Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении




Производство по жалобам на действия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата, а также на решение органов, образовавших соответствующую комиссию.

Закон предоставляет каждому гражданину право обжаловать неправильности в списках избирателей (невключение, неправильное включение в список или исключение из него избирателей, а также допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине).

В соответствии с ч. 4 ст. 21 Избирательного кодекса Республики Беларусь заявление о неправильностях в списке рассматривается участковой комиссией, которая обязана не позднее чем в двухдневный срок, а накануне и в день выборов, референдума, голосования об отзыве депутата немедленно рассмотреть заявление, внести необходимые исправления в список либо выдать заявителю копию мотивированного решения об отклонении его заявления. Это решение может быть обжаловано в вышестоящую комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования – немедленно.

Решение участковой комиссии может быть также обжаловано не позднее чем за пять дней до выборов (референдума, голосования об отзыве депутата) – в районный, городской суд, который обязан рассмотреть жалобу в трехдневный срок. Решение районного, городского суда окончательно. Исправление в списке в соответствии с решением вышестоящей комиссии или суда производится участковой комиссией немедленно.

Если жалоба подана в суд без предварительного обращения в участковую комиссию, судья, получив такую жалобу, должен направить ее в соответствующую участковую комиссию, известив об этом заявителя.

Рассмотрение в судах дел по жалобам на действия избирательных комиссий регулируется ст. 341-343 ГПК.

Лицо, не согласное с решением комиссии, может подать жалобу в суд.

Субъекты, выдвинувшие своих представителей в состав комиссии, вправе подать жалобу на решение органов, образовавших комиссию, в трехдневный срок со дня принятия решения в порядке, предусмотренном законом.

Жалоба на действия комиссии должна быть рассмотрена судьей не позднее чем в пятидневный срок с момента ее подачи, если иное не предусмотрено законом, а на решение органов, образовавших комиссию, – в трехдневный срок.

Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя, а также представителя соответствующей комиссии, представителя органа, образовавшего комиссию.

Неявка этих лиц не является препятствием для разрешения дела. Дело по жалобе на действия комиссии, на решение органов, образовавших комиссию, суд рассматривает с участием прокурора.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из следующих мотивированных решений:

- об оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы – без удовлетворения;

- об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение.

Решение суда вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит. После вынесения решения суд немедленно направляет копию этого решения всем юридически заинтересованным в исходе дела лицам.

 

Особенности рассмотрения жалоб на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния

Регистрация актов гражданского состояния производится как в целях защиты субъективных прав граждан, так и в интересах государства. Регистрация актов гражданского состояния производится органами, регистрирующими акты гражданского состояния, путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей.

В соответствии с п. 1 ст. 43 ГК государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния: рождение; заключение брака; расторжение брака; усыновление (удочерение); установление материнства и (или) отцовства; перемена имени; смерть гражданина.

Исправление и изменение записей актов гражданского состояния производятся органом, регистрирующим акты гражданского состояния, при наличии достаточных оснований и отсутствии спора между заинтересованными лицами.

Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов, а в поселках городского типа и сельских населенных пунктах – соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами.

Регистрация актов гражданского состояния граждан Республики Беларусь за пределами территории Республики Беларусь осуществляется консульскими учреждениями, а также дипломатическими представительствами Республики Беларусь в случае выполнения ими консульских функций.

Допущенные при регистрации актов гражданского состояния неточности могут существенно сказаться на правах и обязанностях заинтересованных лиц (например, при получении пенсии, наследства и т.д.).

В соответствии со ст. 226 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье заявление о внесении изменений, дополнений, исправлений в записи актов гражданского состояния подается в орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в срок, не превышающий десяти дней со дня подачи заявления, а при необходимости проведения дополнительной проверки, запроса сведений и (или) документов от других государственных органов, иных организаций Республики Беларусь – в срок до трех месяцев.

Отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, в исправлении или изменении записи актов гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд по его месту жительства при отсутствии спора о праве.

Рассмотрение дел данной категории регламентируется ст. 348-350 ГПК.

В жалобе помимо общих сведений должно быть указано:

- каким органом была произведена запись;

- в чем заключается ее неправильность;

- какими доказательствами это подтверждается;

- по каким причинам было отказано в исправлении или изменении записи.

К жалобе должны быть приложены копия соответствующей записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе в изменении или исправлении записи и другие необходимые по делу документы.

Суд возбуждает дело при следующих условиях:

Во-первых, должен существовать документ (свидетельство), содержащий оспариваемую запись актов гражданского состояния;

Во-вторых, должно быть представлено заключение органа загса об отказе внести исправления или изменения в произведенную запись.

В судебное заседание вызываются заявитель, представитель загса.

Решение суда должно быть мотивировано. В решении суда, которым удовлетворена жалоба на отказ в исправлении или изменении записи акта гражданского состояния, указывается, в какую запись (каким органом, регистрирующим акты гражданского состояния, и в отношении каких лиц составлена, ее номер и дата) и какие конкретно изменения или исправления необходимо внести.

Решение суда, которым установлена неправильность записи в книге регистрации актов гражданского состояния, служит основанием для исправления такой записи органами, регистрирующими акты гражданского состояния.

 

Особенности рассмотрения жалоб на нотариальные действия или на отказ в их совершении

При рассмотрении дел этой категории судам следует руководствоваться ГК Республики Беларусь, ГПК Республики Беларусь (ст.ст. 335, 351, 352), Законом Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» от 18 июля 2004 г. № 305-З (изм. 30.12.2011 г.), постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 сентября 1998 г. № 7 «О практике рассмотрения судами дел по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении».

В соответствии с п. 2, 3 ст. 62 Закона Республики Беларусь «О нотариате и нотариальной деятельности» нотариус, уполномоченное должностное лицо, отказавшие гражданину или юридическому лицу в совершении нотариального действия, по письменному заявлению последних должны в трехдневный срок изложить в письменной форме причины отказа и разъяснить порядок его обжалования. Отказ в совершении нотариального действия оформляется нотариусом, уполномоченным должностным лицом путем вынесения постановления.

В законе определен круг заинтересованных лиц по делам данной категории. Согласно ч. 1 ст. 351 ГПК ими могут быть:

- лица, обратившиеся за совершением нотариального действия и считающие неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия;

- лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия.

Объектом обжалования по данным делам могут быть нотариальные действия, предусмотренные законодательством о нотариате (удостоверение сделок, выдача свидетельства о праве на наследство, совершение исполнительных надписей и т.д.). Жалобы на иные действия нотариусов, не связанные с законностью совершения нотариальных действий или с отказом в их совершении (нарушение сроков совершения таких действий, несоблюдение установленных часов приема и др.), рассматриваются Министерством юстиции Республики Беларусь, главными управлениями, управлениями (отделами) юстиции, другими государственными органами в пределах их компетенции.

Заинтересованное лицо вправе подать жалобу в суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или государственного органа, юридических лиц, иных организаций, должностные лица которых в силу закона вправе совершать нотариальные действия.

Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, плавающего под Государственным флагом Республики Беларусь, подаются в суд по месту порта приписки судна или по месту учета судна в Республике Беларусь.

Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.

Жалоба рассматривается судьей с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершении нотариального действия, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела.

В соответствии со ст. 352 ГПК после разбирательства дела суд выносит мотивированное решение, которым может признать:

- действия, совершенные нотариусом или должностным лицом, совершающим нотариальные действия, правильными и отклонить жалобу;

- жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальное действие, выполнить определенные действия;

- жалобу обоснованной и обязать нотариуса или другое должностное лицо, совершающее нотариальное действие, внести исправления в совершенное нотариальное действие (устранить допущенные при совершении нотариального действия нарушения);

- жалобу обоснованной и отменить совершенное нотариальное действие.

 

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц

Рассмотрение и разрешение жалоб на действия (бездействие), ущемляющие права граждан регулируются ст. 353-358 ГПК и постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 декабря 2009 г. № 11 «О применении судами законодательства, регулирующего защиту прав и законных интересов граждан при рассмотрении жалоб на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц».

Жалоба в суд может быть подана лично гражданином, его представителем (ст. 72 ГПК), а также прокурором (ст. 81 ГПК).

В силу ст. 60 Конституции Республики Беларусь обжалование действий (бездействия), предусмотренных ст. 353 ГПК, во внесудебном порядке не лишает граждан, а в предусмотренных законодательством случаях – юридических лиц права на обращение в суд в случае несогласия с принятым решением.

В соответствии с правилами гл. 29 ГПК граждане вправе обжаловать в суд неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, которыми ущемлены их права, кроме случаев, когда порядок обжалования таких действий (бездействия) установлен другими нормами ГПК (например, в § 2, 4, 5, 7, 8 гл. 29, ст. 479 ГПК) либо когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной несудебный порядок обжалования.

Под государственными органами, иными организациями понимаются и уполномоченные органы при осуществлении административных процедур, иные юридические лица, а также организации, не являющиеся юридическими лицами.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. «Об основах административных процедур» граждане могут обжаловать в суд административные решения государственных органов, иных организаций (уполномоченных органов), к компетенции которых относится осуществление административных процедур.

Перечень административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами, закреплен в Указе Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 (ред. 19.01.12г.) «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и расширительному толкованию не подлежит.

В суд могут быть обжалованы решения государственных органов, иных организаций, должностных лиц, принятые по обращениям (предложениям, заявлениям, жалобам) граждан на основании Закона Республики Беларусь от 18.07.2011г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», которые не подпадают под действие законодательства об административных процедурах.

В судебном порядке обжалуются административные решения: об отказе в принятии заявления заинтересованного лица; об осуществлении административной процедуры; об отказе в осуществлении административной процедуры, принятые уполномоченными органами в письменной форме, к которой, в частности, приравниваются справки или другие документы, выдаваемые при осуществлении административных процедур.

Административное решение об отказе в принятии заявления заинтересованного лица, которое принимается в устной форме, также может быть обжаловано в суд с соблюдением административного (внесудебного) порядка обжалования.

Правом на судебную защиту от неправомерных действий (бездействия) должностных лиц и органов военного управления обладают военнослужащие, а также иные лица, на которых распространяется статус военнослужащих (военнообязанные при прохождении военных или специальных сборов, резервисты в период нахождения на занятиях и учебных сборах). Эти лица могут обжаловать в межгарнизонный военный суд также действия (бездействие) уполномоченных органов военного управления в связи с осуществлением в Вооруженных Силах, органах государственной безопасности и пограничной службы, внутренних войсках Министерства внутренних дел и иных воинских формированиях административных процедур.

Жалобы лиц, на которых распространяется статус военнослужащих, и членов их семей на неправомерные действия (бездействие) государственных органов, иных организаций и должностных лиц, не вытекающие из воинских правоотношений, разрешаются районными (городскими) судами.

Юридические лица вправе подать жалобу в порядке § 6 гл. 29 ГПК, когда это прямо предусмотрено законодательством.

В частности, в суд могут быть обжалованы письменные предупреждения регистрирующих органов, вынесенные политической партии, союзу (ст. 30 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях»), общественному объединению, союзу (ст. 27 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях»), а также отказ, уклонение регистрирующего органа от государственной регистрации религиозной организации (ст. 21 Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях»).

К субъектам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в суд, относятся республиканские органы государственного управления и иные государственные органы, подчиненные Правительству Республики Беларусь, государственные органы, не относящиеся к республиканским органам государственного управления, органы местного управления, коллегиальные органы юридических лиц независимо от форм собственности, а также иные организации независимо от того, являются ли они юридическими лицами.

К должностным лицам, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся лица, занимающие (постоянно или временно) в государственных органах, органах общественных объединений, учреждениях, организациях и на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, либо исполняющих такие обязанности по специальному полномочию.

Уполномоченные на осуществление административных процедур органы, обязанные рассматривать заявления граждан и принимать соответствующие административные решения, перечислены в Указе Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200.

Органами, уполномоченными на рассмотрение административных жалоб в административном (внесудебном) порядке, являются вышестоящие по отношению к уполномоченным органам в соответствии с их подчиненностью (подотчетностью) государственные органы, иные организации.

Жалоба подается в суд в месячный срок со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, а в случае обязательного внесудебного порядка обжалования – со дня получения гражданином отказа вышестоящего государственного органа, организации, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если заявителем не был получен на нее ответ.

Пропуск установленного срока для обращения в суд с жалобой не является препятствием для возбуждения дела. Пропущенный по уважительным причинам срок для подачи жалобы может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 1 ст. 354 ГПК гражданин вправе обратиться с жалобой в суд после обжалования действия (бездействия)органа или должностного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему должностному лицу. Судья отказывает в возбуждении дела, если гражданином не соблюден внесудебный порядок разрешения жалобы (п. 2 ст. 246 ГПК), либо суд оставляет жалобу без рассмотрения (п. 1 ст. 165 ГПК), если это обстоятельство установлено в судебном заседании.

Это правило не применяется, если законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность подачи жалобы непосредственно в суд, либо установлена альтернативная подведомственность.

Жалоба оплачивается государственной пошлиной по ставкам, установленным приложением к Налоговому Кодексу (Особенная часть). В жалобе должно быть указано, какие действия (бездействие) обжалуются, мотивы (основания) жалобы, то есть юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действий (бездействия), какие конкретно права нарушены или какие обязанности неправомерно возложены на гражданина, подавалась ли аналогичная жалоба вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, иной организации, должностному лицу и результат рассмотрения этой жалобы.

В случае несоответствия жалобы перечисленным требованиям, а также при наличии других недостатков, препятствующих возбуждению дела, жалоба оставляется без движения, а заявителю предоставляется срок для исправления недостатков (ст. 111 ГПК).

После поступления жалобы суд обязан приостановить исполнение обжалованного действия, если в законе предусмотрено обязательное его приостановление (например, в ст. 66 Кодекса Республики Беларусь о земле).

Суд рассматривает жалобу с участием заявителя (гражданина, представителя юридического лица), подавшего ее, и руководителя государственного органа, иной организации или должностного лица, действия которых обжалуются, либо их представителей, а в необходимых случаях и с участием иных заинтересованных в исходе дела лиц. Неявка в судебное заседание указанных лиц по неуважительной причине не служит препятствием к рассмотрению жалобы.

Помимо прав и обязанностей, общих для всех юридически заинтересованных в исходе дела лиц (ст. 56 ГПК), заявители, а также государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе совершить ряд распорядительных действий. Заявитель может отказаться от жалобы, изменить ее мотивы в пределах обжалуемого действия. Государственные органы, иные организации и должностные лица, действия (бездействие) которых обжалуются, вправе признать жалобу в случаях, когда они в пределах своей компетенции могут вносить изменения в обжалуемое действие. В силу характера правоотношений заключение мирового соглашения по делам данной категории не допускается.

Бремя доказывания законности и обоснованности совершенного действия закон возлагает на государственные органы, иные организации и должностных лиц, которые обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия). Заявители, а также иные заинтересованные в исходе дела лица вправе представить суду доказательства о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, а применительно к ч. 1 ст. 179 ГПК заявители обязаны доказать, что в отношении их имело место действие (бездействие).

Если при рассмотрении жалобы суд установит, что возник спор о праве, подведомственный суду, гражданину, подавшему жалобу, разъясняется, что спор может быть разрешен в исковом производстве. Жалоба в этом случае оставляется без рассмотрения (п. 10 ст. 165 ГПК). Если же наличие спора о праве гражданском, подведомственном суду, будет установлено при подаче жалобы, судья в соответствии с п. 8 ст. 246 ГПК отказывает в возбуждении дела.

В случае вынесения решения о признании жалобы обоснованной, а обжалуемых действий (бездействия) неправомерными суд в резолютивной части решения указывает на конкретные действия, которые должны быть совершены для устранения допущенного нарушения (например, возлагает обязанность на должностное лицо выдать требуемую справку), а также разрешает вопросы о судебных расходах.

Соответствующий государственный орган, иная организация или должностное лицо обязаны сообщить суду и заявителю об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения копии решения суда. Поэтому при направлении копии решения суд уведомляет соответствующий орган о необходимости соблюдения ч. 5 ст. 357 ГПК.

Суды должны реагировать частными определениями на установленные при рассмотрении жалобы факты формального отношения государственных органов, иных организаций или должностных лиц к обращениям граждан, невыполнения предписаний законодательных актов, в том числе нарушения порядка и сроков рассмотрения обращений, осуществления административных процедур. При обнаружении признаков преступления в действиях должностного или другого лица суд сообщает об этом прокурору (ч. 2 ст. 325 ГПК).

Особенности рассмотрения и разрешения жалоб осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, на применение к ним мер взыскания и жалоб административно арестованных на применение к ним видов дисциплинарных взысканий

Рассмотрение данных жалоб регламентировано ст. 358-1 – 358-3 ГПК.

Жалобы осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, на применение к ним мер взыскания и жалобы административно арестованных на применение к ним видов дисциплинарных взысканий рассматривает суд по месту нахождения заявителя.

Жалоба может быть подана в суд в месячный срок, исчисляемый со дня, когда осужденному к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лицу, содержащемуся под стражей, административно арестованному стало известно о нарушении его права, или после обжалования наложенного взыскания вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу со дня получения отказа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы вышестоящему должностному лицу.

К жалобам администрацией учреждений, исполняющих наказание, мест содержания под стражей, специальных учреждений органов внутренних дел, исполняющих административное взыскание в виде административного ареста, прилагаются все необходимые документы, характеризующие личность осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, административно арестованных, их поведение во время отбывания наказания, содержания под стражей, отбывания административного ареста, копии документов по материалам обжалуемого взыскания.

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения до разрешения жалобы. Жалобы осужденных к аресту, лишению свободы, пожизненному заключению, лиц, содержащихся под стражей, на применение к ним мер взыскания и жалобы административно арестованных на применение к ним видов дисциплинарных взысканий рассматриваются судом не позднее десяти дней с момента их поступления в суд.

Жалоба рассматривается с участием заявителя в случае признания судом его явки в судебное заседание обязательной, представителя соответствующего учреждения, исполняющего наказание или исполняющего административное взыскание.

По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из следующих мотивированных решений:

- об оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы - без удовлетворения;

- об обоснованности жалобы и отмене взыскания.

Решение суда об обоснованности жалобы и отмене взыскания подлежит немедленному исполнению.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: