Практическая работа №24
Тема «Историческая наука в России в ХVIII веке.».
Цель работы: формировать представление у студентов о развитии исторической науки в 18 веке, о вкладе в развитие истории таких ученых как Ломоносов М.В., Татищев В.Н., Миллер Г.Ф., Болтин И.Н.
В результате выполнения практической работы обучающийся должен уметь:
– Составлять таблицу
– Работать с историческим материалом
должен знать:
– Представителей российской исторической науки 18 века
Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:
Для выполнения практической работы обучающийся должен знать:
– Исторический материал по теме
– Ф.И.О. преставителей российской науки
Задание практической работы:
1.Используя учебную литературу (§49), Интернет – ресурсы (2-6), заполните таблицу.
Развитие исторической науки в России в XVIII веке.
Ученый | Дата рождения | Исторические труды |
Оборудование, приборы, материалы:
1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
2. www.gumer.info (Библиотека Гумер).
3. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
4. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
№ | Критерии оценки | Баллы |
Заполнена вся таблица | ||
Таблица заполнена на 50% | ||
Таблица заполнена частично | ||
ИТОГО | ||
«отлично» - 20 «хорошо» - 15 «удовлетворительно» -10 |
Практическая работа №25
по теме «Отечественная война 1812 г.»
Цель работы:
В результате выполнения практической работы обучающийся должен уметь:
– Работать с контурной картой
– Работать с историческим материалом
должен знать:
- Исторические термины
- Причины Отечественной войны
Требования к теоретической готовности обучающегося к выполнению практической работы:
Для выполнения практической работы обучающийся должен знать:
– Исторический материал по теме
– Ф.И.О. главнокомандующих русской и французской армий
– Причины и значение Отечественной войны 1812 г.
Задание практической работы:
Задание 1. Работа с контурной картой
- Отметьте на карте расположение русских армий и их численность накануне войны, города Смоленск, Москву, реку Неман.
- Глядя на расположение русской армии, предположите, какую тактику мог предпринять Наполеон?
- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне, зная о троекратном численном превосходстве армии Наполеона?
- Назовите и отметьте место соединения 1 и 2 русской армии.
- Отметьте на карте Бородино, напишите дату состоявшегося там сражения, которое решил дать М.И. Кутузов.
Задание 2. Анализ документа.
Документ №1. Лагарп писал Александру I: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете оставить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства».
Вопросы и задания к документу.
- Почему Лагарп, будучи последовательным сторонником реформирования России, одновременно призывал Александра сохранить «в неприкосновенности» самодержавие?
Документ № 2. В указе Александра I от 28 мая 1801 года говорилось: «Его императорское величество высочайше повелеть изволил, дабы объявления о продаже людей без земли, ни от кого для припечатания в ведомостях принимаемо не было».
Вопросы и задания к документу.
- Почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати?
Документ № 3. Историк Е. В. Тарле писал: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая от полного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идет о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Все это Наполеон узнал слишком поздно».
Вопросы и задания к документу.
1.Согласны ли вы с мнением историка о главной причине поражения Наполеона в России? Объясните свой ответ.
2.Дайте оценку военной кампании 1812 года и заграничного похода русской армии с точки зрения изменения места России в мировой политике.
Задание 3. Выберите правильный ответ.
- В битве под Аустерлицем русскими войсками командовал:
а) А. В. Суворов; б)М. И. Кутузов; в) П. А. Румянцев; г) П. И. Багратион.
- Значение Смоленского сражения состоит в том, что:
а) оказался сорван первоначальный замысел Наполеона о разгроме поодиночке 1-й, 2-й и 3-й русских армий;
б) основные силы французской армии были разгромлены;
в) русским армиям удалось отстоять Смоленск;
г)русская армия перешла в контрнаступление.
Задание 4. Объясните значение понятий.
Коалиция – это …
Континентальная блокада– это …
Сейм– это …
Инфантерия– это …
Ополчение– это …
Флеши– это …
Редут– это …
Партизан– это …
Задание 5. Расположите в хронологической последовательности события Отечественной войны 1812 г.:
а) Бородинское сражение;
б) назначение Кутузова главнокомандующим;
в) Смоленское сражение;
г) переправа через Березину;
д) сражение под Малоярославцем.
Оборудование, приборы, материалы:
1. Артемов В. В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. — М., 2014.
2. www.gumer.info (Библиотека Гумер).
3. https://ru.wikipedia.org (Википедия: свободная энциклопедия).
4. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
№ | Критерии оценки | Баллы |
Выполнены все 5 заданий | ||
Выполнены 4 задания | ||
Выполнены 3 задания | ||
Выполнены 2 задания | ||
ИТОГО | ||
«отлично» - 20- 15 «хорошо» - 14-10 «удовлетворительно» -9-5 |