Хронометраж урока
1. Организационный момент. 1 мин.
2.Актуализация опорных знаний. 2 мин.
3.Сообщение темы и задач урока. 2 мин.
4. Изучение нового материала. 16 мин.
5. Практическая работа. 20 мин.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 2 мин.
7. Домашнее задание. 2 мин.
Содержание урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу. Возьмись за руки. Улыбнитесь и пожелайте своему соседу хорошей работы на сегодняшнем уроке.
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
- Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: альбом, карандаш, краски, ластик, баночка. Все готовы к уроку?
II. Актуализация опорных знаний.
- Сейчас я вам буду загадывать загадки, внимательно слушайте.
1. «Бежит, гудит, в два глаза глядит
А встанет – ярко – красный глазок глянет». (Автомобиль).
2. «Что за чудо – синий дом
Ребятишек много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином». (Автобус)
3. «Братцы в гости снарядились,
Друг за друга прицепились
И помчались в путь далеко,
Лишь оставили дымок». (Поезд).
4. «Быстро в небе проплывет, обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что такое?» (Самолет).
- Скажите, а чем эти загадки?
- Итак, все это – автомобиль, автобус, поезд, самолет относятся к транспорту.
- Кто из вас знает, что обозначает слово транспорт?
- А для чего нам нужен транспорт?
- С помощью транспорта мы можем передвигаться, как на близкие расстояния, так и на очень дальние, и, конечно же, благодаря транспорту мы передвигаемся быстрее.
- Слово «транспорт» ввел в русский язык царь Пётр I, так называли корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. Означало оно – «переносить», «перемещать». Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другую технику для перевозки грузов и пассажиров.
- Ребята, а какие виды транспорта вы знаете? (водный, воздушный, железнодорожный, автомобильный) (слайд 1-8)
- Какой из них знаком нам лучше всего?
- Конечно, автомобильный. Ведь кораблём или самолётом мы не пользуемся каждый день. И железная дорога тоже считается транспортом для дальних расстояний. А автомобильный транспорт мы не просто видим каждый день - мы ездим в нём, переходим через дороги по которым мчатся машины, автобусы, грузовики. В общем, автомобиль – это сосед любого жителя города.
- А где впервые мы встречаемся с мечтой человека быстрее передвигаться? (В сказках)
- Молодцы, давайте приведём примеры сказочных транспортных средств. (Ступа, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, печка-Емели) (слайд 9-12)
III. Сообщение темы и задач урока.
- Посмотрите на картинки.
Демонстрация картин «Автомобиль», «Робот», «Вертолет», «Грузовик». (слайд 13-16)
- Что на них изображено?
- На какую тему написаны картины?
- Из каких мультиков эти картинки? (Робокар Поли и его друзья, Валли, Тачки)
- Что делают эти роботы?
- Чем они полезны для людей?
- О чем на уроке пойдет речь?
- Итак, тема нашего урока: «Машины-роботы». (слайд 17)
- Ребята, сегодня нам предстоит познакомиться с основными направлениями робототехники и современного робототехнического производства. И в конце урока вы нарисуете свою машину-робота. (слайд 18)
IV. Изучение нового материала.
- Робототехника – это прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. Она непосредственно связана с такими науками как электроника, механика, информатика, радиотехника, электроника.
Робототехника может быть: строительная, промышленная, авиационная, бытовая, экстремальная, военная, космическая, подводная.
Слово «робот», придумал в 1920 г. чешский писатель Карел Чапек в своей научно-фантастической пьесе. (слайд 19)
- Кто может сказать, что такое робот?
- Робот – автоматическое устройство, созданное по принципу живого организма. Робот действует по заранее заложенной программе. Информацию о внешнем мире робот получает от датчиков (аналогов органов чувств). При этом робот может, как и иметь связь с оператором (получать от него команды), так и действовать автономно.
- С развитием ИКТ произошёл качественный скачок развития робототехники.
Развитие роботов в дальнейшем, сможет значительно изменить образ жизни человека. Машины, наделенные интеллектом, смогут использовать для самых различных работ, в первую очередь тех, выполнение которых небезопасно для человека. Уже сейчас существуют фабрики, на которых 30 роботов собирают автомобили.
- Любое изобретение можно использовать и с добрыми намерениями и со злым умыслом, поэтому ученым необходимо рассматривать все возможные сценарии и предвидеть все возможные последствия своих открытий.
- А какие изобретения роботов вы знаете?
Физкультминутка. (видеоролик)
- А теперь давайте отдохнём, вставайте на зарядку.
- Садитесь на места.
- Теперь посмотрите на рисунки, давайте обсудим, из каких геометрических фигур они состоят? (Приложение №1).
V.Практическая работа.
- Вы узнали о роботах и робототехнике, а сейчас я предлагаю вам поработать в конструкторском бюро и нарисовать свои модели роботов, придумать их назначение, область применения и оснащение.
Инструкция к практической работе:
1. Выбираем и изображаем геометрическую фигуру для машины-робота.
2. Композиция расположения элементов.
3. Проработка деталей.
Физкультминутка. (видеоролик)
- А теперь давайте отдохнём, вставайте на зарядку.
- Садитесь на места.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Выставка работ.
- Ребята, посмотрите какие интересные и необыкновенные машины-роботы получились.
- Итак, какую тему мы с вами изучили?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие виды робототехники вы запомнили?
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок!