Организация группового общения.




Обучение в сотрудничестве на уроках английского языка.

 

ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ стимулирует потребность в реальном общении.

 

Используется групповая работа учащихся (4-5 человек в группе).

Преимущества:

1. учащиеся обмениваются идеями, мнениями, информацией, учатся друг у друга;

2. ученики добиваются поставленной цели, сотрудничая друг с другом;

3. работают все учащиеся;

4. они учатся слушать и слышать;

5. каждый чувствует себя раскованно;

6. работая в малых группах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других;

7. сотрудничая, школьники учатся работать без контроля со стороны учителя, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели.

Групповая форма организации учебного труда обладает рядом достоинств: она способствует повышению мотивации к учению, учит объективно оценивать себя и других, повышает деловой статус ученика в коллективе, разнообразит урок. Работая в группе, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников.

Организация группового общения.

1. формирование речевых групп с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы – четыpе-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

 

2. Если всем группам предстоит обсуждать одну и ту же проблему, учитель сообщает о цели задания после организации речевых групп. (Для обсуждения разных проблем задания лучше объявлять до формирования групп, тогда учащиеся, интересующиеся одной темой, смогут объединиться для совместного творчества.) Роли обычно распределяют сами ученики, но в некоторых случаях это делает учитель.

3. Обычно оценивается работа не одного ученика, а всей группы. На таких уроках учитель оценивает не столько знания, сколько старания и усилия учеников. Очень часто на промежуточном этапе работы результаты труда каждого члена группы оценивает лидер группы.

 

4. Как правило, учитель выбирает учащегося из каждой группы, который должен отчитаться за выполненную работу.

 

ПРИМЕР.

ЗАДАЧИ:

  1. обучение чтению с пониманием основного содержания текста, с полным пониманием текста.
  2. обучение монологической, диалогической, полилогической речи.
  3. обучение продуктивной письменной речи.

 

(Уроки разработаны по учебнику английского языка для 7го класса

(автор Афанасьева О. В., тема «Английский - всемирный язык»).

Первый урок. Учитель обучает детей чтению с извлечением основной информации из текста, который ляжет в основу монологического высказывания, а в дальнейшем диалогического и группового общения. Ребята уже привыкли работать в трёх группах постоянным составом. Они прекрасно знают своих «учителей», помнят названия своих групп. Ученики занимают свои места и начинают один за другим «по вертушке» читать и переводить текст в трёх группах одновременно. Консультанты («учителя») координируют работу, исправляют ошибки при чтении, при затруднении в переводе помощь оказывают все члены группы. После завершения этой работы, каждая из трёх групп отвечает на основной вопрос текста: «Почему английский язык преподают и изучают почти во всех странах мира?» Оценки получает та группа, которая первой смогла ответить на поставленный перед чтением текста вопрос.

Затем следует более детальное извлечение информации из текста. Ребята отвечают на вопросы упражнения, следующего после текста. (Домашнее задание: упр. 24 стр. 31- письменно ответить на вопросы.)

Второй урок. Совершенствуются навыки чтения и начинается обучение письму, продолжая работать над текстом. В начале урока дети читают вопросы и проверяют свои ответы на них, работая в парах (домашнее задание). Затем, опираясь на ключевые фразы (записанные учителем на доске), они письменно излагают основное содержание текста. Работают снова в группах. Они работают над чтением и переводом основного содержания текста, изложенного письменно. (Домашнее задание: чтение и перевод текста

Третий урок. Обучение учащихся монологической речи. Ученики весь урок работают в группах, обучаясь в сотрудничестве. Они получают на отдельных листах целую серию упражнений, которые помогут им к концу третьего урока пересказать текст. Работая в группах, ребята отвечают на вопросы, пытаются закончить предложения, имея перед глазами лишь их начало, затем они составляют предложения, опираясь на ключевые слова, играют в игру «Вы знаете, что…» (излагают факты из текста).

На следующем этапе работы учащиеся, опираясь на ключевые русские слова, пытаются в группах пересказать текст.

В конце урока группы делятся на пары, и пытаются пересказать друг другу текст, опираясь на ключевые русские слова. (Домашнее задание: пересказ текста.)

 

Четвертый урок. Обучение диалогической речи по теме, работая снова в парах и группах.

Вначале урока ребята играют в игру «Учитель – ученик» (взаимопроверка, выставление оценок – проверка домашнего задания).

Затем начинается работа в группах. Каждая группа получает задания со специально разработанными упражнениями, которые в конце урока помогут детям уметь задавать вопросы по теме и даже составить диалог. На первом этапе ребята составляют вопросы из данных слов. Затем они проверяют их по ключу, записанному на доске, при наличии ошибок, исправляют их, потом отвечают на эти вопросы. После этого ребята должны представить, что они находятся на уроке по истории английского языка. Они должны задать своим «учителям», то есть лидерам групп, как можно больше вопросов. В конце ребята представляют, что они находятся на научной конференции по истории английского языка. В качестве учёных на этой конференции выступают лидеры групп (их три). Они занимают места перед аудиторией, а все остальные ребята задают им вопросы.

(Домашнее задание: разыграть диалог.)

 

 

Пятый урок. Ученики обучаются общению в группах, то есть они обучаются полилогу.

Вначале урока учащиеся в парах воспроизводят диалоги (домашнее задание).

Затем учитель предлагает поработать в группах.

Вне всякого сомнения, самым сложным является обучение групповому общению. Для начального этапа обучения наиболее эффективными и доступными являются такие формы группового общения, как драматизация и ролевая игра.

Еще одной формой группового общения, близкой к подлинному общению, является дискуссионная игра, в ходе которой обсуждаются актуальные и интересные для учащихся вопросы.

Каждый учащийся выбирает удобную для себя роль и высказывается от имени выбранного им персонажа. Таким образом, снимается психологический барьер страха перед языковой ошибкой, и предоставляется возможность высказать свое мнение.

На начальном этапе обучения учитель обычно берет на себя роль организатора общения, поддерживает обсуждение уточняющими репликами, наводящими вопросами, обращает внимание на оригинальные мнения участников, спорные проблемы, снимает возникающее напряжение. Со временем роль ведущего (лидера) передается одному из учащихся каждой группы.

Содержанием таких дискуссий обычно служит любая проблема реальной жизни. Например, выбор профессии, планы на будущее, отношения с родителями, защита окружающей среды, роль женщин в обществе и другие.

Дискуссия как форма работы считается сложной и требует проявления многих качеств коммуникантов, от которых требуется владение достаточным уровнем речевой компетентности, т.е. готовности включиться в реальную коммуникацию. Поэтому с помощью специальных упражнений учитель учит школьников запрашивать информацию, уточнять полученную информацию, вступать в разговор, вовлекать в него других участников, адекватно эмоционально реагировать на реплики партнеров по общению, соглашаться или не соглашаться с мнениями других.

Данные коммуникативные действия учитель учит школьников реализовывать с помощью:

 

а) реплик согласия/несогласия: Right, I think the same; I’m afraid you are wrong; I think...; Exactly; Absolutely; As for me...; On the contrary; I don’t think so;

б) фраз и вопросов уточняющего характера: What makes you think so?;

Where have you got this information?; Do you mean...?;

What do you mean?; What’s your idea about this?; I believe...; Well, I suppose...;

в) эмоциональных реакций: Unbelievable!; That sounds strange; Incredible! How nice! Great! I can’t believe it;

г) обобщающих суждений: On the whole; In general; Summing up all you’ve just said; Let’s come to a conclusion; The result is...;

 

Умение реплицировать формируется у учащихся в ходе выполнения упражнений разных типов: вопросно-ответных, репликовых и упражнений типа условная беседа.

 

Например: Let’s talk a little. On hearing a statement each of you should say something. Follow the scheme of typical responses (exclamation, question, statement, request, suggestion, etc.).

 

Model: Our headmaster has invited a group of American high school students to our school.

 

Exclamation: - Fine! How nice!

 

Question: - When will they come?

 

Suggestion: - Let’s take them to our disco.

 

Request: - Will you help us to talk to them?

 

Упражнения такого типа стимулируют условно-коммуникативную, неподготовленную и частично инициативную речь учащихся на иностранном языке. Эти упражнения сами по себе не могут сформировать у учащихся умения вести дискуссию. Для достижения желаемых результатов необходимо учить школьников сочетать эти реплики в естественной речи, непринужденно развертывая общение. Поэтому учитель старается использовать беседу на различных этапах обучения иностранному языку.

 

Примерные темы групповых дискуссий:

 

1. Is protection of the environment an important problem today?

2. Should women work outside the home?

3. How should the elderly people be taken care of?

4. Is choosing a profession for secondary school graduates the responsibility of the parents only?

5. Should teenagers work after classes to have their pocket money?

6. An ideal family - fact or fiction?

7. Is mass media a reflection of society?

8. Television is a source of education and pleasure, isn’t it?

9. “He who loves not his country can love nothing.”(Byron)

10. Is education so important for the good of society?

11. Peace on earth is everybody’s concern.

12. The country expects every man to do his duty.

 

Примеры ролевых ситуаций:

 

1. You are a new pupil; you talk with your classmates about the timetable.

2. You were absent from school yesterday. Talk with your friends about what they did yesterday. Start the conversation.

3. You invited your friends to the birthday party. Start the conversation at birthday dinner.

4. You have just returned from a trip to Moscow. Start the conversation with your parents.

5. You are the shop assistant suggesting Christmas gifts to a group of schoolchildren.

6. You are a police officer in the street. Three members of a school group from the U.S.A. have become separated from their group. Help them to find the way to the hotel.

7. You are at your grandparent’s house watching television. You don’t like the programme. Try to convince your grandmother and grandfather to change to another one.

8. You are a librarian. Try to convince the boys who are not very much interested in reading to choose some interesting books for their English class.

9. You are customers talking with a waiter at a cafe.

10. You are two passengers talking with a stewardess on a plane.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: