в эпоху античности по своей природе она отождествляется с аналогией, со сравнением. Однако если в концепции Аристотеля метафора соизмеряет бытие человека и Космоса, то в средневековой философии метафоpa – «перенос слова с тварей на Творца»
(2, C.185). В основе средневековой метафорики лежит стремление философии к познанию идеальной реальности, к чуду. Метафора, согласно С.С. Аверинцеву, «выразительно обыгрывает «зазор», возникший между литературной условностью и литературным бытом» (7, C.184).
Особое понимание природы метафоры непосредственно связано с определением ее назначения. Основной сферой применения метафор становится философская. Посредством метафоры оказывается возможным выражение целостности, универсальности знания, обретение им своей полноты и завершенности. Метафорические конструкции тем самым позволяют говорить о несказанном.
Не менее важным является и то, как осуществляется этот «разговор». Метафора, с одной стороны, призвана разнообразить язык философии, ввести в него новые слова, с другой, она стремится сделать его максимально простым и общедоступным, способствуя облегчению процесса понимания божественной истины.
Содержание средневековой метафоры имеет модальный характер. Бернард Шатрский говорит об этом: «Речь обладает переносным значением на основании вероятности /с одного/ на другое...» (Цит. по 2, С.185). Модальность метафоры отражает предположительность и теоцентричность средневекового познания. Содержанию метафоры присуща также семантическая динамика и диалектическая многоуровневость. С.С. Неретина отмечает, что средневековая метафорика – «это постоянная готовность вещи принять иной смысл (метафора всегда готова к изменению: дворца - в трапезную, человека - в Бога, времени - в плоть)» (122, С.133). Смысл в метафоре представлен в свернутом виде, допускающем широкий спектр толкований.
Таким образом, средневековая теория метафоры демонстрирует, с одной стороны, неразрывную связь с античной традицией, с другой, - комплекс своеобразных представлений о способах вербализации результатов познания, указывающий на специфику средневекового философского мышления.
Положение теории мeтафоры в философском дискурсе последующего времени продолжало и в дальнейшем меняться в зависимости от общего историко-философ-ского контекста. Существенные изменения его, произошедшие в эпоху Ренессанса, повлекли за собой иную расстановку акцентов при осмыслении предшествующих теорий, что привело к формированию новых представлений о метафоре. Несмотря на принадлежность к одной эпохе, их систематизация затруднительна. А.Ф. Лосев совершенно справедливо называет Ренессанс «безбрежным морем», указывая на свое сомнение в возможности сведения культурно-философских тенденций этого времени «в одно достаточно расчлененное целое» (109, С.37).
Противоречивые теории метафоры выдвигает раннее и высокое Возрождение Италии. В эпоху раннего Возрождения доминирующим культурно-философским фактором, определяющим развитие представлений о метафоре, становится критическая рефлексия над достижениями средневековой философии и апологетика античности. Для ранних гуманистов кажется неприемлемой в средневековой философии чрезмерная абстрактность, схематизм. Резкой критике они подвергают средневековое стремление к целостности и диалектической непротиворечивости познания. Необоснованной представляется гуманистам также апелляция к авторитетам и общественному мнению, поэтому Ф. Петрарка говорит: «...я люблю не философские школы, а истину» (134, С.101). Необходимо не подражать всем, а «извлекать мысль и слово, из самих себя, лишь бы смысл был весом и правдив, а речь складна» (134, С.101).
Источник совершенства эпоха Возрождения находит не в Боге, а непосредственно в самой реальности. В качестве имманентной ей она рассматривает истину. Реальность при этом понимается не как атрибут божественного единства, она идентифицируется со своими конкретными, индивидуальными проявлениями, что позволяет отождествить понятия «сущность» и «существование». Реальность саму по себе Ренессанс ставит в основу своей культурно-философской доктрины.
Объективизация реальности делает бессодержательными для ранних гуманистов средневековые универсалии, которые становятся для них «неправомерными лингвистическими субстантивациями обозначений, обладающими лишь смыслом качеств и состояний» (109, С.357). Универсалии они считают умозрительными структурами, лишенными возможности отображать реальные связи вещей и призванными только схематично обозначать механически взаимосвязанные факты. Возрождению же был присущ интерес к реальности как таковой, к ее непосредственности и полноте. Адекватной формой для выражения ее закономерностей становится моделируемая гуманистами смысловая связь между объектами. Смысловая подлинность противопоставляется ими средневековому догматизму и схематизму.
В поиске традиции и исторических корней Ренессанс обращается к античности. В ней его главным образом привлекает философский плюрализм, онтологизм, натурализм. Однако истолковываются эти античные принципы в идивидуалистическом духе: непосредственно связанный с космическим миропорядком античный натурализм отождествляется гуманистами с индивидуальной естественностью. Творчески активный индивид становится основным объектом миросозидания и познания, он «мыслится физически, телесно, объемно и трехмерно» (109, С.241). Результаты же его разумной деятельности представляются как наиболее совершенные.
Происходит совмещение принципа индивидуальной естественности с, казалось бы, противоположным понятием «искусственность», что вызывает существенные перемены в теории речи. Возрождение уходит от средневековой безыскусности и простоты языка. Вновь актуальной становится эстетическая функция метафоры. Возвышенность и изысканность стиля воспринимаются теперь как показатель образованности автора, а не специфики предмета его исследования. Лоренцо Валла замечает: «...кто говорит возвышенно, красочно, богато, не всегда обязан всем этим темам, а тот, кто пишет постно, бедно, низменно, не может ссылаться на скудность предмета, ибо суть этого дела заключена более в том, кто пишет, чем в том, о чем пишут» (46, С. 102).
Обращение к эстетической роли метафоры явилось следствием ликвидации в период раннего Возрождения широко распространенного в средневековье противопоставления риторики и действительности. Риторика «выступает как идеализированная реальность, не совпадающая попросту с повседневностью, но выражающая в глазах гуманистов ее высший смысл и формирующая ее» (24, С.111).
Эффектность и наглядность метафорических структур находит свое применение и в процессе познания: она позволяет более достоверно выразить индивидуальные суждения гуманистов о непосредственно воспринимаемой реальности. Достоверность этого выражения прослеживается в способности метафор избегать удаленных от повседневности формулировок, уходить от необоснованных абстракций.
Не менее важной считается в эпоху раннего Возрождения и психологическая функция метафоры. Согласно Ф. Петрарке, метафора «побуждает к вниманию» (135, С.244), «способствует наслаждению и запоминанию» (Там же, С.244). Эрмолао Варбаро отмечает, что она «облегчает восприятие» (Цит. по 24, C.173).
В период Возрождения метафоры активно применяются в создании новых лексических конструкций. Метафоричен по своей природе сам термин "Возрождение", который восходит к аналогии с библейским воскрешением, новым рождением души (109, С.39). Метафоризируется и философский язык. Эрмолао Барбаро объясняет это тем, что «философия исследует самые существенные и божественные истины», поэтому философу следует быть искусным и в философии, и в красноречии» (Цит. по 11,С.17). Метафоризация языка философии явилась также отражением тенденции к популяризации философских знаний, которая возникает под влиянием эгалитарной направленности теории познания раннего Возрождения.
Таким образом, в эпоху раннего Возрождения в Италии под влиянием рефлексии над предшествующими историко-философскими концепциями вырабатывается представление о метафоре как о необходимом в философии художественном способе адекватного выражения смысловой взаимосвязи между объектами.
В эпоху высокого Возрождения на смену резкой критике средневековья и апологетике античности приходит особое конструктивное отношение к достижениям прошлого. В связи с этим в философии возникает ряд новых тенденций. Со второй половины ХV века существенные изменения претерпевает теория познания. Если познавательная активность раннего Ренессанса характеризовалась стремлением к конкретности мышления, общедоступности знания, то уже со второй половины ХV века оно меняется на стремление обрести в познании диалектическую целостность. Такое обретение реализуется посредством мистического акта вчувствования в непосредственную реальность, природу. Так, Пико Делла Мирандола полагает, что участие в.мистериях есть «разъяснение тайн природы посредством философии» (139, С.254).
Мистицизм философии Возрождения уходит своими корнями в орфические и дионисийские культы Древней Греции, которые претерпевают своеобразную интерпретацию в ренессансной культуре. В соответствии с ней познание божественной реальности, истинного бытия осуществляется посредством оргиастически достигающегося состояния «слияния с природой». Допущение слияния человека с божественной реальностью обусловливает высокую оценку его индивидуальных познавательных возможностей, что порождает уже исключительно возрожденческий феномен - титанизм. Так, Николай Кузанский пишет: «Никто не подобен другому ничем – ни чувствами, ни воображением, ни разумом, ни исполнением» (103, С.115).
На основе признания уникальности и важности индивидуальной познавательной активности возникает специфическое представление об истине. Истина, согласно Николаю Кузанскому, «...присутствует во всех формах» (104, С.131), она есть «бесконечное тождество» (Там же). Непротиворечивость истины обретается в ее диалектическом понимании: «Диалектика успокаивает разум, который мучается из-за словесных противоречий и коварных силлогизмов» (139, С.252). Гуманисты вырабатывают относительно новое понимание диалектики, в котором, с одной стороны, переосмысливается античный онтологизм и натурализм познания, а с другой стороны, достижения средневековой формальной логики. Так, Дж. Бруно говорит о недопустимости в науке вероятностных знаний, не опирающихся на «свидетельство наших глаз» и «доводы разума» (39, С.165).
Риторика тем самым, как не имеющая отношения ни к непосредственному ощущению природы, ни к его формально-логическому осмыслению, оказывается за пределами философского знания. Николай Кузанский отмечает: «Мудрость не в риторическом искусстве и не в толстых книгах, а в отделении от чувственных вещей и в обращении к простейшей и бесконечной форме» (39, С.131). Мысль и слово приобретают самостоятельный статус в познавательном процессе. Следствием этого явился пересмотр ранневозрожденческих представлений о роли метафоры в языке философии.
В философских текстах утрачивает свое былое значение эстетическая функция метафоры. Пико Дела Мирандола объясняет это следующим образом: «В высоких материях красота слога лишь вредна - недаром Святое писание изложено скорее грубо и неуклюже, чем изящно. Вакханалии не уместны у подножия храма Весты. Здесь важно только что, а не как. Вот почему Платон хотел изгнать поэтов из города, где правят философы» (Цит. по 24, С.174).
Сомнению подвергается и психологическая функция метафоры в философии, т.к. философия, согласно гуманистам высокого Возрождения, не должна прибегать к вдохновению и стремиться к общедоступности: «...нигде нет упоминания о том, что истинный философ был подвергнут к созданию философского труда вдохновением» (133, С.154). Философия, как они полагали, «расчитывает не на аплодисменты толпы, а на молчаливое восхищение избранных» (Цит. по 24, С.173). Тем самым со второй половины ХV века намечается тенденция к четкому разделению языка поэзии и философии. Метафора со всеми своими возможностями начинает восприниматься как сугубо художественная форма выражения, применение которой уместно только в поэзии. Доминирующим такое понимание роли метафоры становится в ХV1 веке. Так, Томазо Кампанелла пишет, что использование метафор в философских текстах приводит к тому, что они «в большей мере оказываются произведениями поэтического искусства, вроде тех, что в ходу у пифагорейцев» (91,С.203).
Природа метафоры рассматривается в это время преимущественно в разделе теорий творчества. Особое внимание уделяет ей Томазо Кампанелла в своей «Поэтике». Метафоризацию он ставит в основу всей образной речи. С ней Кампанелла связывает происхождение аллегории, притчи, фабулы. Природа же самой метафоры истолковывается им в аристотелевском духе: метафора возникает «от сходства вещей», «…там, где нам недостает собственного имени вещи, или оно неприятно, мы заимствуем имя у подобного предмета» (91, С.207). Аналогичным же образом понимает метафору и французский гуманист ХVI века Жоашен да Белле. Ее природу он усматривает в «сравнении, уподоблении», без которого стихи становятся «голыми, всего лишенными и слабыми» (85, С.242).
Тем самым в эпоху Возрождения выдвигается две достаточно противоречивые теории метафоры. Раннее Возрождение активно применяет метафорические конструкции для выражения философских смыслов, высоко оценивает эстетическую, психологическую и познавательную функции метафоры. Доминирующей тенденцией с ХV1 века становится дифференцированное отношение к возможным сферам эффективного использования метафор. Углубление специализации философии и поэзии подвергает их резкому разграничению. Метафора становится приемлемой конструкцией только для художественной речи. Ее присутствие в языке специальной философской рефлексии считается необоснованным.
Представления о метафоре, возникшие в эпоху высокого Возрождения, создают историко-философскую основу негативной оценки философской метафоры, производящейся в контексте новоевропейского эмпиризма и рационализма. Научная революция ХV1 - ХV11 вв. оказывает существенное влияние на понимание содержательной и выразительной стороны истины в философии. В истолковании содержательной стороны философской истины эпоха нового времени исходит из чистой умозрительности и абстрактности. Мыслительная деятельность ориентируется в большей степени на близость к непосредственно ощущаемой реальности. Изучение закономерностей ее функционирования становится приоритетным направлением познавательной активности.
В своей реализации оно опирается главным образом на данные чувств и аналитические способности разума. Сфера эмоций и аффектов, отражающая индивидуальные переживания, не имеющие атрибута общезначимости, выносится за пределы науки и философии. Понятие философской истины приобретает такие характеристики как строгость и интерсубъективность. Основанием их достижимости служит убеждение в том, что «не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недоступны, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть» (73, С.261). Согласно Декарту, «…существует лишь одна истина касательно каждой вещи и кто нашел ее, знает о ней все, что можно знать» (73, С.262). В содержании философской истины ясность редуцируется как однозначность, достоверность - как рационально-эмпирическая обоснованность.
Значительно меняются в связи с этим и способы выражения философских смыслов. Структура языка философии определяется в эпоху нового времени отношением соответствия строению реальности, а не «расположением духа самого человека» (192, С.225). Философская лексика преобразуется в формально организованную систему специализированных терминов. Ее существование Декарт обосновывает необходимостью «отделять яснее и отчетливее понятия от понятий темных и смутных» (74, С.347). В неточности понятий он видит источник заблуждений: «Мы закрепляем наши понятия в словах, неточно соответствующих вещам» (74, С.346). О подобном же несоответствии говорит и Ф. Бэкон, называя его «идолом площади», которому присуще направление деятельности разума на создание «ложных понятий», не отражающих специальных знаний об объектах, а воспроизводящих общественное мнение о них. Бэкон полагает, что философские понятия, возникшие под влиянием «идола площади», «способны всячески сбивать мысль с правильного пути» (44, С.310).
Требование соответствия слов реальным объектам исключает из языка философии иносказание и двусмысленность. Философия нового времени оперирует преимущественно буквальными смыслами. Двусмысленность она отождествляет с чистым обманом, фикцией. Это определяет и значение метафорических конструкциях в философских текстах.
Гоббс рассматривает использование метафор как «причину абсурда», которому в большей степени подвержены те из людей, которые занимаются философией: «Шестую причину я вижу в использовании вместо точных слов метафор...Хотя в обиходной речи позволительно, например, сказать «дорога идет или ведет сюда или отсюда», «пословица говорит то или это» (хотя дорога не может ходить, а пословица – говорить), но когда мы рассуждаем и ищем истину, такие речи недопустимы» (59, С.33 – 34). Юм критикует метафоры за ориентацию их смыслов на саморазвитие, на структурную незавершенность и эмоциональную окрашенность. Декарт видит в метафорах профанацию познания, способ «говорить, не задумываясь, о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы познавать это» (73, С.260).
Эпоха нового времени, по точному выражению М. Блэка, ставит метафорические конструкции в философии «вне закона» и формирует ироничное мнение о том, что «похвалить философа за метафору - все равно, что похвалить логика за красивый почерк» (36, С.153). Скептическое отношение к выразительным возможностям метафор в философии основывается на отрицании эффективности и важности эмоциональной сферы в познании и признании доминирования в нем разума. Новоевропейская апология определяющей роли разума в науке и философии становится основой сциентизма и кризиса классической системы рационализма.
Переоценка значения сферы чувственности, произошедшая в эпоху романтизма, коренным образом повлияла на представления о функциях метафорических структур в философии. Романтики связывают понятие истины с подлинностью и естественностью, которую находят в реальности, полностью не раскрываемой в видимости. Рационально-эмпирические знания они считают поверхностными и разделяют сущее на внешнее и внутреннее, видимое и незримое. Внешнему при этом приписывается роль сдерживающего фактора по отношению к внутреннему. Возникающие в процессе сдерживания чувства облекают в себе мир идей: «...всякой Идее соответствует чувство» (60, C.66). 0днако изначальное несовершенство всего внешнего не позволяет идеям развернуться полностью в чувствах. Поэтому последние Геррес называет «темными, неразвитыми идеями» (60, С.6).
Эффект двоемирия определяет двусмысленность познания: постижение сущности сдерживается "оковами" внешнего мира, его принципиальной невозможностью вместить в себя всю полноту и многообразие истины. Идеалом познания романтиков становится универсальность - взаимодействие аналитических способностей разума с широким спектром индивидуальных восприятий. Познание направляется не на изучение конкретных объектов, а на постижение мира как целого, как "божественной тайны" и обретает мистический характер.
Рационально-эмпирические знания романтики дополняют знаниями, основанными на интуиции и воображении, т.к. считают, что философия должна не только опираться на факты, но и нечто "говорить сердцу". Воображение, согласно Хэзлитту, «представляет нам предметы не такими, какими они являются сами по себе», оно способно «передать впечатление, которое предмет производит на нашу душу» (Цит. по 77, C.155). Ориентация философии романтиков на интуицию и воображение основана на стремлении "оживить" "внутренне выхолощенные", "опустошенные" смыслы. Так, Шлегель отмечает, что философия должна «исходить из жизни и живого смысла» (187, С.375).
Апелляция романтической мысли к идее подлинности, жизненности познания приводит к расширению не только философской проблематики, но и - к переустройству языка философии. За счет общеупотребительных слов он пополняется новыми терминами и речевыми оборотами: «Философия...может брать и заимствовать свои выражения отовсюду, прежде всего из самой жизни, и даже мимолетные формы выражения и обороты разговорного языка могут иногда послужить ей для меткого обозначения» (Там же). Дополняя язык философии неспециальной лексикой, романтики отрицают необходимость его унификации, строгости. Классический понятийный аппарат новоевропейской философии они называют «искусственным сплетением н